Какие условия контракта нельзя изменить в связи с коронавирусом и другие разъяснения по госзакупкам
«Обзор разъяснений законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд (май 2020 года)» (Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)
ФАС России ответила на вопросы о том, какие условия контракта нельзя изменить в связи с коронавирусом, что учитывать при одностороннем отказе от контракта с едпоставщиком, какие документы подтвердят соответствие доптребованиям.
Какие условия контракта нельзя изменить в связи с коронавирусом
Если контракт нельзя исполнить из-за коронавируса, то в 2020 году изменить его существенные условия можно в том числе в части цены. Ведомство уточнило, что в этом случае нельзя поменять количество товара (объем работ или услуг) с пропорциональной корректировкой цены.
Чтобы изменить количество товара, нужно применять пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ.
Что учитывать при одностороннем расторжении контракта с едпоставщиком
Заказчик вправе расторгнуть контракт в одностороннем порядке при его исполнении, если было предусмотрено такое условие. Это правило касается и контрактов, заключенных на основании п. п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (малые закупки).
Ведомство указало: несмотря на то что в реестр контрактов не включается информация о малых закупках, решение заказчика об одностороннем отказе по таким контрактам необходимо размещать в ЕИС.
Какие документы подтвердят соответствие доптребованиям
Участники некоторых закупок с доптребованиями должны подтверждать свой опыт среди прочего исполненным контрактом или договором, например при строительных закупках с НМЦК больше 10 млн руб.
Ведомство указало, что для этого можно предоставить копию госконтракта (муниципального контракта) или любого гражданско-правового договора, заключенного в соответствии с ГК РФ, на выполнение соответствующих работ.
Напомним, ранее антимонопольный орган разъяснял, что к копии не нужно ничего прикладывать (например, проектно-сметную документацию). Отсутствие приложений в заявке не значит, что у участника нет соответствующего опыта.
УФАС посчитало законным требование госзаказчика выполнить работы в пределах установленных границ
Решение Новосибирского УФАС России от 30.04.2020 N 054/06/66-769/2020
Заказчик провел аукцион на ремонт автотранспорта и среди прочего установил границы выполняемых работ – в пределах 2 км от его гаражных боксов. Он определил победителя, но потом выяснилось, что информация о месте выполнения работ не соответствует документации. Заказчик отказался заключать контракт. Победитель с этим не согласился:
- заявку изначально признали соответствующей документации;
- требование о границах выполняемых работ необоснованно, поскольку ограничивает конкуренцию.
Заказчик привел свои доводы:
- все заявки посчитали соответствующими, так как от участников требовалось лишь согласие выполнить работы;
- вместе с контрактом победителю направлено уведомление о том, что ему нужно представить информацию о месте выполнения работ. Это требование было в документации. Информация от победителя поступила, но не соответствовала условиям закупки (расстояние превышало 2 км);
- требование о границах выполняемых работ также было установлено в документации. Своей заявкой победитель выразил согласие исполнить контракт на этих условиях;
- спорное условие не ограничивает конкуренцию, поскольку в радиусе 2 км находятся более 10 станций техобслуживания. Кроме того, минимальное расстояние экономически выгодно для заказчика;
- после отказа от заключения контракта была объявлена повторная закупка на тех же условиях.
Контрольный орган посчитал, что требование законно:
- на участие в закупке было подано 4 заявки, конкуренция не ограничена;
- информация, представленная победителем, не соответствует документации: расстояние больше 2 км. Согласие исполнить контракт на установленных условиях означает, что сведения в заявке были недостоверными.
Выход из общества после нарушения условий госконтракта не поможет избежать включения в РНП
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 04.06.2020 N Ф03-980/2020 по делу N А73-15256/2019
Стороны заключили контракт на проектные и изыскательские работы. После неоднократных претензий заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта: подрядчик не выполнил обязательства в установленные сроки. Сведения включили в РНП.
Учредитель юрлица посчитал, что данные о нем внесены в реестр безосновательно:
- недобросовестность его поведения в период исполнения контракта не доказана;
- на момент внесения сведений в реестр он уже не был учредителем.
Суды его не поддержали. В период недобросовестного исполнения контракта он был учредителем юрлица. Оснований не включать сведения о нем в реестр нет.
Суды руководствовались следующим:
- обязательства выполнены ненадлежащим образом, что подтверждает отрицательное заключение госэкспертизы;
- подрядчик мог устранить недостатки в разумные сроки;
- заказчик уже пытался взыскать в суде неотработанный аванс по этому контракту, а также неустойку;
- решение о выходе из общества, а также об увольнении с должности гендиректора принято после претензий заказчика и консультации с юристом. То есть после нарушения условий контракта;
- сведений о назначении нового руководителя на дату рассмотрения дела в суде не было;
- учредитель обратился в налоговую, чтобы актуализировать сведения в ЕГРЮЛ, после того, как были установлены все обстоятельства для принятия решения об одностороннем отказе.
Напомним, что сведения об учредителе, который вышел из общества до заключения контракта, в РНП включать нельзя.
Порядок оценки заявок должен быть связан с объектом закупки по Закону N 223-ФЗ
Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 02.06.2020 по жалобе N Т02-410/20
Участник закупки работ по разработке проектно-сметной документации пожаловался на то, что порядок оценки заявок по показателю «Деловая репутация» не позволяет объективно выявить квалификацию участников. Он не связан с объектом закупки.
Деловую репутацию оценивали на основании:
- лицензий в области охраны (сохранения) объектов культурного наследия, а именно: сколько непрерывных лет участник ей обладает;
- письменного обоснования перерыва между сроками действия лицензий (если он был);
- сведений о дате регистрации организации.
Антимонопольный орган поддержал участника. Он признал такой подход формальным и необъективным, поскольку порядок оценки:
- не связан с квалификацией (определить ее нельзя), а также с деятельностью компании на рынке работ по предмету закупки;
- не основывается на сведениях, подтверждающих уровень деловой репутации. Его нельзя определять на основании выданных лицензий.
Также УФАС отметило, что порядок предоставления письменного обоснования перерыва допускает субъективное толкование. Он не позволяет оценить причины, которые объясняют перерыв.
Новые фирменные материалы
Письма Минфина
Пресса
Если документ отсутствует в вашем комплекте СПС КонсультантПлюс,
его можно заказать через сервис «Линия консультаций»
Тел.: +7(831) 418-58-74, e-mail: hotline@inform.plus