ПРОЕКТ: Реформа контроля и надзора прошла финальное чтение в Госдуме: обзор изменений
Проект Федерального закона N 850621-7 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (ред., подготовленная ГД ФС РФ ко II чтению 21.07.2020)
Обзор: Реформа контроля и надзора прошла Совет Федерации: обзор изменений
Депутаты в третьем чтении проголосовали за принятие масштабного проекта, который изменит правила государственного и муниципального контроля (надзора). Главные задачи поправок: сместить акцент с проведения проверок на профилактику нарушений и дать компаниям и ИП больше гарантий при взаимодействии с органами.
Одновременно с этим проектом Госдума также в третьем чтении приняла проект об обязательных требованиях и «регуляторной гильотине».
Когда заработает реформа и какие сферы контроля не затронет
Большинство положений реформы начнет действовать с 1 июля 2021 года (ч. 1 ст. 98 Проекта).
Она не распространяется, в частности, на налоговый, валютный, таможенный контроль, а также (ч. 4 и 5 ст. 2 Проекта):
- на контроль за кредитными организациями и банковскими группами;
- за соблюдением эмитентами законодательства об АО и ценных бумагах;
- в сфере корпоративных отношений в АО;
- в сфере госзакупок и закупок по ЗаконуN 223-ФЗ;
- за соблюдением законодательства о государственном оборонном заказе;
- в сфере ПОД/ФТ;
- за соблюдением антимонопольного законодательства.
Онлайн-взаимодействие с проверяющими
Контрольно-надзорные органы будут составлять документы в электронной форме и заверять их усиленной квалифицированной электронной подписью. Сообщать компаниям и ИП о своих действиях и решениях органы смогут, например, через Единый портал госуслуг. При этом до 31 декабря 2023 года направлять компаниям и ИП документы и сведения органы будут вправе на бумаге, если, например, электронная связь невозможна (ч. 1 и 4 ст. 21, а также ч. 9 ст. 98 Проекта).
Направлять в адрес органов документы нужно будет тоже в электронном виде. До 31 декабря 2023 года документооборот возможен на бумаге, если это будет предусмотрено положением о виде муниципального контроля (ч. 6 и 7 ст. 21, а также ч. 10 ст. 98 Проекта).
Планируется предусмотреть, что подать жалобу в досудебном порядке можно будет только в электронном виде через Единый портал госуслуг и аналогичные региональные порталы. Решение по жалобе направят также через соответствующие порталы (ч. 1 ст. 40 и ч. 7 ст. 43 Проекта).
Профилактика нарушений
Проект закрепляет приоритет профилактических мероприятий по отношению к контрольно-надзорным (ч. 1 ст. 8 Проекта). Предусмотрены, в частности, следующие профилактические мероприятия:
- меры стимулирования добросовестности— нематериальное поощрение тех, кто добросовестно соблюдает обязательные требования. Для этого определят порядок оценки добросовестности, виды мер ее стимулирования (ст. 48 Проекта);
- самообследование— самостоятельная автоматизированная оценка соблюдения обязательных требований. Если по итогам самообследования компания или ИП получит высокую оценку, то сможет принять декларацию соблюдения указанных требований (ст. 51 Проекта). Отметим, что по итогам второго чтения из проекта убрали правило об освобождении от плановых контрольно-надзорных мероприятий в течение срока действия декларации;
- профилактический визит— беседа по месту деятельности компании или ИП. Даже если в ходе визита выявят нарушения, это не будет основанием выдать компании предписание устранить их (ст. 52 Проекта).
Независимая оценка соблюдения обязательных требований
По проекту федеральный закон о виде контроля сможет предусматривать независимую оценку соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований. Эту оценку будут проводить независимые аккредитованные организации (ст. 54 Проекта).
Если такая организация подтвердит, что компания или ИП соблюдает обязательные требования, то выдаст соответствующее заключение. Пока оно будет действовать, плановые контрольно-надзорные мероприятия по общему правилу проводить не будут.
Помимо этого, можно будет избежать различных мероприятий со стороны контрольно-надзорных органов, выступая добровольным членом СРО (ст. 55 Проекта). Для этого должен быть соблюден ряд условий, например следующие:
- данная возможность предусмотрена федеральным законом о виде контроля;
- СРО и контрольно-надзорные органы заключили специальное соглашение.
По результатам второго чтения из главы о независимой оценке соблюдения обязательных требований убрали положения о страховании рисков причинения вреда. Однако актуальная редакция проекта все же упоминает возможность освободиться от плановых контрольных (надзорных) мероприятий, заключив договор страхования указанных рисков (п. 6 ч. 7 ст. 23 и ч. 9 ст. 25 Проекта).
Контрольно-надзорные мероприятия
Снизить количество проверок хотят не только за счет приоритета профилактики нарушений, но и благодаря введению более мягких (по сравнению с проверками) контрольно-надзорных мероприятий. Среди прочих проект предусматривает следующие мероприятия:
- мониторинговая закупка. В отличие от уже существующей контрольной закупки, она будет проводиться с целью последующего направления товаров, результатов работ и услуг, например, на экспертизу (ст. 68 Проекта). В остальном эти два мероприятия похожи;
- выборочный контроль. Это отбор проб образцов продукции для того, чтобы подтвердить их соответствие обязательным требованиям по безопасности, качеству (ст. 69 Проекта);
- инспекционный визит. Компании и ИП должны будут обеспечить беспрепятственный доступ инспектора в здания, сооружения, помещения. Предварительного уведомления о таком визите не будет (ст. 70 Проекта);
- выездное обследование. В рамках этого мероприятия инспекторы не будут взаимодействовать с компанией или ИП. Проведут лишь визуальную оценку соблюдения обязательных требований, например, организовав осмотр общедоступных производственных объектов (ст. 75 Проекта).
Проект содержит подробные правила проведения каждого мероприятия. Прежде всего, они отличаются набором допустимых контрольно-надзорных действий: осмотр, досмотр, опрос, истребование документов, эксперимент и др. (ч. 1 ст. 65 и гл. 14 Проекта). Это обеспечит бизнесу дополнительные гарантии того, что инспекторы не смогут действовать произвольно.
Отметим ранее не предусмотренную в проекте новеллу, которая основана на опыте проведения проверок в период пандемии коронавируса. Речь идет о возможности проводить инспекционный визит и выездную проверку дистанционно, в том числе посредством аудио- или видеосвязи (ч. 5 ст. 56 Проекта).
Сокращение сроков проведения проверок
Общий срок проведения документарной и выездной проверок не будет превышать 10 рабочих дней (ч. 7 ст. 72 и ч. 7 ст. 73 Проекта). Сейчас он составляет максимум 20 рабочих дней.
Недействительность результатов контрольно-надзорного мероприятия
Проект предусматривает отмену решений, принятых по результатам любого контрольно-надзорного мероприятия, которое провели с грубыми нарушениями (ст. 91 Проекта). Сейчас по Закону о защите прав юрлиц и ИП такая отмена возможна лишь в отношении результатов проверок.
Зафиксируют перечень из 10 грубых нарушений. Одно из них — совершение контрольно-надзорных действий, недопустимых для определенного мероприятия. В действующем списке такого нарушения нет.
Опубликован закон о рассрочке погашения долгов малого и среднего бизнеса, а также пенсионеров
Федеральный закон от 20.07.2020 N 215-ФЗ «Об особенностях исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также возврата просроченной задолженности в период распространения новой коронавирусной инфекции»
20 июля опубликован и вступил в силу закон об особенностях исполнительного производства и возврата долгов в период коронавируса. Субъекты МСП из наиболее пострадавших отраслей могут получить рассрочку на сумму не больше 15 млн руб., а пенсионеры – не выше 1 млн руб. Рассмотрим новшества подробнее.
Общие правила рассрочки
Рассрочку обязаны предоставить, если исполнительное производство возбуждено по документу, предъявленному до 1 октября 2020 года.
Рассрочку можно получить только один раз, обратившись к судебному приставу-исполнителю. К заявлению нужно приложить график погашения задолженности, которую следует выплачивать ежемесячно в равных долях. При нарушении графика рассрочку отменят, а исполнительное производство будет проходить в общем порядке.
Во время рассрочки судебный пристав не вправе применять меры принудительного исполнения, за исключением ареста имущества. При этом ранее наложенные ограничения сохраняются, кроме обращения взыскания на деньги, находящиеся на счетах в кредитных организациях.
Должникам в данный период запрещено выдавать поручительства и гарантии, а также отчуждать или обременять свое имущество.
Условия рассрочки для малого и среднего бизнеса
На новую меру поддержки могут рассчитывать компании и ИП, если они:
- были включены в реестр МСП по состоянию на 1 марта 2020 года;
- осуществляли по данным ЕГРЮЛ или ЕГРИП на 1 марта 2020 года основной вид деятельности в наиболее пострадавших отраслях.
Исключение составляют должники, к которым применен мораторий на банкротство.
Рассрочку можно получить в отношении требований имущественного характера на сумму не больше 15 млн руб. Это право не распространяется на требования:
- возместить вред здоровью, а также вред в связи со смертью кормильца;
- компенсировать моральный вред;
- выплатить выходные пособия;
- оплатить труд работников (в т.ч. бывших);
- выплатить вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности.
Период рассрочки не должен превышать 12 месяцев и заканчиваться позже 1 августа 2021 года.
В это время юрлицам и ИП могут запретить госрегистрацию прав на имущество. Кроме того, компании не вправе выплачивать дивиденды и другие платежи по эмиссионным ценным бумагам, доходы по долям (паям). Запрещено и распределять прибыль между учредителями (участниками) юрлица.
Условия рассрочки для пенсионеров
Воспользоваться новой мерой поддержки могут граждане, получающие пенсии по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, если соблюдены следующие условия:
- совокупный размер пенсий меньше 2 МРОТ;
- нет других доходов и недвижимости (кроме единственной пригодной для постоянного проживания).
Рассрочку обязаны дать только в отношении долгов по кредиту (займу), не превышающих в сумме 1 млн руб. Выплатить долг гражданин должен максимум в течение 24 месяцев, но не позднее 1 июля 2022 года.
Коллекторы не могут осуществлять деятельность по возврату долга, погашение которого рассрочено.
Ограничения исполнительных действий в отношении всех граждан
Для всех должников-граждан ввели послабление, не связанное с рассрочкой.
По 31 декабря 2020 года включительно приставы не могут, в частности, арестовать и изъять движимое имущество должника, находящееся по месту его жительства. Ограничение не касается ТС (автомобилей, мотоциклов, мопедов, трициклов и квадрициклов, самоходных машин).
Вместе с тем до этого же дня включительно могут запретить госрегистрацию прав на имущество.
Эти правила не распространяются на исполнение судебного акта, содержащего требование арестовать имущество должника.
Начал действовать закон об интернет-платформах, где можно продавать финансовые услуги потребителям
Федеральный закон от 20.07.2020 N 211-ФЗ «О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы»
Федеральный закон от 20.07.2020 N 212-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершения финансовых сделок с использованием финансовой платформы»
20 июля вступил в силу закон о совершении сделок через интернет с использованием финплатформ. Речь идет о сделках между финорганизациями или эмитентами с одной стороны и физлицами — с другой. Это касается предоставления банковских и страховых услуг, услуг на рынке ценных бумаг, сделок с финансовыми инструментами и пр.
По закону, чтобы таким способом совершать сделки, финорганизации нужно присоединиться к договору об оказании услуг оператора финплатформы. Каждый такой оператор должен быть включен в соответствующий реестр ЦБ РФ. Пока этот реестр не создан.
Каждая финплатформа обязана иметь свои правила, в том числе требования к ее участникам, а также виды допустимых сделок.
Закон устанавливает множество особенностей совершения операций с использованием финплатформы. Например, нельзя заключать договор в пользу третьего лица, за исключением договоров страхования. Оператор финплатформы обязан обеспечить возможность направления физлицами указаний о расторжении договора банковского счета (вклада) и пр.
В связи с рассмотренными новшествами потребовалось скорректировать ряд других законов. Так, в Законе о ПОД/ФТ зафиксировали положения, в частности, об идентификации оператором финплатформы клиента-физлица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца. В Законе об ОСАГО с 19 октября появится правило о том, что владелец ТС может направить заявление о заключении договора с использованием финплатформы.
Претензионный порядок в арбитражном процессе: Верховный суд обобщил практику
Обзор практики применения арбитражными судами положений процессуального законодательства об обязательном досудебном порядке урегулирования спора (утв. Верховным Судом РФ)
Нужна ли претензия перед подачей встречного иска, могут ли ее заменить переговоры, допустимы ли в претензии ошибки в расчетах — ответы на эти и другие вопросы дал Верховный суд.
Когда претензия нужна
Перед подачей встречного иска нужно соблюсти претензионный порядок.
Исключение составляет ситуация, когда одновременно соблюдены два требования:
- встречный иск основан на тех же правоотношениях, что и первоначальный;
- в ответе на претензию по первоначальному иску уже изложена суть встречных требований.
Претензия понадобится при взыскании расходов на содержание и ремонт общего имущества МКД.
Когда претензия не нужна
Нет необходимости направлять претензию:
- по требованию об обращении взыскания на заложенное имущество;
- по требованию о возмещении вреда;
- при переходе прав к страховщику в порядке суброгации, если претензионный порядок был соблюден страхователем;
- по требованию цессионария, если претензия была направлена цедентом до уведомления должника об уступке права;
- при увеличении или уменьшении размера исковых требований;
- при замене ответчика или привлечении соответчика.
Могут ли переговоры заменить претензионный порядок
Могут, но только в том случае, если в договоре прописаны условия, сроки и порядок ведения переговоров. Одного лишь указания на то, что стороны будут пытаться уладить спор с помощью переговоров, недостаточно.
Куда и как направлять претензию
Претензию можно направить по адресу, указанному в договоре, а не по юридическому адресу.
Претензию не обязательно отправлять ценным письмом с описью вложения, если этого не требует закон или договор.
Претензия может быть направлена только по электронной почте, если такой способ предусмотрен договором.
Что будет, если суммы в претензии отличаются от сумм в иске
Исковое заявление должны рассмотреть. В качестве примера Верховный суд привел ситуации, когда взыскиваемые суммы отличались из-за арифметических ошибок, а также из-за увеличения к моменту подачи иска периода просрочки исполнения обязательства.
Что будет, если документы о соблюдении претензионного порядка не приложить к иску
Если в самом заявлении указано, что претензия направлялась, суд не вправе возвращать его. Он должен оставить заявление без движения, дав время на устранение недостатков.
Когда нужно заявлять о несоблюдении досудебного порядка
Заявлять о несоблюдении досудебного порядка нужно при рассмотрении дела в первой инстанции. Если этого не сделать, к данному доводу не прислушаются ни в апелляции, ни в кассации.
Верховный суд: в договоре нельзя исключить ответственность по ст. 395 ГК РФ за умышленное нарушение
Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 14.07.2020 N 306-ЭС20-2351 по делу N А65-11516/2019
Исполнитель обратился в суд за оплатой работ по договору и процентами за пользование чужими деньгами. Суд удовлетворил данный иск частично. Во взыскании процентов по ст. 395 ГК РФ отказали. Суд сослался на пункт договора, по которому при просрочке оплаты работ исполнитель не может требовать с заказчика штрафные санкции. Такой подход поддержали апелляция и кассация, ведь стороны свободны в заключении договора.
Верховный суд с нижестоящими инстанциями не согласился. В договоре подряда не может быть условия о полном освобождении заказчика от ответственности за умышленное нарушение обязательств. Данное положение нельзя обосновать принципом свободы договора. Подобное преимущество у одной из сторон грубо нарушает баланс интересов: исполнитель не получает своевременного вознаграждения за оказанные услуги, а заказчик никак имущественно не отвечает за просрочку.
Кроме того, суды не исследовали обстоятельства и не оценили доказательства надлежащей заботливости и осмотрительности заказчика при исполнении обязательств по оплате.
В итоге ВС РФ направил дело на новое рассмотрение в части отказа взыскать с заказчика проценты по ст. 395 ГК РФ.
Правительство увеличило лимит льготного кредитования промышленных и транспортных предприятий
Постановление Правительства РФ от 16.07.2020 N 1066
Изменения касаются системообразующих организаций и их дочерних обществ, претендующих или получивших кредиты по Постановлению Правительства N 582
Общая сумма льготных кредитов, выданных системообразующей организации и всем ее дочерним обществам, не должна превышать 3 млрд руб.
Согласно принятым поправкам при определении суммы кредита, которую могут получить промышленные и транспортные предприятия (кроме железнодорожных грузоперевозок), указанный лимит увеличен до 5 млрд руб. Кроме того, таким заемщикам нужно подтвердить снижение выручки не на 30, а на 20 процентов.
Чтобы воспользоваться новыми возможностями, хотя бы у одного юрлица — у заемщика, системообразующей организации (если заемщик ее дочернее общество) или у любого дочернего общества системообразующей организации — среднесписочная численность работников за 2019 год должна быть не менее 10 тыс. человек.
Те, кто уже получил кредиты, могут увеличить их сумму до нового лимита.
Поправки предусматривают еще несколько изменений: в перечень отраслей, в которых могут работать заемщики, включена физкультурно-оздоровительная деятельность. Исключена из перечня оптовая торговля непродовольственными товарами.
Если документ отсутствует в вашем комплекте СПС КонсультантПлюс,
его можно заказать через сервис «Линия консультаций»
Тел.: +7(831) 418-58-74, e-mail: hotline@inform.plus