Казначейство назвало самые распространенные ошибки при госзакупках за II полугодие 2019 года
Письмо Казначейства России от 29.05.2020 N 07-04-05/21-10615
Казначейство выпустило обзор нарушений в финансово-бюджетной сфере за II полугодие 2019 года. В их числе ошибки, допущенные при госзакупках товаров, работ, услуг (далее – товар). Значительную часть заказчики допустили при расчете НМЦК и исполнении контракта. Остановимся на основных.
Нарушения при расчете НМЦК
Большинство ошибок связано с использованием неверной ценовой информации, а также с некорректным применением методов определения цены контракта.
Так, при расчете НМЦК не нужно использовать:
- информацию о ценах товаров, неидентичных или неоднородных планируемым к закупке (например, по количеству, описанию характеристик);
- предложения поставщиков, которые не поставляют идентичные товары;
- предложения поставщиков, чьи условия не сопоставимы с условиями планируемой закупки.
Кроме того, ведомство указало, какие недочеты допускали заказчики при выборе методов определения цены:
- использовали метод некорректно. В частности, заказчик применил нормативный метод, однако предельная цена на товары в требованиях к ним не была утверждена;
- использовали иные методы, хотя была возможность применить основные.
Казначейство также выделило нарушения, которые способствовали, в частности, завышению НМЦК:
- не составили калькуляцию затрат стоимости по каждому элементу затрат. Например, не сформировали перечень составных элементов работ, не указали их цену, цену каждой составной части, входящей в услуги;
- определили накладные расходы без их детализации и расчетов;
- использовали ценовую информацию, которая поступила от аффилированных лиц. Отметим, что по этому вопросу есть и другая позиция;
- использовали усредненные данные без их расчета и подтверждения источников формирования.
Нарушения при исполнении контракта
Из числа нарушений, допущенных на этапе исполнения контракта, можно выделить такие:
- не начислили и не взыскали пени и штрафы;
- приняли товар, характеристики которого не соответствовали условиям контракта;
- изменили виды работ (услуг) в ходе их выполнения (оказания);
- приняли и оплатили строительные работы, не предусмотренные проектно-сметной документацией;
- приняли и оплатили фактически не поставленные товары.
ПРОЕКТ: Закупать типовые проектные решения по Закону N 44-ФЗ предложили иначе
Проект Федерального закона (подготовлен Минстроем России, ID проекта 01/05/06-20/00105518) (не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 30.06.2020)
Минстрой разработал проект с поправками к Закону N 44-ФЗ. В частности, работы по подготовке типового проектного решения предлагают приобретать посредством конкурса с ограниченным участием.
Планируется также, что к данным закупкам будут применяться особенности, установленные в ст. ст. 110.1 и 110.2 Закона N 44-ФЗ.
Услуги авторского контроля и работы по внесению изменений в типовое проектное решение можно будет закупить у едпоставщика.
Общественное обсуждение проекта завершается 20 июля 2020 года.
По каким правилам согласовывать заключение госконтракта с едпоставщиком после несостоявшихся закупок
Постановление Правительства РФ от 30.06.2020 N 961
С 1 июля действует постановление правительства с размерами НМЦК, при превышении которых заказчики обязаны согласовывать контракты с едпоставщиком после несостоявшихся конкурентных процедур: конкурса, аукциона и запроса предложений. Поправки касаются и закрытых способов закупки.
Какие ценовые пороги установили
Цены различаются в зависимости от уровня заказчика, а также от способа определения победителя закупки. Так, предусмотрены следующие ценовые пороги:
- для федеральных нужд — 500 млн руб. (при конкурсе или аукционе);
- для региональных и муниципальных нужд — 250 млн руб. (при конкурсе или аукционе);
- для любых нужд — 1 тыс. руб. — при запросе предложений (если закупка не состоялась по определенным основаниям) или закрытой закупке.
При превышении этих значений заказчику потребуется согласовать заключение контракта с едпоставщиком по результатам несостоявшейся закупки. Для этого необходимо оформить обращение, приложить к нему необходимые документы и направить их в контрольный орган. Правила согласования также установлены постановлением.
В какой форме подается обращение
До 1 июля 2021 года все обращения о согласовании контракта нужно подавать на бумаге в 1 экземпляре и при наличии технической возможности на съемном машинном носителе без использования ЕИС. Начиная с указанной даты при электронных закупках обращения будут подаваться в электронной форме.
Документ необходимо составить по установленной форме. Его должно подписать лицо, уполномоченное действовать от имени заказчика.
Как составить и куда направить обращение
В обращении указывается информация о контрольном органе, заказчике, несостоявшейся закупке, едпоставщике (подрядчике, исполнителе). Исчерпывающий перечень сведений приведен в п. п. 3 — 6 правил.
Предусмотрен подробный перечень информации и документов, которые нужно приложить к обращению. Потребуются, например, заявки (их копии) на участие в закупке, документация (копия) о закупке при закрытом способе.
В зависимости от своего уровня заказчик направляет обращение в один из контрольных органов, указанных в п. 2 правил. Если направить его не по подведомственности, согласование займет больше времени.
Когда обращение считается поданным
Контрольный орган зарегистрирует обращение и проверит его на предмет подведомственности, а также содержания.
Он не рассмотрит обращение, в частности, если в нем нет нужной информации. В этом случае контрольный орган направит уведомление о несоответствии документа.
На корректировку заказчику дается 2 рабочих дня после дня получения уведомления. В противном случае обращение не рассмотрят.
Обращение считается поступившим со дня его регистрации (если оно составлено правильно) или с даты, когда заказчик привел его в соответствие (если в нем были ошибки).
Как скоро согласуют или откажут
Решение принимается не позднее 10 рабочих дней после дня поступления обращения. За это время контрольный орган рассмотрит его и проведет внеплановую проверку. Если будет принято положительное решение, но выявлены нарушения в условиях контракта, то выдадут предписание. В нем укажут действия, которые нужно совершить при заключении контракта. Решение направят тем же способом, каким было подано обращение в 1 экземпляре.
Контрольный орган откажет в заключении контракта с едпоставщиком, например, если обнаружит, что заказчик:
- выбрал не тот способ закупки;
- ограничил конкуренцию при описании объекта закупки;
- установил требования к участникам с нарушением законодательства о контрактной системе.
Минздрав разъяснил порядок применения сведений о взаимозаменяемости при госзакупках лекарств
Письмо Минздрава России от 25.06.2020 N 18-2/И/2-8895
При описании объекта закупки заказчик указывает среди прочего сведения о взаимозаменяемости лекарственных препаратов. Такая информация содержится в ЕСКЛП на сайте Минздрава.
Ведомство отметило, что эти сведения носят справочный характер. Заказчик вправе их использовать при описании.
В ближайшее время в ЕИС появится функция автоматизированного применения данных о группах взаимозаменяемых препаратов при размещении извещения.
Поскольку заказчик описывает объект закупки по своему усмотрению, сведения в случае необходимости можно будет скорректировать или дополнить.
Что может помешать обеспечить заявку на участие в госзакупке
Решение ФАС России от 23.04.2020 по делу N 20/44/105/713 Нарушение: ч. 8 ст. 44 Закона о контрактной системе. Решение: Признать жалобу необоснованной; выдать предписание об устранении нарушений
Участник закупки пожаловался на то, что оператор электронной площадки неправомерно вернул его заявку.
Оператор пояснил, что действовал законно: на спецсчете участника не было нужной суммы для обеспечения заявки. Антимонопольный орган это подтвердил.
Позднее выяснилось следующее. Средств на счете не хватало из-за того, что оператор несвоевременно разблокировал деньги участника по другой закупке. Контролеры посчитали это нарушением, но жалобу о неправомерном возврате заявки признали необоснованной и не стали восстанавливать возможность участия в закупке.
Чтобы избежать подобных ситуаций, до участия в закупке рекомендуем проверить, достаточно ли средств на счете с учетом возможных блокировок.
ФАС рассказала о распространенных ошибках при госзакупках радиоэлектронной продукции
Обзор практики рассмотрения жалоб при проведении закупок по Закону N 44-ФЗ (май 2020 года)
При закупке РЭП заказчик должен применить ограничения или обосновать невозможность их применить, а участник закупки — декларировать наличие РЭП в реестре. ФАС рассказала об ошибках заказчиков при подготовке закупок и ошибках комиссии при рассмотрении заявок.
Что учесть при подготовке закупки РЭП
Если заказчик не может соблюсти ограничения допуска РЭП, он должен разместить обоснование этого в ЕИС одновременно с извещением о закупке. ФАС указала на распространенную ошибку заказчиков: они не включают в обоснование обязательные сведения, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878. Если нет надлежащего обоснования, закупку могут отменить.
Так, в ФАС поступила жалоба на то, что заказчик неправильно обосновал невозможность применить ограничения допуска РЭП. В составе документации заказчик указал: в реестре нет сведений о РЭП, соответствующей тому же классу (функциональному назначению), что и РЭП, планируемая к закупке. Другие обязательные сведения в обосновании отсутствовали. ФАС признала это нарушением.
Отметим, что контрольный орган не стал отменять закупку, так как заказчик на рассмотрении жалобы представил необходимое обоснование невозможности соблюсти ограничения допуска РЭП, а заявки всех участников были признаны соответствующими документации.
Что учесть при рассмотрении заявок участников
Хотя в заявке участника была декларация страны происхождения товара (Российская Федерация), в ней отсутствовал номер реестровой записи. Комиссия заказчика отклонила заявку. Участник обратился в ФАС.
Контрольный орган решил, что комиссия выбрала неверное основание для отклонения заявки. В протоколе указан п. 6 ч. 5 ст. 66 Закона N 44-ФЗ. Эта статья определяет содержание заявки, а не основание для ее отклонения. Если участник не указал номер реестровой записи, его заявку нужно рассматривать как предложение иностранного товара. Отклонять или допускать такую заявку, определяют правила применения ограничений допуска иностранной РЭП.
ВС разобрался, с какой даты считать срок исковой давности при изменении цены госконтракта
Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 08.07.2020 N 306-ЭС19-26558 по делу N А55-177/2019
Стороны госконтракта заключили допсоглашение, по условиям которого возросла стоимость работ. ФАС посчитала это нарушением и назначила штраф: такое изменение не было предусмотрено условиями документации и привело к дополнительному расходованию средств федерального бюджета.
Суды согласились с выводом о наличии правонарушения, однако решили, что наказывать за него нельзя. К моменту, когда контрольный орган вынес постановление, истек годичный срок давности привлечения к ответственности. Срок суды отсчитывали с даты заключения допсоглашения.
Антимонопольный орган счел подход неверным. По его мнению, срок давности нужно исчислять с момента оплаты по допсоглашению. На дату его подписания факта перерасходования не было, состав правонарушения отсутствовал. При таких расчетах срок давности не является истекшим на дату постановления контрольного органа.
Верховный суд отменил решения предыдущих инстанций и отправил дело на новое рассмотрение.
Суды указали, когда технический сбой будет основанием для включения сведений в РНП по Закону N 44-ФЗ
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11.06.2020 N Ф04-2172/2020 по делу N А70-17982/2019
Победитель электронного аукциона не подписал контракт и не представил его обеспечение в срок из-за технического сбоя (повреждение кабельной линии сети Интернет). Его признали уклонившимся и включили сведения в РНП. Победитель с этим не согласился. Он привел следующие доводы:
- в последний день отведенного для подписания контракта срока произошел сбой: отсутствовало интернет-соединение. Подтверждающие письма представлены;
- использовать другие устройства, например мобильный телефон, технически было невозможно;
- в этот же день оформлена обеспечительная гарантия.
Однако суды не нашли обстоятельств, которые бы препятствовали своевременному заключению контракта. Было отмечено:
- отсутствие доступа к сети Интернет не является непреодолимым препятствием, которое мешало заключить контракт. Победитель мог решить эту проблему (например, перенести компьютер в место, где соединение было);
- подписание контракта отложено на последний день — это указывает на безответственное поведение;
- получение обеспечительной гарантии не подтверждает добросовестность;
- подавая заявку на участие в электронной закупке, нужно учитывать специфику документооборота на площадке и риски наступления неблагоприятных последствий при уклонении от заключения контракта;
- победитель не проявил ту степень заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него при участии в аукционе.
Заметим, недавно в практике встречался пример, когда при схожих обстоятельствах (сбой в сети Интернет) сведения о победителе в РНП не включили.
Пресса
Если документ отсутствует в вашем комплекте СПС КонсультантПлюс,
его можно заказать через сервис «Линия консультаций»
Тел.: +7(831) 418-58-74, e-mail: hotline@inform.plus