Что делать с гарантией, если банк перестал отвечать требованиям, и другие разъяснения по госзакупкам
Минфин пояснил, нужно ли менять обеспечительную гарантию, если банк перестал соответствовать требованиям, что учитывать при начислении неустойки и когда следует сообщить о ней в реестр контрактов. Об этом и не только в нашем обзоре.
Что делать с обеспечительной гарантией, если банк больше не отвечает требованиям
Обязательства по контракту могут быть обеспечены банковской гарантией. Она должна быть выдана банком из перечня, отвечающим установленным требованиям.
Ведомство уточнило: банк должен отвечать требованиям и входить в названный перечень только на момент выдачи гарантии. В Законе N 44-ФЗ нет положений о том, что такое соответствие должно сохраняться на протяжении всего срока действия контракта.
Если банк перестал отвечать требованиям, но продолжает осуществлять банковскую деятельность, то его обязательства по гарантии не прекращаются. Менять обеспечение не нужно.
Что учесть при продлении срока «строительного» контракта
Продлить срок исполнения «строительных» контрактов можно, например, если потребовалось изменить проектную документацию.
Ведомство напомнило, что в новый срок не нужно включать период получения положительного заключения экспертизы проектной документации, если изменяется долгосрочный контракт. Этот период нужно учитывать лишь при корректировке срока на основании п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ.
Что нужно учитывать при начислении неустойки
За просрочку исполнения обязательств по контракту поставщику (подрядчику, исполнителю) начисляются пени.
Ведомство разъяснило, что при их расчете не нужно учитывать дни, потребовавшиеся заказчику для приемки товара (работы, услуги) и ее оформления, если иное не предусмотрено в контракте.
Когда вносить сведения о начисленных неустойках в реестр контрактов
Информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 103 Закона N 44-ФЗ, нужно включать в реестр контрактов в течение пяти рабочих дней с даты изменения, исполнения, расторжения контракта, приемки товара (работы или услуги).
Ведомство указало, что сведения о начисленных неустойках необходимо направить в реестр в течение пяти рабочих дней с даты исполнения контракта.
Возможна ли цессия по госконтракту
Минфин по-прежнему настаивает: уступка денежного требования по контракту неправомерна. Ведомство уже высказывалось по этому поводу.
Напомним, что Верховный суд придерживается другой позиции.
ПРОЕКТ: Оптимизация продолжается: проект об упрощении госзакупок внесен в правительство
На сайте Минфина появилась информация, что доработанный проект поправок к Закону N 44-ФЗ внесли в правительство.
В нем, в частности, скорректировали особенности проведения конкурентных закупок. Так, провести запрос котировок в электронной форме можно будет, если НМЦК не превышает 3 млн руб. При этом годовой объем закупок этим способом должен будет составлять не более 50% от СГОЗ (стр. 22 – 23 Проекта). Напомним, ранее Минфин предлагал проводить такие закупки без ограничения по СГОЗ.
Также предлагают изменить положения о закупках у единственного поставщика. Хотят законодательно закрепить, что производить товары (выполнять работы, оказывать услуги) учреждения УИС обязаны лично (стр. 228 Проекта). Напомним, что антимонопольные органы считают недопустимым привлекать третьих лиц к исполнению такого контракта.
Неконкурентным способом можно будет приобрести строительные работы для предотвращения чрезвычайных и аварийных ситуаций для региональных нужд. Такая закупка будет проводиться у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), которого определит высший исполнительный орган власти субъекта РФ. Финансироваться она будет из резервного фонда этого органа власти. Годовой объем таких закупок не должен превышать 3% от бюджета субъекта РФ. В этом случае потребуется обосновать цену контракта (стр. 229 – 230 Проекта).
Планируется, что поправки будут вступать в силу поэтапно. Предусмотрены также переходные положения (стр. 301 – 319 Проекта). Первые новшества должны заработать уже в июле 2020 года.
ПРОЕКТ: Минфин доработал поправки к доптребованиям для участников госзакупок строительных работ
Проект Постановления Правительства РФ «О внесении изменений в приложения N 1 и 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99» (по состоянию на 02.06.2020) (подготовлен Минфином России, ID проекта 01/01/06-20/00102522)
Ведомство доработало ранее подготовленный проект поправок к доптребованиям к участникам закупок «строительных» работ. В новом проекте скорректировали требования, а также указали дополнительные случаи, когда придется их устанавливать.
«Строительные» закупки с НМЦК выше 10 млн руб.
Участники не смогут подтвердить свой опыт исполненным контрактом (договором) (далее – контракт) на капремонт, снос объекта капстроительства при закупке работ по строительству, реконструкции линейного и нелинейного объекта капстроительства.
В отдельные основания вынесли закупку работ:
- по капремонту нелинейного объекта капстроительства. Подтвердить свой опыт можно будет контрактом на выполнение работ по строительству, реконструкции, капремонту нелинейного объекта капстроительства;
- по сносу нелинейного объекта капстроительства. Подтверждать опыт может контракт на строительство, реконструкцию, снос нелинейного объекта капстроительства.
Аналогичные правила предусмотрены для закупок работ по капремонту, сносу линейного объекта. Опыт в этих случаях подтверждается контрактом, предметом которого являются как работы на линейном, так и на нелинейном объекте. Сейчас этого сделать нельзя.
В новой редакции проекта предусмотрели, что стоимость подтверждающего контракта должна быть не менее 10% НМЦК, если она выше 5 млрд руб.
Новые «строительные» закупки
В перечень случаев, когда понадобятся доптребования, включили новые позиции. Так, их нужно будет устанавливать при закупке работ по инженерным изысканиям для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции нелинейного объекта капстроительства.
Свой опыт участник будет подтверждать среди прочего исполненным контрактом:
- на выполнение соответствующих работ на нелинейном объекте капстроительства;
- на выполнение работ по подготовке проектной документации для обеспечения строительства, реконструкции нелинейного объекта капстроительства, его частей (если в контракте было задание на выполнение инженерных изысканий).
Стоимость такого контракта должна быть не менее 20% НМЦК.
Конкурсы с ограниченным участием по особым объектам и автодорогам
Как и в первой редакции проекта, планируется, что заказчики будут устанавливать доптребования в конкурсах с ограниченным участием, если НМЦК превысит 100 млн руб. на закупку работ по строительству и (или) реконструкции особых объектов капстроительства, автодорог. Участники таких закупок не смогут подтверждать свой опыт исполненным контрактом на капремонт или снос такого объекта.
В новой редакции проекта предусмотрели, что стоимость подтверждающего контракта должна быть:
- не менее 20% НМЦК, если она превышает 100 млн руб.;
- не менее 10% НМЦК, если она выше 5 млрд руб.
Работы по капремонту, сносу таких объектов вынесли в отдельные основания.
Перечень видов работ дополнили. Например, в него вошли работы по инженерным изысканиям для подготовки проектной документации, для строительства, реконструкции особых объектов капстроительства, дорог.
Общественное обсуждение проекта продлится до 16 июня 2020 года. Если документ примут, то он не будет применяться к закупкам, которые размещены в ЕИС до дня его вступления в силу.
Коронавирус и госзакупки: практика контрольных органов
С приходом коронавируса у заказчиков и участников возникает масса вопросов. Можно ли отменить закупку из-за форс-мажора? Когда допустимо заключить контракт с едпоставщиком для предупреждения ЧС? Включат ли участника в РНП, если исполнить контракт помешала пандемия? Разберемся на свежих примерах из практики.
Закупка у единственного поставщика в связи с коронавирусом
По мнению ФАС, МЧС и Минфина, заказчик может заключить контракт с единственным поставщиком по п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, если между объектом закупки и его использованием для недопущения распространения коронавируса есть причинно-следственная связь.
Так, Московское УФАС признало правомерной закупку у единственного поставщика портативных лабораторий для экспресс-диагностики коронавируса. А вот закупку строительно-монтажных и прочих работ для школы на этом основании Татарстанское УФАС признало нарушением Закона N 44-ФЗ: работы по контракту направлены исключительно на строительство нового объекта.
Отмена госзакупки
По Закону N 44-ФЗ в случае обстоятельств непреодолимой силы закупку можно отменить до заключения контракта, а не минимум за 5 дней до окончания подачи заявок, как установлено для конкурсов и аукционов. Однако на практике контрольные органы относятся к такой отмене закупок по-разному.
Так, Санкт-Петербургское УФАС в своем решении опиралось на позицию Минфина, МЧС и ФАС, которые объявили распространение коронавируса обстоятельством непреодолимой силы. Заявитель не смог доказать иное, поэтому контрольный орган признал правомерной отмену закупки после подведения итогов аукциона. Отметим, что по условиям документации исполнитель должен был с 1 июня по 15 октября 2020 года выполнять работы по устройству ограждения территории и монтажу системы контроля и управления доступом.
Московское УФАС при рассмотрении подобных вопросов использовало подход Верховного суда: нельзя признавать распространение коронавируса обстоятельством непреодолимой силы для всех, независимо от особенностей деятельности организации и региона, в котором она работает. Наличие обстоятельств непреодолимой силы нужно устанавливать для каждого конкретного дела. Так, по условиям закупки организация должна была с 1 мая до 31 августа 2020 года поставить грунт для работ по понижению газонов в районе Ивановское. Контрольный орган не увидел причинную связь между невозможностью исполнить контракт в срок и коронавирусом, а заказчик не представил документы, подтверждающие такую связь. Отмену закупки признали нарушением.
К такому же выводу Московское УФАС пришло в отношении:
- закупки услуг по техобслуживанию и ремонту мультимедийного комплекса конференц-зала с 30 апреля 2020 года по 30 апреля 2021 года;
- поставки расходных строительных материалов, которую нужно было осуществить в течение 20 календарных дней с момента заключения контракта;
- поставки игровых комплексов для благоустройства дворовых территорий с 5 мая по 5 августа 2020 года.
Включение в РНП
ФАС ранее сообщала: контрольные органы будут учитывать распространение коронавируса в качестве обстоятельства непреодолимой силы, когда будут рассматривать обращения о включении в РНП.
Так, в феврале организация не смогла исполнить очередную заявку заказчика о поставке медизделий. Ярославское УФАС не включило сведения о поставщике в РНП по следующим причинам:
- до возникновения ситуации с коронавирусом он без нарушений выполнял условия контракта;
- даже в условиях сложившейся ситуации поставщик предпринимал действия для исполнения своих обязательств, в том числе оперативно связывался с другими поставщиками;
- поставщик частично исполнил заявки, на основе которых заказчик расторгнул контракт и направил сведения для включения в РНП.
Аналогичное решение Ярославское УФАС приняло в отношении организации, которая в апреле поставила только часть семян по госконтракту. Поставщик ранее добросовестно исполнял свои обязательства, однако из-за коронавируса возникли сложности с ввозом товара из-за рубежа.
Письма Минфина
Если документ отсутствует в вашем комплекте СПС КонсультантПлюс,
его можно заказать через сервис «Линия консультаций»
Тел.: +7(831) 418-58-74, e-mail: hotline@inform.plus