Коронавирус и госзакупки: новая практика контрольных органов
УФАСы продолжают разбирать споры из-за коронавируса. На этот раз в большинстве случаев они с пониманием отнеслись к сложностям поставщиков. Но иногда и заказчикам удается найти аргументы в свою пользу. Читайте подробнее в обзоре.
Возможность изменить контракт в связи с коронавирусом не зависит от положений документации
Поправки к Закону N 44-ФЗ позволяют до конца года изменить существенные условия госконтракта в части цены, срока исполнения и аванса при соблюдении ряда условий. Участники госзакупок стали жаловаться на заказчиков, которые не включили эти положения в документацию.
Однако контрольные органы не увидели в этом проблемы. По их мнению, возможность применить новые положения закона не зависит от того, включил ли заказчик в проект контракта указание на них. Такой вывод сделали Пензенское, Липецкое, Ивановское УФАС.
Другие антимонопольщики решили: новая норма диспозитивна и применяется по соглашению сторон, закон не обязывает заказчиков включать эти положения в контракт. Такой позиции придерживаются Калининградское и Хакасское УФАС.
В проект контракта не нужно включать положения об освобождении от штрафов в связи с коронавирусом
ФАС, Минфин и МЧС сообщили о возможности освободить поставщиков от уплаты неустойки, если условия нарушены из-за коронавируса. Участники начали массово жаловаться на то, что заказчики не включают новые положения в госконтракт.
Однако многие УФАС решили: достаточно общей фразы об освобождении от неустойки в случае непредвиденных обстоятельств, так как ведомства отнесли коронавирус к таким обстоятельствам. Такой логикой руководствовались: Мордовское, Липецкое, Московское областное, Хакасское, Архангельское, Ингушское, Кемеровское УФАС.
Татарстанское, Калининградское и Владимирское УФАС также отметили: меры, позволяющие не применять штрафные санкции в связи с коронавирусом, не зависят от наличия такого условия в госконтракте.
Не все нарушения можно оправдать пандемией
ФАС ранее сообщала: контрольные органы будут учитывать коронавирус как обстоятельство непреодолимой силы, когда будут рассматривать обращения о включении в РНП. При этом большую роль играет причинно-следственная связь.
Приведем примеры, когда антимонопольщики не обнаружили признаков недобросовестности:
- участник не смог подписать контракт в срок, так как ответственный сотрудник заболел коронавирусом;
- участник перечислил обеспечение исполнения контракта позже срока, поскольку не успел наладить удаленную работу главбуха;
- участнику удалось только согласовать с заказчиком проект банковской гарантии, а вот выдать оригинал банк в срок не смог из-за своей ограниченной работы в связи с пандемией;
- участнику одобрили банковскую гарантию, однако он не знал о новом порядке выдачи гарантий из-за коронавируса. Участник ждал гарантию нарочно, вместо того чтобы искать информацию на официальном сайте, из-за чего сорвал срок подписания контракта;
- в протоколе разногласий к проекту контракта участник сообщил о невозможности заключить контракт, так как он не вошел в число организаций, которым было разрешено работать с 4 по 30 апреля 2020 года;
- организация не смогла поставить товары в срок, так как зарубежный партнер приостановил производство комплектующих для этого товара из-за пандемии. При этом в России их не делают.
Но сослаться на пандемию получается не всегда. Так, заказчик отказался от исполнения контракта из-за неоднократных нарушений поставщика начиная с января 2020 года:
- поставка товара ненадлежащего качества без необходимых документов;
- нарушение сроков;
- невозможность подтвердить достоверность товаров. Поставщик потребовал отменить отказ от исполнения контракта, сославшись на обстоятельства непреодолимой силы в связи с пандемией, однако это не помогло. Заказчик вернул товар, а УФАС включил сведения о поставщике в РНП.
Отметим, что включение в РНП – не единственная ответственность поставщика за уклонение от заключения или исполнения контракта. Так, участник не подписал контракт в срок, объяснив это следующим: он подал заявку ошибочно, исходя из цены, рассчитанной в январе 2020 года с учетом другого курса доллара. В текущих условиях исполнение контракта затруднено из-за пандемии и невыгодно из-за выросшего курса доллара. Организацию не включили в реестр, но оштрафовали за уклонение от заключения контракта.
Поддержать ли участника, который не смог подать заявку из-за карантина, УФАС решит по ситуации
Из-за введения режима «нерабочих дней» и ограниченной работы многих служб не все смогли подготовиться к участию в закупках. Признавать ли причину уважительной, контрольные органы решали в каждом отдельном случае.
Комиссия отклонила вторую часть заявки участника: по ЕГРЮЛ было понятно, что в учредительные документы вносили изменения, но в составе заявки их не было. Участник обратился в контрольный орган: из-за майских праздников и ограничений в работе ФНС было невозможно получить устав с отметкой о внесенных изменениях. Мурманское УФАС отклонение заявки признало неправомерным, так как участник не смог представить актуальный устав из-за непредвиденных обстоятельств. В своем решении антимонопольщик сослался на письмо ФАС о признании коронавируса обстоятельством непреодолимой силы.
В другом случае организация пожаловалась на заказчика за то, что тот установил сроки без учета режима «нерабочих дней». Из-за этого она не успела оформить новую выписку СРО и не смогла поучаствовать в закупке. Прежний документ действовал до 4 апреля, тогда как окончание подачи заявок было назначено на 6 апреля. На вопрос, подходит ли в этом случае выписка СРО под требования документации, заказчик не ответил.
Контрольный орган признал сроки проведения закупки правомерными. ФАС сообщала: в апреле 2020 года заказчики проводят закупки в обычном режиме. Кроме того, выяснилось, что для участия в другой закупке организация использовала выписку СРО, выданную 2 апреля 2020 года. Таким образом, заявитель не смог доказать, что он не мог участвовать в закупке.
ПРОЕКТ: Условия допуска иностранных товаров к госзакупкам хотят скорректировать
Проект Приказа Минфина России «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 4 июня 2018 г. N 126н
Минфин планирует изменить условия допуска иностранных товаров.
Предполагается, что будет 2 перечня.
Так, для товаров из перечня N 1 преференция в отношении цены контракта составит 15%. Список товаров, который действует сейчас, изменят. В частности, в него войдет ряд промтоваров, для которых установлены ограничения допуска. Например, некоторые канцтовары, товары для детей (пп. «в» п. 4 Проекта). Часть позиций уберут, например моющие средства, лыжный инвентарь (пп. «а» п. 4 Проекта).
Для товаров из перечня N 2 ценовая преференция составит 20%, если они приобретаются в рамках нацпроекта. В него, в частности, войдут отдельные виды грузового транспорта, автотранспорт спецназначения (п. 6 Проекта).
Общественное обсуждение завершается 2 июля 2020 года.
В правительство направлен проект поправок по госзакупкам в сфере строительства
Информация Минфина России от 19.06.2020
На сайте Минфина появилась информация о том, что в правительство внесли поправки к некоторым актам, которые касаются закупок в сфере строительства.
В частности, строительные закупки планируют исключить из обязательного аукционного перечня. Это значит, что заказчики смогут проводить их как с помощью аукциона, так и посредством конкурса. Изменятся и правила оценки конкурсных заявок. Так, заказчик сможет оценивать опыт по виду объекта строительства (линейный, особо опасный, уникальный или «обычный»), а также по виду ранее исполненного контракта (КЖЦ, контракт «под ключ» или «обычный» договор строительного подряда).
Планируют скорректировать и доптребования к участникам таких закупок. В частности, период, за который учитывается строительный опыт, увеличат с 3 до 5 лет. Участники закупки работ по строительству, реконструкции не смогут подтвердить такой опыт исполненным контрактом на капремонт или снос объекта.
ПРОЕКТ: Квотирование закупок товаров из ЕАЭС: проекты приняты в первом чтении
Проект Федерального закона N 970027-7
Проект Федерального закона N 969960-7
Проекты предусматривают поправки к Законам N N 44-ФЗ и 223-ФЗ. Заказчики должны будут выполнять обязательную долю закупок товаров из ЕАЭС, а также работ и услуг, в составе которых используются такие товары.
Размер минимальной доли, перечень продукции, сферу закупок, форму отчета утвердит правительство.
ПРОЕКТ: Хотят изменить правила нацрежима при госзакупках одноразовых медизделий из ПВХ
Проект Постановления Правительства РФ
Планируют изменить постановление правительства, ограничивающее допуск ряда иностранных медизделий.
Сейчас его правила действуют, в частности, при закупке некоторых изделий из ПВХ. Ограничения, возможно, придется устанавливать и при закупке одноразовых медизделий, изготовленных из иных пластиков, полимеров и материалов.
Эти закупки будут проводиться с особенностями. Так, поставщика нужно будет определять из числа участников закупки, предложивших продукцию:
- производителей, которые локализуют собственное производство и реализуют медизделия из перечня N 2;
- производителей, у которых показатель локализации собственного производства соответствует ежегодному достижению такого показателя.
Данные правила сейчас действуют при закупке одноразовых медизделий из ПВХ для некоторых ФГБУ и региональных ГБУ. Правила утратят силу, круг заказчиков не будет ограничен.
Общественное обсуждение проекта продлится до 3 июля 2020 года.
Письма Минфина
Пресса
Если документ отсутствует в вашем комплекте СПС КонсультантПлюс,
его можно заказать через сервис «Линия консультаций»
Тел.: +7(831) 418-58-74, e-mail: hotline@inform.plus