ПРОЕКТ: Совет Федерации одобрил поправки к Закону N 44-ФЗ и сроки для закупок по Закону N 223-ФЗ
Проект Федерального закона N 711277-7
Изменения предусматривают снижение нагрузки по обеспечению исполнения контракта, больше возможностей для проведения малых закупок, единые правила вступления в силу поправок к Закону N 44-ФЗ и другие новшества. Расскажем об основных положениях.
Больше возможностей провести малую закупку
Заключить контракт с единственным поставщиком по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ можно будет на сумму до 600 тыс. руб., а не до 300 тыс. руб., как сейчас.
Увеличится и процентный годовой лимит таких закупок: он составит 10 % вместо 5 % от СГОЗ (п. 5 ст. 2 проекта). В денежном выражении лимит останется прежним — 50 млн руб.
Будут в меньшем размере обеспечивать обязательства по контракту
Требование обеспечения гарантийных обязательств будет правом заказчика, а не обязанностью, как сейчас (пп. «а», «б» п. 6 ст. 2 проекта).
Заказчик сможет установить обеспечение исполнения контракта в размере от 0,5 до 30 % НМЦК (пп. «в» п. 6 ст. 2 проекта). Сейчас допустимый минимум составляет 5 % НМЦК.
При казначейском сопровождении расчетов по контракту обеспечение исполнения контракта можно будет и вовсе не устанавливать. Если его все же нужно предусмотреть, его размер должен составлять от 0,5 до 10 % от НМЦК, а для закупок по п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ от цены контракта.
При казначейском сопровождении аванса по закупкам по п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ размер обеспечения исполнения контракта будут считать от НМЦК, уменьшенной на размер аванса.
Больше возможностей изменить контракт в связи с коронавирусом
В 2020 году изменить существенные условия контракта можно будет не только в части цены и срока исполнения контракта, но и в части авансирования, если оно было предусмотрено контрактом (п. 7 ст. 2 проекта). В отличие от остальных случаев, для такого изменения не понадобится решение органа местного самоуправления, правительства РФ или региона.
Участников закупок будут проверять тщательнее
Комиссия будет обязана проверять юрлицо на то, привлекалось ли оно к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП в течение двух лет до подачи заявки (п. 2 ст. 2 проекта). Сейчас это ее право.
Часть «летних» новшеств перенесут на 1 октября
Это коснется изменений, которые должны были заработать летом, а именно (п. 2 ст. 3 проекта):
- нового порядка проведения электронного запроса котировок;
- начала работы электронных малых закупок. Также доработан порядок их проведения.
Закрепят единый срок вступления в силу поправок к Закону N 44-ФЗ в зависимости от даты их принятия
Участники контрактной системы получили гарантированный срок на подготовку к новшествам в тех случаях, когда поправки вносят в части:
- планирования;
- способов закупок, в том числе введения новых;
- контроля, мониторинга и аудита закупок.
Если акт принимают до 1 октября текущего года, он вступает в силу 1 января очередного года. Если после — 1 января года, следующего за очередным (п. 1 ст. 2 проекта).
Определят, как считать сроки проведения закупок по Закону N 223-ФЗ
Проект предусматривает правила исчисления сроков для проведения закупок по Закону N 223-ФЗ в дни, объявленные в 2020 году нерабочими в связи с коронавирусом (ст. 4 проекта). По этим правилам:
- сроки, которые по Закону N 223-ФЗ и подзаконным актам исчисляются исключительно в рабочих днях, следует считать в календарных. В этих расчетах не нужно учитывать субботу и воскресенье;
- последний день срока, который приходится на указанный период, нужно переносить только в том случае, если он выпадает на субботу или воскресенье.
Ранее подобные правила правительство установило для проведения госзакупок в период с 4 по 30 апреля 2020 года.
Вступление в силу
Большинство положений заработает с даты опубликования закона с поправками (п. 1 ст. 5 проекта). Полагаем, что это произойдет в ближайшие дни.
Новые правила обеспечения обязательств по контракту вступят в силу 1 июля 2020 года (п. 2 ст. 5 проекта). По соглашению сторон их можно будет распространить на закупки, объявленные до этой даты (п. 4 ст. 5 проекта).
С 1 января 2021 года начнут действовать единые правила вступления в силу поправок к Закону N 44-ФЗ и положение об обязанности комиссии тщательнее проверять юрлиц (п. 3 ст. 5 проекта).
Какие вопросы заказчик по Закону N 223-ФЗ может урегулировать в положении о закупке
В Закон N 223-ФЗ неоднократно вносились изменения, направленные на оптимизацию закупочных процессов отдельными видами юрлиц. Несмотря на это, остались вопросы, которые заказчики регулируют сами.
Ведомство пояснило, что заказчик сам определяет в положении о закупке:
- требования к составу заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя);
- условия заключения, исполнения и расторжения договора.
Отметим, что в марте на общественное обсуждение вынесли проект с поправками к Закону N 223-ФЗ. В частности, предложили закрепить требования к содержанию и составу заявки, а также порядок заключения и исполнения договоров.
Предложения о закупках по Законам N 44-ФЗ и N 223-ФЗ в связи с коронавирусом
Письмо Минфина от 13.04.2020 N 01-02-02/24-29323
В числе предложений – поправки к Закону N 44-ФЗ о снижении нагрузки на участников в части обеспечения исполнения контракта, а также порядок проведения закупок по Закону N 223-ФЗ в дни, объявленные нерабочими из-за коронавируса.
Смягчение требований к обеспечению обязательств по контракту
Требование обеспечения гарантийных обязательств хотят сделать правом заказчика, а не обязанностью, как сейчас (пп. «а», «б» п. 2 ст. 1 проекта).
Заказчик сможет установить обеспечение исполнения контракта в размере от 0,5 до 30 % НМЦК (пп. «в» п. 2 ст. 1 проекта). Сейчас допустимый минимум составляет 5 % НМЦК.
Также проект предусматривает льготные условия для контрактов с казначейским сопровождением:
- при казначейском сопровождении аванса размер обеспечения исполнения контракта будут считать от НМЦК, уменьшенной на размер аванса;
- при казначейском сопровождении расчетов по контракту размер обеспечения исполнения контракта составит от 0,5 до 10 % НМЦК. При этом аванс можно предусмотреть в большем размере.
Исчисление сроков в закупках по Закону N223-ФЗ
Проект предусматривает правила исчисления сроков для проведения закупок по Закону N 223-ФЗ в дни, объявленные в 2020 году нерабочими в связи с коронавирусом (ст. 3 проекта). По этим правилам:
- сроки, которые по Закону N 223-ФЗ и подзаконным актам исчисляются исключительно в рабочих днях, следует считать в календарных днях. В этих расчетах не нужно учитывать субботу и воскресенье;
- последний день срока, который приходится на указанный период, следует переносить только в том случае, если он выпадает на субботу или воскресенье.
Ранее подобные правила Правительство установило для проведения госзакупок в период с 4 по 30 апреля 2020 года.
Прочие положения
В проекте также предусмотрены поправки к Закону N 44-ФЗ, не связанные с пандемией. Так, комиссию хотят обязать проверять юрлицо на то, привлекалось ли оно к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП в течение двух лет до подачи заявки (п. 1 ст. 1 проекта). Сейчас это ее право.
Также ряд поправок к Закону N 44-ФЗ направлен на доработку порядка проведения электронных малых закупок, которые должны заработать с 1 июля 2020 года (ст. 2 проекта).
Минфин разъяснил вопросы об изменении условий госконтракта
Разъяснения касаются существенных условий контракта: что можно менять при сокращении ЛБО, когда товар поставляется с улучшенными характеристиками, как изменить «строительный» контракт, а также цену контракта в пределах 10 %. Подробнее об этом в нашем обзоре.
Какие условия контракта можно изменить при сокращении ЛБО
При сокращении ЛБО заказчика – казенного учреждения можно изменить существенные условия контракта по соглашению сторон. Ведомство пояснило, что по этому основанию допустимо увеличить срок исполнения контракта.
Как определить, что товар поставляется с улучшенными характеристиками
Контракт должен исполняться в соответствии с его условиями. По соглашению сторон можно поставить товар (выполнить работу, оказать услугу) с улучшенными характеристиками.
В Законе N 44-ФЗ не установлены параметры определения качества. Минфин указал, что заказчик сам принимает решение о соответствии критерию «улучшенности». Улучшенные параметры товаров (работ, услуг) должны быть не хуже характеристик, установленных в документации и контракте.
Что учесть при изменении условий «строительных» контрактов
1 июля 2019 года появились новые основания для изменения существенных условий «строительных» контрактов.
Так, в одном случае можно продлить контракт, если сроки нарушены, в частности, по вине подрядчика. Ведомство напомнило, что воспользоваться этим правом можно, только если подрядчик выплатил все начисленные неустойки.
В другом случае можно изменить объем и (или) вид выполняемых работ. При этом цена не должна вырасти или уменьшиться более чем на 10 %. Минфин напомнил, что это основание необходимо указывать в документации о закупке и контракте (только в контракте – при закупке у едпоставщика).
Как изменить цену контракта в пределах 10 %
При исполнении контракта можно увеличить или уменьшить количество товара (работ, услуг) в пределах 10 % от цены контракта (за исключением «строительных» контрактов). Такое условие должно быть предусмотрено в документации и контракте (только в контракте – при закупке у едпоставщика).
Ведомство уточнило, что в этом случае можно изменить количество товара (работ, услуг) по отдельным позициям не более чем на 10 % исходя из установленного в контракте количества. Цена контракта будет меняться пропорционально.
Суды: как оценить участника госзакупки по показателю «обеспеченность трудовыми ресурсами»
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 11.03.2020 N Ф05-1130/2020 по делу N А40-77722/2019
Заказчик проводил конкурс на закупку продуктов питания. Чтобы оценить квалификацию участника по показателю «обеспеченность участника трудовыми ресурсами», в документации установили требование представить копии:
- трудовых книжек сотрудников, с которыми у участника заключен трудовой договор (трудовой договор по совместительству);
- формы СЗВ-М с документом, который подтверждает направление и принятие данных сведений ПФР РФ;
- медкнижек со всеми отметками;
- согласий на обработку персданных.
Участник закупки не согласился с результатами оценки заявок и пожаловался в контрольный орган.
УФАС его поддержало: указанное выше требование о предоставлении копий трудовых книжек сотрудников исключает возможность привлекать специалистов на основании договоров ГПХ. Остальные копии документов не относятся к объекту закупки, и это ограничивает количество участников. Кроме того, по его мнению, заказчик ненадлежащим образом оценил заявку участника, который подал жалобу.
Заказчик с этим не согласился и обратился в суд. Его поддержали три инстанции: решение и предписание контролеров незаконны. Суды привели, в частности, следующие доводы:
- законодательство не содержит требований о том, что при установлении названного показателя нужно принимать во внимание также лиц, привлекаемых по договорам ГПХ. Такие договоры срочные и менее надежные, чем трудовые;
- «обеспеченность трудовыми ресурсами» прямо указывает, что оценивать нужно сведения о лицах, работающих по трудовому договору;
- контрольный орган не доказал, что требование копий формы СЗВ-М и других документов создает неравные условия для участников закупки и противоречит Закону N 44-ФЗ.
Суды также напомнили, что антимонопольные органы не вправе рассматривать жалобы на результаты оценки заявок.
КС РФ обязал изменить норму Закона N 44-ФЗ о включении сведений в РНП
Постановление Конституционного Суда РФ от 09.04.2020 N 16-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 части 3 статьи 104 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в связи с жалобой гражданина В.В. Сонина»
Заказчик в одностороннем порядке расторг контракт. ФАС включила в РНП сведения об учредителе подрядчика, который на момент заключения контракта участником не являлся. Однако сведения в ЕГРЮЛ он не обновил.
Учредитель обратился в налоговую службу, чтобы их актуализировать, только через четыре месяца после внесения сведений в РНП. В судах он пытался обжаловать решение контрольного органа.
Однако те его не поддержали: информация об учредителях компании была включена в реестр исходя из сведений в ЕГРЮЛ. Доказательства ее недостоверности в ФАС на момент вынесения решения и в суд не представлены. ВС РФ не стал пересматривать дело.
Учредитель обратился в КС РФ: положение Закона N 44-ФЗ о включении в РНП сведений об учредителях юрлица, которые не являются его участниками к моменту заключения и исполнения контракта, противоречит основному закону страны. Оно не защищает нарушенные права и деловую репутацию.
КС РФ поддержал учредителя: информация о недостоверности сведений была в ЕГРЮЛ на момент рассмотрения дела судами. Однако они это обстоятельство не учли. Такой подход не обеспечивает баланса прав и законных интересов лиц, участвующих в размещении и исполнении заказов для государственных и муниципальных нужд.
КС РФ признал неконституционным положение п. 2 ч. 3 ст. 104 Закона N 44-ФЗ: норма ограничивает права учредителей компаний, которые на момент заключения контракта не являются ее акционерами. Федеральному законодателю необходимо внести изменения в действующее правовое регулирование.
Новые материалы
Если документ отсутствует в вашем комплекте СПС КонсультантПлюс,
его можно заказать через сервис «Линия консультаций»
Тел.: +7(831) 418-58-74, e-mail: hotline@inform.plus