Какие важные изменения в закупках произошли за лето
Обзор: Какие важные изменения в закупках произошли за лето
В период отпусков непросто следить за изменениями в законодательстве о закупках. Не пропустить их поможет наш обзор. Напомним о наиболее значимых новшествах.
Изменения в правилах применения нацрежима
Квотирование
Заказчики по Законам N N 44-ФЗ и 223-ФЗ будут выполнять обязательную долю закупок отечественных товаров, в том числе поставляемых при выполнении работ, оказании услуг.
Госзакупки иностранных товаров
Определили, как заказчику получить разрешение на приобретение иностранных товаров, а также как участнику закупки по-новому подтвердить соответствие промтоваров запретам по Закону N 44-ФЗ.
Изменили ограничения допуска, действующие в отношении:
- ряда радиоэлектронной продукции. Определили продукцию, к закупкам которой можно допускать заявки с предложениями товаров из ЕАЭС;
- медизделий. Ограничения распространили еще на один товар;
- лекарств из перечня ЖНВЛП. По 31 декабря 2021 года для некоторых препаратов ограничения не применяются.
Изменения в госзакупках у едпоставщика
Определили, когда и как согласовывать госконтракт с едпоставщиком после несостоявшихся закупок.
При соблюдении ряда условий работы (услуги) можно закупить у АО как у единственного исполнителя (подрядчика).
Что еще поменялось
Утвердили новые правила проведения строительных госзакупок. Изменились порядок оценки заявок, а также доптребования к участникам таких закупок.
Вступление в силу ряда поправок к Закону N 44-ФЗ, которые должны были применяться с 1 октября, перенесли. Некоторые из них касаются электронных малых закупок и новых правил проведения электронного запроса котировок. Начало действия изменений отложено до 1 апреля 2021 года.
Утвердили новые правила, по которым проверяется соответствие документов утвержденному финобеспечению.
Определили сведения, которые нужно указывать при заключении договора по Закону N 223-ФЗ. В него нужно включать информацию о стране происхождения товара. Сведения указываются и в отношении товаров, поставляемых при выполнении работ, оказании услуг.
Приняли порядок определения НМЦК при госзакупках медизделий.
Минфин разъяснил вопросы применения КТРУ при госзакупках и согласования госзакупок с едпоставщиком
Письмо Минфина России от 25.08.2020 N 24-06-05/74463 «О применении положений постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2020 N 961»
Обязательна ли внеплановая проверка при согласовании заключения контракта с едпоставщиком, согласовывать ли такой контракт после совместной закупки, как применять КТРУ при закупке РЭП, обязательна ли для заказчика справочная информация КТРУ — ответы на эти и другие вопросы читайте в обзоре.
Особенности согласования заключения контракта с единственным поставщиком
Внеплановая проверка обязательна при согласовании заключения контракта с единственным поставщиком
Контрольный орган проводит внеплановую проверку в ответ на обращение заказчика о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком. По ее результатам контролеры принимают решение, можно ли заключить такой контракт. Отказ может быть основан только на результатах внеплановой проверки.
Таким образом, с 1 июля 2020 года контрольный орган обязательно проводит внеплановую проверку по п. 4 ч. 15 ст. 99 Закона N 44-ФЗ, так как без нее невозможно согласовать заключение контракта с единственным поставщиком.
Где найти информацию о результатах внеплановой проверки
Информацию о внеплановой проверке и ее результаты контрольный орган размещает в ЕИС и (или) реестре жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений. С 1 июля 2021 года в реестре также нужно будет указывать результат рассмотрения обращения заказчика о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком. До этой даты информацию о результатах проведения внеплановой проверки размещают в реестре жалоб без указания на результат рассмотрения обращения заказчика.
Нужно ли согласовывать контракт с единственным поставщиком, если не состоялся совместный аукцион или конкурс
Если не состоялся совместный аукцион или конкурс, каждый заказчик самостоятельно решает, заключать ли контракт с единственным поставщиком. С контрольным органом нужно согласовывать заключение такого контракта в том случае, если цена отдельного контракта превышает предельную сумму .
Особенности применения КТРУ
Что делать, если в позиции КТРУ отсутствует описание товаров, работ и услуг
По правилам использования КТРУ заказчик при закупке должен применять всю информацию, включенную в позицию каталога, в том числе в части описания товара, работы, услуги. Если в позиции такого описания нет, заказчик использует позицию каталога, но требования к характеристикам товара, работы, услуги устанавливает самостоятельно.
Как использовать справочную информацию КТРУ
Речь идет о сведениях в разделе «Справочная информация» вкладки «Общая информация». Например, для медизделий там могут быть указаны код, наименование вида медизделия, классификационные признаки медизделий. Минфин уточнил: справочная информация не считается описанием товара по Закону N 44-ФЗ. Заказчик не обязан ее использовать.
Зависит ли использование КТРУ при закупке РЭП от того, установлены ли ограничения допуска
С 1 июля при закупке РЭП из перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878, нельзя использовать в описании объекта закупки дополнительные характеристики, не предусмотренные КТРУ. Минфин уточнил: это правило действует для всех позиций из перечня, независимо от того, установлены ли ограничения на допуск иностранной РЭП по указанному постановлению. Ведомство сообщило, что в дальнейшем перечень дополнительных характеристик для позиций РЭП, указанных в КТРУ, может быть расширен.
ПРОЕКТ: Разработали правила заключения и исполнения госконтрактов жизненного цикла в отношении автодорог
Проект постановления Правительства РФ
Минтранс предлагает установить порядок и правила заключения и исполнения контрактов жизненного цикла, предметом которых являются работы, перечисленные в пп. «а» п. 1 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1087.
Планируется, что заказчик сможет объединять в контракте жизненного цикла все приведенные в названной норме товары (работы, услуги), которые нужны для выполнения единого комплекса мероприятий (стр. 2 проекта). Такой контракт можно будет заключить на срок, превышающий срок действия утвержденных ЛБО.
Предложен порядок действий, которые нужно совершить до заключения контракта (стр. 5 проекта). В частности, нужно определить его предварительную стоимость. Методика расчета НМЦК и формула цены контракта жизненного цикла приведены в приложении N 1 к проекту порядка и правил (стр. 12 проекта).
Кроме того, собираются установить особенности заключения и исполнения контракта жизненного цикла (стр. 7 проекта). Они подразделяются, в частности:
- по объекту закупки;
- по ценовым условиям;
- по этапам и срокам исполнения контракта;
- по функциям сторон по контракту.
Общественное обсуждение проекта завершается 3 сентября.
ПРОЕКТ: Предлагают изменить требования к банкам, которые выдают обеспечительные гарантии в госзакупках
Проект Постановления Правительства РФ «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2018 г. N 440» (по состоянию на 21.08.2020) (подготовлен Минфином России, ID проекта 01/01/08-20/00107465)
Минфин подготовил поправки к Постановлению Правительства РФ от 12.04.2018 N 440. Последним установлены требования к банкам, которые выдают банковские гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов.
Так, в 2020 году кредитный рейтинг банка-гаранта должен быть не ниже уровня «B(RU)» по национальной шкале агентства АКРА и (или) не ниже уровня «ruB» по национальной шкале агентства «Эксперт РА».
В 2021 году такой рейтинг должен быть выше.
Минфин предлагает отказаться от повышения кредитного рейтинга и вернуть его на уровень, который действовал до 2020 года.
Требования к размеру собственного капитала планируют сохранить неизменными: не менее 300 млн руб. собственных средств.
Общественное обсуждение проекта завершается 4 сентября.
ПРОЕКТ: Может стать больше иностранных промтоваров, для которых действует запрет на допуск к госзакупкам
Проект Постановления Правительства РФ «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616» (по состоянию на 21.08.2020) (подготовлен Минпромторгом России, ID проекта 01/01/08-20/00107460)
Перечень запрещенных иностранных товаров планируют дополнить, в частности, следующими позициями:
- 28.22.16.111 — лифты пассажирские;
- 28.25.12.110 — кондиционеры промышленные;
- 28.25.12.120 — кондиционеры для транспортных средств;
- 28.25.20.110 — вентиляторы общего назначения.
Кроме того, предлагают скорректировать одно из оснований для неприменения запрета на допуск. Как и прежде, этим основанием можно будет руководствоваться, если соблюдено одно из следующих условий:
- закупается одна единица товара стоимостью не более 100 тыс. рублей;
- закупается совокупность таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1 млн руб. (за исключением закупок продукции, указанной в п. п. 1 – 7, 124 и 125 перечня). Такие исключения дополнят товарами из п. п. 39, 126 – 128 (в редакции проекта).
Общественное обсуждение проекта завершается 4 сентября.
Суды не признали больничный сотрудника уважительной причиной неподписания контракта
Определение Верховного Суда РФ от 21.08.2020 N 305-ЭС20-10811 по делу N А40-242309/2019
Победитель закупки не подписал контракт и не предоставил обеспечение исполнения контракта в срок. Заказчик обратился в контрольный орган, чтобы признать организацию уклонившейся от заключения контракта. Антимонопольный орган внес нарушителя в реестр недобросовестных поставщиков.
Компания попыталась оспорить данное решение. Контракт не удалось подписать вовремя, так как в течение всего отведенного для этого срока ответственный сотрудник был на больничном. Суды аргумент не приняли. Такое обстоятельство не исключает применения мер публичной ответственности. Победитель не доказал, что контракт не мог подписать другой работник, имеющий электронную цифровую подпись. У организации было достаточно времени, чтобы решить проблему, подписать контракт и предоставить обеспечение.
Верховный суд не стал пересматривать дело.
Напомним, что контрольные органы придерживаются другой позиции.
Суды: какие убытки участник может взыскать с госзаказчика за незаконный отказ в заключении контракта
Определение Верховного Суда РФ от 17.08.2020 N 305-ЭС20-10393 по делу N А40-53593/2019
Заказчик отказался от заключения контракта с победителем, поскольку тот представил ненадлежащую банковскую гарантию. Свое решение он оформил протоколом.
Однако суд по другому делу признал этот протокол незаконным.
Из-за срыва контракта победитель понес убытки и обратился в суд.
Суд первой инстанции взыскал неосновательное обогащение (стоимость обеспечения заявки), проценты за пользование чужими средствами, а также расходы по оплате госпошлины. Однако отказал в требованиях по следующим убыткам:
- стоимость услуг по поиску аукциона и подготовке заявки, проценты, выплаченные банку по кредиту на обеспечение заявки. Эти расходы возникли не по вине заказчика, они не связаны с исполнением обязательств по контракту;
- стоимость услуг банка за предоставление гарантии, которая не была принята заказчиком. Вина последнего не доказана.
Апелляционный суд частично изменил решение суда первой инстанции и дополнительно взыскал стоимость услуг по поиску аукциона и подготовке заявки. Он посчитал, что представленные доказательства подтверждают ущерб победителя.
Кассация с этим согласилась. Проценты по кредиту не являются убытком. Из документов не следует, что данные выплаты производились ради участия в аукционе.
Стоимость услуг банка за предоставление гарантии, которая не была принята заказчиком, также взыскать нельзя. Неясно, по какому контракту обеспечивались обязательства.
Верховный суд не стал пересматривать дело.
Пресса
Если документ отсутствует в вашем комплекте СПС КонсультантПлюс,
его можно заказать через сервис «Линия консультаций»
Тел.: +7(831) 418-58-74, e-mail: hotline@inform.plus