Правительство скорректировало некоторые акты о госзакупках и закупках отдельных видов юрлиц
Постановление Правительства РФ от 07.11.2020 N 1799
Кабмин утвердил поправки сразу к нескольким документам, по которым работают госзаказчики и заказчики по Закону № 223-ФЗ. Новшества вступают в силу в разные сроки, среди уже вступивших в силу можно отметить изменения, касающиеся реестра контрактов. В частности, заказчик, который провел строительную закупку путем открытого конкурса по правилам, предусмотренным ч. 68 ст. 112 Закона № 44-ФЗ, больше не должен передавать в реестр контрактов информацию о стране происхождения товаров.
Минфин разъяснил, как уведомить поставщика об отказе принять банковскую гарантию по Закону N 44-ФЗ
Вопрос: О требовании к уведомлению об отказе в принятии банковской гарантии, направляемом заказчиком лицу, предоставившему ее. (Письмо Минфина России от 07.09.2020 N 24-02-06/78241)
Банковская гарантия может обеспечить, в частности, обязательства по контракту. В некоторых случаях заказчик должен от нее отказаться. Если такое решение принято, о нем нужно уведомить поставщика (подрядчика, исполнителя), указав причины отказа.
Минфин пояснил: уведомление готовится в свободной письменной или электронной форме. В нем достаточно перечислить причины для отказа в принятии банковской гарантии. Других требований к документу нет.
Отметим, некоторые контрольные органы считают, что направлять отдельный документ необязательно. Так, Московское УФАС отметило: причины можно указать в протоколе отказа от заключения контракта. Это и будет уведомлением.
В ЕИС разместили обновленный типовой госконтракт на поставку медизделий
Приказ Минздрава России от 19.08.2020 N 855н
Типовой контракт появился в ЕИС 11 ноября. Госзаказчики обязаны его применять с 11 декабря 2020 года.
В новой редакции предусмотрено больше обязанностей поставщиков. Так, их дополнили:
- обучением правилам эксплуатации оборудования;
- инструктажом производителя (его представителя) для специалистов заказчика по техобслуживанию оборудования.
Кроме того, поставщики должны предоставлять все сведения для использования медизделия: ключи, пароли доступа, программы, перечень расходных материалов и реагентов, которые можно применять при работе с оборудованием.
Форма спецификации к контракту стала более подробной. Среди прочего в ней указываются наименование товара по регистрационному удостоверению, дата и номер регистрации. Нужно также отразить код позиции по КТРУ. Эту информацию предусмотрели и в форме акта приема-передачи товара.
Утвержден типовой госконтракт на услуги охраны от пожаров организаций или населенных пунктов
Приказ МЧС России от 05.07.2020 N 507 «Об утверждении типового контракта на оказание услуг по охране от пожаров организаций и (или) населенных пунктов для обеспечения государственных и муниципальных нужд, информационной карты такого типового контракта»
21 ноября вступает в силу приказ МЧС об утверждении типового контракта на услуги охраны от пожаров организаций и (или) населенных пунктов. Он появился в ЕИС 11 ноября. Значит, применять контракт нужно с 11 декабря 2020 года.
Типовой контракт необходимо использовать, если предмет закупки относится к коду ОКПД2 84.25.11:
- услуги по тушению и предупреждению пожаров;
- по обеспечению безопасности в области использования атомной энергии.
Ограничений по НМЦК нет.
ФАС: нельзя блокировать обеспечение заявки второго участника, если с первым госконтракт не заключен
Решение ФАС России от 25.08.2020 по делу N 20/44/99/228
Заказчик отказался заключать контракт с победителем закупки. Оператор электронной площадки посчитал, что его подпишут со вторым участником, и заблокировал его обеспечение заявки. По Закону N 44-ФЗ обеспечение заявки победителя блокируется до заключения контракта с ним.
Второй участник посчитал это незаконным и пожаловался в ФАС.
Контролеры его поддержали: блокировать обеспечение можно только в момент окончания срока подачи заявок. Позднее это сделать нельзя. Заказчик не воспользовался правом и не заключил контракт со вторым участником.
Минфин пояснил, как указывать сведения в обращении об определении едпоставщика для госнужд
Письмо Минфина России от 05.11.2020 N 24-02-05/96413
С 22 октября действуют правила рассмотрения обращений заказчиков об определении едпоставщика для закупок по п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. В них есть перечень информации для включения в обращение. Минфин разъяснил, как именно отражать сведения в нем.
Так, в данных о едпоставщике можно привести информацию (п. 5 приложения к письму):
- о компетенции, которая позволит эффективнее исполнить контракт;
- о том, что на рынке нет организаций, которые смогут поставить товары (работы, услуги);
- об опыте по предмету контракта.
Если планируется закупка товаров (работ, услуг) с лицензией, в обосновании указывается, что у едпоставщика она есть (п. 7 приложения к письму).
В случае если обязательства по контракту будут исполняться с привлечением субподрядчиков (соисполнителей), потребуется информация об объеме исполнения обязательств едпоставщиком лично (п. 8 приложения к письму). Она указывается одним из способов:
- в фиксированном значении, например 70% от цены контракта;
- в минимально допустимом объеме, например не менее 30% от цены контракта.
Суды: победителя госзакупки могут не включить в РНП за отсутствие банковской гарантии в реестре
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 30.10.2020 N Ф10-4129/2020 по делу N А83-636/2020
Победитель закупки подписал контракт и предоставил в качестве обеспечения банковскую гарантию. Заказчик не нашел ее в реестре гарантий и признал победителя уклонившимся: последний не проверил достоверность сведений об обеспечении. Данные о победителе контрольный орган включил в РНП.
Суды с таким решением не согласились. Победитель хотел исполнить контракт и делал все для этого:
- предоставил необходимую документацию по требованию заказчика;
- направил протокол разногласий, в котором просил скорректировать реквизиты;
- получил и оплатил банковскую гарантию.
Кроме того, суды отметили:
- по Закону N 44-ФЗ победитель не обязан контролировать размещение гарантии в реестре и проверять ее;
- банковская гарантия содержала необходимые сведения, а то, что ее нахождение в реестре не подтверждено, не значит, что победитель хотел уклониться от заключения контракта;
- заказчик знал, что гарантии нет в реестре, но не предложил победителю ее переоформить;
- гарантия не внесена в реестр по вине банка.
Включать в РНП оснований нет.
Рекомендуем проверять наличие гарантий в реестре. Напомним, участники госзакупок теперь могут это сделать в личном кабинете в ЕИС.
Суды: контрольный орган должен включать в РНП сведения об исполнителе по госконтракту вовремя
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12.10.2020 N Ф01-13418/2020 по делу N А11-11058/2019
Заказчик отказался от исполнения контракта с обществом и обратился в антимонопольный орган, чтобы включить сведения о нем в РНП.
Производство по делу несколько раз приостанавливали: сначала контролеры ждали, когда вступит в силу решение суда по делу о законности одностороннего расторжения контракта, а потом — когда рассмотрят кассационную жалобу общества на это решение. Поэтому информацию в РНП включили только спустя 2 года.
Общество с этим не согласилось. Суды его поддержали:
- контрольный орган не должен приостанавливать производство по делу в случае обжалования одностороннего отказа от исполнения контракта в суде;
- законодательно установлены сроки направления сведений и включения их в РНП. Сделать это нужно своевременно, а не в произвольный период;
- внесение данных в РНП по истечении двух лет с момента, когда у контролеров появилась такая обязанность, нарушает права и интересы общества.
Пресса
Если документ отсутствует в вашем комплекте СПС КонсультантПлюс,
его можно заказать через сервис «Линия консультаций»
Тел.: +7(831) 418-58-74, e-mail: hotline@inform.plus