ПРОЕКТ: Новый КоАП РФ: как изменятся общие положения
Проект «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (подготовлен Минюстом России, ID проекта 02/04/01-20/00099059) (не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 30.01.2020)
Проект Федерального закона «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Процессуального кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (подготовлен Минюстом России, ID проекта 02/04/01-20/00099058) (не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 30.01.2020)
Обзор: «Проект нового КоАП РФ: как изменятся общие положения» (КонсультантПлюс, 2020)
Привлекать организации и ИП к ответственности планируют с учетом риск-ориентированного подхода. Для должностных лиц и ИП скорректируют суммы штрафов, которые могут назначить в размере меньше минимальных значений.
Бизнес будут наказывать с применением риск-ориентированного подхода
Новшество коснется бизнеса, на который распространяется госконтроль (надзор) или муниципальный контроль.
Если нарушение влечет низкий, умеренный, средний или значительный риск причинения вреда охраняемым законом ценностям, наказывать юрлиц и ИП будут только по результатам контрольно-надзорного мероприятия.
Если риск высокий или чрезвычайно высокий, полагаем, что для привлечения нарушителя к ответственности проводить такое мероприятие будет необязательно. Вероятно, речь идет о нарушениях, на которые необходима быстрая реакция государства (например, о тех, которые привели к жертвам).
Действующий КоАП РФ подобного положения не содержит. Необходимость предусмотреть его связана с готовящейся реформой контроля и надзора. Госдума планирует в 2020 году рассмотреть законопроект, в котором есть понятие «контрольно-надзорное мероприятие», перечислены виды таких мероприятий (например, выездное обследование, мониторинговая закупка, выездная проверка), зафиксированы правила их проведения. Подробнее о реформе читайте в нашем обзоре.
Шансы должностных лиц и ИП на снижение штрафов возрастут
Планируют изменить размер штрафов, которые при исключительных обстоятельствах назначают в сумме ниже минимального предела. По проекту это могут быть штрафы, которые для должностных лиц составляют от 10 тыс. руб., для ИП — от 20 тыс. руб.
Сейчас минимальный размер штрафа для должностного лица, который может быть снижен, составляет 50 тыс. руб. Это относится и к ИП, поскольку они по общему правилу отвечают так же, как должностные лица.
Для юрлиц минимальный размер штрафа, который можно снизить, не изменится и составит 100 тыс. руб.
Временно запретить заниматься бизнесом смогут на срок до 30 суток
По общему правилу временно запрещать вести деятельность смогут за грубые административные правонарушения. В их перечень войдут, в частности:
- нарушения в сфере легализации преступных доходов;
- нарушения, препятствующие конкуренции;
- нарушения, считающиеся грубыми согласно другим НПА.
Запрет смогут назначить на срок до 30 суток.
Сейчас данное наказание называется административным приостановлением деятельности. Его срок — до 90 суток. Одно из самых распространенных нарушений, за которое грозит это наказание, — несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований.
Минимальный срок давности составит один год
Проект нового КоАП РФ предусматривает, что для большинства нарушений срок давности привлечения к ответственности составит один год.
Сейчас по множеству нарушений применяются два общих срока давности:
- два месяца — по делам, которые рассматривают органы и должностные лица (самовольное занятиеземельного участка, нарушение правил госрегистрации ТС и пр.);
- три месяца — по делам, которые рассматривают судьи (ведениебизнеса с нарушением лицензионных требований, несоблюдение законодательства в области персональных данных и пр.).
Будет меньше возможностей избежать ответственности за длящееся нарушение
Срок давности по длящимся нарушениям согласно общему правилу будет исчисляться со следующего дня после их обнаружения. Моментом обнаружения будет момент составления протокола или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела. При административном расследовании это будет момент, когда примут решение о возбуждении дела и проведении такого расследования.
Сейчас срок давности при длящемся нарушении начинает исчисляться со дня, когда его обнаружили. Пленум ВС РФ в 2005 году разъяснил, что днем обнаружения считается день, когда лицо, уполномоченное составлять протокол, выявило нарушение.
За несколько однородных нарушений будут наказывать только один раз
Если выявят хотя бы два однородных нарушения, то наказывать будут за одно. Правило будет работать, если одновременно соблюдаются следующие условия:
- ответственность за нарушения предусмотрена одной статьей (частью статьи) КоАП РФ или регионального закона об АП;
- лицо не привлекали к ответственности за данные нарушения.
Сейчас такого правила в КоАП РФ нет. Полагаем, оно исключит случаи, когда по итогам одной проверки выявляют несколько однородных нарушений и штрафуют за каждое из них. Отметим, что суды не всегда идут навстречу проверяющим и вместо нескольких наказаний назначают одно. Это подтверждает, например, одно из решений Мосгорсуда.
Читайте в наших обзорах о том, каких изменений ждать за распространенные нарушения, в том числе в сферах:
- труда;
- бухгалтерии;
- госсектора;
- закупок по законам N 44-ФЗ и N 223-ФЗ.
ПРОЕКТ: Как будут наказывать за распространенные нарушения: обзор особенной части проекта КоАП РФ
Проект Федерального закона «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Процессуального кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (подготовлен Минюстом России, ID проекта 02/04/01-20/00099058) (не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 30.01.2020)
C 2021 года планируют ужесточить ответственность за некоторые нарушения прав потребителей, а также санитарно-эпидемиологических требований. Будут и послабления. Например, хотят сократить количество больших штрафов за невыполнение предписаний госорганов. Рассмотрим самые значимые из этих новшеств.
О том, какие изменения содержит проект нового КоАП РФ в части общих положений, наказаний за нарушения в сферах труда, бухгалтерии, госсектора и закупок по законам N 44-ФЗ и N 223-ФЗ, читайте в наших обзорах.
Нарушение прав потребителей
Навязывание дополнительных товаров, работ, услуг
Если потребителю за отдельную плату навязали дополнительные товары, работы или услуги, должностных лиц будут штрафовать на сумму от 5 тыс. до 10 тыс. руб., ИП — от 20 тыс. до 100 тыс. руб., а организации — от 50 тыс. до 300 тыс. руб.
Сейчас нет подобного состава, который касался бы продавцов любых товаров, работ и услуг. В связи с этим за навязывание штрафуют в основном так же, как за включение в договор условий, ущемляющих права потребителя. Это подтверждает в том числе практика ВС РФ. Должностные лица платят от 1 тыс. до 2 тыс. руб., организации — от 10 тыс. до 20 тыс. руб.
Действующий КоАП РФ предусматривает штраф за навязывание дополнительных услуг при заключении договора обязательного страхования. Это нарушение зафиксировано и в проекте. Разница лишь в том, что минимальный штраф для должностных лиц будет составлять не 20 тыс. руб., а 10 тыс. руб.
Отказ рассмотреть требования потребителя
Еще один новый состав коснется, в частности, необоснованного отказа или уклонения от рассмотрения требований потребителя, связанных с нарушением его прав. Штраф для должностных лиц составит от 30 тыс. до 50 тыс. руб., для ИП — от 150 тыс. до 500 тыс. руб., для организаций — от 250 тыс. до 1 млн руб.
Это одно из самых опасных новшеств для бизнеса. Вероятно, нарушителю будут грозить не только указанные штрафы, но и другие санкции, например предусмотренный Законом о защите прав потребителей штраф за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований.
Неисполнение обязанности обеспечить ремонт товара
Планируют ввести штраф за неисполнение обязанности обеспечить возможность ремонта и техобслуживания товара в течение срока его службы. Если такой срок не установлен, — в течение 10 лет со дня продажи товара потребителю. Штрафовать за это нарушение собираются ИП (от 50 тыс. до 250 тыс. руб.) и юрлиц (от 250 тыс. до 1 млн руб.).
Действующий Кодекс не предусматривает ответственности за данное нарушение.
Нарушение санитарно-эпидемиологических требований
Нарушение требований к зданиям, сооружениям, оборудованию и транспорту
По проекту штраф составит для должностных лиц от 10 тыс. до 20 тыс. руб., для ИП — от 15 тыс. до 30 тыс. руб., для организаций — от 50 тыс. до 100 тыс. руб.
Альтернативным наказанием для юрлиц и ИП будет запрет деятельности на срок до 30 суток. Напомним, по проекту это максимальный срок запрета. Сейчас бизнес могут приостановить на период до 90 суток.
Такие же наказания проект предусматривает не только за нарушение требований к зданиям и сооружениям, оборудованию и транспорту, но и к жилым, производственным и общественным помещениям.
Сейчас штраф для должностных лиц и ИП одинаковый — от 1 тыс. до 2 тыс. руб. Организации платят от 10 тыс. до 20 тыс. руб. Вместо штрафа могут назначить приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Нарушение требований в отношении безопасности продукции
Для изготовителей, исполнителей и продавцов собираются ввести новый состав правонарушения. Речь идет о нарушении санитарно-эпидемиологических требований в отношении безопасности продукции. Они должны быть установлены техрегламентами и документами, принятыми согласно международным договорам РФ.
Должностным лицам будет грозить штраф от 10 тыс. до 50 тыс. руб., ИП — от 20 тыс. до 50 тыс. руб., компаниям — от 100 тыс. до 1 млн руб. Вместо штрафа смогут назначить запрет деятельности на срок до 30 суток.
Невыполнение предписаний госорганов
Значительно сократится количество составов, связанных с невыполнением в срок законных предписаний органов госконтроля (надзора), муниципального контроля. Сейчас ст. 19.5 КоАП РФ предусматривает 47 составов, включая общий. По каждому специальному составу наказание строже, чем по общему.
Аналогичная статья проекта содержит только один общий состав (размер штрафа не изменится), из которого есть всего три исключения. Речь идет о невыполнении в срок предписания контролирующего органа:
- в сфере закупок;
- гособоронзаказа;
- средств информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи (только для операторов связи).
В других главах проекта зафиксировано еще несколько составов о невыполнении предписаний (в частности, ЦБ РФ). Тем не менее полагаем, что даже с учетом этих немногочисленных составов большие штрафы за невыполнение предписаний станут назначать реже, чем сейчас.
Строительство без разрешения
За строительство и реконструкцию объектов капстроительства без разрешения (если оно необходимо) будут назначать только штраф. Сейчас вместо этого могут приостановить деятельность на срок до 90 суток.
Поскольку размер штрафа не изменится, данное новшество можно считать смягчением ответственности.
Напомним, сейчас штраф для должностных лиц и ИП составляет от 20 тыс. до 50 тыс. руб., а для компаний — от 500 тыс. до 1 млн руб.
ПРОЕКТ: Правительство предлагает за нарушение безопасности объектов ТЭК штрафовать по КоАП РФ и юрлиц
Проект Федерального закона N 893743-7
В Госдуму внесен проект, по которому административную ответственность за нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК планируется распространить на юрлиц. Кроме того, наказания будут различаться в зависимости от категории опасности таких объектов.
Категория опасности | Должностные лица | Компании |
Низкая | Штраф 30 тыс. — 40 тыс. руб. или дисквалификация на срок от 6 мес. до 1 года | Штраф 50 тыс. — 100 тыс. руб. |
Средняя, высокая | Штраф 40 тыс. — 50 тыс. руб. или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет | Штраф 200 тыс. — 300 тыс. руб. |
Напомним, сейчас норма не настолько детализирована и по ней не наказывают юрлиц. Должностным лицам грозит штраф от 30 тыс. до 50 тыс. руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех лет.
ПРОЕКТ: Планируют ввести скидку на оплату большинства административных штрафов
Проект Федерального закона «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Процессуального кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (подготовлен Минюстом России, ID проекта 02/04/01-20/00099058) (не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 30.01.2020)
С 2021 года можно будет внести лишь 50% наложенного штрафа за нарушения, которые по проекту нового КоАП РФ не являются грубыми. То же самое коснется нарушений в области таможенного дела и транспортной безопасности (ч. 5 ст. 12.2 проекта Процессуального кодекса РФ об административных правонарушениях).
Сейчас оплатить штраф со скидкой можно только за большинство нарушений в области дорожного движения. Эту возможность тоже хотят сохранить. Однако больше не будет скидки при нарушении правил остановки или стоянки ТС, а также управлении им с неправильной установкой государственных регистрационных знаков.
Напомним, скидка действует в течение 20 дней с даты, когда вынесли постановление о наложении штрафа. По общему правилу этот срок не изменится.
ПРОЕКТ: Регламент рассмотрения жалоб через платформу «За бизнес» скорректируют
Проект приказа Генерального прокурора РФ
Планируется внести изменения в регламент рассмотрения прокуратурой обращений предпринимателей о давлении со стороны правоохранительных органов.
Хотят уточнить, что ответ должен быть направлен на указанный в обращении адрес электронной почты, сгенерированный цифровой платформой. В теме письма указывается результат рассмотрения.
Кроме того, установят следующее. Генпрокуратура должна давать ответ на обращения об оказании давления со стороны работников аппаратов прокуратур субъектов РФ, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратур. Если давление исходит от работников прокуратур городов и районов, приравненных к ним специализированных прокуратур, обращение направят в прокуратуру соответствующего субъекта РФ, приравненную к ней прокуратуру. Решение по нему примет ее руководитель.
Напомним, регламент был утвержден осенью прошлого года, тогда же начала работать цифровая платформа «За бизнес». Сейчас на сайте зарегистрировано более 700 обращений.
ВС РФ подсказал, когда экспедитор несет ответственность за утрату груза привлеченным им лицом
Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 27.01.2020 N 307-ЭС19-14275 по делу N А56-112474/2017
В рамках договора на оказание транспортно-экспедиционных услуг общество (клиент) поручило экспедитору доставить груз по товарной накладной. Везти груз должен был определенный водитель на конкретном автомобиле. Груз был принят к перевозке, но не доставлен. Страховая компания выплатила обществу возмещение вследствие утраты груза, но полностью убытки не покрыла.
Общество, а затем и страховая компания обратились в суд за взысканием убытков. Первая и вторая инстанция требования удовлетворили. Окружной суд акты отменил, а в иске отказал: нет доказательств принятия груза экспедитором или уполномоченным им лицом, а также факта утраты груза.
ВС РФ не согласился с этим и оставил в силе судебные акты первой и второй инстанции.
Экспедитор не может ссылаться на перевозку и утрату груза сторонним лицом, если не был составлен мотивированный отказ от исполнения поручения клиента, который был предусмотрен договором. Напротив, поручение было принято к исполнению, клиенту передали информацию о водителе и транспортном средстве, перевозившем груз. Экспедитор сам сообщил о том, что транспортное средство не прибыло в место выгрузки и неизвестно, где оно находится. Такие обстоятельства подтверждают факт утраты груза.
Пресса. Обзоры
Если документ отсутствует в вашем комплекте СПС Консультант Плюс,
его можно заказать через сервис «Линия консультаций»
Тел.: 418-58-74, e-mail: hotline@inform.plus