Утверждены новые сроки хранения документов о закупках по Законам N 44-ФЗ и 223-ФЗ
Приказ Росархива от 20.12.2019 N 236 «Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения»
С 18 февраля начнет действовать Приказ Росархива о перечне типовых управленческих документов и сроках их хранения. Он заменит приказ Минкультуры. Станет больше документов о закупках, которые нужно хранить в течение установленного срока. Некоторые действующие сроки хранения сократят. Расскажем об основных изменениях.
Бессрочно придется хранить положения (регламенты) о контрактных управляющих, контрактной службе, закупке (п. 217 перечня).
Планы-графики будут хранить только три года (п. 218 перечня).
Документы, составленные в ходе проведения конкурентных способов госзакупок, нужно будет хранить в течение трех лет независимо от объекта и объема закупки. Для госзакупок эти правила распространили на извещения, документацию, протоколы, изменения и разъяснения положений документации, заявки участников, аудиозаписи вскрытия конвертов участников. Для закупок по Закону N 223-ФЗ по таким правилам будут хранить извещения, положения о закупке и протоколы (п. п. 219–223 перечня).
Для контрактов и договоров срок хранения останется прежним — пять лет. Теперь такой срок установлен для всех закупок, а не только для крупных (п. п. 224, 225 перечня).
Сократили срок хранения журналов регистрации заявок и представителей участников. По новым правилам он составит три года (п. п. 227, 228 перечня) вместо пяти лет.
Реестры закупок, совершенных без заключения контракта, будут хранить до ликвидации организации (п. 226 перечня).
ПРОЕКТ: Ориентируемся на отечественное: Минпромторг предложил установить квоты на закупку российских товаров
Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (подготовлен Минпромторгом России, ID проекта 01/05/01-20/00098915) (не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 24.01.2020)
Проект Федерального закона «О внесении изменения в статью 3 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (подготовлен Минпромторгом России, ID проекта 01/05/01-20/00098917) (не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 24.01.2020)
Заказчики по Законам N 44-ФЗ и 223-ФЗ должны будут выполнять обязательную долю закупок отечественных товаров, а также работ и услуг, в составе которых используются данные товары (далее — товары). Общественное обсуждение поправок к названным законам продлится до 24 февраля.
Для этого правительство утвердит, в частности, размер минимальной доли, перечень продукции, сферы закупок. Квота будет рассчитываться от общего годового объема закупок.
Заказчиков по Закону N 44-ФЗ при описании объекта закупки обяжут указывать характеристики товаров российского происхождения. Они будут вправе устанавливать ограничения допуска иностранных товаров в документах о закупке, а в контракте с единственным поставщиком — его обязанность выполнить минимальную долю.
Если на участие в закупке не подано ни одной заявки с отечественными товарами, заказчик должен:
- продлить срок подачи заявок;
- признать закупку несостоявшейся.
Если продление срока не даст положительного результата, можно будет снова продлить срок и закупить иностранные товары.
По итогам года заказчик составит отчет об объеме закупок отечественных товаров и разместит в ЕИС до 1 апреля года, следующего за отчетным. Если минимальный объем не выполнен, в системе нужно будет дополнительно разместить обоснование невозможности достижения результата.
Порядок подготовки и размещения заказчиком по Закону N 223–ФЗ отчета, а также порядок обоснования утвердит правительство.
Как госзаказчики будут отчитываться о поставке товаров при централизованных закупках ПО
Приказ Казначейства России от 25.10.2019 N 30н
С 16 февраля действует порядок, по которому заказчики будут отчитываться перед Казначейством при централизованных закупках ПО. Речь идет о программах, при помощи которых ведется бюджетный учет. Разберемся, в какой форме и в какие сроки надо подавать сведения.
Кто и когда сообщит о поставке
Казначейство проинформирует заказчиков о поставке товаров, выполнении работ (об их результатах), оказании услуг (далее — поставка):
- в течение пяти рабочих дней с даты заключения контракта — если определена точная дата поставки;
- за пять рабочих дней до даты поставки, согласованной в порядке, предусмотренном контрактом.
Когда и как нужно будет отчитаться о поставке
Заказчики в течение пяти рабочих дней с даты поставки товаров, окончания выполнения работ (отдельного этапа), оказания услуг (отдельного этапа) должны будут:
- подтвердить поставку — если недостатков нет;
- направить информацию о выявленных недочетах поставки;
- направить сведения об отдельных недостатках поставки, а также данные о товарах, работах, услугах, к которым нет претензий.
В течение пяти рабочих дней с даты получения уведомления об устранении недостатков нужно будет подтвердить эту информацию.
Сообщать придется и о недостатках, обнаруженных после подтверждения поставки. Срок для направления таких сведений — пять рабочих дней с даты выявления недочетов.
В какой форме нужно будет направить сведения
Их необходимо будет представить в Казначейство на бумажном носителе или посредством системы межведомственного электронного документооборота (при наличии подключения к такой системе).
Формы документов приведены в приложениях к приказу.
Суды разобрались, когда дополнительные работы не оплачиваются без заключения нового госконтракта
Определение Верховного Суда РФ от 30.01.2020 N 309-ЭС19-25897 по делу N А07-1699/2018
При исполнении «строительного» контракта выяснилось, что проектная документация не соответствует показателям местности, на которой производятся работы.
Чтобы предотвратить чрезвычайную ситуацию, подрядчик осуществил дополнительные работы. Контракт был частично исполнен и без претензий расторгнут по соглашению сторон.
Позднее заключен аналогичный контракт. После его расторжения подрядчик требовал оплатить ранее выполненные дополнительные работы. Ему было отказано.
Суды встали на сторону заказчика и указали, что работы:
- не являются дополнительными, поскольку непосредственно связаны с объектом закупки;
- не были срочными, могли быть приобретены по новому контракту;
- не согласованы с заказчиком, так как подтверждающие документы подписаны только одной стороной;
- необязательны, поскольку подрядчик не представил локально-сметную документацию, которая обосновывала бы экономическую целесообразность работ.
Кроме того, при подписании соглашений о расторжении контрактов финансовых претензий у сторон не было. Спорные работы большей частью произведены в период, когда контракт расторгли. Он утратил силу, а вместе с этим прекратились обязательства.
Верховный суд поддержал выводы нижестоящих инстанций и не стал пересматривать дело.
Суды: ежемесячные приемка и оплата по госконтракту не означают, что этап равен календарному месяцу
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 29.01.2020 N Ф05-23152/2019 по делу N А40-76852/2019
Победитель закупки предложил заказчику считать штрафы не от цены этапа, а исходя из ежемесячной стоимости оказанных услуг. Заказчик отказался изменять порядок расчета.
В техзадании предусмотрено, что услуги оказываются в два этапа: с мая по декабрь и с января по апрель. По факту обязательства исполнялись каждый месяц.
Суды поддержали заказчика: ежемесячные приемка и оплата услуг не указывают на то, что этап равен календарному месяцу. Кроме того, подача заявки участником означает, что он согласен с условиями закупки.
Новые материалы
Если документ отсутствует в вашем комплекте СПС Консультант Плюс,
его можно заказать через сервис «Линия консультаций»
Тел.: 418-58-74, e-mail: hotline@inform.plus