Контролировать соблюдение объема финансирования в госзакупках будут по новым правилам
Постановление Правительства РФ от 06.08.2020 N 1193
Правительство утвердило новый порядок, по которому проверяется соответствие документов утвержденному финансовому обеспечению. Он теперь соотносится с правилами контроля по ч. 5 и 5.1 ст. 99 Закона N 44-ФЗ, вступившими в силу 1 апреля 2020 года.
Что будут контролировать
Планы-графики и приложения к ним, извещения, протоколы определения поставщиков, проекты контрактов, а также выписки из приглашений и проектов контрактов по закрытым процедурам будут проверять по двум показателям:
- соблюдение объема финансового обеспечения;
- соответствие ИКЗ.
В некоторых случаях контроля не будет (п. п. 15, 23 правил). К исключениям относятся, в частности:
- закупки на территории иностранного государства для обеспечения заказчиков, которые там ведут деятельность;
- закупки услуг по предоставлению кредитов;
- закупки для заключения энергосервисных контрактов.
Как будут проверять соблюдение объема финансового обеспечения
Контроль будут проводить автоматически в ЕИС, если проверяемая информация (документы) размещается в системе (п. 17 правил). Если план-график предусматривает закупки, которые будут оплачены после планового периода, отдельно нужно направить сведения об объемах средств, позволяющих заключить госконтракт на срок, превышающий срок действия доведенных ЛБО (пп. «б» п. 17 правил).
В ряде случаев придется направить контролерам сведения на бумаге и при наличии технической возможности на съемном машинном носителе. Это потребуется, например, при некоторых закупках у единственного поставщика. Перечень таких ситуаций приведен в п. 13 правил.
Срок размещения сведений в ЕИС после проверки зависит от типа документа. В частности, для плана-графика контролеры сформируют в системе уведомление о его соответствии правилам не позднее 1 рабочего дня со дня, следующего за днем поступления документа. В противном случае заказчику направят протокол с указанием нарушений (пп. «г» п. 17 правил). Приложение к плану-графику проверят не позднее 3 рабочих дней со дня, следующего за днем его поступления на контроль (пп. «г» п. 18 правил).
При автоматизированном контроле документы (информацию) не разместят в ЕИС до устранения нарушений и повторного контроля. Если у документов (информации), которые не размещаются в ЕИС, не будет отметки о прохождении контроля, участникам закупок не направят соответствующие документы.
Вступление в силу
Правила контроля документов и ряд поправок к другим актам правительства заработали с 13 августа.
УФАС: нельзя включать в РНП участника госзакупки, который был на больничном
Решение Кемеровского УФАС России от 30.04.2020 по делу N 042/06/83.2-575/2020 Обстоятельства: Поступило обращение заказчика о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об индивидуальном предпринимателе, который уклонился от заключения контракта по результатам проведения аукциона. Решение: Обращение о включении в реестр недобросовестных поставщиков оставлено без удовлетворения, поскольку не был установлен факт умышленного уклонения предпринимателя от заключения контракта.
Победитель госзакупки (ИП) не подписал контракт и не предоставил в срок обеспечение. Заказчик признал его уклонившимся.
Победитель пояснил: он не подписал контракт своевременно из-за того, что был на больничном.
Контрольный орган решил: оснований включать сведения в РНП нет, поскольку представлены следующие подтверждающие документы:
- медсправка;
- письменные объяснения об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
Сходную позицию занимают и другие контрольные органы (см., например, решение Кировского УФАС).
Отметим, что контролеры не находят оснований для включения в РНП из-за просрочки заключения контракта и в том случае, если заболел сотрудник организации, ответственный за его подписание (например, решения Ульяновского УФАС, Ярославского УФАС, Архангельского УФАС). Антимонопольные органы и раньше высказывали аналогичное мнение.
Минфин рекомендует указывать в документации о госзакупке информацию о наличии или отсутствии этапов
Вопрос: О порядке начисления пеней за просрочку исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, в том числе с поэтапным исполнением. (Письмо Минфина России от 30.04.2020 N 24-03-08/35814)
С 1 апреля 2020 года действует новая редакция положения о порядке начисления неустойки. За нарушение поставщиком срока исполнения отдельного этапа контракта пени теперь рассчитываются исходя из цены соответствующего этапа за вычетом исполненных по этому этапу обязательств.
Минфин указал, что при начислении пеней за просрочку нужно учитывать эти новшества.
Однако в Законе N 44-ФЗ нет четкого понятия этапа исполнения контракта. Поэтому ведомство рекомендует указывать в закупочной документации сведения о наличии или отсутствии этапов.
Отметим, что в правоприменительной практике есть пример ситуации, когда заказчик прямо не указал информацию о наличии этапов. Вместо этого был предусмотрен график выполнения работ. По некоторым периодам исполнитель допустил просрочку. Суды не нашли оснований для начисления неустойки. Ведь согласованный график не означает, что были выделены этапы.
Кроме того, Минфин напомнил, что заказчик сам определяет этапы исполнения контракта. Если в закупочных документах они были предусмотрены, то при заключении контракта цена каждого из этапов устанавливается пропорционально снижению НМЦК.
Сокращен срок контроля за непревышением финансового обеспечения закупок, проводимого Казначейством России и финансовыми органами
Информация Минфина России «Утверждены новые правила контроля за непревышением финансового обеспечения закупок»
Минфин России информирует об утверждении новых правил предусмотренного частями 5 и 5.1 статьи 99 Закона N 44-ФЗ контроля за непревышением финансового обеспечения закупок (взамен правил, утвержденных ранее Постановлением Правительства РФ от 12.12.2015 N 1367).
Новыми правилами установлены исчерпывающие требования к процедурам и срокам проведения контроля, утверждены единые формы документов для взаимодействия с Казначейством России и финансовыми органами.
В отношении подавляющего большинства объектов контроля вводится автоматизированный контроль финансового обеспечения и идентификационного кода закупки средствами единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС), что многократно сокращает срок проведения контроля — с 1 дня до 1 часа (с момента направления информации на автоматизированный контроль).
Неавтоматизированным контроль сохранится при проведении «закрытых» закупок не в электронной форме, а также в отношении проектов контрактов, заключаемых (в определенном правилами перечне случаев) с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), поскольку такие контракты заключаются без использования ЕИС
Суды разобрались, как подтвердить опыт, если стоимости удостоверяющего госконтракта недостаточно
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 31.07.2020 N Ф03-2432/2020 по делу N А04-8863/2019
Участник закупки с доптребованиями пожаловался на то, что неверно определили победителя. Он утверждал, что победитель не представил документы, необходимые для подтверждения опыта.
Среди прочего, нужно было направить исполненный контракт (договор) стоимостью не меньше 20% от НМЦК.
Контрольный орган и суды участника не поддержали. В частности, они указали, что победитель представил контракт, стоимость которого была менее установленного лимита. Однако дополнительно к заявке он направил следующие документы:
- протокол заседания техсовета, в котором согласованы допработы в рамках представленного контракта на недостающую сумму, а также смету на них;
- определение суда, который подтвердил, что допработы выполнялись.
На основании определения суда позднее в ходе разбирательства были представлены также платежные поручения по этим работам.
Таким образом, опыт подтвержден. Победителя определили верно.
Фирменные материалы КонсультантПлюс
Пресса
Если документ отсутствует в вашем комплекте СПС КонсультантПлюс,
его можно заказать через сервис «Линия консультаций»
Тел.: +7(831) 418-58-74, e-mail: hotline@inform.plus