Обеспечение гарантийных обязательств по госконтракту: полезные выводы из практики контролеров
Законом N 44-ФЗ урегулированы не все вопросы обеспечения гарантийных обязательств. Расскажем, опираясь на практику антимонопольных органов, когда нужно требовать обеспечение гарантийных обязательств и какие моменты важно учесть в проекте контракта.
В каких случаях надо требовать обеспечение гарантийных обязательств
Если в документации заказчик установил требования к гарантийным обязательствам, он должен запросить их обеспечение. Это подтверждает практика контрольных органов, например Марийского, Санкт-Петербургского, Чувашского, Московского УФАС. К аналогичному выводу пришла ФАС.
Требования к гарантийным обязательствам нужно предусмотреть при закупке машин и оборудования. В остальных случаях это право заказчика. Если он не установил требования к гарантийным обязательствам, их обеспечение также не нужно требовать. Так решили Тюменское, Курское, Московское, Санкт-Петербургское УФАС.
Порядок и срок внесения обеспечения гарантийных обязательств
В проекте контракта нужно установить порядок и срок предоставления обеспечения гарантийных обязательств, если оно предусмотрено закупкой. Отсутствие хотя бы одного из этих условий контрольные органы посчитают нарушением.
Так, Мордовское УФАС наказало заказчика за то, что в проекте контракта он не указал срок предоставления обеспечения гарантийных обязательств, хотя установил порядок его предоставления. Аналогичное решение приняла ФАС.
Обратите внимание, что проверяющие посчитали недостаточной общую фразу: «Обеспечение гарантийных обязательств предоставляется Подрядчиком до подписания Заказчиком акта приемки законченного (завершенного) строительством объекта». Установите конкретный срок, чтобы соблюсти требования Закона N 44-ФЗ.
В другом случае контрольный орган признал нарушением отсутствие условий о порядке и сроке предоставления такого обеспечения в проекте контракта.
Срок действия банковской гарантии, предоставленной в обеспечение гарантийных обязательств
По мнению Минфина, определять этот срок нужно по правилам, предусмотренным для срока действия обеспечения исполнения контракта. Он должен превышать срок исполнения гарантийных обязательств не менее чем на один месяц. Соответствующее решение приняла и ФАС.
Отметим, Камчатское УФАС приравняло понятия «срок исполнения обязательств» к понятию «срок действия контракта». Тем не менее рекомендуем устанавливать требования к сроку действия обеспечения гарантийных обязательств на основании гарантийного срока, так как он не всегда совпадает со сроком действия контракта.
Срок возврата денежного обеспечения гарантийных обязательств
По аналогии с правилами, предусмотренными для обеспечения исполнения контракта, заказчик должен вернуть денежные средства, предоставленные в качестве обеспечения гарантийных обязательств, в течение 30 дней с даты их исполнения (15 дней, если закупка проводилась только у СМП). Такого мнения придерживается Минфин. Эту позицию подтверждает практика ФАС.
Отметим, ФАС признала неправомерными действия заказчика, который установил в проекте контракта срок в 30 банковских дней, так как он не соответствует Закону N 44-ФЗ.
Можно ли уменьшить размер обеспечения гарантийных обязательств
По мнению Минфина, размер обеспечения гарантийных обязательств нельзя уменьшить в связи с частичным исполнением контракта. К аналогичному выводу пришла ФАС, посчитав необоснованной жалобу на отсутствие такого положения в проекте контракта.
Аварийное состояние моста не оправдывает госзакупку у единственного поставщика
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14.01.2020 N Ф02-7001/2019 по делу N А78-18155/2018
В связи с аварийным состоянием автомобильного моста в его границах был введен режим чрезвычайной ситуации (ЧС). Контракт на ремонтные работы заключили с единственным поставщиком. Позднее постановление о вводе режима ЧС было признано незаконным и не действующим со дня его принятия.
На основании этого прокурор потребовал признать недействительным контракт. Суды его поддержали. Они указали, что аварийное состояние моста не является обстоятельством непреодолимой силы. Закупку можно было провести конкурентным способом.
Отметим, что практика по данному вопросу неоднозначна. Так, в одном случае суд посчитал, что для заключения контракта с единственным поставщиком режим ЧС необязателен, если работы носят экстренный характер. В другом споре этого режима оказалось недостаточно. Признаки чрезвычайности и непреодолимости наступления последствий должны быть в совокупности.
Чтобы избежать споров, рекомендуем проводить закупку конкурентным способом.
Минфин пояснил, на каком лицевом счете автономное учреждение учитывает неустойку по договору
Вопрос: О признании собственными доходами автономного учреждения — получателя субсидии средств неустойки, полученной по договору (контракту) о выполнении работ, и отражении их на лицевых счетах. (Письмо Минфина России от 06.12.2019 N 02-07-10/95319)
Если автономное учреждение предъявляет санкции (неустойку, пени, возмещение ущерба) исполнителю договора (контракта), заключенного на нужды учреждения в рамках осуществления им как получателем субсидии деятельности, то полученные средства оно признает доходами от приносящей доход деятельности.
Эти доходы отражают на предназначенном для учета операций со средствами автономных учреждений лицевом счете, открытом в УФК (код 30).
В случае если контрагент перечислит неустойку на лицевой счет с кодом 31, указанную сумму следует учесть на лицевом счете с кодом 30. Для этого учреждение должно представить в УФК заявку на кассовый расход по форме 0531801.
Суды напомнили: поставщик устранил недостатки в пределах срока исполнения госконтракта — штрафа нет
Определение Верховного Суда РФ от 15.01.2020 N 306-ЭС19-25786 по делу N А72-370/2019
По итогам электронного аукциона был заключен контракт. При его исполнении выяснилось, что часть товара не соответствует установленным требованиям.
Поставщик его заменил до истечения срока поставки. Замечаний к товару не было, акт приема-передачи подписан.
Однако заказчик потребовал уплатить штраф и удержал необходимую сумму из обеспечения исполнения контракта.
Суды не нашли оснований для штрафа: недостатки устранены своевременно, обязательства по контракту исполнены в полном объеме. С заказчика взыскали проценты за пользование чужими денежными средствами и сумму удержанного штрафа.
Верховный суд не стал пересматривать дело.
Рекомендуем исправлять выявленные недостатки как можно скорее. Если выйти за пределы срока исполнения контракта, есть вероятность, что вам начислят штраф.
Замена удостоверения на медизделие может быть уважительной причиной просрочки поставки по контракту
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16.01.2020 N Ф04-6765/2019 по делу N А70-19914/2018
Заказчик расторг в одностороннем порядке госконтракт на закупку медизделий. Часть товара была поставлена с опозданием.
Антимонопольный орган включил сведения о поставщике в РНП.
Суды установили, что контролеры не исследовали, почему не были соблюдены условия договора. Нарушение сроков произошло по уважительной причине: изготовитель товара, поставляемого по госконтракту, переоформлял регистрационное удостоверение на медизделие. Поставщик действовал добросовестно, поскольку закупил необходимый товар у третьих лиц и уплатил неустойку.
Суды признали решение контролеров незаконным.
Вопросы
Статьи
Обзоры
Если документ отсутствует в вашем комплекте СПС Консультант Плюс,
его можно заказать через сервис «Линия консультаций»
Тел.: 418-58-74, e-mail: hotline@inform.plus