ПРОЕКТ: «Регуляторная гильотина»: предложили новое основание для освобождения от ответственности по КоАП РФ
Проект Федерального закона N 1060586-7
Не будут привлекать к ответственности с января 2021 года за нарушение требований неотмененных актов, которые вступили в силу до 2020 года. Исключения из этого правила установит правительство. Таким образом приведут КоАП РФ в соответствие Закону об обязательных требованиях и «регуляторной гильотине». Проект внесен в Госдуму.
Напомним, этот Закон предусматривает отмену множества устаревших нормативных актов. Правительство уже реализует «регуляторную гильотину»: отменены тысячи документов и работа продолжается.
С 1 января туроператоры и турагенты будут работать по новым правилам
Постановление Правительства РФ от 18.11.2020 N 1852 «Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта»
Правительство утвердило новые правила оказания услуг по реализации туристского продукта на ближайшие шесть лет. Большинство действующих правил сохранится, но с определенными изменениями. Расскажем о них подробнее.
Информация, которую нужно довести до потребителя
Конкретизировано, какую информацию о включении в реестр туроператоров, а также о страховании ответственности нужно довести до потребителей:
- номер туроператора в едином федеральном реестре туроператоров;
- номер, дату и срок действия банковской гарантии или договора страхования ответственности туроператора и размер финансового обеспечения по нему. Также необходимо будет указать наименование, адрес и место нахождения организации, с которой заключены указанные договоры.
Если оператор ведет деятельность в сфере выездного туризма, он должен довести до сведения потребителя информацию о членстве в соответствующем профессиональном объединении.
Информация о туристском продукте разделена на две категории: обязательная информация и сведения, которые доводятся только исходя из характера туристского продукта.
Обязательной является информация о потребительских свойствах туристского продукта и его общей цене в рублях.
Форма и содержание договора о реализации туристского продукта
В правилах продублированы положения Закона об основах туристской деятельности о возможности заключать договор в электронной форме.
Как и сейчас, в договоре о реализации туристского продукта должна быть информация о заключенном в пользу туриста договоре добровольного страхования или о его отсутствии. Отмечено, что страховка должна покрывать оплату первичного приема и госпитализации туриста.
В новых правилах установлено, что положение о минимальном сроке передачи документов туристу не действует, если договор заключен менее чем за 24 часа до начала путешествия.
Закреплено, что ответственность перед потребителями за неоказание или ненадлежащее оказание услуг по туристскому продукту, независимо от того, кто их оказывал или должен был оказать, несет туроператор.
Отраслевые рекомендации Роспотребнадзора по работе во время COVID-19 заменят на обязательные правила
Информация Правительства РФ от 24.11.2020
Председатель правительства поручил Роспотребнадзору до конца ноября утвердить обязательные правила работы разных отраслей экономики во время пандемии. Ведомство сделает это на основе действующих методрекомендаций. Проблема в том, что они не всегда и не везде соблюдаются, а процент заболеваемости коронавирусом по-прежнему высокий.
Напомним, такие рекомендации даны общепиту, производителям и перевозчикам пищевых продуктов, фитнес-клубам и бизнесу в некоторых других сферах.
С нового года изменятся правила работы гостиниц
Постановление Правительства РФ от 18.11.2020 N 1853 «Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации»
Правительство утвердило правила предоставления гостиничных услуг на 2021 – 2026 годы. Новый документ изменит порядок обслуживания в гостиницах. По большей части сохранятся действующие правила, однако появятся и интересные новшества. Остановимся на них подробнее.
Договор
Вопросы заключения и изменения договора выделены в отдельный раздел. В самом договоре будет больше информации. Например, он должен содержать сведения о виде и категории гостиницы, категории номера, расчетном часе.
Для соблюдения письменной формы договора, достаточно выполнить одно из следующих условий:
- стороны подписали договор, в том числе электронный;
- гостиница подтвердила заявку;
- клиент оплатил установленную сумму за проживание.
Сейчас считается, что договор заключен, если он подписан сторонами.
Размещение и заселение
Заселиться в гостиницу клиент сможет в том числе по временному удостоверению личности. Сейчас такой возможности нет.
Новые правила более подробно регулируют размещение в гостиницах несовершеннолетних. Лиц до 14 лет заселят вместе с родителями (усыновителями, опекунами) на основании документа, удостоверяющего личность взрослого, и свидетельства о рождении несовершеннолетнего. Сопровождать несовершеннолетних могут и иные лица, но с нотариального согласия законных представителей. Действующие правила содержат расплывчатую формулировку об удостоверяющем полномочия сопровождающего лица документе.
Несовершеннолетние от 14 лет и старше смогут заселиться в номер без сопровождающих с нотариально заверенного согласия родителей.
Правила проживания
Гостиница самостоятельно определит время заезда и выезда (расчетный час). Общее правило о расчетном часе в 12 часов текущих суток по местному времени применяться не будет.
Нормы о плате за проживание станут более подробными. Так, при раннем заезде плата за период от времени заселения до времени заезда не будет превышать плату за половину суток. За этот же период, если он составляет более 12 часов, размер оплаты определит сама гостиница.
Ограничили перечень бесплатных допуслуг. Например, исключена обязанность предоставлять иголки, нитки, посуду, столовые приборы.
ПРОЕКТ: На лицензиатов в сфере пожарной безопасности предлагается возложить обязанность периодического подтверждения (1 раз в 5 лет) соблюдения лицензионных требований путем представления в уведомительной форме соответствующей информации в лицензирующий орган
Проект Федерального закона N 1064451-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О пожарной безопасности» и статьи 1 и 22 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»
Законопроектом устанавливаются, в том числе, особенности предоставления лицензий на осуществление деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры и деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Предусматривается, что в заявлении о предоставлении лицензии помимо сведений, предусмотренных Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», соискателем лицензии указываются перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, и сведения, подтверждающие соблюдение лицензионных требований, предусмотренных положением о лицензировании конкретного вида деятельности, утвержденным Правительством РФ, по каждому адресу места осуществления лицензируемого вида деятельности.
К заявлению прилагаются копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям, по каждому адресу места осуществления лицензируемого вида деятельности.
Определено, что наряду со сведениями, предусмотренными Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности», в соответствующую запись в реестре лицензий будут включаться сведения о видах работ (услуг), которые имеет право выполнять (оказывать) лицензиат по каждому адресу места осуществления лицензируемого вида деятельности.
Согласно законопроекту, лицензирующий орган, выдавший лицензию, приостанавливает действие лицензии в случае выявления систематических нарушений лицензионных требований (не менее двух раз в течение трех лет) или грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований, установленных положением о лицензировании конкретного вида деятельности. Приостановление действия лицензии за не являющиеся грубыми систематические нарушения лицензионных требований не допускается без предварительных предупреждений лицензиата и без предоставления ему времени для устранения нарушения в порядке, установленном Правительством РФ.
В случае, если в установленный срок лицензиат не устранил нарушение лицензионных требований, лицензирующий орган, выдавший лицензию, обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган, выдавший лицензию, приостанавливает действие лицензии до вступления в законную силу решения суда.
Порядок принятия решения о приостановлении действия лицензии, а также порядок действий лицензирующего органа в случае выявления систематических или грубых нарушений лицензионных требований определяются Правительством РФ.
Законопроектом также устанавливаются дополнительные условия осуществления лицензионной деятельности.
В частности, в качестве места осуществления лицензируемого вида деятельности юридического лица указывается адрес места его нахождения и (или) его филиала.
Оборудование, технические средства, в том числе средства измерений, необходимые для осуществления лицензируемых видов деятельности, соискатель лицензии (лицензиат) обязан иметь на праве собственности или ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования, по месту (местам) осуществления лицензируемого вида деятельности, в том числе по месту осуществления временных работ.
Лицензиат при осуществлении деятельности обязан уведомлять лицензирующий орган путем направления соответствующей информации об изменениях сведений, указанных в заявлении о предоставлении (переоформлении) лицензии, а также о выполняемых работах (оказываемых услугах), составляющих лицензируемый вид деятельности, в порядке, установленном положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
По истечении пяти лет с даты предоставления лицензии лицензиат подтверждает соблюдение лицензионных требований путем представления в лицензирующий орган информации в порядке, установленном положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
Законопроектом устанавливаются особенности предоставления указанной информации лицензиатами, осуществляющих деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры и деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, в зависимости от срока предоставления лицензии.
ПРОЕКТ: В Госдуму внесли проект о штрафах за нарушения Закона о суверенном Рунете
Проект Федерального закона N 1061159-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 24.11.2020)
В КоАП РФ может появится несколько новых статей с ответственностью за нарушения Закона о суверенном Рунете. Он был принят в прошлом году для того, чтобы в случае отключения России от глобальной сети Рунет продолжал работать. Этот закон ввел обязанности, в частности, для интернет-провайдеров. Однако за неисполнение новых правил не предусмотрено специальной ответственности. Депутаты решили это исправить.
Так, за нарушение порядка установки, эксплуатации и модернизации в сети связи техсредств противодействия угрозам должностные лица заплатят от 15 тыс. до 30 тыс. руб., компании — от 300 тыс. до 500 тыс. руб. В случае повторного нарушения в течение года для юрлиц штраф увеличится в 2 раза, а должностных лиц накажут на сумму от 30 тыс. до 50 тыс. руб.
Собираются штрафовать, например, и за нарушение требований к работе точек обмена трафиком. Так, если собственник или другой владелец не уведомит Роскомнадзор о начале деятельности по обеспечению функционирования такой точки, его ждет штраф. Должностные лица заплатят от 10 тыс. до 30 тыс. руб., компании — от 100 тыс. до 300 тыс. руб.
Заемщик погасил долги — суд не взыскал с него неустойку за период режима повышенной готовности
Решение АС Ивановской области от 16.10.2020 по делу N А17-3056/2020
Компания пропустила срок возврата денег по договору займа. Затем в июле 2020 года она уступила контрагенту права требования, погасив долги зачетом. Заимодавец все равно обратился в суд, чтобы взыскать среди прочего неустойку за просрочку возврата средств.
Компания не согласилась с начислением неустойки за период режима повышенной готовности. В Ивановской области его ввели 18 марта.
Суд ее поддержал и отметил, что деньги возвращены в разумный срок. Кроме того, ВС РФ разъяснял: должник не отвечает за просрочку исполнения обязательства, которая возникла из-за форс-мажора.
Довод о пандемии не помог поставщику в судебном споре о возврате предоплаты
Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2020 N 01АП-4993/2020 по делу N А43-11624/2020
Покупатель внес предоплату, но поставщик товар не передал. В ответе на претензию тот сообщил о невозможности своевременной поставки из-за форс-мажора. Покупатель уведомил контрагента о расторжении договора и снова потребовал вернуть деньги. Поставщик этого не сделал. Дело дошло до суда.
Первая инстанция предоплату взыскала. По мнению ответчика, это решение незаконно: поставка сорвалась из-за режима повышенной готовности.
Апелляцию такой довод не убедил. Она привела позицию ВС РФ о том, что пандемия не является универсальным форс-мажором.
Поставщик не доказал невозможность своевременно передать товар. Распространение коронавируса само по себе не освобождает от исполнения обязательства. Кроме того, из переписки сторон видно, что ответчик в спорный период бизнес вел.
4 позиции по КоАП РФ из нового обзора Верховного суда
«Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020)» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020)
ВС РФ в очередной раз обобщил практику по гражданским, административным, уголовным делам, а также по делам об административных правонарушениях.
В ближайшее время мы расскажем о самых интересных выводах по гражданским и экономическим спорам. В этом материале собраны позиции в части административной ответственности.
По какой статье КоАП РФ будет оштрафован продавец или исполнитель, который не довел до потребителя обязательную информацию, зависитот того, был ли в итоге продан товар или оказана услуга (п. 39 Обзора):
- если да, то по ч. 1 ст. 14.5 КоАП РФ (более крупный штраф);
- если нет, то по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ (менее крупный штраф).
В случае неисполнения предписанияРостехнадзора срок давности привлечения к ответственности составляет 2 месяца, а не один год (раздел “Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике”).
Судебный акт подлежит отмене, если приведенные в нем фактические обстоятельства правонарушения отличаются от тех, которые были установлены административным органом (п. 61 Обзора).
Государственные и муниципальные учреждения обязаны направлять уведомленияо трудоустройстве к ним бывших чиновников. Ссылка на позициюПленума ВС РФ не поможет, поскольку эта позиция была принята в отношении государственных и муниципальных органов (п. 63 Обзора).
Напомним, штраф за несвоевременное уведомление может достигать 50 тыс. руб. для руководителя организации и 500 тыс. руб. для самой организации.
ВС РФ: когда можно возразить против охраны товарного знака без подтверждения заинтересованности
Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 11.11.2020 N 300-ЭС20-12511 по делу N СИП-819/2018
Общество возразило против предоставления охраны товарного знака предпринимателю в отношении трех классов товаров и услуг. Несколько лет назад он уже регистрировал свои права на тождественный (старший) товарный знак.
Роспатент поддержал возражения общества. Ведомство посчитало недействительным предоставление охраны товарного знака по большинству товаров всех трех классов. Общество признали заинтересованным лицом. Оно производит товары по одному из тех же классов, что и предприниматель.
ИП обжаловал в суде решение Роспатента.
Суды признали его частично недействительным. К двум классам товаров и услуг у общества заинтересованности нет. Оно доказало, что производит товары лишь по одному из трех классов.
Верховный суд с такой позицией не согласился. Он увидел потенциальную угрозу общественным интересам. Действия предпринимателя могли создать необоснованную монополию на товарный знак.
Принятие судом возражений против охраны знака в интересах общества не зависит от того, подтвердило лицо личную заинтересованность или нет. На необходимость ее доказывать указывал еще ВАС РФ. Однако при возникновении угрозы публичным интересам его позиция не применяется, понятие заинтересованности нужно толковать максимально широко.
Наши фирменные материалы
Если документ отсутствует в вашем комплекте СПС КонсультантПлюс,
его можно заказать через сервис «Линия консультаций»
Тел.: +7(831) 418-58-74, e-mail: hotline@inform.plus