Минфин внес масштабные изменения в приказ о первичке учреждений
Приказ Минфина России от 15.06.2020 N 103н «О внесении изменений в приложения N 1 — 5 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2015 г. N 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению»
Ведомство скорректировало Приказ N 52н. Уточнены и дополнены действующие правила оформления первичных учетных документов и регистров, утверждены новые формы документов, в том числе электронные. Изменения вступают в силу 27 сентября.
Поправки для всех учреждений и органов
Предусмотрели отдельные журналы для операций межотчетного периода и операций по исправлению ошибок прошлых лет. Новые журналы надо формировать по обычной форме 0504071. Ранее для отражения исправительных записей по прошлогодним ошибкам использовался журнал по прочим операциям с отметкой «Исправление ошибок прошлых лет». Для операций межотчетного периода применялся журнал по прочим операциям либо журнал, который соответствует виду отражаемых операций.
Закрепили правила ведения электронной кассовой книги. В них учли возможность вносить записи на основании электронных кассовых документов или скан-копий. Недавно право принимать к учету скан-копии первички предусмотрели в стандарте «Концептуальные основы бухучета и отчетности».
Внесли изменения в порядок формирования отдельных первичных документов.
Так, сдачу на склад материалов, которые остались после разборки или иного выбытия основного средства, нужно оформлять приходным ордером (ф. 0504207), а не требованием-накладной (ф. 0504204).
Расчетную ведомость (ф. 0504402) и платежную ведомость (ф. 0504403) можно применять в тех же случаях, что и расчетно-платежную ведомость (ф. 0504401). Таким образом, учреждение может выбрать: использовать первые два документа либо только последний.
Авансовый отчет можно оформлять по форме 0504505 только на бумаге. Чтобы составлять и хранить авансовые отчеты в электронном виде, нужно до начала 2021 года перейти на применение новых форм электронных документов.
Уточнили правила оформления извещения (ф. 0504805) и бухгалтерской справки (ф. 0504833). Их надо применять в зависимости от ситуации либо как бухгалтерский документ (дополнительно к иному первичному документу), либо как самостоятельный первичный документ. В таком качестве формы уже применялись. Поправки лишь более детально определили их правовую природу: первичный документ подтверждает факт хозяйственной жизни, а бухгалтерский — проведенную в учете операцию.
Извещение по-прежнему используют при отражении взаимосвязанных операций между организациями бюджетной сферы. Извещение — бухгалтерский документ составляют для того, чтобы своевременно отразить в учете операцию, по которой оформляется первичный документ. Такая необходимость может возникнуть, когда факт хозяйственной жизни еще не завершен. Например, доставка и приемка переданного имущества могут затянуться, но передающая сторона обязана отразить отправку получателю. Расчеты между организациями бюджетной сферы должны быть взаимосвязаны, поэтому получатель тоже обязан отразить расчеты по отправленному имуществу. Извещение — первичный документ составляют, когда на момент отражения в учете операции не предусмотрено оформлять иную первичку. К примеру, его составляет получатель целевых средств при закрытии расчетов на начало года, если к моменту проведения операции не сформирован отчет об использовании этих средств.
Бухгалтерскую справку используют как первичку в случаях, когда по операции не предусмотрено оформлять иные первичные документы, в том числе извещение. В качестве бухгалтерского документа форму применяют, как правило, только при исправлении ошибок. Другие случаи применения документа, которые перечислены в методических указаниях, относятся к централизованным бухгалтериям.
В методических указаниях рассмотрели и другие подробности работы с извещением и бухгалтерской справкой для каждого варианта их использования.
Дополнили порядок формирования некоторых регистров.
Например, разрешили не вести описи инвентарных карточек (ф. 0504033), если эти карточки составляются и хранятся в виде электронных документов, подписанных квалифицированной ЭП.
В указаниях по заполнению главной книги (ф. 0504072) перечислили счета, по которым нельзя сворачивать остатки: 205 00, 208 00, 209 00, 210 10, 303 00, 304 04, 304 06.
Внесли небольшие правки в действующие формы первички и регистров. К примеру, реквизит «материально ответственное лицо» в формах заменили на «ответственное лицо». Работу по переходу на этот термин Минфин ведет уже давно.
Перед оформлением документов проверьте, обновлены ли формы в бухгалтерской программе.
Новшества для учреждений, передавших ведение учета централизованной бухгалтерии или принявших решение об использовании новых электронных форм
Для органов и учреждений, которые передали полномочия ведения бюджетного учета по решению высшего исполнительного органа власти или местной администрации, введены следующие формы электронной первички:
- решение о командировании на территории РФ (ф. 0504512);
- изменение решения о командировании на территории РФ (ф. 0504513);
- решение о командировании на территорию иностранного государства (ф. 0504515);
- изменение решения о командировании на территорию иностранного государства (ф. 0504516);
- решение о компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей (ф. 0504517);
- заявка — обоснование закупки товаров, работ, услуг малого объема (ф. 0504518);
- отчет о расходах подотчетного лица (ф. 0504520).
Помимо этого, для таких органов и учреждений предусмотрены новые формы электронных регистров:
- журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров (ф. 0504093);
- ведомость дополнительных доходов физических лиц, облагаемых НДФЛ, страховыми взносами (ф. 0504094).
Начать применять новые документы нужно по мере организационно-технической готовности, но не позднее 1 января 2021 года.
Учреждения, передавшие ведение учета централизованной бухгалтерии по иным основаниям, и все прочие учреждения могут использовать новые формы электронных документов по своему усмотрению. Решение нужно закрепить в учетной политике.
Некоторые подписи в новых формах электронной первички можно проставлять простой электронной подписью. Это удобно, поскольку позволяет не изготавливать квалифицированные электронные подписи для всех подписантов учреждения.
Централизованным бухгалтериям (независимо от оснований для передачи им ведения учета) разрешили не проставлять в электронном первичном документе отметку бухгалтерии и не заполнять другие поля для отражения бухгалтерских записей. Вместо этого им надо оформить электронный бухгалтерский документ (бухгалтерскую справку или извещение). Учреждения, которые ведут учет сами, должны делать бухгалтерские отметки и записи непосредственно в первичном документе.
Минфин опубликовал порядок составления и ведения планов ФХД для федеральных учреждений
Приказ Минфина России от 17.08.2020 N 168н «Об утверждении Порядка составления и ведения планов финансово-хозяйственной деятельности федеральных бюджетных и автономных учреждений»
Новый порядок федеральные бюджетные и автономные учреждения применяют начиная с планов ФХД на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов.
В порядке предусмотрели как особые правила для этих учреждений, так и положения, дублируемые из общих требований N 186н.
Федеральные учредители по-прежнему должны руководствоваться общими требованиями N 186н при утверждении порядков для подведомственных организаций. Для последних исключений также не предусмотрено: они должны руководствоваться общими требованиями, учитывая особенности, которые предусмотрел Минфин в новом порядке.
План с обоснованиями федеральные учреждения теперь составляют и ведут только в системе «Электронный бюджет». Показатели плана они группируют по двум разделам:
- разд. 1 «Поступления и выплаты» — плановые показатели остатков денежных средств на начало и конец соответствующего финансового года, показатели плановых поступлений и выплат;
- разд. 2 «Сведения по выплатам на закупки товаров, работ, услуг» — показатели выплат по расходам на закупку товаров, работ, услуг, в том числе те, которые включены в разд. 1.
Такой же порядок предполагает рекомендованная форма плана, которая приведена в общих требованиях N 186н.
Проект плана ФХД составляют в течение 15 рабочих дней со дня, когда учредитель довел до учреждения информацию о планируемом объеме предоставления субсидий. Чтобы ее довести, учредитель сформирует в системе «Электронный бюджет» проекты госзадания и соглашения о предоставлении субсидий.
Внести изменения в план текущего года учреждение вправе не позднее 1 рабочего дня до окончания этого года. Если изменения вносятся без корректировки обоснований, надо составить сведения о движении денежных средств. Рекомендуемая форма приведена в приложении к новому порядку.
Также предусмотрены рекомендуемые формы плана ФХД и обоснований (расчетов) плановых показателей по поступлениям и выплатам. В отличие от требований N 186н новый порядок указывает, что обоснования надо формировать по отдельным операциям с источниками финансирования дефицита средств.
Скорректировали стандарт, в котором установлены концептуальные основы бухучета и отчетности
Приказ Минфина России от 30.06.2020 N 130н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. N 256н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора»
Минфин внес изменения в стандарт «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора».
Предусмотрена возможность принимать к бухучету скан-копии бумажной первички с собственноручными подписями. Для этого копию нужно заверить квалифицированной электронной подписью. Сделать это может сотрудник, который составил документ на бумаге или которого специально уполномочили изготавливать скан-копии и передавать их в бухгалтерию.
Установлено общее правило определения первоначальной стоимости активов и обязательств в том случае, если их получили в результате необменной операции. Такие объекты учитывают по справедливой стоимости на дату получения либо по стоимости, которая указана в передаточных документах. В стандарте не указано, как выбирать вариант учета. Полагаем, это нужно делать с учетом положений иных нормативных актов, например стандартов «Основные средства» и «Запасы», Инструкции N 157н. В данных стандартах и инструкции установлено, что для учета необменных операций с нефинансовыми активами приоритетной является справедливая стоимость. Другие варианты можно использовать только тогда, когда невозможно оценить справедливую стоимость.
Если нельзя оценить справедливую стоимость и в передаточном документе нет альтернативных сведений, используют сумму, по которой объект учитывал предыдущий правообладатель. Отметим, организации, которые не относятся к бюджетной сфере, как правило, не применяют стандарты бухучета госфинансов. Стандарты не регламентируют и гражданско-правовые отношения с такими организациями. Потребовать от них сообщать сведения о стоимости учета нельзя. Рекомендуем при заключении договоров согласовать предоставление необходимых данных, а если не получится — использовать следующие по значимости варианты определения стоимости. По общему правилу таким вариантом остается учет в условной оценке: один объект — один рубль.
Новшества вступают в силу 25 сентября. Переходные положения Минфин не установил, поэтому по умолчанию учреждения и органы не обязаны распространять действие правил на период с начала года. Однако рекомендуем проследить, чтобы это не повлияло на сопоставимость учетных данных за разные периоды года. Дополнительно обсудите этот вопрос с учредителем и финорганом.
Участникам системы казначейских платежей необходимо до 1 января 2021 года привести в соответствие с «Требованиями» используемые для взаимодействия с органами Федерального казначейства информационные системы
Письмо Казначейства России от 19.08.2020 N 95-09-11/01-543 «О подготовительных мероприятиях по организации функционирования системы казначейских платежей»
Требования к форматам текстовых файлов, используемых при информационном взаимодействии размещены на официальном сайте МО УФК (https://moufk.roskazna.gov.ru) в разделе «ГИС/Документы».
Также с 1 января 2021 года необходимо обеспечить актуализацию реквизитов, необходимых для осуществления перевода денежных средств.
Таблица соответствия ранее открытых банковских счетов МО УФК банковским счетам, входящим в состав единого казначейского счета, размещена по адресу (https://moufk.roskazna.gov.ru) в разделе «Документы/Система казначейских платежей»
Сообщается также, что при заполнении реквизитов расчетных (платежных) документов, в целях перевода денежных средств на казначейские счета:
- значение идентификационного кода ТОФК указывается в реквизите 14 «Банковский идентификационный код (БИК) банка получателя средств»,
- значение единого казначейского счета — в реквизите 15 «Номер счета банка получателя средств», значение казначейского счета — в реквизите 17 «Номер счета получателя средств».
Минфином даны рекомендации, касающиеся подготовки проектов законов (решений) о бюджетах на 2021 — 2023 годы
Письмо Минфина России от 10.09.2020 N 02-05-11/79909 «О кодах бюджетной классификации на 2021 год»
Формирование проектов следует осуществлять в соответствии с приказами Минфина России от 6 июня 2019 г. N 85н и от 8 июня 2020 N 99н, а также с учетом сопоставительных таблиц, которые размещены на официальном сайте (www.minfm.ru) в рубрике «Бюджет», подрубрике «Бюджетная классификация Российской Федерации».
Обращено также внимание на возможность внесения в местную администрацию инициативного проекта по решению вопросов местного значения.
Каждому инициативному проекту, поддержанному органами местного самоуправления, присваиваются уникальные коды классификации расходов бюджетов.
В письме приведены коды классификации доходов бюджетов для учета поступлений инициативных платежей.
В случае образования по итогам реализации инициативного проекта остатка не использованных платежей, указанные платежи подлежат возврату лицам (в том числе организациям), осуществившим их перечисление в местный бюджет.
Минфином также разъяснено применение отдельных кодов видов расходов.
Минфин проинформировал о дополнительных кодах видов доходов для бюджетов муниципальных округов
Информация Минфина России «Перечень дополнительных кодов видов доходов бюджетов классификации доходов бюджетов для бюджетов муниципальных округов»
В информации приведен Перечень КБК для бюджетов муниципальных округов, включающих, в частности налоговые поступления, доходы от продажи земельных участков, от приватизации имущества, сборы за выдачу лицензий, штрафы, неустойки, пени, возмещение ущерба и многое другое.
Наши фирменные материалы
Пресса
Если документ отсутствует в вашем комплекте СПС КонсультантПлюс,
его можно заказать через сервис «Линия консультаций»
Тел.: +7(831) 418-58-74, e-mail: hotline@inform.plus