Казначейство назвало самые распространенные ошибки при госзакупках за первое полугодие 2020 года
Обзор недостатков и нарушений, выявленных Федеральным казначейством в ходе осуществления контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере в отношении главных распорядителей средств федерального бюджета, распорядителей, получателей средств федерального бюджета и органов управления государственными внебюджетными фондами в 1 полугодии 2020 года
Казначейство выпустило обзор нарушений в финансово-бюджетной сфере за первое полугодие 2020 года. В их числе ошибки при госзакупках. Значительную их часть заказчики допустили при расчете НМЦК и исполнении контракта. Остановимся на основных.
Нарушения при расчете НМЦК
Большинство ошибок связано с применением неверной ценовой информации. Так, при расчете НМЦК не нужно использовать:
- предложения, контракты и информацию с характеристиками товара (работы, услуги) и (или) условиями по доставке, которые не соответствуют закупке;
- предложения с условиями поставки, которые не сопоставимы с планируемой закупкой (например, в части сроков исполнения обязательств);
- информацию о ценах от поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с неидентичными товарами (работами, услугами) в сравнении с планируемой закупкой. Например, НМЦК услуг по уборке помещений обосновали информаций от ИП в сфере ресторанных услуг;
- информацию о ценах из источников, которые не относятся к публичной оферте.
Также ведомство отметило нарушения в связи с некорректным использованием методов определения цены контракта (например, применили иной метод определения НМЦК, но не обосновали почему).
Нарушения при исполнении контракта
Из числа недостатков при исполнении контракта можно выделить такие:
- безосновательно изменили условия контракта (например, установили аванс);
- не привлекли поставщика к ответственности за нарушение условий контракта (например, за просрочку поставки товара);
- неправильно рассчитали неустойку, а именно использовали ключевую ставку ЦБ РФ, которая не действовала на дату требования, или допустили арифметическую ошибку.
Кроме того, ведомство обратило внимание на нарушения при приемке по контракту:
- приняли товар (работу, услугу), который не предусмотрен в контракте;
- приняли и оплатили фактически не выполненные работы;
- не оформили документы о приемке, мотивированного отказа от нее также не было;
- не использовали закупленный товар в положенных целях.
ПРОЕКТ: Планируют скорректировать порядок формирования сведений для реестра договоров по Закону N 223-ФЗ
Проект приказа Минфина
Скорректируют и правила указания информации о стране происхождения товара. Так, если по договору на выполнение работ (оказание услуг) предусмотрена поставка товара, то в отношении него надо отражать страну происхождения (абз. 2 пп. 4 п. 2 изменений).Минфин хочет уточнить порядок формирования сведений для реестра договоров. В частности, заказчики будут направлять информацию по договорам с самозанятыми (пп. 2 п. 1 изменений).
По строительным договорам данные о стране происхождения товара, который закупается при выполнении работ, нужно сообщать только в том случае, если его можно принять к бухучету как отдельный объект основных средств (абз. 10 пп. 4 п. 2 изменений).
Общественное обсуждение проекта завершается 13 ноября.
ПРОЕКТ: Минпромторг доработал проект, запрещающий госзакупку иностранных медицинских масок
Проект постановления Правительства РФ
Ведомство и ранее предлагало ввести запрет на допуск иностранных медицинских масок к госзакупкам. В новую версию проекта включили больше кодов по ОКПД2. Теперь перечень иностранных промтоваров, для которых действует запрет, предлагают дополнить кодами:
- 32.50.50.190 — изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включенные в другие группировки (только для медицинских масок). Отметим, что в актуальном классификаторе данный код отсутствует;
- 32.99.11.160 — средства защиты головы и лица (только для медицинских масок);
- 32.99.11.190 — уборы головные защитные и средства защиты прочие, не включенные в другие группировки (только в отношении головных уборов из текстильных материалов).
Запрет в отношении медицинских масок будет действовать до 31 декабря 2021 года. Маски не смогут быть предметом одного контракта (одного лота) с другими видами промтоваров до этой даты. При этом на закупку масок можно будет распространить исключение, предусмотренное пп. «б» п. 3 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616.
Публичное обсуждение проекта продлится до 23 ноября 2020 года.
Минфин и Казначейство обсудили планы по развитию ЕИС в госзакупках на следующий год
Информационное сообщение ЕИС от 30.10.2020
Министр финансов посетил Казначейство, где ему рассказали о перспективах развития ЕИС.
Систему оптимизируют, в частности, по следующим направлениям:
- введут электронный контракт при госзакупках у едпоставщика;
- формировать и подписывать акты о приемке товаров (работ, услуг) нужно будет в электронной форме. Сейчас стороны по контракту при его исполнении вправе это сделать по взаимному согласию;
- установят механизм расчета и мониторинга достижения квоты закупок российских товаров, а также товаров стран ЕАЭС;
- обжаловать действия заказчиков в ФАС поставщики будут через личные кабинеты ЕИС.
Суды признали законным объединение в один лот разных категорий продуктов по Закону N 44-ФЗ
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14.10.2020 N Ф02-4453/2020 по делу N А33-311/2020
Заказчик объединил в один лот продукты разных категорий: молоко, крупа, мясо и т.д. Планировалась их долгосрочная еженедельная поставка по предварительным заявкам для социально значимых учреждений.
Контрольный орган признал это ограничением конкуренции по следующим основаниям:
- предмет закупки — продукты разных категорий. Они составляют самостоятельные товарные рынки. У поставщиков может и не быть возможности поставить продукцию в совокупности;
- товары имеют разные потребительские свойства. Они не связаны между собой технологически и функционально;
- в закупке трудно участвовать производителям, ведь товары другой линейки им нужно приобретать у иных хозсубъектов.
Антимонопольный орган посчитал, что продукты следует закупить отдельными лотами.
Суды с таким подходом не согласились, в частности, по следующим основаниям:
Закон N 44-ФЗ не запрещает закупать одним лотом товары, которые можно поделить на отдельные виды;
- в документации не обязательно должны устанавливаться условия, которые удовлетворяют всех возможных участников;
- различная продукция в рамках одного лота составляет единый объект закупки. Она относится к одному виду товаров — пищевой продукции;
- основная задача торгов — эффективное использование бюджета, а не обеспечение возможности для участия максимального количества претендентов. Если у каких-либо участников нет возможности поставить товар, это не значит, что их права нарушены или ограничена конкуренция;
- в закупке участвовало 6 претендентов. Контролеры не доказали, что разделение закупки на отдельные лоты увеличило бы количество участников, а цена товара снизилась бы или осталась неизменной.
Кроме того, суды учли следующие пояснения заказчика:
- закупка продуктов в рамках одного контракта в течение длительного времени более удобна и выгодна;
- объединение продуктов в один лот удовлетворяет потребности различных категорий людей;
- стороны по соглашению смогут перераспределять товарные единицы в рамках одного контракта без изменения цены;
- при закупке товаров несколькими лотами будет больше контрактов. Это увеличит трудозатраты заказчика, затруднит поставку и приемку товара, а также оформление отчетных документов.
Пресса
Если документ отсутствует в вашем комплекте СПС КонсультантПлюс,
его можно заказать через сервис «Линия консультаций»
Тел.: +7(831) 418-58-74, e-mail: hotline@inform.plus