Президент подписал закон о поправках к Закону N 44-ФЗ и сроках для закупок по Закону N 223-ФЗ
Федеральный закон от 24.04.2020 N 124-ФЗ
Изменения предусматривают снижение нагрузки по обеспечению исполнения контракта, больше возможностей провести малую закупку, единые правила вступления в силу поправок к Закону N 44-ФЗ и другие новшества. Расскажем об основных положениях.
Больше возможностей провести малую закупку
Заключить контракт с единственным поставщиком по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ можно на сумму до 600 тыс. руб., а не до 300 тыс. руб., как было ранее. Увеличился и процентный годовой лимит таких закупок: он составил 10% вместо 5% от СГОЗ (п. 5 ст. 2 закона). В денежном выражении лимит остается прежним — 50 млн руб.
Будут в меньшем размере обеспечивать обязательства по контракту
Требование обеспечения гарантийных обязательств будет правом заказчика, а не обязанностью, как сейчас (пп. «а», «б» п. 6 ст. 2 закона).
Заказчик сможет установить обеспечение исполнения контракта в размере от 0,5% до 30% НМЦК (пп. «в» п. 6 ст. 2 закона). Сейчас допустимый минимум составляет 5% НМЦК.
При казначейском сопровождении расчетов по контракту обеспечение исполнения контракта можно будет и вовсе не устанавливать. Если его все же нужно предусмотреть, его размер должен быть до 10% от НМЦК, а для закупок по п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ от цены контракта.
При казначейском сопровождении аванса размер обеспечения исполнения контракта будут считать от НМЦК, уменьшенной на размер аванса, а по закупкам по п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ от цены контракта, уменьшенной на размер аванса.
Больше возможностей изменить контракт в связи с коронавирусом
В 2020 году изменить существенные условия контракта можно не только в части цены и срока исполнения контракта, но и в части авансирования, если оно было предусмотрено контрактом (п. 7 ст. 2 закона). В отличие от остальных случаев, для такого изменения не нужно решение органа местного самоуправления, правительства РФ или региона.
Участников закупок будут проверять тщательнее
Комиссия будет обязана проверять юрлицо на то, привлекалось ли оно к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП в течение двух лет до подачи заявки (п. 2 ст. 2 закона). Сейчас это ее право.
Перенесли на 1 октября часть «летних» новшеств
Это коснется изменений, которые должны были заработать летом, а именно (п. 2 ст. 3 закона):
- нового порядка проведения электронного запроса котировок;
- начала работы электронных малых закупок. Также доработан порядок их проведения.
Закрепили единый срок вступления в силу поправок к Закону N 44-ФЗ в зависимости от даты их принятия
Участники контрактной системы получат гарантированный срок на подготовку к новшествам в тех случаях, когда поправки вносят в части:
- планирования;
- способов закупок, в том числе введения новых;
- контроля, мониторинга и аудита закупок.
Если акт принимают до 1 октября текущего года, он вступает в силу 1 января очередного года. Если после — 1 января года, следующего за очередным (п. 1 ст. 2 закона).
Определили, как считать сроки проведения закупок по Закону N 223-ФЗ
Новый закон предусматривает правила исчисления сроков для проведения закупок по N 223-ФЗ в дни, объявленные в 2020 году нерабочими в связи с коронавирусом (ст. 4 закона). По этим правилам:
- сроки, которые по Закону N 223-ФЗ и подзаконным актам исчисляются исключительно в рабочих днях, следует считать в календарных. В этих расчетах не нужно учитывать субботу и воскресенье;
- последний день срока, который приходится на указанный период, нужно переносить только в том случае, если он выпадает на субботу, воскресенье или праздничный день.
Ранее подобные правила правительство установило для проведения госзакупок в период с 4 по 30 апреля 2020 года.
Вступление в силу
Большинство положений вступило в силу 24 апреля (п. 1 ст. 5 закона).
Новые правила обеспечения обязательств по контракту заработают 1 июля 2020 года (п. 2 ст. 5 закона). По соглашению сторон их можно будет распространить на закупки, объявленные до этой даты (п. 4 ст. 5 закона).
С 1 января 2021 года начнут действовать единые правила вступления в силу поправок к Закону N 44-ФЗ и положение об обязанности комиссии тщательнее проверять юрлица (п. 3 ст. 5 закона).
Каким должен быть срок банковской гарантии для обеспечения гарантийных обязательств по госконтракту
Если в документации о закупке заказчик установил требования к гарантийным обязательствам, поставщик (подрядчик, исполнитель) должен исполнить их и дать обеспечение. Для этого он может предоставить в том числе банковскую гарантию, срок действия которой определяет сам.
Минфин указал, что в данном случае к сроку действия банковской гарантии применяются те же правила Закона N 44-ФЗ, что и для обеспечения исполнения контракта. Он должен превышать срок гарантийных обязательств минимум на месяц. Иных требований к сроку нет.
Минфин напомнил об основных моментах, связанных с неустойкой за нарушения госконтракта
Ведомство разъяснило, как правильно указать условие об ответственности в контракте, как посчитать неустойку при неизвестном объеме, когда ее можно взыскать, а также можно ли ее вовсе не требовать. Подробнее об этом в нашем обзоре.
Как установить в контракте условие о неустойке
В контракте необходимо указать условие об ответственности поставщика (подрядчика, исполнителя) и заказчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств. Размеры штрафов предусмотрены в правилах N 1042, размеры пеней – в ч. ч. 5 и 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ.
Минфин разъяснил, что нужно детально расписывать условия о неустойке и указывать все ее виды и размеры. В проекте контракта следует установить под отлагательным условием все возможные размеры штрафов, предусмотренные правилами N 1042, для каждого порогового значения цены контракта (за исключением пороговых значений выше НМЦК).
В практике есть примеры, когда заказчики ограничивались лишь ссылкой на правила N 1042 и это признавалось правомерным. Например, Решение ФАС России от 13.03.2020 по делу N 20/44/105/436, Решение ФАС России от 15.01.2020 по делу N 20/44/105/89.
Несмотря на это, чтобы избежать рисков, рекомендуем придерживаться позиции Минфина.
О том, какие штрафные санкции можно предусмотреть в контракте при закупке по Закону N 44-ФЗ, читайте в готовом решении.
Как посчитать неустойку по контракту с неизвестным объемом
Если заказчик не может рассчитать потребность в любых товарах (работах, услугах), можно провести закупку с неопределенным объемом.
Ведомство пояснило, что в этом случае неустойка рассчитывается от максимального значения цены контракта.
Когда можно взыскать неустойку
В Законе N 44-ФЗ не урегулирован срок оплаты неустоек. Минфин разъяснил, что удержать неустойку можно при оплате контракта или возврате обеспечения исполнения по нему.
Может ли заказчик не требовать пеню за просрочку
Позиция ведомства: заказчик должен требовать выплаты неустойки за просрочку исполнения обязательства по контракту. Также он может расторгнуть контракт в одностороннем порядке.
Минфин также обратил внимание: если обязательства не исполнены в полном объеме, то окончание срока действия контракта не означает, что они прекращены. Ведомство напомнило, что в этом случае заказчик также обязан потребовать пеню за просрочку.
Как можно будет изменить цену госконтракта на закупку работ по строительству объекта «под ключ»
Приказ Минстроя России от 30.03.2020 N 175/пр
С 1 мая будет действовать порядок изменения цены контракта на закупку работ по строительству объекта «под ключ». В каких случаях применять порядок, что учитывать при корректировке, как оформить изменения, — читайте в нашем обзоре.
Когда будут применять порядок
Его нужно будет использовать при изменении цены контракта, предметом которого одновременно являются работы по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий, строительству, реконструкции и (или) капремонту объекта капстроительства, а также поставка оборудования.
Объект, в отношении которого будут выполняться работы, должен быть включен в перечни объектов капстроительства, утвержденные правительством, высшим исполнительным органом субъекта РФ, местными администрациями.
Документом нужно будет руководствоваться, если при исполнении контракта в ходе экспертизы проектной документации:
- сметная стоимость строительства, реконструкции, капремонта превысила цену контракта;
- цена контракта превысила сметную стоимость строительства, реконструкции, капремонта.
Кто будет использовать порядок
Им будут руководствоваться:
- государственные и муниципальные заказчики;
- бюджетные учреждения;
- государственные, муниципальные унитарные предприятия.
Что учитывать при изменении цены контракта
Скорректировать цену можно будет только после разработки проектной документации и (или) выполнения инженерных изысканий, а также получения положительного заключения экспертизы сметной стоимости.
Если сметная стоимость будет превышена, то заказчик должен изменить существенные условия контракта так, чтобы они не увеличили цену более чем на 30%. Для изменения контракта будет необходимо решение правительства (для федеральных нужд), высшего исполнительного органа госвласти субъекта РФ (для нужд субъекта), местной администрации (для муниципальных нужд).
Цена контракта выше сметной стоимости должна быть уменьшена.
Менять цену можно будет по формуле, указанной в Порядке.
Как оформить изменения
Корректировку цены контракта нужно будет оформить допсоглашением. Его форма не установлена.
Уточнили правила включения информации о стране происхождения товара в реестр госконтрактов
Постановление Правительства РФ от 16.04.2020 N 523 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
Новое постановление правительства, которое вступило в силу 22 апреля, касается контрактов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капитального строительства. По таким контрактам госзаказчикам нужно направлять в реестр контрактов сведения о стране происхождения товара только в том случае, если этот товар можно принять к бухучету как отдельный объект основных средств.
Если заказчик проводил закупку по правилам для строительных аукционов с проектной документацией, направлять в реестр информацию о стране происхождения товара не нужно.
Письма Минфина
Новые материалы
Если документ отсутствует в вашем комплекте СПС КонсультантПлюс,
его можно заказать через сервис «Линия консультаций»
Тел.: +7(831) 418-58-74, e-mail: hotline@inform.plus