Важные изменения в работе бухгалтера учреждения за лето
Онлайн-лента новостей от 31 августа 2020 года
В период отпусков и подготовки к школе непросто следить за изменениями в законодательстве. Напомним о наиболее заметных новшествах.
Стандарты внутреннего госфинконтроля и финаудита
Этим летом утверждены три стандарта внутреннего государственного (муниципального) финконтроля. Они регулируют проведение и оформление контрольных мероприятий, реализацию их результатов, порядок обжалования решений контролеров.
Опубликован стандарт ВФА, который касается правил оформления и реализации итогов аудита.
Смягчены условия перехода на упрощенный внутренний финаудит.
Бухгалтерская и бюджетная отчетность
На регистрации в Минюсте находятся приказы об изменении Инструкций N 33н и N 191н. Поправки в основном касаются полугодовой отчетности 2020 года, но есть и те, которые нужно применять постоянно.
Сопоставительная таблица КВР и кодов КОСГУ
Минфин регулярно вносит изменения в таблицу соответствия КВР и кодов КОСГУ. К примеру, добавлена увязка КВР 119 с подстатьей 222 КОСГУ. Ее нужно использовать при отражении страховых взносов, которые начислены на компенсацию работнику стоимости проезда в служебных целях. Это касается выплат, установленных локальным актом учреждения.
Утверждена и новая таблица на 2021 год.
Госслужба
Предусмотрена возможность при поступлении на службу вместо бумажной трудовой книжки представлять сведения о трудовой деятельности. Это изменение связано с введением электронных трудовых книжек.
В закон о госслужбе внесены изменения, которые уточняют порядок работы комиссии по служебным спорам.
Росстат утвердил формы отчетности о численности, зарплате и дополнительном профобразовании государственных и муниципальных служащих.
Взаимодействие с Казначейством
При получении наличных и взносе их на лицевой счет теперь нужно учитывать новые правила.
Ведомство предусмотрело также новые реквизиты для платежных и расчетных документов, которыми оформляется выплата дохода работникам или иным гражданам.
Обновлена таблица соответствия КВР и КОСГУ, которую учреждения применяют с 2020 года
Информация Минфина России «Таблица соответствия видов расходов классификации расходов бюджетов и статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов, применяемая начиная с 1 января 2020 года»
Минфин скорректировал сопоставительную таблицу видов расходов бюджетной классификации и статей (подстатей) КОСГУ. Добавлены следующие увязки:
- КВР 119 с подстатьей 222 КОСГУ нужно использовать при отражении страховых взносов, которые начислены на компенсацию работнику стоимости проезда в служебных целях. Это касается выплат, установленных локальным актом учреждения;
- КВР 323 с подстатьями 341 и 342 КОСГУ — при покупке лекарств и специальных молочных смесей для выдачи населению;
- КВР 323 с подстатьей 226 КОСГУ — при выплате вознаграждения по договору опеки или попечительства, а также при отражении расходов ТФОМС, связанных с направлением страховым компаниям средств на ведение дел по ОМС;
- КВР 323 с подстатьей 261 КОСГУ — при учете расходов ТФОМС на оплату медпомощи, оказанной по территориальной программе ОМС.
Уточнен порядок поощрения лиц, проходящих (проходивших) федеральную государственную службу
Указ Президента РФ от 28.08.2020 N 531 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 765 «О единовременном поощрении лиц, проходящих (проходивших) федеральную государственную службу»
Установлено, в частности, что в случае гибели (смерти) лица, проходящего (проходившего) федеральную государственную службу, поощренного Президентом РФ, Правительством РФ или награжденного государственной наградой РФ, а также в случае награждения лица, проходившего федеральную государственную службу, государственной наградой РФ посмертно выплата единовременного поощрения производится членам семей этих лиц в соответствии с федеральными законами.
Указ вступает в силу со дня его подписания.
ПРОЕКТ: Минфин подготовил проект стандарта, который устанавливает порядок учета имущества казны
Проект приказа Минфина России
Ведомство разработало проект ФСБУ госфинансов «Государственная (муниципальная) казна». Предполагается, что работать по нему нужно будет лишь с 2022 года. В стандарте определены правила принятия к учету и оценки нефинансовых активов казны, их реклассификации, переоценки стоимости, амортизации, а также выбытия. Кроме того, установлен порядок раскрытия в отчетности информации о нефинансовых активах казны.
Стандарт не будет применяться в отношении биологических активов, библиотечных фондов, финансовых инструментов, объектов культурного наследия и незавершенного производства по договорам стройподряда.
Утвержден стандарт проведения мероприятий внутреннего госфинконтроля и оформления их результатов
Постановление Правительства РФ от 17.08.2020 N 1235 «Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов»
Новый федеральный стандарт внутреннего государственного (муниципального) финконтроля регламентирует порядок назначения и проведения проверок, ревизий и обследований, а также оформления их результатов.
Стандарт нужно применять в отношении контрольных мероприятий, которые начаты 24 августа и позднее. С 2021 года Минфин утвердит единые формы акта проверки (ревизии) и заключения, которое оформляется по результатам обследования.
В какой срок передаются документы в ходе контроля
Документы (копии), которые оформляются при назначении и проведении контрольных мероприятий, проверяющие должны вручить или направить проверяемому в следующие сроки:
- копия приказа (распоряжения) органа контроля о назначении такого мероприятия — не позднее 24 часов до даты его начала;
- запрос проверяемому — не позднее дня, следующего за днем подписания этого документа;
- справка о завершении контрольных действий — не позднее последнего дня срока их проведения;
- иные документы — не позднее 3 рабочих дней со дня их подписания.
При камеральной проверке ответить на запрос контролеров о представлении документов, информации и материалов нужно в течение 10 рабочих дней со дня его получения. При выездной проверке, ревизии, обследовании или встречной проверке контролеры сами установят такой срок, однако он не может быть менее 3 рабочих дней.
Если запрошены пояснения, контролеры определят срок не менее 1 рабочего дня. На предоставление им доступа к информационным системам у проверяемого будет не менее 3 рабочих дней.
Если не ответить на запрос вовремя, ответить не в полном объеме или не ответить вовсе, контролеры в течение 3 рабочих дней составят об этом акт.
Что вправе делать контролеры при проверках, ревизиях и обследованиях
Во время контрольных мероприятий проверяющие могут изучать:
- финансовые, бухгалтерские и отчетные документы;
- документы о планировании и проведении госзакупок;
- иные документы, содержащие информацию о деятельности проверяемого, в том числе документы, полученные в ходе встречных проверок, обследований или на основании официальных запросов от иных организаций;
- данные информационных систем.
Они также могут проводить осмотр, инвентаризацию, наблюдение, пересчет, контрольные обмеры и совершать другие действия по контролю, в том числе проводить исследования, испытания, измерения и совершать иные действия, требующие специальных знаний (навыков).
В ходе проверки может быть назначена экспертиза. Ее поручают провести независимому эксперту или иному специалисту. Его экспертное заключение прилагается к акту или заключению по итогам контрольного мероприятия.
При проведении контрольных действий проверяющие могут использовать фото-, видео- и аудиотехнику, а также иные виды техники и приборов (в том числе измерительных).
Проверяющие вправе неоднократно приостанавливать контрольное мероприятие (например, на период проведения встречных проверок или обследований). При этом общий срок приостановлений не может превышать 2 лет.
Какими сроками ограничена продолжительность контрольных мероприятий
По общим правилам камеральная проверка может длиться не более 30 рабочих дней, выездная проверка или ревизия — не более 40 рабочих дней. Проверяющие могут продлить эти сроки: для камерального контроля — до 50 рабочих дней, а для выездного — до 60.
Если в ходе контрольных мероприятий невозможно получить необходимую информацию (документы, материалы), дополнительно могут назначить обследование либо встречную проверку. Их продолжительность также регламентирована стандартом — не более 20 рабочих дней. При этом обследование контролеры вправе продлить на 20 рабочих дней, а встречную проверку — на 15.
Если обследование проводится отдельно от других контрольных мероприятий, то его срок ограничен 40 рабочими днями и может быть продлен не более чем на 20 рабочих дней.
Как проверяющие оформляют результаты контрольных мероприятий
Результаты проверок и ревизий должны быть оформлены не более чем за 15 рабочих дней после их окончания. Такой же срок установлен для встречных проверок и обследований, которые провели в рамках другого контрольного мероприятия. Результаты иных обследований оформляют не позднее последнего дня срока их проведения.
Акты и заключения не должны содержать:
- информацию, которая не относится к теме контрольного мероприятия либо не соответствует проверяемому (обследуемому) периоду. Она допустима, только если нужна для понимания сути нарушений;
- бездоказательные выводы, сведения и информацию;
- морально-этическую оценку действий сотрудников объекта контроля.
Также при оформлении актов и заключений проверяющие обязаны соблюдать следующие требования:
- результаты контрольного мероприятия должны излагаться последовательно в соответствии с вопросами, которые указаны в приказе (распоряжении) о его назначении, в объеме, необходимом для формирования выводов по результатам контроля;
- в описании каждого нарушения должны быть указаны положения законодательных и иных НПА, правовых актов, являющихся основаниями предоставления бюджетных средств, которые нарушены, периоды, в которых нарушение допущено, в чем оно выражается и какова его сумма (при наличии);
- специальные термины и сокращения должны быть объяснены.
Контролеры могут дополнять документ приложениями, например экспертным заключением.
Акт или заключение составят в одном экземпляре. Копию документа направят проверяемому. Последний вправе представить письменные замечания, возражения и пояснения в ответ на акт или заключение. Сделать это он может в течение 15 рабочих дней со дня получения копии акта (заключения).
Опубликован стандарт внутреннего госфинконтроля с порядком обжалования итогов проверки
Постановление Правительства РФ от 17.08.2020 N 1237 «Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Правила досудебного обжалования решений и действий (бездействия) органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и их должностных лиц»
В стандарте внутреннего государственного (муниципального) финконтроля закреплены общие требования к досудебному обжалованию решений контролеров: основания, по которым проверяемый может с ними не согласиться, сроки подачи жалобы, причины ее нерассмотрения и прочее.
Стандарт применяется в отношении контрольных мероприятий, начатых 24 августа и позднее.
Что можно обжаловать
Обжаловать можно решения контролеров, а также их действия или бездействие при проведении контрольных мероприятий.
Основанием для жалобы являются положения нормативных правовых актов, которые проверяемый считает нарушенными.
В какой срок нужно подать жалобу
Жалобу можно подать в течение 30 календарных дней со дня, когда проверяемый узнал или должен был узнать о нарушении своих прав в связи с решением органа контроля, действиями или бездействием проверяющих.
На предписание органа контроля можно пожаловаться в течение 10 рабочих дней со дня его получения.
Рассмотреть жалобу должны не более чем за 20 рабочих дней с даты ее регистрации со всеми материалами в органе контроля. Этот срок могут продлить на период до 20 рабочих дней, если проверяющим потребуется направить запрос по жалобе другим госорганам, органам местного самоуправления или иным должностным лицам. Причины продления сообщаются заявителю.
Также орган контроля может запросить дополнительную информацию и документы по жалобе. Заявитель в течение 5 рабочих дней вправе представить эти данные. При этом срок рассмотрения жалобы приостанавливается до момента получения ответа от заявителя. Если в установленный срок ответ от заявителя не последует, контролеры продолжат рассмотрение жалобы.
Подача жалобы не приостанавливает исполнение решения, действия или бездействия проверяющих.
Как принимают решение по жалобе
Рассмотрев жалобу, контролеры принимают одно из решений:
- удовлетворить ее в полном объеме;
- удовлетворить частично, лишь по отдельным основаниям для обжалования;
- оставить без удовлетворения, если подтверждены законность решения, действий или бездействия контролеров, а также обстоятельства, на основании которых было вынесено решение.
Ответ о результатах рассмотрения жалобы направляется проверяемому не позднее 5 рабочих дней после принятия решения по жалобе.
Когда жалобу оставят без рассмотрения
Контролеры не станут рассматривать жалобу в следующих случаях:
- истек предельный срок подачи жалобы;
- в ней не указаны Ф.И.О. заявителя-физлица либо наименование заявителя-юрлица и сведения о его месте нахождения;
- отсутствует почтовый адрес или адрес электронной почты, по которому нужно направить ответ заявителю;
- нет подписи заявителя или не поданы документы, подтверждающие полномочия на подписание;
- текст жалобы не поддается прочтению;
- до принятия решения по жалобе поступило заявление о ее отзыве;
- ранее заявитель уже обращался по тем же основаниям и предмету обжалования, и контролеры вынесли решение по этой жалобе;
- жалоба содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица органа контроля или членов его семьи;
- жалоба находится в производстве суда (в этом случае решение по ней принимает только суд);
- предмет обжалования не соответствует предмету обжалуемого решения, действия или бездействия контролеров.
При наличии любого из этих оснований жалоба не рассматривается и возвращается заявителю в срок не позднее 5 рабочих дней со дня ее поступления в орган контроля. Если адрес заявителя неизвестен, жалоба не возвращается.
Наши фирменные материалы
Пресса
Если документ отсутствует в вашем комплекте СПС КонсультантПлюс,
его можно заказать через сервис «Линия консультаций»
Тел.: +7(831) 418-58-74, e-mail: hotline@inform.plus