Изменения в Законе об образовании, вступающие в силу с 1 июля 2020 года
Информация Рособрнадзора
Рособрнадзор напоминает об изменениях в Законе об образовании, вступающих в силу с 1 июля 2020 года.
В частности:
- вводится понятие практической подготовки обучающихся и закрепляются нормы ее организации;
- устанавливается обязанность образовательной организации по созданию безопасных условий обучения, в том числе при проведении практической подготовки;
- скорректированы положения об осуществлении деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ;
- установлено, что порядок зачета образовательной организацией результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях будет определяться Минобрнауки совместно с Минпросвещения России.
Утверждено расписание ЕГЭ на 2020 год
Приказ Минпросвещения России N 609, Рособрнадзора N 1559 от 14.11.2019
Приведены дни проведения экзаменов, учебные предметы, а также продолжительность проведения экзаменов по каждому из них.
Утверждено расписание основного государственного экзамена в 2020 году
Приказ Минпросвещения России N 610, Рособрнадзора N 1560 от 14.11.2019
Приведены дни проведения экзаменов, учебные предметы, а также продолжительность экзамена по каждому предмету.
Утверждены рекомендации по порядку проведения независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности
Методические рекомендации к Единому порядку расчета показателей с учетом отраслевых особенностей (утв. Минпросвещения России)
Рекомендациями, в числе прочего, определяется:
- перечень участников независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности (далее — НОКО);
- порядок представления и использования результатов НОКО;
- порядок проведения НОКО;
- рекомендации по расчету отдельных показателей НОКО.
Норма, устанавливающая предельную наполняемость классов школ в 25 человек, исключена
Письмо Минпросвещения России от 28.10.2019 N 05-ПГ-МП-20965
Минпросвещения России сообщает, что рекомендательная норма, устанавливающая предельную наполняемость классов школ в 25 человек, исключена на основании СанПиН 2.4.2.2821-10.
Вместе с тем, согласно порядку организации образовательной деятельности по программам среднего профессионального образования (утв. Приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 N 464), численность обучающихся в учебной группе составляет не более 25 человек.
Сообщается, что исходя из специфики образовательной организации учебные занятия и практика могут проводиться с группами обучающихся меньшей численности и отдельными обучающимися, а также с разделением группы на подгруппы. Можно также объединять группы обучающихся при проведении учебных занятий в виде лекций.
Порядок формирования учебных групп в образовательных организациях высшего образования
Письмо Минобрнауки России от 31.10.2019 N 03/16361
Минобрнауки России разъяснило порядок формирования учебных групп в образовательных организациях высшего образования.
Сообщается, что Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утв. Приказом Минобрнауки России от 05.04.2007 N 301, установлено, что для проведения занятий лекционного типа учебные группы могут объединяться в учебные потоки. При необходимости возможно объединение в один учебный поток учебных групп по различным специальностям и (или) направлениям подготовки.
Для проведения занятий семинарского типа формируются учебные группы обучающихся численностью не более 30 человек из числа обучающихся по одной специальности или направлению подготовки. Занятия семинарского типа проводятся для одной учебной группы. При необходимости возможно объединение в одну учебную группу обучающихся по различным специальностям и (или) направлениям подготовки.
Указанный порядок является обязательным для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры.
При проведении ГИА не предусматривается организация питания для лиц, привлекаемых к ее проведению
Письмо Рособрнадзора от 16.12.2019 N 02-51-351/10-3669
Во время экзамена на рабочем столе участника экзамена помимо экзаменационных материалов может находиться в том числе питание (при необходимости). По мнению Рособрнадзора, участник экзамена может взять с собой на экзамен, например, негазированную воду, питьевой йогурт, плитку шоколада и др.
Во время проведения экзаменов питание может быть организовано только для участников экзаменов с ограниченными возможностями здоровья, участников экзаменов — детей-инвалидов и инвалидов. В этом случае в отдельных аудиториях Рособрнадзор полагает допустимым и целесообразным организовать питание указанных участников непосредственно в аудитории, в которой они сдают экзамен.
Рекомендации по созданию центров непрерывного повышения мастерства педагогических работников
Распоряжение Минпросвещения России от 17.12.2019 N Р-140
Минпросвещения России подготовлены методические рекомендации по созданию центров непрерывного повышения мастерства педагогических работников и оценки квалификации педагогов.
Рекомендации разработаны в целях обеспечения исполнения федерального проекта «Учитель будущего» национального проекта «Образование», в том числе в целях установления требований к результатам использования соответствующей федеральной субсидии региональным бюджетам.
Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников представляет собой юридическое лицо либо структурное подразделение образовательной организации, осуществляющее непрерывное дополнительное профессиональное образование педагогических работников (на основе диагностики профессиональных компетенций с учетом анализа их запросов в овладении новыми компетенциями и результатов добровольной независимой оценки профессиональной квалификации), обеспечивающее разработку и сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов совершенствования профессионального мастерства педагогических работников.
Центр оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов — юридическое лицо, осуществляющее деятельность по проведению независимой оценки квалификации педагогических работников образовательных организаций.
Распоряжение вступает в силу с 1 января 2020 года.
Рекомендации по созданию мобильных технопарков «Кванториум»
Распоряжение Минпросвещения России от 17.12.2019 N Р-134
Минпросвещения России подготовлены методические рекомендации по созданию мобильных технопарков «Кванториум» для детей, проживающих в сельской местности и малых городах.
Рекомендации разработаны в том числе в целях установления требований к результатам использования федеральной субсидии регионам на реализацию региональных проектов, обеспечивающих достижение целей федерального проекта по созданию мобильных технопарков.
Цель их создания — обеспечение доступности для детей, проживающих в сельской местности и малых городах, образовательной инфраструктуры для обеспечения освоения актуальных и востребованных знаний, навыков и компетенций в рамках дополнительных общеобразовательных программ технической и естественнонаучной направленностей. Мобильный технопарк создается как структурное подразделение детского технопарка «Кванториум» на базе транспортного средства и реализует обучение в агломерациях, объединяющих образовательные организации, расположенные в сельской местности и малых городах, по дополнительным общеобразовательным программам естественнонаучной и технической направленностей и предметной области «Технология».
Организационно-техническое, методическое и информационное сопровождение создания технопарков осуществляет федеральный оператор — «Фонд новых форм развития образования», являющийся частью ведомственного проектного офиса национального проекта «Образование».
Распоряжение вступает в силу с 1 января 2020 года.
С 1 марта 2020 года будет усовершенствован порядок премирования за достижения в области культуры
Постановление Правительства РФ от 11.12.2019 N 1640
Предусмотрены следующие премии Правительства РФ:
- за значительный вклад в развитие российской культуры творческим работникам и деятелям культуры — 6 ежегодных премий в размере 3 млн. рублей каждая;
- имени Федора Волкова за вклад в развитие театрального искусства России — ежегодная премия в размере 3 млн. рублей;
- «Душа России» за вклад в развитие народного творчества — 5 ежегодных премий в размере 500 тыс. рублей каждая;
- имени А.В. Луначарского за значительный вклад в развитие российской культуры — 7 ежегодных премий в размере 300 тыс. рублей каждая.
Присуждение премий производится решением Правительства РФ на основании предложений Межведомственного совета по присуждению премий в области культуры, создаваемого Минкультуры России.
Срок присутствия ведущего ученого в лаборатории для руководства проводимым научным исследованием должен составлять не менее 90 календарных дней в год
Приказ Минобрнауки России от 07.10.2019 N 978
Указанный срок необходим для предоставления образовательной организации высшего образования, научному учреждению или государственному научному центру грантов в форме субсидий из федерального бюджета, выделяемых для государственной поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых.
Методические рекомендации по созданию в школах, расположенных в сельской местности и малых городах, условий для занятия спортом
Распоряжение Минпросвещения России от 05.12.2019 N Р-124
Рекомендации устанавливают требования к результатам использования федеральных субсидий на реализацию соответствующих региональных проектов и направлены на обеспечение единых организационных и методических условий реализации перечней мероприятий по обновлению материально-технической базы для занятий спортом.
Требования, приведенные в рекомендациях, являются минимальными.
Распоряжение вступает в силу с 1 января 2020 года.
Если ученик удовлетворительно сдал ЕГЭ (баллы не ниже минимальных) по предмету в 10-м классе, он не может повторно участвовать в ЕГЭ по этому предмету в 11-м классе для увеличения баллов
Письмо Рособрнадзора от 12.12.2019 N 10-1055 «О дополнении письма Рособрнадзора от 05.11.2019 N 10-974»
Такая возможность будет ему предоставлена только после получения аттестата о среднем общем образовании, когда он перейдет в категорию «выпускник прошлых лет».
Возможность повторного участия в ЕГЭ в 11-м классе для обучающихся 10 классов предусмотрена только в случае получения неудовлетворительных результатов.
Отмечается, однако, что для недопущения нарушения прав участников экзаменов, возникающих по причине некорректной трактовки норм Порядка проведения ГИА (утв. Приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 N 190/1512), обучающимся, которые в 2018/19 учебном году обучались в 10-м классе, в начале 2018/19 учебного года перешли на индивидуальный учебный план и обучались по нему в связи с планируемым прохождением экзамена по учебному предмету по окончании 10-го класса, успешно прошедшим ЕГЭ по соответствующему учебному предмету в 2019 году, будет предоставлена возможность повторного участия в ЕГЭ по этому же учебному предмету в 2020 году.
Порядок проведения практики обучающихся по основным профессиональным образовательным программам
Руководство по соблюдению организациями, осуществляющими образовательную деятельность, законодательства Российской Федерации в сфере образования в части организации и проведения практики обучающихся по основным профессиональным образовательным программам (утв. Рособрнадзором)
Представлены рекомендации по соблюдению обязательных требований при организации и проведении практики обучающихся по основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального (ОПОП СПО) и высшего образования.
В частности, в рекомендациях по соблюдению обязательных требований при организации и проведении практики обучающихся по ОПОП СПО даны разъяснения относительно целей, места проведения и руководства практикой, сроков, формы, организации ее проведения, аттестации по итогам практики и т.д.
Рособрнадзор информирует о вступлении в силу с 1 января 2020 года порядка приема лиц на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования
Информация Рособрнадзора от 17.12.2019
Порядок приема на подготовительные отделения ФГОО ВО, утвержденный Приказом Минобрнауки России от 13.08.2019 N 602, устанавливает в том числе:
- перечень категорий лиц, имеющих право на прием на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, при наличии среднего общего образования;
- перечень документов, представляемых поступающим при подаче заявления о приеме;
- перечень документов об образовании и/или о квалификации, представляемых поступающим для удостоверения образования, в том числе документов иностранных государств об образовании и порядок их представления, а также случаи, в которых не требуется представление свидетельства о признании иностранного образования;
- процедуру проведения конкурса при приеме на обучение, если численность поступающих превышает количество мест для приема.
Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей
Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 N 467
Модель обязательна для образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, а также индивидуальных предпринимателей.
Модель развития направлена на решение следующих задач:
- повышение вариативности дополнительного образования детей, его качества и доступности;
- формирование ведущей роли дополнительного образования детей в системе образования субъектов РФ как важнейшего элемента интеллектуального, духовно-нравственного и физического совершенствования детей, а также обеспечение подготовки и ранней профориентации;
- повышение значимости и востребованности дополнительных общеобразовательных программ;
- обновление методов и содержания дополнительного образования детей в соответствии с их образовательными потребностями и индивидуальными возможностями, интересами семьи и общества;
- обеспечение баланса между образовательными потребностями детей и направлениями социально-экономического развития России, субъектов РФ и муниципальных образований и др.
Программа «Земский учитель»
Письмо Минпросвещения России от 27.09.2019 N ВБ-13/08
Минпросвещения России направлены рекомендации по принятию субъектами РФ нормативных актов в целях реализации программы «Земский учитель».
Указывается, что нормативными правовыми актами субъекта РФ утверждаются:
- внесение изменений в региональную программу развития образования;
- положение о конкурсном отборе претендентов на право получения единовременной компенсационной выплаты учителю;
- перечень вакантных должностей;
- положение о конкурсной комиссии;
- порядок предоставления, расходования единовременной компенсационной выплаты учителю, возврата учителем единовременной компенсационной выплаты;
- форма договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты.
Субъект РФ утверждает также:
- перечень вакантных должностей;
- список победителей конкурсного отбора на право получения единовременной компенсационной выплаты учителю.
Мероприятия проводятся в следующей последовательности:
- прием заявок от претендентов на вакантную должность «учитель» в образовательную организацию из перечня вакантных должностей;
- отбор претендентов на уровне субъекта РФ;
- утверждение списка победителей конкурсного отбора.
При непредставлении претендентом-победителем письменного согласия на дальнейшее участие в мероприятии и переезд в соответствующий населенный пункт проводится резервный этап, участие в котором предлагается следующему по рейтингу претенденту.
Организация обучения граждан предпенсионного возраста допускает получение гранта в форме субсидии
Письмо Минфина России от 18.10.2019 N 02-05-11/80416 «Об особенностях получения образовательных сертификатов гражданами предпенсионного возраста»
Сообщается, в частности, что в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление, в том числе в соответствии с решениями высшего должностного лица субъекта РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе. При этом такие гранты могут предоставляться также бюджетным и автономным учреждениям, включая учреждения, в отношении которых указанные органы не осуществляют функции и полномочия учредителя.
Таким образом, реализовать механизм образовательных сертификатов при организации обучения граждан предпенсионного возраста возможно путем предоставления в соответствии с решением высшего должностного лица субъекта РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ гранта в форме субсидий.
Разъяснен порядок восстановления в образовательной организации
Письмо Минобрнауки России от 18.10.2019 N 03/15462-О
Обучающийся, отчисленный по собственной инициативе до завершения освоения основной профессиональной образовательной программы, имеет право на восстановление в течение 5 лет при наличии свободных мест и с сохранением прежних условий обучения, но не ранее завершения учебного года (семестра), в котором было отчисление.
Порядок восстановления определяется локальным нормативным актом организации. Вместе с тем обязательства сторон регламентируются договором между организацией и студентом (его родителем), в котором определены юридические и финансовые отношения, а также основания изменения и расторжения договора.
Разъяснены требования к квадрокоптерам, использующимся для обучения в школах, расположенных в сельской местности и малых городах
Письмо Минпросвещения России от 25.10.2019 N МР-1406/02
Сообщается, что Минпросвещения России от 01.03.2019 N Р-23 утверждены Методические рекомендации по созданию мест для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественнонаучного, технического и гуманитарного профилей в образовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, и дистанционных программ обучения определенных категорий обучающихся, в том числе на базе сетевого взаимодействия.
В составе Методических рекомендаций установлен примерный перечень оборудования и средств обучения, в который включены в том числе квадрокоптеры. В частности, предусматривается использование трех видов квадрокоптеров в зависимости от максимальной взлетной массы (до 250 грамм, от 250 грамм до 30 килограмм и свыше 30 килограмм). Разъяснены требования, касающиеся их государственной регистрации или учета и правил полетов.
Если документ отсутствует в вашем комплекте СПС Консультант Плюс,
его можно заказать через сервис «Линия консультаций»
Тел.: 418-58-74, e-mail: hotline@inform.plus