ПРОЕКТ: Минфин подготовил ряд изменений, связанных с поправками к Законам N 44-ФЗ и N 223-ФЗ
Проект Постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (по состоянию на 30.03.2020) (подготовлен Минфином России, ID проекта 01/01/03-20/00100786)
Ведомство подготовило поправки к отдельным актам правительства в сфере закупок. Они, в частности, регламентируют участие «самозанятых» граждан (кроме ИП) в закупках по Закону N 223-ФЗ, уточняют правила ведения КТРУ, определяют особенности планирования электронных малых закупок. Подробнее в нашем обзоре.
Как «самозанятые» будут подтверждать свой статус при закупке по Закону N 223-ФЗ
С 28 марта 2020 года самозанятые граждане (кроме ИП) получили те же преимущества при закупках по Закону N 223-ФЗ, что есть у субъектов малого и среднего предпринимательства.
В проекте предусмотрено, как участники закупки будут подтверждать соответствие статусу «самозанятый». Для этого потребуется представить справку о постановке на учет физлица в качестве плательщика налога на профессиональный доход. Этот документ можно будет сформировать в мобильном приложении «Мой налог».
Какие закупки по Закону N 223-ФЗ не будут учитывать при расчете объема закупок у СМСП
Соответствующий перечень пополнят закупки, осуществляемые лизинговыми компаниями. Они не будут учитываться, если НМЦД обязательного договора купли-продажи (поставки), заключаемого для выполнения обязательств по договору лизинга, превысит 400 млн рублей.
Как изменятся требования к описанию товара, работы или услуги по КТРУ по Закону N 44-ФЗ
Описание объекта закупки не нужно будет дополнять, в частности, спецификациями, чертежами и эскизами. Эти сведения планируют исключить из требований к описанию.
Некоторые сведения будут отражаться автоматически. Например, информация о техрегламентах, распространяющихся на объект закупки.
Какие особенности планирования электронных малых закупок установят по Закону N 44-ФЗ
При планировании закупок по ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ нужно будет включать их в план-график отдельными закупками в размере годового объема финансового обеспечения. Часть информации по ним указывать не придется: например, код объекта закупки по ОКПД2 и наименование такого кода.
В наименовании объекта закупки нужно будет отражать, что закупка проводится в электронной форме с использованием электронной площадки на основании п. 4 или п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
Когда заработают поправки
Планируется, что новшества начнут действовать со дня их официального опубликования, за исключением отдельных положений.
Общественное обсуждение проекта продлится до 13 апреля 2020 года.
Минфин: что требовать в первой части заявки при госзакупке работ или услуг
С 1 января 2020 года положение, определяющее состав первой части заявки на участие в электронном аукционе, действует в новой редакции. Так, в п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона N 44-ФЗ слова «или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар» заменили словами «в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг».
Ведомство разъяснило, что при закупке товара, поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ (оказании закупаемых услуг), в первой части заявки нужно требовать:
- согласие выполнить работы (оказать услуги) на условиях документации;
- наименование страны происхождения товара;
- конкретные показатели товара;
- товарный знак (при наличии).
При закупке работ или услуг без поставки товара необходимо только согласие участника.
Отметим, что такой подход нашел отражение и в правоприменительной практике. Так, контрольный орган признал неправомерным требование заказчика указать конкретные показатели товаров (материалов), используемых при выполнении работ.
С 14 апреля будут ограничены госзакупки иностранных огурцов и помидоров
Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 N 445 «О внесении изменений в перечень отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
Перечень пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, для которых установлены ограничения допуска, дополнили следующими кодами по ОКПД2:
- 13.32— огурцы;
- 13.34 — томаты (помидоры).
Ограничения начнут действовать с 14 апреля 2020 года.
Если позиция КТРУ не содержит описания объекта закупки, госзаказчик формирует его сам
Решение Вологодского УФАС России от 24.01.2020 N 035/06/64-56/2020
Участник закупки пожаловался, что документация противоречит Закону N 44-ФЗ. В частности, он посчитал, что заказчик при описании объекта закупки не учел характеристики позиций из КТРУ.
Контрольный орган выяснил, что в каталоге нет сведений об описании объекта закупки. Он указал, что в этом случае заказчик формирует такое описание самостоятельно по правилам закона о контрактной системе. Обоснование необходимости использования характеристик для описания не нужно.
Аффилированность в закупках по 223-ФЗ: в каких случаях заказчик рискует стать нарушителем
Может ли участвовать в закупке организация, связанная с заказчиком или организатором торгов, вправе ли заказчик не допускать к процедуре участников, входящих в одну группу, может ли аффилированность влиять на оценку опыта участника — эти и другие вопросы рассмотрим в обзоре.
Заказчик запрещает участвовать в закупке лицам, аффилированным между собой
ФАС считает такой запрет неправомерным. Данную позицию ведомство обосновывает следующим образом:
Закон N 223-ФЗ позволяет участвовать в закупочной процедуре лицам, аффилированным с иными участниками закупки;
аффилированность с другим участником закупки не говорит сама по себе о недобросовестности участника или о том, что он исполнит договор ненадлежащим образом.
Заказчик допускает к закупке только производителей оборудования и аффилированных с ними лиц
По мнению ряда антимонопольных органов, в данном случае имеется необоснованное ограничение конкуренции:
- участник закупки может не быть производителем товара и не иметь дилерских отношений с ним, но при этом поставлять требуемый товар;
- такое ограничение не обеспечивает надлежащее исполнение договора. Гарантией может служить, к примеру, наличие опыта поставки.
Вместе с тем встречается и противоположная позиция: заказчик вправе ограничить круг участников, привлекая только производителей и аффилированных с ними лиц, если обоснует потребность в данном ограничении.
Заказчик считает, что участник не может подтвердить опыт договорами с аффилированными лицами
По мнению закупочной комиссии, аффилированные друг с другом организации могут заключать между собой договоры фиктивно, чтобы получить максимальный балл по критерию «Опыт оказания аналогичных услуг». Из-за этого участник закупки по названному критерию не получил баллы.
Антимонопольный орган посчитал действия комиссии неправомерными. Такой подход к оценке заявок не был закреплен в документации о закупке.
В закупке участвует юрлицо, аффилированное с заказчиком
Закон о защите конкуренции запрещает участвовать в торгах:
- организатору этих торгов;
- заказчику;
- работникам заказчика или организатора торгов.
Анализ недавней практики показывает, что некоторые антимонопольные органы исходят из буквального толкования данной нормы. При таком подходе участие в закупке юрлиц, аффилированных с заказчиком, не признается нарушением.
Отметим, Минэкономразвития в 2016 году также указывало на то, что заказчики могут закупать товары, работы и услуги у аффилированных лиц.
Вместе с тем в судебной практике существует противоположная позиция. Ее иллюстрацией служит спор, рассмотренный АС Поволжского округа.
В закупке участвовало юрлицо, долей в уставном капитале которого владеет заказчик. Соответственно, руководитель заказчика одновременно являлся представителем одного из учредителей участника закупки.
Суды трех инстанций указали на недопустимость такой ситуации. Неизбежно возникает конфликт интересов и ограничивается конкуренция. Суды руководствовались аналогичным подходом, принятым для закупок по Закону N 44-ФЗ. Ссылку на позицию Минэкономразвития суды отвергли.
В закупке участвует юрлицо, аффилированное с организатором торгов
В данной ситуации, как и в описанной выше, суды склонны расширительно толковать положения Закона о защите конкуренции.
В случае, рассмотренном АС Восточно-Сибирского округа, заказчик на основании агентского договора поручил провести закупку другому юрлицу — организатору торгов. Участник закупки входил с ним в одну группу лиц.
Антимонопольный орган и суды трех инстанций признали организатора торгов и аффилированного с ним участника закупки нарушившими Закон о защите конкуренции.
Суды указали, что нельзя допускать к закупке лиц, аффилированность которых сама по себе создает условия для конфликта интересов. В данном споре за участником закупки стоял ее организатор, в собственности которого находилось 99% акций участника.
Суды: наличие графика выполнения работ по госконтракту не значит, что установлены этапы
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21.02.2020 N Ф01-8652/2020 по делу N А43-49474/2018
Стороны заключили контракт на выполнение строительных работ. В нем предусмотрели график производства, где указали виды работ по месяцам и их стоимость. По некоторым периодам подрядчик допустил просрочку. После подписания приемочных документов заказчик уведомил его о взыскании неустойки за нарушение графика производства работ. Подрядчик с этим не согласился и обратился в суд.
Суды поддержали подрядчика: согласованный сторонами график выполнения работ по контракту не означает, что установлены этапы. Ответственность за нарушение графика не установлена. Оснований для начисления неустойки у заказчика не было.
Напомним, что с 1 апреля 2020 года действует новая редакция положения о порядке начисления неустойки. За нарушение поставщиком срока исполнения отдельного этапа контракта пени теперь можно рассчитывать исходя из цены соответствующего этапа за вычетом исполненных по этому этапу обязательств. Чтобы воспользоваться новшеством, рекомендуем предусмотреть в контракте этапы, если работы будут выполняться с некой периодичностью.
При включении информации об учредителе общества — физическом лице в реестр недобросовестных поставщиков необходимо учитывать его участие в деятельности недобросовестно действовавшего общества
Постановление Конституционного Суда РФ от 09.04.2020 N 16-П
Конституционный Суд РФ признал пункт 2 части 3 статьи 104 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой он позволяет включать в реестр недобросовестных поставщиков информацию о физических лицах — учредителях юридического лица (акционерного общества), которые не являются его участниками (акционерами) к моменту заключения и исполнения этим юридическим лицом контракта в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Федеральному законодателю надлежит внести в действующее правовое регулирование изменения, вытекающие из настоящего постановления.
Готовые решения
Если документ отсутствует в вашем комплекте СПС КонсультантПлюс,
его можно заказать через сервис «Линия консультаций»
Тел.: +7(831) 418-58-74, e-mail: hotline@inform.plus