Определен порядок управления наемными домами, все помещения в которых находятся в собственности РФ
Приказ Минстроя России от 08.05.2020 N 249/пр «Об утверждении Порядка управления наемными домами, все помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации»
Управление наемным домом может осуществлять:
- федеральный орган государственной власти, уполномоченный выступать от имени РФ в качестве собственника жилого помещения государственного жилищного фонда;
- управляющая организация, в случае если собственником наемного дома принято решение о том, что управление таким домом осуществляется управляющей организацией.
Решение собственника наемного дома о выборе способа управления наемным домом или выборе управляющей организации оформляется в соответствии с частью 1 статьи 45 Жилищного кодекса РФ, а также с учетом принятого решения утверждается приказом собственника наемного дома и подлежит направлению в органы государственного жилищного надзора в течение 10 календарных дней с момента его принятия, а также размещению на официальном сайте собственника наемного дома.
Способ управления наемным домом, изменение договора управления многоквартирным домом могут быть изменены решением собственника наемного дома в любое время в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Наймодатель или управомоченный наймодатель обеспечивает предоставление нанимателям в наемном доме коммунальных услуг путем заключения соответствующих договоров с организациями, осуществляющими холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставку бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставку твердого топлива при наличии печного отопления), обращение с твердыми коммунальными отходами, а также договоров на техническое обслуживание и ремонт внутридомовых инженерных систем (в случаях, предусмотренных законодательством РФ), заключение иных договоров, направленных на достижение целей управления наемным домом, обеспечение безопасности и комфортности проживания в этом доме.
Управление наемным домом наймодателем или управомоченным наймодателем обеспечивается в том числе путем:
- хранения технической документации на наемный дом и иных связанных с управлением таким домом документов;
- сбора, обновления и хранения информации о нанимателях жилых помещений в наемном доме;
- осуществления мероприятий, направленных на снижение объема используемых в наемном доме энергетических ресурсов, повышения его энергоэффективности;
- осуществления контроля за оказанием услуг и выполнением работ по содержанию и ремонту помещений общего пользования в наемном доме исполнителями этих услуг и работ, в том числе документального оформления приемки таких услуг и работ, а также фактов выполнения услуг и работ ненадлежащего качества;
- ведения претензионной, исковой работы при выявлении нарушений исполнителями услуг и работ обязательств, вытекающих из договоров оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту помещений общего пользования в наемном доме, а также в отношении нанимателей жилых помещений, не исполнивших обязанность по внесению платы, предусмотренной соответствующим договором, в том числе по оплате коммунальных услуг;
- начисления обязательных платежей, предусмотренных договорами найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договорами найма жилых помещений, в том числе связанных с оплатой коммунальных услуг;
- оформления платежных документов и их направления нанимателям жилых помещений в наемном доме;
- организации деятельности аварийно-диспетчерской службы в наемном доме.
До 1 сентября 2020 года в АИС «Реформа ЖКХ» будет включена подсистема по мониторингу и контролю устранения аварий и инцидентов на объектах ЖКХ
Приказ Минстроя России от 04.06.2020 N 305/пр «Об утверждении методических рекомендаций о порядке мониторинга и контроля устранения аварий и инцидентов на объектах жилищно-коммунального хозяйства»
Подсистема предназначена, в том числе для фиксации в оперативном режиме информации о произошедших авариях и инцидентах на объектах ЖКХ, включая сведения об объектах и последствиях нарушениях их работы, о введенных режимах ЧС, о планируемых сроках их устранения, а также лицах, ответственных за планирование и реализацию необходимых для устранения их последствий мероприятий.
Утверждены Методические рекомендации, которые применяются при мониторинге и контроле устранения аварий и инцидентов, возникающих в сферах теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, эксплуатации жилищного фонда (в случаях причинения вреда жизни или здоровью граждан).
Органам власти регионов рекомендовано, в том числе не позднее 1 сентября 2020 года организовать внесение в подсистему мониторинга данных, предусмотренных Методическими рекомендациями, начиная с данных за август 2020 года, а также организовать своевременное внесение в указанную подсистему данных о датах начала и окончания отопительного периода в муниципальных образованиях, расположенных на территории субъекта РФ, начиная с отопительного сезона 2020 — 2021 годов.
Разъяснен вопрос о государственной регистрации договоров участия в долевом строительстве
Письмо Минстроя России от 10.04.2020 N 14016-НС/07 «О договоре участия в долевом строительстве»
Так, Минстрой России полагает, что договоры участия в долевом строительстве, поступившие на государственную регистрацию до осуществления государственного кадастрового учета многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, подлежат государственной регистрации.
При этом существуют особенности применения норм Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» в отношении заявлений о государственной регистрации договоров участия в долевом строительстве, представленных застройщиком в органы государственной регистрации после осуществления государственного кадастрового учета многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.
ПРОЕКТ: Собственника хотят обязать отвечать за нарушения арендатором прав соседей, в том числе правил тишины
Проект Федерального закона N 963432-7 «О внесении изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации» (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 27.05.2020)
В Госдуму внесен проект, который обяжет собственника жилых и нежилых помещений в МКД отвечать за нарушения прав соседей любыми лицами, которых он допустил в свое помещение. Это могут быть, например, арендаторы, наниматели. Отвечать придется за нарушение ими тишины, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных правил.
Запрет на нарушение тишины в МКД хотят ввести в ЖК РФ. Под нарушением будут понимать действия, в результате которых звуки или вибрации, исходящие из помещения, будут явно слышны или ощутимы за его пределами. Не будут считаться нарушением тишины, например, плач ребенка, аварийно-восстановительные и иные неотложные работы, связанные с безопасностью граждан. Сейчас правила тишины регулируются на уровне субъектов РФ.
Что касается, например, ремонта, то о нем нужно будет уведомить жителей, разместив объявление в общедоступном месте.
В проекте также предусмотрена обязанность собственника не допускать причинения ущерба общему имуществу МКД или имуществу граждан со стороны лиц, которых он допустил в свое помещение. За нарушение этого правила собственник понесет солидарную ответственность вместе с этими лицами.
Если проект примут, то за систематическое (более 2 раз в течение 1 месяца) нарушение собственников будут штрафовать.
ПРОЕКТ: Депутаты рассмотрят проект изменений в сфере госрегистрации недвижимости
Проект Федерального закона N 962484-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» и иные законодательные акты Российской Федерации в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав» (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 26.05.2020)
Планируют ускорить госрегистрацию договоров участия в долевом строительстве (ДДУ), упростить подачу ряда электронных заявлений. На уровне закона решат спорный вопрос о госрегистрации договора аренды части здания, исключат правило о максимальном размере машино-места. Проект внесен в Госдуму.
Регистрировать ДДУ будут быстрее
По проекту Росреестр должен зарегистрировать ДДУ в течение 5 рабочих дней со дня поступления заявления. Речь идет о договорах, заключенных застройщиком со вторым и последующими дольщиками по конкретному объекту недвижимости (стр. 31 Проекта).
Если заявление и необходимые документы подать в электронной форме, то договор зарегистрируют за 3 рабочих дня, следующих за днем поступления документов. Если же их подать через МФЦ, то срок на госрегистрацию составит 7 рабочих дней со дня приема этих документов (стр. 31–32 Проекта).
Сейчас срок госрегистрации ДДУ, заключенного как с первым, так и с последующими дольщиками, ограничен 7 рабочими днями с даты приема документов. При их подаче в МФЦ срок составляет 9 рабочих дней.
Упростят подачу некоторых электронных заявлений
Через личный кабинет на сайте Росреестра можно будет подать, в частности, следующие заявления, не заверяя их усиленной квалифицированной электронной подписью (стр. 33, 34, 103 Проекта):
- о кадастровом учете в связи с изменением основных сведений объекта недвижимости;
- о внесении в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте;
- об исправлении технической ошибки в ЕГРН.
Сейчас при представлении этих заявлений в форме электронного документа их нужно заверять указанной подписью.
Устранят спорный вопрос о госрегистрации договора аренды части здания
Планируют установить, когда для госрегистрации договора аренды части здания или сооружения не нужно представлять техплан. Речь идет о случае, если в ЕГРН есть сведения обо всех помещениях в этом здании или сооружении (стр. 93 Проекта).
Данное положение касается аренды части здания или сооружения, которая представляет собой одно или несколько помещений с общими строительными конструкциями в пределах одного или нескольких этажей, целого здания или сооружения.
Сейчас по вопросу, нужно ли подавать техплан для госрегистрации договора аренды части здания или сооружения, практика противоречива. До ВС РФ не раз доходили споры юрлиц с Росреестром, который приостанавливал госрегистрацию таких договоров из-за того, что заявители не представили техплан. При этом сведения об арендуемой недвижимости уже были включены в соответствующие реестры. В июле 2019 года, как и годом ранее, ВС РФ счел правильной позицию организаций. Тем не менее авторы проекта отмечают, что существует и другая судебная практика.
Таким образом, поправки позволят окончательно решить данный вопрос.
Отменят правило о максимальном размере машино-мест
Предлагается не ограничивать площадь машино-места максимальным размером (стр. 47 Проекта). Сейчас он составляет 6,2 x 3,6 м. Останется только требование к минимальному размеру. На данный момент его значение — 5,3 x 2,5 м.
По словам разработчиков проекта, данная поправка связана с многочисленными обращениями строительных организаций, а также многообразием ТС, в отношении которых не установлены какие-либо размеры и габариты. Речь идет о сельхозтехнике, ТС для инвалидов и пр.
Отсрочка платежей за аренду федимущества: малый и средний бизнес получил новые послабления
Распоряжение Правительства РФ от 16.05.2020 N 1296-р «О внесении изменений в Распоряжение Правительства РФ от 19.03.2020 N 670-р»
С 20 мая изменились правила предоставления субъектам МСП, в частности, отсрочки по платежам за аренду федерального имущества. Так, уточнили, что это касается договоров, заключенных до 1 апреля.
Предоставлять отсрочку должны по 1 октября. Ранее было установлено, что она распространяется на платежи за апрель – июнь.
Долги по аренде нужно будет погасить в срок, предложенный арендаторами, но не ранее 1 января 2021 года и не позднее 1 января 2023 года. Делать это необходимо поэтапно не чаще одного раза в месяц равными платежами, размер которых не превышает половины ежемесячной арендной платы по договору.
Также правительство установило: в связи с отсрочкой к арендаторам не применяются штрафы, проценты по ст. 395 ГК РФ и другие меры ответственности за несоблюдение порядка и сроков внесения арендной платы. Это относится и к случаям, если такие меры предусмотрены договором. В связи с отсрочкой нельзя обязывать арендаторов вносить дополнительные платежи. Ранее такие гарантии прописаны не были.
Росимущество должно дать отсрочку на этих условиях всем субъектам МСП, а федорганы исполнительной власти и госпредприятия (госучреждения) в их ведении — субъектам МСП из пострадавших отраслей.
Пресса
Статья: Жилье на воде. Анализ споров (Кирина А.) («Жилищное право», 2020, N 5)
Статья: Рекультивация земель. Анализ споров (Матвеева К.) («Жилищное право», 2020, N 5)
Статья: Наследник объявился после продажи жилья (Балдынова А.) («Жилищное право», 2020, N 5)
Статья: Поручительство: обзор судебной практики (Бедарева А.) («Жилищное право», 2020, N 5)
Статья: Наследник объявился после продажи жилья (Балдынова А.) («Жилищное право», 2020, N 5)
Статья: Вещное право на жилое помещение (Колоколова Е.О.) («Семейное и жилищное право», 2020, N 1)
Если документ отсутствует в вашем комплекте СПС КонсультантПлюс,
его можно заказать через сервис «Линия консультаций»
Тел.: +7(831) 418-58-74, e-mail: hotline@inform.plus