ПРОЕКТ: Минфин предложил изменить правила участия СМСП и самозанятых в закупках по Закону N 223-ФЗ
Проект Постановления Правительства РФ
Минфин подготовил проект изменений, которые касаются закупок только у СМСП (самозанятых), а также закупок с обязательным привлечением субподрядчиков из их числа. По проекту участникам будет проще подтвердить свой статус, а договор после таких закупок будут заключать быстрее. Подробнее читайте в обзоре.
Как самозанятые и СМСП будут подтверждать свой статус
Планируется, что для подтверждения статуса самозанятого лица при участии в закупках по Закону N 223-ФЗ будет достаточно информации на официальном сайте ФНС (пп. 1 п. 1 изменений).
Для СМСП Минфин предложил установить аналогичные правила. Если проект утвердят, им не придется декларировать в заявках свою принадлежность к СМСП и представлять сведения из реестра, как это требуется сейчас. Подтверждением статуса будет наличие информации о таком участнике в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства (пп. 2 п. 1 изменений).
Как заказчик сможет проверить статус СМСП и самозанятого
При отсутствии информации о статусе участника закупки на сайте ФНС или в реестре участнику откажут в допуске к закупке или в заключении договора, если закупка проводилась только для участников СМСП (и приравненных к ним самозанятых) либо на условиях обязательного привлечения субподрядчиков из числа СМСП (и приравненных к ним самозанятых). Однако в последнем случае требовать предоставить такую информацию или подтверждающие документы заказчику запретят.
Как изменятся правила заключения договора по результатам закупки, проведенной только для СМСП и самозанятых
На заключение договора у сторон будет не 20 рабочих, а 20 календарных дней.
Отказаться от заключения договора и заключить его с любым исполнителем не из числа СМСП (самозанятых) будет нельзя.
Отсчет срока оплаты договора будут вести с даты подписания заказчиком документа о приемке.
Общественное обсуждение проекта продлится до 17 сентября.
ПРОЕКТ: Изменения в госзакупках: предлагается перенести на полгода запуск закрытых электронных закупок, отложить до 2022 года начало проведения проверок электронных торговых площадок (ЭТП) и многое другое
Проект Постановления Правительства РФ
Подготовлен проект изменений в акты Правительства, предусматривающие, в частности:
- проведение закрытых закупок в электронной форме с 1 июля 2021 года (в настоящее время — с 1 января 2021 года);
- проведение проверок электронных торговых площадок (ЭТП) для госзакупок на соответствие единым и дополнительным требованиям к таким площадкам с января 2022 года;
- автоматизированное получение в ЕИС в сфере закупок из ГИИС управления общественными финансами «Электронный бюджет» информации о формируемом в системе коде объекта капитального строительства, недвижимого имущества в целях исключения заказчиками нарушений, выражающихся в несоблюдении требований бюджетного законодательства к порядку и срокам оплаты по контрактам;
- автоматизацию получения в единый реестр участников закупок информации о постановке участника закупки на учет в качестве плательщика налога на профессиональный доход;
- изменения в порядок подготовки отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций с целью учета закупок, осуществляемых с 01.04.2021 в соответствии с частью 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ.
С 8 сентября нужно устанавливать повышенный аванс при госзакупках ряда промтоваров в этом году
Постановление Правительства РФ от 26.08.2020 N 1289 «Об авансировании договоров (государственных контрактов) о поставке промышленных товаров для государственных и муниципальных нужд, а также для нужд обороны страны и безопасности государства»
Правительство приняло постановление с перечнем промышленной продукции, при закупке которой заказчики должны устанавливать в контрактах авансирование в размере минимум 80% от суммы контракта, но не более ЛБО.
Среди прочего в этот перечень вошли товары, которые имеют следующие коды ОКПД2:
- 25.73.30 — инструмент ручной прочий;
- 27.90.31.110 — машины и оборудование электрические для пайки мягким и твердым припоем и сварки;
- 28.41.2 — станки токарные, расточные и фрезерные металлорежущие.
Такое авансирование устанавливается, если:
- закупка проводится для государственных и муниципальных нужд, а также для нужд обороны страны и безопасности государства;
- в отношении закупаемых товаров был установлен запрет на допуск;
- контракт заключен в 2020 году.
Минфин скорректировал условия допуска иностранных товаров к госзакупкам
Приказ Минфина России от 10.07.2020 N 140н
Ведомство приняло приказ, который меняет условия допуска иностранных товаров. Поправки будут вступать в силу постепенно.
С 11 сентября 2020 года будет действовать обновленный перечень иностранных товаров, на которые распространяются условия допуска. Часть позиций из него уберут, например моющие средства прочие.
С 1 октября 2020 года будут применяться 2 перечня.
Действующий список продукции (перечень N 1) скорректируют. В частности, его дополнят рядом промтоваров, для которых установлены ограничения допуска. К ним относятся, например, некоторые канцтовары, товары для детей. Для продукции из перечня N 1 преференция по цене контракта по-прежнему составит 15%.
В другой список (перечень N 2) войдут товары, которые приобретаются в рамках нацпроектов, в том числе отдельные виды грузового транспорта, автотранспорта спецназначения. Для них ценовая преференция составит 20%. В одну закупку нельзя будет объединить товары из перечня N 2 и товары, не входящие в него.
Нельзя наказать исполнителя после того, как госконтракт расторгли по соглашению сторон
Определение Верховного Суда РФ от 21.08.2020 N 309-ЭС20-10802 по делу N А76-14372/2019
Стороны заключили контракт на оказание транспортных услуг. Они предоставлялись по заявкам заказчика. Обязательства были исполнены частично, контракт расторгли по соглашению сторон. Претензий не было, на что указано в допсоглашении.
Позднее заказчик потребовал, чтобы исполнитель выплатил неустойку за просрочку: несколько заявок были выполнены с опозданием. Тот отказался.
Суды первых двух инстанций поддержали исполнителя. Так, они указали, что обязательства по контракту исполнены. Это подтверждают, в частности, платежные документы и допсоглашение.
Кассация согласилась и добавила следующее:
- желание расторгнуть контракт было взаимным;
- расторжение контракта не вызвано ненадлежащим исполнением обязательств;
- на момент заключения допсоглашения претензий не было;
- сроки оказания услуг по спорным заявкам были утверждены по телефону, из-за чего установить просрочку нельзя.
Верховный суд занял аналогичную позицию и не стал пересматривать дело.
Отметим, что в правоприменительной практике есть случай, когда суды отказались взыскать штраф за недостатки, выявленные после подписания приемочных документов.
Когда нельзя отклонить заявку, если нет некоторых реквизитов удостоверения на медизделие
Решение Московского УФАС России от 18.08.2020 по делу N 077/06/57-13404/2020 Нарушение: ч. 7 ст. 69 Закона о контрактной системе. Решение: Признать жалобу обоснованной; выдать предписание об устранении нарушений.
Заказчик провел аукцион на закупку медизделий по Закону N 44-ФЗ. Участник в заявке согласился поставить товар на условиях документации и указал сведения о продукции. Также он представил фотокопию регистрационного удостоверения на медизделие.
Участник пожаловался, что его заявку незаконно отклонили. В итоговом протоколе заказчик указал, что она не соответствовала требованиям, поскольку в копии удостоверения не было следующих реквизитов:
- подписи руководителя;
- номера приказа о допуске к обращению медизделия на территории РФ;
- количества листов приложения.
Контрольный орган его поддержал:
- из фотокопии удостоверения ясно, что предлагаемые товары легализированы на территории РФ;
- проверить информацию из заявки можно было в госреестре медизделий на офсайте Росздравнадзора.
Контрольный орган наказал госзаказчика за неоднозначные требования к товару
Решение Московского УФАС России от 05.06.2020 по делу N 077/06/57-9476/2020
Заказчик установил в документации такие требования к товару: квадратная форма, ширина — не менее 1100 мм, высота — не более 1500 мм. Участник предложил товар со следующими параметрами: квадратная форма, ширина — 1100 мм, высота — 1500 мм. Комиссия отклонила заявку участника из-за ее несоответствия требованиям документации, так как фактически он предложил прямоугольный товар.
Контрольный орган поддержал решение комиссии, однако посчитал, что документация составлена с нарушением. Требования заказчика позволяют предложить в заявке значения, формально соответствующие документации, но одновременно не отвечающие ее требованиям. Заказчику пришлось отменить результаты аукциона и провести закупку заново.
ПРОЕКТ: Предложены перечни промышленных товаров, в отношении которых устанавливаются минимальные доли их закупок, в том числе отдельными заказчиками
Проект Постановления Правительства РФ «Об особенностях закупок отдельными видами юридических лиц промышленных товаров, в отношении которых установлена минимальная доля закупок»
Ответственным за проведение оценки выполнения заказчиком закупки товаров, в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, в отношении которых установлена минимальная обязательная доля закупок, будет Минпромторг России.
Согласно проекту под промышленными товарами понимаются промышленные товары, сведения о которых имеются в реестре промышленной продукции, произведенной на территории РФ, и реестре промышленной продукции, произведенной на территории государства — члена ЕАЭС, или в едином реестре российской электронной продукции.
В части продукции автомобильной промышленности, в отношении которой предъявляются требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории РФ соответствующих операций (условий), утвержденные в приложении к Постановлению Правительства РФ от 17 июля 2015 г. N 719, под промышленными товарами понимаются промышленные товары, сведения о балльной оценке которых в объеме не менее 1500 баллов имеются в реестре промышленной продукции, произведенной на территории РФ, или реестре промышленной продукции, произведенной на территории государства — члена ЕАЭС.
Требования проекта распространяются в том числе на товары, поставляемые заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, а также являющиеся предметом аренды и (или) лизинга.
Приводятся в числе прочего:
- положение по проведению оценки выполнения заказчиком обязанности достижения минимальной доли закупок;
- форма отчета об осуществлении закупки товаров, в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и обоснования невозможности достижения заказчиком закупок товаров, в отношении которых установлена минимальная обязательная доля закупок;
- порядок подготовки отчета об объеме закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и обоснования невозможности достижения заказчиком минимальной доли закупок, размещаемых в единой информационной системе.
Пресса
Если документ отсутствует в вашем комплекте СПС КонсультантПлюс,
его можно заказать через сервис «Линия консультаций»
Тел.: +7(831) 418-58-74, e-mail: hotline@inform.plus