С 31 июля снизились штрафы за ряд нарушений валютного законодательства
Федеральный закон от 20.07.2020 N 218-ФЗ
Как следует из поправок к КоАП РФ, за невыполнение обязанности по репатриации денег штрафовать юрлиц и ИП будут по-новому.
Если сумма обязательств по внешнеторговому договору с нерезидентом определена в рублях и оплата в них же, то штраф для экспортеров составит от 3 до 10% от не зачисленной вовремя суммы. Если же оплата предусмотрена в иностранной валюте, оштрафуют в размере от 5 до 30% данной суммы. При этом сохранится возможность назначить штраф в размере 1/150 ключевой ставки от несвоевременно зачисленной суммы за каждый день просрочки.
Сейчас помимо указанного штрафа в размере 1/150 ключевой ставки предусмотрен штраф от 3/4 до всей незачисленной суммы.
В отношении профессиональных участников внешнеэкономической деятельности будут установлены еще более значимые послабления. В частности, за несвоевременную репатриацию денег экспортеру будет грозить предупреждение или штраф от 3 до 5% данной суммы. Это касается юрлиц и ИП.
Для импортеров предусмотрены сходные изменения.
Закон содержит и другие нововведения. Например, установят: ответственность за рассмотренные нарушения применяется по истечении 45 дней после окончания срока выполнения соответствующей обязанности.
Опубликован закон об особенностях корпоративных процедур, проводимых в 2020 году
Федеральный закон от 31.07.2020 N 297-ФЗ
Согласно одобренному сенаторами закону общее собрание участников ООО, на котором нужно утвердить годовой отчет (бухгалтерский баланс), в 2020 году можно провести в форме заочного голосования. Для этого необходимо решение исполнительного органа общества. Ранее подобная возможность появилась у АО.
Кроме того, в текущем году у АО стало в 2 раза больше времени на выполнение ряда обязанностей. Речь идет об увеличении:
- 3-дневного срока на составление протокола об итогах голосования на общем собрании акционеров;
- 4-дневного срока на направление отчета об итогах голосования лицам, которые включены в список тех, кто вправе участвовать в собрании;
- 3-дневного срока на составление протокола общего собрания акционеров;
- 3-дневного срока на составление протокола заседания совета директоров (наблюдательного совета).
Сроки (кроме последнего) указаны в рабочих днях.
При подготовке в 2020 году годового общего собрания акционеров совет директоров (наблюдательный совет) обязан определить дату, до которой от акционеров принимаются предложения:
- о внесении вопросов в повестку дня собрания;
- о выдвижении кандидатов для избрания в органы АО.
Эту дату нужно будет установить не менее чем за 27 дней до дня проведения собрания и указать ее в сообщении о проведении собрания.
Закон предусматривает и другие правила направления и приема предложений в повестку дня годового общего собрания акционеров. Все эти правила не применяются к собраниям, сообщения о проведении которых сделаны до дня вступления в силу рассматриваемого закона, то есть до 31 июля.
Минфин рассказал о мерах поддержки бизнеса в сфере размещения наружной рекламы в условиях распространения COVID-19
Письмо Минфина России от 24.07.2020 N 28-06-04/65095 «По вопросу оказания поддержки бизнесу в сфере размещения наружной рекламы в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением (COVID-19)»
Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов.
Указано, что в рамках исполнения заключенного по результатам торгов договора собственник недвижимого имущества и владелец рекламной конструкции вправе заключить допсоглашение, если оно не меняет существенных условий договора (в том числе, имевших существенное значение для определения цены на торгах).
Минфин сообщает, что в настоящее время ФАС России подготовлены проекты нормативных правовых актов (о внесении изменений в перечень наиболее пострадавших отраслей российской экономики, а также о внесении изменений в отдельные законодательные акты по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций), положения которых направлены на поддержку отрасли наружной рекламы в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
Выйти из ООО станет проще: закон опубликован
Федеральный закон от 31.07.2020 N 251
Федеральный закон от 31.07.2020 N 252-ФЗ
Поправками предусмотрено, как в уставе оформить право участника ООО на выход из него. Нотариусов обяжут самим обращаться в налоговую за регистрацией такого выхода. Уточнят правила о моменте перехода доли экс-участника к обществу. Законы опубликованы и вступят в силу 11 августа 2020 года.
Как в уставе оформить право на выход
Предоставить право выйти из общества можно будет только перечисленным в уставе участникам или тем, кто, например, имеет в уставном капитале долю определенного размера. Кроме того, появится возможность обусловить право выхода:
- наступлением или отсутствием обстоятельств;
- сроком;
- наличием решения общего собрания участников ООО, принятого всеми единогласно. В решении должна быть информация о выходящем участнике, а также срок реализации данного права.
Сейчас отражать такие условия в уставе не запрещено, но, вероятно, не все компании знают об этой возможности.
Обращаться за регистрацией выхода будет нотариус
Нотариус, который удостоверил заявление участника ООО о выходе, сам должен будет обратиться в налоговую, чтобы внести изменения в ЕГРЮЛ. На это у него будет два рабочих дня с даты удостоверения. Затем инспекция направит нотариусу документ, подтверждающий внесение изменений. Не позднее трех рабочих дней с даты его получения тот отправит обществу копию своего обращения. Это все, в том числе удостоверение заявления о выходе, будет считаться одним нотариальным действием.
Сейчас за регистрацией выхода участника обязано обратиться общество.
Скорректированы правила о моменте перехода доли
Переход доли к обществу при выходе участника будет происходить с даты, когда в ЕГРЮЛ внесут соответствующую запись.
Сейчас доля переходит с даты получения обществом заявления участника о выходе. Для случаев выхода из кредитных организаций это правило оставили неизменным.
Президент подписал закон о цифровых финансовых активах и криптовалюте
Федеральный закон от 31.07.2020 N 259-ФЗ
Опубликован закон, который среди прочего содержит правила выпуска цифровых финансовых активов, оборота цифровой валюты. Большинство положений этого документа начнет действовать с 1 января 2021 года. Подробнее в нашем обзоре.
Цифровые финансовые активы
Определение
Закон определяет цифровые финансовые активы (далее — ЦФА) как цифровые права, включающие, среди прочего:
- денежные требования;
- возможность осуществлять права по эмиссионным ценным бумагам;
- права участия в капитале непубличного АО.
Выпуск, учет и обращение ЦФА возможны только путем внесения (изменения) записей в информационную систему на основе распределенного реестра, а также в иные информационные системы (далее — система).
Выпуск, учет и обращение ЦФА
Права, удостоверенные ЦФА, будут возникать у их первого обладателя с момента внесения в систему записи о зачислении ему ЦФА. Эти записи смогут вносить ИП и юрлица.
Вид и объем прав, которые удостоверяются ЦФА, должны быть названы в решении об их выпуске.
ЦФА учитываются в системе, в которой они выпускаются. По общему правилу записи о ЦФА можно будет вносить или изменять по указанию лица, которое выпустило эти активы, а также их обладателя.
Банк России сможет определить, в частности, признаки таких ЦФА, которые вправе приобретать только квалифицированные инвесторы.
Сделки с ЦФА
В законе нет ограниченного списка сделок, которые можно будет совершать с ЦФА. Тем не менее отдельно упоминаются, в частности, купля-продажа ЦФА, а также обмен ЦФА одного вида на такие же активы другого вида.
Сделки потребуется заключать через оператора обмена ЦФА. Им смогут стать кредитные организации, организаторы торговли и другие юрлица, которые включены Банком России в реестр таких операторов.
Цифровая валюта
Определение
В законе вместо термина «криптовалюта» используется другой — «цифровая валюта». Его определение довольно громоздкое, поэтому выделим основные детали:
- цифровая валюта — это совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения) в системе;
- они могут быть приняты как инвестиции или средство платежа, не являющегося денежной единицей;
- в отношении цифровой валюты по общему правилу нет лица, обязанного перед каждым обладателем таких электронных данных.
Отметим, что в Законе о банкротстве цифровую валюту охарактеризуют как имущество. То же самое касается, в частности, Закона об исполнительном производстве.
Оборот цифровой валюты
Установят запрет принимать оплату товаров, работ и услуг цифровой валютой. Это касается, в частности, российских юрлиц, а также физлиц, фактически находящихся в России не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
Требования, связанные с обладанием цифровой валютой, данные лица смогут защитить в суде, только если они проинформировали о том, что у них есть данная валюта и они совершали с ней сделки, операции. Порядок информирования зафиксируют в законодательстве о налогах и сборах.
Также будет запрещено распространять информацию о предложении и (или) приеме цифровой валюты как способе оплаты товаров, работ и услуг.
ПРОЕКТ: У банков и других финансовых компаний хотят отзывать лицензии за неприменение экономических санкций
Проект Федерального закона N 996800-7
В Госдуму внесли проект о специальных экономических мерах, в частности, о запрете совершать финансовые операции, блокировке денег и иного имущества. Речь идет о санкциях в отношении иностранных граждан и организаций, подконтрольных им юрлиц и пр. (стр. 1 – 5 Проекта).
Планируют установить, что такие санкции должны реализовывать организации, которые проводят операции с деньгами или иным имуществом (стр. 5 – 7 Проекта). Среди этих лиц:
- кредитные организации;
- профучастники рынка ценных бумаг;
- страховые организации;
- МФО;
- лизинговые компании;
- риелторы;
операторы связи, которые могут самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи.
Поднадзорные ЦБ РФ финансовые компании должны будут информировать его о применении санкций. Другим организациям потребуется отчитываться перед уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. Состав сведений, порядок и формат их представления установят отдельно (стр. 7 – 9 Проекта).
По проекту, если в течение года хотя бы дважды не применить санкции (в ситуации, когда это необходимо), могут последовать существенные последствия. Например, у банков и профучастников рынка ценных бумаг смогут отозвать лицензию, а МФО смогут исключить из соответствующего госреестра (стр. 12 – 13, 16 – 17, 24 – 25 Проекта).
ПРОЕКТ: Минтранс планирует обновить правила установки тахографов
Проект приказа Минтранса России
Проект приказа Минтранса России
Публичное обсуждение проходят проекты приказов Минтранса, посвященных вопросам оснащения ТС тахографами. Планируется, что новые акты начнут применяться с 1 января 2021 года вместо действующих приказов NN 36 и 273. Несмотря на полную замену одних документов другими, они различаются незначительно. Отметим следующие уточнения.
В список категорий и видов ТС, которые не нужно оснащать тахографами, добавят ТС для перевозки пассажиров и грузов на территории предприятия без выезда на дороги общего пользования.
Кроме того, установят: новый владелец ТС обязан обеспечить установку на него тахографа до изменения регистрационных данных ТС в связи со сменой владельца. При этом потребуется уложиться в 10 дней после возникновения права владения.
ВС РФ: банк не может взимать повышенную комиссию за проведение операций по сомнительным сделкам
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 по делу N 5-КГ20-54-К2, 2-4461/2019
Банк выявил репутационный риск в обслуживании счета клиента, поскольку на данный счет поступили деньги в результате сомнительной сделки. В связи с этим банк отказал клиенту во всех операциях по счету, кроме возврата средств по сделке, причем комиссия за возврат средств была увеличена с 1% до 10%.
Клиент деньги возвратил, но с размером списанной комиссии не согласился. По мнению суда первой инстанции, действия банка основаны на законе, соответствуют договорам банковского счета и комплексного обслуживания, а также тарифам комиссионного вознаграждения. Данный подход поддержали апелляция и кассация.
ВС РФ с нижестоящими инстанциями не согласился и направил дело на новое рассмотрение.
Банк вправе относить сделки клиентов к сомнительным в целях борьбы с отмыванием преступных доходов. Однако в таком случае банк не может взимать повышенную комиссию за совершение расчетно-кассовых операций. Контроль, осуществляемый в указанных целях, является публичной функцией банка. Он не может реализовать ее в частных отношениях как способ извлечения выгоды за счет клиента.
Кроме того, суды не учли доводы о том, что понятие «репутационный риск» в договоре не раскрывается. Это дает банку возможность произвольно толковать данное понятие.
Компенсация за нарушение права на товарный знак: КС РФ выявил проблемную норму Гражданского кодекса
Постановление Конституционного Суда РФ от 24.07.2020 N 40-П
Компании обратились в суд, требуя с ИП компенсации за нарушение исключительных прав на товарные знаки. Ее заявленный размер суд уменьшил в 4 раза в отношении каждого истца, указав, что сумма чрезмерна, имеет карательный характер, а ИП подобное нарушение совершил впервые и пр.
Апелляционная инстанция обратилась в КС РФ с запросом о проверке нормы Гражданского кодекса, которая применяется в этом деле. Согласно ей правообладатель может вместо возмещения убытков требовать выплаты компенсации в двукратном размере стоимости, например, права использования товарного знака. Однако данная норма не позволяет суду снизить сумму компенсации, если одним действием нарушено исключительное право только на 1 товарный знак. Таким образом, невозможно присудить компенсацию, соразмерную нарушению.
Кроме того, по ГК РФ снижение компенсации допустимо, если одновременно нарушены права на несколько результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации одного правообладателя.
КС РФ признал, что упомянутая норма не соответствует Конституции. У судов должно быть право по заявлению ответчика снижать компенсацию с учетом всех значимых для дела обстоятельств. Речь идет, в частности, о характере нарушения и тяжелом материальном положении ответчика. При этом снизить компенсацию можно не более чем вдвое (т.е. она не должна быть меньше стоимости права использования товарного знака).
Законодателю следует внести в ГК РФ соответствующие изменения.
Пресса
Если документ отсутствует в вашем комплекте СПС КонсультантПлюс,
его можно заказать через сервис «Линия консультаций»
Тел.: +7(831) 418-58-74, e-mail: hotline@inform.plus