Правительство РФ будет устанавливать минимальную долю закупок товаров российского происхождения
Федеральный закон от 31.07.2020 N 250-ФЗ «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
При осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, в договор при его заключении должна включаться информация о стране происхождения товара. Указанное требование вступает в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона.
Закупки, извещения об осуществлении которых были размещены в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд либо приглашения принять участие в которых были направлены до дня вступления в силу указанного требования, завершаются по правилам, которые действовали на дату размещения такого извещения либо на дату направления такого приглашения.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Актуализирован Порядок формирования идентификационного кода закупки
Приказ Минфина России от 07.04.2020 N 58н
Реализованы нормы Федерального закона от 27 декабря 2019 г. N 449-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», установившего с 1 июля 2020 года возможность осуществления «малых» закупок в электронной форме с использованием электронной площадки на сумму, не превышающую 3 млн рублей в случаях, предусмотренных пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Ряд обновленных типовых госконтрактов разместили в ЕИС
Приказ Минпромторга России от 07.04.2020 N 1152
В системе появились 3 обновленные формы типовых контрактов:
- на оказание услуг выставочной и ярмарочной деятельности;
- оказание услуг по диагностике, техобслуживанию и ремонту автотранспортных средств;
- поставку продукции радиоэлектронной промышленности, автотранспортных средств, электронного осветительного и промышленного холодильного оборудования, а также некоторых канцпринадлежностей, мебели для офисов и предприятий торговли.
Госзаказчиков обяжут их применять с 28 августа.
Напомним, документы, регулировавшие названные правоотношения, утратили силу.
В частности, форму контракта на поставку продукции радиоэлектронной промышленности, автотранспортных средств, электронного осветительного и промышленного холодильного оборудования, а также некоторых канцпринадлежностей, мебели для офисов и предприятий торговли привели в соответствие с действующим законодательством о контрактной системе.
Так, в разделе об ответственности сторон учли норму о расчете пеней за просрочку от стоимости этапа контракта. Также скорректировали перечень кодов объекта закупки по ОКПД2. Теперь его нужно будет использовать, например, при закупке по следующим кодам:
- 2 (кроме 26.20.9) — компьютеры и периферийное оборудование;
- 4 (кроме 26.40.9) — бытовая электротехника;
- 6 (кроме 26.60.9) — медоборудование;
- 9 (кроме 27.90.9) — прочее электрооборудование.
С подробным перечнем кодов можно ознакомиться в информационной карте (приложение N 6 к приказу) типового контракта. Там же указаны коды предмета контракта по КТРУ.
Ограничений по НМЦК по-прежнему нет.
Утвержден типовой контракт на оказание охранных услуг
Приказ Росгвардии от 01.06.2020 N 149 «Об утверждении типового контракта на оказание охранных услуг и информационной карты типового контракта на оказание охранных услуг»
9 августа вступает в силу Приказ Росгвардии, которым утвержден типовой контракт на оказание охранных услуг.
Применять контракт нужно будет только по истечении 30 календарных дней после его размещения в ЕИС. Пока он там отсутствует.
Типовой контракт необходимо будет использовать, если предмет закупки относится к коду ОКПД2 80.10.12 — услуги охраны. В информационной карте приведены также коды предмета контракта по КТРУ.
Ограничений по НМЦК нет.
Приказ не распространяется на закупки, которые объявлены до его вступления в силу.
Напомним: ранее ведомство предлагало порядок определения НМЦК для закупки названных услуг.
При госзакупках ряда радиоэлектронной продукции ограничения допуска будут применять иначе
Постановление Правительства РФ от 25.07.2020 N 1116
6 августа вступают в силу изменения Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878.
В документе определили продукцию, к закупкам которой разрешено допускать заявки с предложениями товаров из ЕАЭС. Речь идет о товарах, относящихся к следующим кодам ОКПД2:
- 31 — кабели волоконно-оптические;
- 32 — провода и кабели электронные и электрические прочие.
Заказчик должен будет отклонить все заявки с предложениями иностранных товаров, если есть как минимум две заявки, которые одновременно:
- соответствуют извещению и документации;
- содержат предложения о поставке продукции из реестра или произведенной на территории государства-члена ЕАЭС;
- не содержат предложений о поставке одного и того же вида продукции одного производителя или производителей, входящих в одну конкурентную группу.
Участник закупки с предложением российских товаров будет декларировать, что его продукция включена в реестр, и указывать номер реестровой записи.
Участник закупки с предложением товаров из ЕАЭС представит акт экспертизы по определению страны происхождения товара. Такой акт выдается в уполномоченном органе государства-члена ЕАЭС. В акте должна быть приведена информация о том, что сведения об оптическом волокне, используемом при производстве радиоэлектронной продукции, есть в российском реестре промпродукции.
ПРОЕКТ: Совет Федерации одобрил поправки о квотировании отечественных товаров и другие изменения в закупках
Проект Федерального закона N 969960-7
Проект Федерального закона N 970027-7
Поправки к Законам N N 44-ФЗ и 223-ФЗ касаются выполнения обязательной доли закупок отечественных товаров, в том числе поставляемых при выполнении работ, оказании услуг. Кроме того, тексты документов дополнили новыми положениями. Подробнее читайте в нашем обзоре.
Квотирование отечественных товаров
Правительство установит, в частности, размер минимальной доли, перечень российской продукции и особенности определения НМЦК по Закону N 44-ФЗ. Правила соблюдения минимальной доли, которые предлагали ранее, пересмотрели.
Когда не нужно будет соблюдать минимальную долю
В доработанных поправках определили случаи, когда не будут применяться положения о нацрежиме, в том числе о минимальной доле. К ним, например, отнесли закупки для обеспечения нужд внешней разведки РФ средствами разведывательной деятельности.
Заказчики, которые ведут деятельность на территории иностранного государства, при закупках на этой территории также вправе не соблюдать минимальную долю.
Как описать объект закупки
Заказчиков обяжут указывать характеристики российских товаров, в том числе содержащиеся в КТРУ.
Как составить отчет
Если минимальная доля будет установлена, то по итогам года заказчик составит следующие документы:
- отчет об объеме закупок российских товаров;
- обоснование невозможности соблюсти минимальную долю, если она не достигнута.
Их содержание и форму определит правительство.
Документы потребуется разместить в ЕИС до 1 апреля года, следующего за отчетным.
Если сведения о закупке не подлежат размещению в системе, отчет и обоснование нужно направить в уполномоченный правительством федеральный орган исполнительной власти, который отвечает за оценку выполнения заказчиком минимальной доли.
Возможно, будут предусмотрены и другие случаи закупок, когда отчетные документы в ЕИС размещать не надо.
Для заказчиков по Закону N 223-ФЗ правительство также определит размер минимальной доли. Положения об отчетности в новой редакции законопроекта не установлены.
Что еще изменится в закупках
Установят особенности проведения конкурса на госзакупку строительных работ
До 1 января 2024 года установят особенности проведения открытого конкурса в электронной форме на закупку работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объектов капстроительства.
Они будут действовать для закупок с проектной документацией. Данные особенности разберем подробно в ближайшее время.
Напомним, с 1 сентября 2020 года из обязательного аукционного перечня исключаются строительные закупки. С указанной даты заказчики смогут проводить их как с помощью аукциона, так и посредством конкурса.
Особенности тоже заработают с 1 сентября 2020 года.
О том, что еще поменялось в правилах проведения строительных закупок, читайте в нашем обзоре.
Вступление в силу блока ранее принятых поправок к Закону N 44-ФЗ перенесут на более поздний срок
Речь идет о ряде поправок, которые должны вступить в силу с 1 октября 2020 года. Например, они касаются новых правил проведения электронного запроса котировок, а также электронных малых закупок. Начало их действия будет отложено до 1 апреля 2021 года.
Взаимодействие с ЕИС относительно электронных малых закупок будет налажено к 1 октября 2021 года.
Определят сведения, которые нужно указывать при заключении договора по Закону N 223-ФЗ
В договор нужно будет включать информацию о стране происхождения товара. Сведения потребуется указать и в отношении товаров, поставляемых при выполнении работ, оказании услуг.
Эти изменения начнут действовать по истечении 30 дней после дня их опубликования. Они не будут применяться к закупкам, объявленным до даты вступления в силу изменений.
ПРОЕКТ: Какие особенности проведения строительных конкурсов будут действовать с 1 сентября по Закону N 44-ФЗ
Проект Федерального закона N 969960-7
Обзор: Какие особенности проведения строительных конкурсов будут действовать с 1 сентября по Закону N 44-ФЗ
С 1 сентября из обязательного аукционного перечня исключаются строительные закупки. С указанной даты заказчики смогут проводить их как с помощью аукциона, так и посредством конкурса. Поправки об особенностях проведения строительного конкурса уже одобрены Советом Федерации.
Когда и какие нюансы нужно учитывать
Для закупок работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объектов капстроительства путем проведения открытого конкурса в электронной форме предусмотрены особенности.
Они будут действовать применительно к закупкам с проектной документацией.
Документальное оформление
Так, в извещении и документации о проведении конкурса не нужно будет указывать следующую информацию:
- о дате и времени рассмотрения и оценки первых и вторых частей заявок;
- о дате подачи участниками окончательных предложений о цене контракта. Процедура направления таких предложений не проводится.
Также в закупочной документации не нужно требовать от участников предложение о качественных, функциональных и экологических характеристиках объекта закупки. В первой части заявки будет достаточно дать лишь согласие выполнить работы.
Процедурные моменты
После окончания срока подачи заявок не позднее следующего рабочего дня заказчик получит от оператора электронной площадки одновременно:
- первые и вторые части заявок;
- предложения о цене контракта;
- документы по ч. 11 ст. 24.1 Закона N 44-ФЗ.
Протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок оформлять не нужно.
В течение 5 рабочих дней со дня получения документов и информации комиссия заказчика совершит следующие действия:
- рассмотрит и оценит заявки;
- оформит результаты рассмотрения вторых частей в протоколе. Он направляется оператору, который разместит протокол на электронной площадке и в ЕИС. В этом же протоколе при необходимости нужно отразить информацию о признании закупки несостоявшейся;
- оформит итоговый протокол. Его необходимо разместить в ЕИС и направить оператору электронной площадки.
Закупку признают несостоявшейся, если:
- не подано ни одной заявки;
- все заявки отклонены.
В этом случае заказчик при необходимости вносит изменения в план-график и может провести закупку повторно.
Когда и как долго будут действовать новые правила
Новшества заработают с 1 сентября 2020 года и будут действовать до 1 января 2024
ВС РФ разобрался в вопросах оплаты работ по Законам NN 44-ФЗ и 223-ФЗ и в других проблемных моментах
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)
Верховный суд выпустил обзор практики, в котором разъяснил: в каких случаях подрядчику оплатят работы, выполненные без соглашения, когда контрольный орган вправе применить меры госпринуждения, что делать победителю с контрактом, заключение которого приостановлено. Подробнее об этом в нашем обзоре.
Подрядчику оплатят выполненные работы несмотря на отсутствие договора по Закону N 223-ФЗ
Организация отремонтировала кровлю здания и обратилась к заказчику за оплатой. Тот отказал: работы были выполнены в качестве гарантийных к договору с третьим лицом, по которому организация выступала субподрядчиком. Отдельного письменного соглашения на ремонт кровли стороны не заключали, поэтому оснований для оплаты нет. Общество обратилось в суд.
Суды первых двух инстанций посчитали, что работы нужно оплатить. Кассационная инстанция отменила их решение: договор на спорные работы по Закону N 223-ФЗ заключен не был.
Верховный суд не согласился с кассацией. В своем решении суд кассационной инстанции опирался на правовую позицию из актов, принятых в рамках законодательства о госзакупках. В рассматриваемом случае правоотношения должны были регулироваться Законом N 223-ФЗ.
У этих законов разные цели, принципы и сферы регулирования, а значит, и правовые последствия выполнения работ без договора тоже различны.
По Закону N 223-ФЗ за соблюдение правил закупочной деятельности отвечает заказчик. Следовательно, неправомерно возлагать последствия нарушения процедуры заключения договора на ответчика и лишать его права на оплату выполненных работ.
Нельзя взыскать стоимость дополнительных затрат без согласия с госзаказчиком
Стороны заключили контракт на выполнение работ по реконструкции объекта капстроительства. В ходе его исполнения выяснилось: транспортных затрат получается больше, чем включено в смету. Подрядчик дважды уведомлял об этом заказчика. Однако тот отказался заключить допсоглашение и возместить затраты: менять существенные условия госконтракта нельзя. Подрядчик обратился в суд.
Суды трех инстанций удовлетворили требования частично. Однако Верховный суд с ними не согласился и отправил дело на новое рассмотрение. Он привел, в частности, следующие доводы:
- подрядчик просил взыскать стоимость работ, которые изначально были предусмотрены в контракте. Однако представил сметные расценки, которые отличались от тех, что были в документации;
- условия контракта были известны подрядчику до его заключения: смета и закупочные документы размещались в ЕИС;
- в Законе N 44-ФЗ есть ограничения для изменения цены контракта. Стоимость допзатрат превысила установленный предел;
- по условиям контракта все его изменения возможны только по договоренности сторон, которые оформляются путем составления допсоглашения. Заказчик же не давал согласия на увеличение стоимости работ.
Отметим, что в некоторых случаях суды могут заставить заказчика заплатить и без контракта. Например, это возможно в следующих ситуациях:
- срок действия соглашения на оказание услуг истек, но исполнитель продолжал их оказывать в силу закона. Речь идет об услугах связи;
- допработы потребовались из-за сложившейся чрезвычайной ситуации в условиях ограниченного времени;
- поставка доптовара имеет социальную значимость и потребительскую ценность.
Антимонопольный орган не вправе применять меры ответственности при вынесении предупреждения
Участник закупки услуг ОСАГО пожаловался на недобросовестное поведение победителя: в расчете цены контракта тот не учел необходимые показатели, влияющие на нее, а также положения документации. Контрольный орган признал жалобу обоснованной и выдал предупреждение об устранении нарушений. Для этого победителю нужно было в числе прочего перечислить в федеральный бюджет сумму страховой премии, которая причиталась победителю по контракту.
Победитель закупки обратился в суд. Суд первой инстанции поддержал антимонопольный орган, однако апелляция и кассация не согласились с ними в части перечисления страховой премии в бюджет.
Верховный суд поддержал апелляцию и кассацию: вопрос о виновности в правонарушении при выдаче предупреждения не исследуется, устанавливаются лишь признаки нарушения антимонопольного законодательства. Вина оценивается после возбуждения дела о нарушении.
Победитель госзакупки не обязан направлять госконтракт для подписания, если его заключение приостановлено
Победитель закупки не согласился с условиями проекта контракта и пожаловался в УФАС. Ведомство приостановило закупку.
Победитель подписал контракт после рассмотрения жалобы, однако заказчик признал его уклонившимся: срок для подписания контракта истек.
Победитель обратился в контрольный орган, а потом в суд. Однако суды его не поддержали: срок для заключения контракта приостанавливается для заказчика, а не для победителя. Контракт не подписан вовремя, его обеспечение не представлено, значит, признать победителя уклонившимся было законно.
Верховный суд с ними не согласился: из-за приостановки заключения контракта продлевается и срок его подписания победителем. Поскольку срок не нарушен, победителя нельзя признать уклонившимся от заключения контракта.
Позднее антимонопольный орган пытался обжаловать это решение, однако ему отказали.
Пресса
Если документ отсутствует в вашем комплекте СПС КонсультантПлюс,
его можно заказать через сервис «Линия консультаций»
Тел.: +7(831) 418-58-74, e-mail: hotline@inform.plus