Минпромторг разъяснил, как применять новые правила нацрежима при госзакупках
Письмо Минпромторга России от 08.07.2020 N 47475/12 О реализации Постановлений Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 и N 617
1 мая вступили в силу обновленные запреты и ограничения допуска иностранных товаров к госзакупкам. Однако на практике возникли вопросы к их применению. Минпромторг разъяснил, в каких случаях на закупки не распространяется запрет на допуск иностранных товаров и как применять механизм «третий лишний».
В каких случаях запрет на допуск иностранных товаров не применяется
Подпункт «б» п. 3 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 устанавливает одно из оснований для неприменения запрета на допуск иностранных товаров к закупкам. Им можно руководствоваться, если соблюдено одно из условий:
- в закупку входит одна единица товара, стоимость которой не превышает 100 тыс. рублей;
- в закупку входит совокупность таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1 млн рублей (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 1 – 7, 124 и 125 перечня).
Ведомство разъяснило: под совокупностью товаров в данном случае следует понимать те товары, которые соответствуют одному коду по ОКПД2. Иными словами, при закупке совокупности товаров запрет не нужно применять при одновременном соблюдении условий:
- товары относятся к одному коду по ОКПД2;
- НМЦК составляет менее 1 млн руб.;
- стоимость единицы каждого товара не превышает 100 тыс. рублей.
Если же предмет контракта составляют товары из перечня, которые относятся к разным кодам по ОКПД2, возможность не применять запрет по названному основанию устанавливается для каждого товара отдельно.
Как применять механизм «третий лишний» в случае установленных ограничений на закупку иностранных товаров
Участник может рассчитывать на неприменение к нему ограничений, если соблюдено одно из условий:
- товар включен в реестр российской промышленной продукции;
- товар имеет сертификат СТ-1, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства — члена ЕврАзЭС (за исключением России).
Минпромторг отметил: для применения ограничений по Постановлению Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 эти условия равнозначны.
При этом участник подтверждает соответствие товара ограничениям следующим образом:
- предоставляет в заявке информацию о включении товара в реестр российской промышленной продукции и соглашается с условием о предоставлении на этапе исполнения контракта выписки из реестра;
- соглашается с условием о предоставлении на этапе исполнения контракта копии сертификата СТ-1.
Таким образом, механизм «третий лишний» следует применять в отношении российской продукции на основании информации о нахождении товаров в реестре российской промышленной продукции, а в отношении продукции, произведенной на территории государств — членов Евразийского экономического союза, — на основании декларирования участником наличия сертификата СТ-1.
Минфин ответил на актуальные вопросы в связи с пандемией и на другие вопросы в госзакупках
Обзор: Минфин ответил на актуальные вопросы в связи с пандемией и на другие вопросы в госзакупках
Что делать с контрактом, если из-за пандемии в нем отпала необходимость, можно ли участвовать в заседании комиссии удаленно, когда нельзя поставить улучшенный товар даже при согласии заказчика, можно ли уплатить неустойку за счет средств банковской гарантии — ответы на эти и другие вопросы читайте в обзоре.
Как быть с госконтрактом, если в его исполнении отпала необходимость в связи с пандемией
Ведомство отметило, что в связи с коронавирусом в Закон N 44-ФЗ были внесены поправки, согласно которым можно изменить срок исполнения, размер аванса, цену контракта, а для закупок с неизвестным объемом — цену за единицу ТРУ. Для количества товаров и объема работ или услуг такую возможность не предусмотрели.
Если у заказчика отпала необходимость в поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, предусмотренных контрактом, ведомство рекомендует расторгать его по соглашению сторон. При этом заказчику нужно оплатить фактически исполненную часть контракта.
Могут ли члены комиссии участвовать в заседании с помощью видеоконференцсвязи
Минфин разъяснил: личное присутствие членов комиссии на ее заседании — это обязательное требование закона. Возможность участия в заседании членов комиссии в форме видео-конференц-связи, а также последующие оформление и подписание протоколов заседаний аукционной комиссии в форме электронного документа Законом N 44-ФЗ не предусмотрены.
Можно ли изменить договор, заключенный юрлицом за счет субсидий, по ч. 65 ст. 112 Закона N 44-ФЗ из-за последствий коронавируса
Минфин отметил: юрлица осуществляют закупки за счет субсидий в соответствии с Законом N 44-ФЗ в части определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и заключения контрактов. Положения Закона N 44-ФЗ, регулирующие особенности исполнения контрактов, не распространяются на такие закупки. Соответственно, поправки, дающие возможность изменить контракт в связи с коронавирусом, не коснулись закупок юрлиц за счет субсидий.
Можно ли уплатить неустойку за счет средств банковской гарантии
Минфин отметил: банковская гарантия и неустойка — это равные и независимые друг от друга способы обеспечения обязательств по контракту. Банковская гарантия обеспечивает надлежащее исполнение основного обязательства, а неустойку исполнитель выплачивает при ненадлежащем исполнении или неисполнении основного обязательства.
Таким образом, неустойку нельзя уплатить за счет средств банковской гарантии, так как она является неосновным обязательством по контракту, исполнение которого обеспечено банковской гарантией.
В каком случае нельзя поставить улучшенный товар
По Закону N 44-ФЗ при исполнении контракта заказчик и поставщик могут договориться о поставке товара с улучшенными характеристиками. При этом закон не устанавливает конкретных параметров, которые позволили бы оценить, является ли товар улучшенным относительно требований контракта.
Минфин считает, что оценивать это должен заказчик самостоятельно. Отметим, что практика подтверждает такую позицию.
Однако нужно учитывать следующее: если в отношении объекта закупки действуют запреты, ограничения и условия допуска товаров из иностранных государств, правила нацрежима могут предусматривать случаи, в которых заказчик при исполнении контракта не вправе допускать замену товара или страны происхождения товара.
Можно ли изменить в контракте информацию об источнике финансирования
Минфин уточнил: если информация об источнике финансирования не влияет на обоюдные обязательства сторон, по которым должно быть достигнуто соглашение, то такие условия не являются существенными и могут быть изменены по соглашению сторон.
Обновили типовые госконтракты на закупку электронной, транспортной техники и других объектов закупки
Приказ Минпромторга России от 07.04.2020 N 1152
27 июля вступил силу приказ Минпромторга, которым утверждены 3 обновленные формы типовых контрактов:
- на оказание услуг выставочной и ярмарочной деятельности;
- оказание услуг по диагностике, техобслуживанию и ремонту автотранспортных средств;
- поставку продукции радиоэлектронной промышленности, автотранспортных средств, электронного осветительного и промышленного холодильного оборудования, а также некоторых канцпринадлежностей, мебели для офисов и предприятий торговли.
Документы, которые сейчас регулированные правоотношения, утратили силу.
В частности, форму контракта на поставку продукции радиоэлектронной промышленности, автотранспортных средств, электронного осветительного и промышленного холодильного оборудования, а также некоторых канцпринадлежностей, мебели для офисов и предприятий торговли привели в соответствие с действующим законодательством о контрактной системе.
Так, в разделе об ответственности сторон учли норму о расчете пеней за просрочку от стоимости этапа контракта. Также скорректировали перечень кодов объекта закупки по ОКПД2. Теперь его нужно будет использовать, например, и при закупке по следующим кодам:
- 2 (кроме 26.20.9) — компьютеры и периферийное оборудование;
- 4 (кроме 26.40.9) — бытовая электротехника;
- 6 (кроме 26.60.9) — медоборудование;
- 9 (кроме 27.90.9) — прочее электрооборудование.
С подробным перечнем кодов можно ознакомиться в информационной карте (приложение N 6 к приказу) типового контракта. Там же указаны коды предмета контракта по КТРУ.
Ограничений по НМЦК по-прежнему нет.
Напомним, применять обновленные формы контрактов нужно будет только по истечении 30 календарных дней после их размещения в ЕИС. Пока они там не размещены.
Опыт участника строительной госзакупки с доптребованиями нельзя подтвердить договором на субподряд
Решение ФАС России от 08.05.2020 по делу N 20/44/105/805
Участник строительной закупки с доптребованиями пожаловался, что его заявку отклонили неправомерно. В ее составе не было копии разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Контрольный орган признал жалобу необоснованной. Участник подтвердил опыт исполненным договором на выполнение комплекса строительных работ, заключенным между ним и третьим лицом. Однако он не представил копию разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, поскольку работы были субподрядными (в рамках строительства крупного объекта). Между тем подтверждающие документы должны быть выданы в отношении участника закупки, а не третьего лица. Подтвердить опыт исполненным договором на субподряд нельзя.
ФАС России и раньше занимала аналогичную позицию. Подтвердить соответствие доптребованиям можно только контрактами (договорами) генерального подряда. Такой же вывод отражен в правоприменительной практике (Решение ФАС России, Решение Вологодского УФАС, Постановление АС Уральского округа).
Вместе с тем имеется противоположное мнение: законодательство о контрактной системе не обязывает участников подтверждать опыт работ исключительно договорами генерального подряда. Не имеет значения, в каком качестве выступает участник закупки (Определение ВС РФ, Решение Удмуртского УФАС).
Напомним, недавно правительство утвердило новые правила проведения строительных госзакупок.
УФАС: несоблюдение формы заявки участника закупки по Закону N 223-ФЗ может быть причиной отклонения
Решение Пензенского УФАС России от 30.06.2020 по жалобе N 058/07/3.2-468/2020
Заявку участника отклонили: он не представил в первой части необходимые документы и сведения, а также нарушил требования к ее содержанию и составу. Участник с этим не согласился и пожаловался в антимонопольный орган.
По условиям закупки заявка должна быть подана по форме, определенной в извещении. В частности, в первом абзаце нужно указать: «Изучив извещение (включая все изменения и разъяснения к ней), размещенные [указывается дата официального размещения извещения, а также его номер (при наличии)], и безоговорочно принимая установленные в них требования и условия участия в закупке, в том числе в отношении порядка формирования проекта договора, заключаемого по итогам закупки, установленного пп. 4.19.7, 4.19.9.».
Участник закупки допустил ошибку в одной цифре, отразив вместо «п. 4.19.9» другой пункт — «п. 4.19.12».
Контролеры поддержали заказчика. В извещении указано: все документы в заявке подаются строго по установленным образцам (среди них была и форма заявки). Корректировать их нельзя. В противном случае заявку отклонят.
Отметим, в антимонопольной практике встречаются случаи, когда незначительная ошибка (опечатка) в форме заявки приводила к аналогичным последствиям. Так, в первой части участник указал не ту закупочную процедуру: вместо «запрос предложений» — «аукцион». Кроме того, вместо слова «договор» он привел «контракт». Как определили, заявка была составлена не по форме.
Наши фирменные материалы
Если документ отсутствует в вашем комплекте СПС КонсультантПлюс,
его можно заказать через сервис «Линия консультаций»
Тел.: +7(831) 418-58-74, e-mail: hotline@inform.plus