Информацию о стране происхождения товара нужно будет отражать в реестре госконтрактов по-новому
Постановление Правительства РФ от 19.02.2020 N 180 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
Правительство утвердило ряд изменений в сфере закупок. В частности, в соответствие с законодательством приведены правила ведения реестра контрактов.
Указывать информацию о стране происхождения товара придется независимо от того, применяются ли правила нацрежима. Сведения понадобится отражать и в случаях, когда товар поставляется при выполнении закупаемых работ или оказании закупаемых услуг.
Поправки вступят в силу с 1 апреля 2020 года и будут применяться к закупкам, извещения о которых опубликованы (приглашения направлены) с 1 января 2020 года.
Какие проблемы выявила ФАС при внеплановых проверках госзаказчиков в январе
Обзор: «Какие проблемы выявила ФАС при внеплановых проверках госзаказчиков в январе»
Антимонопольная служба рассказала, в частности, о заявке участника, которого исключили из РНП в последний день срока подачи заявок, и о том, какие условия контракта признают излишними или неисполнимыми. Подробнее в нашем обзоре.
Не хватило нескольких часов для допуска к закупке
Заявителя не допустили к участию в закупке, поскольку информация о нем содержалась в РНП.
При рассмотрении жалобы выяснилось, что срок подачи заявок заканчивался 30 декабря 2019 года в 09:00. Однако сведения исключили из реестра 30 декабря 2019 года в 18:00, то есть после окончания срока подачи заявок.
Оператор электронной площадки вернул заявку правомерно.
Установили заведомо неисполнимые условия контракта
В проекте контракта предусмотрено, что работы оплачиваются:
- в пределах утвержденных годовых лимитов бюджетных обязательств на 2019 год;
- при условии, что работы выполнены надлежащим образом.
Срок подачи заявок заканчивался 30 декабря 2019 года. Заключить контракт и его исполнить до конца 2019 года в пределах лимитов названного года было невозможно.
Контрольный орган признал такие условия неисполнимыми и выявил в действиях заказчика признаки административного правонарушения.
Потребовали от участников лишнего
Заказчик закупал строительные работы. В проекте контракта он установил требование, по которому подрядчик обязан согласовывать с заказчиком виды и объемы работ, которые должен выполнить самостоятельно, не привлекая других лиц.
Контрольный орган посчитал, что такие требования нарушают Закон N 44-ФЗ. Подрядчик сам определяет объем и конкретные виды работ из обязательного перечня. Согласование с заказчиком не требуется.
Антимонопольный орган выявил в действиях заказчика признаки административного правонарушения.
Какие ошибки допускают комиссии при отклонении первых частей заявок участников госзакупок
Обзор: «Какие ошибки допускают комиссии при отклонении первых частей заявок участников госзакупок»
Членов комиссии могут оштрафовать не только за принятие неверного решения об отклонении или допуске заявок участников, но и за неправильное оформление протокола. В зависимости от нарушения размер штрафа варьируется от 5 тыс. до 30 тыс. руб. Рассмотрим случаи, которые чаще всего вызывают сложности.
Участник не указал в заявке товарный знак
Отсутствие товарного знака — единственная претензия к заявке
Согласно Закону N 44-ФЗ участник должен указать в заявке товарный знак при его наличии. Часто встречается такая позиция контрольных органов: если участник его не отразил, значит, у его товара товарного знака нет. Отклонять заявку в этом случае неправомерно. К данной аргументации прибегали Ставропольское, Санкт-Петербургское, Новосибирское УФАС.
Встречается и другая позиция. Самарское УФАС решило, что отсутствие товарного знака должен доказывать участник закупки. Он этого не сделал, поэтому контрольный орган признал правомерным отклонение заявки.
Аргумент в пользу допуска заявки без указания товарного знака может быть и другим: его отсутствие не значит, что товар не соответствует функциональным, техническим и качественным характеристикам, установленным в документации. К такому выводу приходили Бурятское, Санкт-Петербургское, Московское областное УФАС.
Участник не указал товарный знак и другие показатели
Если в заявке участника нет и других показателей, требуемых документацией, контрольный орган, скорее всего, признает отклонение правомерным. Если нет страны происхождения товара или конкретных показателей, это не позволяет идентифицировать предлагаемый товар. В этих случаях отсутствие товарного знака проверяющие также называли в числе причин отклонения заявок.
К примеру, Калужское и Московское областное УФАС поддержали отклонение заявок, в которых не было ни товарных знаков, ни конкретных показателей. За отсутствие указания на товарные знаки признавало правомерным отклонение заявок Краснодарское УФАС.
Упоминание о товарном знаке было в ГОСТе, приведенном в документации
Проблема может возникнуть, когда указание товарного знака было обязательным согласно ГОСТу, которому товар должен был соответствовать по условиям документации. Контрольный орган и суды посчитали правомерным отклонение участника за отсутствие товарного знака в заявке. Однако Арбитражный суд Западно-Сибирского округа поддержал участника, отменив предыдущие решения. Суд отметил: заказчик не вправе устанавливать требования так, что наличие товарного знака является обязательным, поскольку это ограничивает количество участников закупки.
В другой ситуации Санкт-Петербургское УФАС пришло к выводу, что ГОСТы не могут обязывать производителя регистрировать товарный знак, так как по ГК РФ это право, а не обязанность. Данную точку зрения также высказывала ФАС.
Участник не представил в заявке конкретных показателей
Участник продублировал из документации значения в формате «не более» и «не менее«, «должен быть» и др.
Если в документации отражены правила, по которым участник должен конкретизировать значения, проверяющие обычно поддерживают отклонение заявок, если в них остаются слова «не более», «не менее» и др. Например, такие решения принимали Якутское, Алтайское краевое УФАС.
Участнику не удалось обойти инструкцию по заполнению заявок и в случае со знаком «+/-«. Комиссия и контрольный орган не стали считать такое обозначение в заявке погрешностью, ведь по инструкции в этих случаях нужно было указать конкретный показатель. Отклонение заявки признали правомерным.
Если не закрепить в документации, по каким параметрам нужны конкретные показатели, проверяющие могут занять сторону участника. Так, контрольный орган и суды не поддержали комиссию, отклонившую участника за использование слов «не более», «не менее», поскольку заказчик не требовал в документации конкретизировать значения спорных показателей. Свою роль сыграло то, что с этими словами показатели были изложены в ГОСТе, которому должен был соответствовать товар. Довод заказчика, что требование представить конкретные показатели закреплено в Законе N 44-ФЗ, не сработал.
Однако контролеры могут признать подход комиссии излишне формальным, если она будет буквально следовать инструкции по заполнению заявок. К такому выводу пришло Смоленское УФАС, посчитав неправомерным отклонение заявки. Хотя участник и оставил в описании предлагаемого товара диапазон значений, а также слова «должен быть», «или», из его заявки было понятно, что он представил конкретные показатели, соответствующие требованиям заказчика. Приоритет формы подачи заявки над ее содержанием противоречит Закону N 44-ФЗ.
Участник не выбрал один из предложенных вариантов значения
При разрешении споров об отклонении заявок, в которых участник указал несколько альтернативных значений, проверяющие также обычно берут за основу правила, изложенные в инструкции по заполнению первых частей заявок.
Так, Ивановское УФАС поддержало решение комиссии отклонить заявку участника, указавшего оба ГОСТа из предложенных, тогда как по правилам инструкции нужно было выбрать только один. Аналогично поступило Алтайское краевое УФАС.
Когда инструкция предусматривала возможность привести несколько вариантов значений, контрольный орган и суды признали неправомерным отклонение заявки участника за то, что он указал два варианта для материала подкладки обуви.
Участник дал только согласие на условия документации, когда нужны были конкретные показатели
Такая ошибка часто возникает, когда речь идет о закупке услуг или работ, при этом в документации установлены требования к используемому товару. В этих случаях согласия недостаточно, участник должен представить конкретные значения по показателям, требования к которым заказчик установил в документации. Если участник ограничивается согласием, его заявку нужно отклонить. Так посчитали Псковское, Санкт-Петербургское, Московское, Кемеровское УФАС.
Сложность возникает, когда документация содержит ошибочные положения. Например, заказчик установил требования к используемому товару, однако указать в заявке запросил только согласие на оказание услуг. Контрольный орган решил, что комиссии нужно было руководствоваться положениями документации и не отклонять заявку за непредставление конкретных показателей товара. УФАС признало нарушением действия не только заказчика, но и комиссии.
Комиссия оформила протокол с ошибками
Ошибки при проведении аукциона
Если комиссия отказывает в допуске участнику аукциона, в протокол рассмотрения заявок нужно включить обоснование такого решения. В числе прочего нужно указать положения документации, которым не соответствует заявка участника, ее положения, которые не отвечают требованиям, установленным документацией.
Отсутствие этой информации — одна из частых ошибок в оформлении протоколов. Такие нарушения находили Краснодарское, Бурятское, Новосибирское, Омское, Красноярское УФАС.
Отметим, включение в протокол этой информации с техническими ошибками также признают нарушением.
Ошибки при проведении конкурса
При рассмотрении конкурсных заявок комиссия должна приложить к протоколу предложения участников о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки, если в документации установлен такой критерий. Отсутствие этих сведений также сочтут нарушением.
Утверждены типовые условия госконтрактов на строительство и реконструкцию объекта капстроительства
Приказ Минстроя России от 14.01.2020 N 9/пр «Об утверждении Типовых условий контрактов на выполнение работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства и информационной карты типовых условий контракта» (вместе с «Типовыми условиями государственного или муниципального контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства»)
Минстрой определил типовые условия контрактов на строительство (реконструкцию) объекта капстроительства, включая пуско-наладочные и иные работы, неразрывно связанные с объектом строительства, а также поставку материалов и оборудования. Приказ вступает в силу с 26 марта 2020 года.
Типовые условия нужно будет использовать, если объект закупки относится к следующим кодам ОКПД2:
2 — здания и работы по их возведению;
42 — сооружения и строительные работы в области гражданского строительства (кроме кодов 42.11.20, 42.13.20);
43 — работы строительные специализированные;
12.20.110 — услуги заказчика-застройщика, генерального подрядчика.
Типовые условия не будут применяться при выполнении работ по строительству и реконструкции объектов капстроительства, если:
- они расположены за пределами РФ, а также на территории посольств и консульств;
- в отношении них проводятся работы по сохранению объекта культурного наследия.
Ограничения по НМЦК не установлены.
Напомним, руководствоваться типовыми условиями необходимо при проведении закупок, которые начинаются через 30 календарных дней после размещения условий в ЕИС.
Верховный суд: участник закупки не обязан направлять контракт, если его заключение приостановлено
Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 21.02.2020 N 303-ЭС19-20549 по делу N А04-9325/2018
Запрет подписывать контракт в период приостановки его заключения распространяется не только на заказчика, но и на участника закупки. Новое разъяснение устраняет риск того, что из-за несогласия с проектом контракта победитель закупки может оказаться в реестре недобросовестных поставщиков.
В чем проблема
Если на закупку пожаловались, заключение контракта может быть приостановлено до того момента, когда жалоба будет рассмотрена по существу. Требование о приостановке направляется лицам, отвечающим за проведение закупки, в частности заказчику и оператору электронной площадки.
Что в такой ситуации делать победителю закупки? Ждать, пока рассмотрят жалобу, или все-таки подписать и направить контракт в изначально установленный срок?
Те, кто считает, что контракт нужно подписать, исходят из следующего. Запрет на подписание контракта касается только заказчика, ведь требование контрольный орган высылает именно ему. Поскольку участнику требование не направляется, он должен действовать в обычном порядке.
Именно такую позицию заняли заказчик и УФАС в споре, который дошел до Верховного суда. Победитель закупки направил контракт и обеспечение только после того, как его жалоба была рассмотрена по существу. Заказчик посчитал победителя закупки уклонившимся от заключения контракта, антимонопольный орган поддержал это решение.
Позиция Верховного суда
Коллегия по экономическим спорам встала на сторону участника закупки. Коллегия отметила: в связи с приостановкой заключения контракта продлевается и срок его подписания победителем.
Выводы для заказчиков и участников закупки
Благодаря позиции Верховного суда победителям закупки не нужно спешить с подписанием контракта, с условиями которого они не согласны. Если заключение контракта приостановлено, победитель вправе подписать его, когда УФАС примет решение по жалобе.
Заказчикам, в свою очередь, не нужно торопиться с признанием победителя уклонившимся от заключения контракта. Если заказчик будет действовать вразрез с позицией Верховного суда, ему не избежать возмещения убытков за сорвавшийся контракт.
Вопросы
Статьи
Обзоры
Если документ отсутствует в вашем комплекте СПС Консультант Плюс,
его можно заказать через сервис «Линия консультаций»
Тел.: +7(831) 418-58-74, e-mail: hotline@inform.plus