Казначейство напомнило учреждениям, какие операции нужно сделать до конца года и в начале следующего
Письмо Казначейства России от 23.11.2020 N 07-04-05/03-24007 «О направлении Графика совершения операций» (вместе с «Графиком совершения операций в конце 2020 года — начале 2021 года»)
Ведомство направило учреждениям график совершения операций в период с 30 ноября 2020 года по 29 января 2021 года. В нем указаны мероприятия и последние дни, когда их нужно завершить. Например, получатели средств бюджета субъекта РФ (получатели средств местного бюджета) не позднее 4 декабря должны представить в ТОФК акт сверки (ф. 0501212).
Получатели средств федбюджета должны использовать средства федерального бюджета текущего финансового года до 28 декабря. Кроме того, для них и для неучастников бюджетного процесса указан последний день, когда в ТОФК можно представить платежные и иные документы по операциям по выплатам за счет наличных денег. Это 29 декабря.
Получатели средств федбюджета, а также федеральные бюджетные и автономные учреждения не позднее 29 декабря должны подать в ТОФК расшифровки сумм неиспользованных средств (внесенных через банкомат или пункт выдачи наличных денег). В поле «Вид операции» нужно указать «неиспользованные».
29 января — последний день, когда получатели средств федбюджета вправе уточнить реквизиты платежных документов для перечисления средств, возвращенных из-за неверно указанных реквизитов получателя платежа.
Бухучет и планирование в бюджетных организациях: какие изменения надо учесть в конце года
Обзор: Бухучет и планирование в бюджетных организациях: какие изменения надо учесть в конце года
С 1 января действует еще 7 федеральных стандартов бухучета. Появятся новшества в планах счетов и КБК. Внедрят систему казначейских платежей. Расскажем, на что обратить внимание организациям бюджетной сферы, в том числе при инвентаризации и обновлении учетной политики.
Стандарты бухучета госфинансов
С 2021 года нужно применять 7 новых федеральных стандартов:
- «Нематериальные активы»;
- «Выплаты персоналу»;
- «Непроизведенные активы»;
- «Финансовые инструменты»;
- «Информация о связанных сторонах»;
- «Совместная деятельность»;
- «Затраты по заимствованиям».
КБК
В порядке формирования КБК N 85н появились новые КВР 246, 247, 614, 624, 635 и 816.
Утверждены новые перечни КБК N 99н. Они заменят действующий приказ N 207н. Вновь принятый документ должны применять все участники бюджетного процесса, в том числе региональные и местные. По кодам изменений немного.
Внесены поправки в порядок применения КОСГУ N 209н. Добавлена подстатья 139 КОСГУ. По ней отражают доходы от возмещения затрат на мероприятия по сокращению травматизма, профзаболеваний сотрудников, а также на санаторно-курортное лечение тех, кто трудится во вредных или опасных условиях. Сохранено требование применять подстатью 226 КОСГУ при учете затрат на покупку прав пользования нематериальными активами. Предусмотрены и другие изменения.
Учтите поправки при обновлении учетной политики и планировании показателей на следующий год.
Новая система платежей
С 1 января введут систему казначейских платежей. Ее суть в том, что все расчеты по лицевым счетам, открытым в Казначействе и финорганах, будут проходить через Казначейство. Банковские счета финорганов в ЦБ РФ будут закрыты.
Система счетов станет следующей. Казначейству открыт единый казначейский счет N 401 02. К этому счету Казначейству и финорганам открыто по несколько казначейских счетов, которые различаются по видам средств и проводимым операциям. Номера таких счетов всегда начинаются с цифры «0». К казначейским счетам, в зависимости от их вида, открыты лицевые счета бюджетных и автономных учреждений, ПБС, администраторов доходов и другие. В отношении видов лицевых счетов, порядка их открытия и ведения изменений не предусмотрено.
Операции между лицевыми счетами, открытыми в Казначействе и финорганах, будет проводить само Казначейство, без оформления платежных поручений. Через ЦБ РФ будут проходить расчеты с организациями, у которых нет таких лицевых счетов.
Схема документооборота не изменится. Те, кто обслуживается в Казначействе, представляют документы Казначейству. Если лицевой счет открыт в финоргане, документы для проведения операций представляют последнему. Финорган на основании этих документов оформляет распоряжения для проведения операций через Казначейство. Формы документов определяет орган, который обслуживает лицевой счет. В Казначейство до 2023 года учреждения подают документы по прежним формам.
Изменения в нормативных актах
Содержание документа | Акты, которые утратят силу | Акты, которые заработают с 2021 года |
Порядок оформления и проведения операций по лицевым счетам | Приказ Казначейства России от 10.10.2008 N 8н | Приказ Казначейства России от 13.05.2020 N 20н
Приказ Казначейства России от 14.05.2020 N 21н |
Приказ Казначейства России от 19.07.2013 N 11н | ||
Приказ Казначейства России от 08.12.2011 N 15н | ||
Правила обеспечения наличными и средствами для расчетов по картам | Приказ Казначейства России от 30.06.2014 N 10н | Приказ Казначейства России от 15.05.2020 N 22н |
Правила оформления платежей, которые проходят через ЦБ РФ | Положение Банка России N 629-П, Минфина России N 12н от 23.01.2018 | Положение Банка России от 06.10.2020 N 735-П |
Порядок учета и распределения Казначейством поступлений в бюджеты | Приказ Минфина России от 18.12.2013 N 125н | Приказ Минфина России от 13.04.2020 N 66н |
Порядок проведения операций со средствами во временном распоряжении федеральных ПБС | Приказ Казначейства России от 11.12.2015 N 25н | Приказ Минфина России от 23.06.2020 N 119н |
Порядок санкционирования оплаты денежных обязательств федеральных ПБС | Приказ Минфина России от 17.11.2016 N 213н | Приказ Минфина России от 30.10.2020 N 257н |
Казначейство будет принимать документы на совершение операций ежедневно до 23:00. При этом исполнять документы, как правило, будет только в рабочие дни.
Для совершения операции документ должен пройти три стадии: прием распоряжения, прием распоряжения к исполнению и исполнение. О прохождении каждой стадии Казначейство уведомит составителя документа.
В связи с изменением системы счетов поменяются платежные реквизиты учреждений. Уведомьте плательщиков и скорректируйте документы, в которых отражены указанные реквизиты (например, договоры с контрагентами). Измените сведения о бюджетных обязательствах, если контрагентом учреждения выступает участник системы казначейских платежей.
Изменения в платежных реквизитах
Наименование реквизита | Что нужно указывать с 2021 года | Пример заполнения |
Наименование банка | Наименование подразделения Банка России, наименование и место нахождения ТОФК | ГУ Банка России по ЦФО//УФК по г. Москве г. Москва |
БИК банка | БИК ТОФК | 004525988 |
Корреспондентский счет банка | Номер единого казначейского счета | 40102810545370000003 |
Банковский счет | Номер казначейского счета | 03221643450000007301 |
С 2021 года на сайте Казначейства будут размещать справочник БИК ТОФК, казначейских счетов и единых казначейских счетов. Уже опубликована таблица соответствия новых казначейских счетов и прежних банковских счетов.
Подробнее о системе казначейских платежей смотрите на сайте Казначейства.
Госзадание и план ФХД
Федеральным учреждениям надо обратить внимание на корректировку порядка формирования госзадания и утверждение нового порядка составления плана ФХД.
Для некоторых учреждений государственное (муниципальное) задание на следующий год сформируют в рамках соцзаказа. Он предполагает, что объем государственных и муниципальных услуг физлицам распределяется между учреждениями и другими организациями, а также частными предпринимателями. Правительство определило регионы, в которых заработали новые правила. Ограничены и направления деятельности. К ним относятся нестационарное соцобслуживание, санаторно-курортное лечение, паллиативная медпомощь, развитие туризма, спортподготовка и содействие занятости населения. Решение о переходе на соцзаказ принимают региональные власти.
Санкционирование расходов по неверному КВР не спасает учреждение от ответственности за «нецелевку»
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22.10.2020 N Ф07-11003/2020 по делу N А05-2385/2020
Казначейство привлекло казенное учреждение к ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ. Последнее возместило убытки по исполнительному листу по КВР 244. Убытки возникли по договору, по которому учреждение выступало исполнителем. Поскольку КВР 244 к таким договорам неприменим, проверяющие сделали вывод о нецелевом использовании бюджетных средств.
Учреждение обратилось в суд, чтобы отменить наказание. Оно полагало, что Казначейство могло выявить ошибку в КБК на стадии санкционирования заявки на кассовый расход. Более того, в ходе проведения этой процедуры сотрудники ведомства отклонили заявку учреждения по КВР 831 и устно порекомендовали применить КВР 244.
Судьи трех инстанций поддержали проверяющих. Санкционирование и проверка являются самостоятельными мероприятиями. Результаты санкционирования не лишают проверяющих возможности выявлять ошибки в рамках последующего контроля. В свою очередь устные указания сотрудников Казначейства не лишают учреждение права отстаивать свою позицию и предполагают ответственность последнего за принятые решения.
Учреждение имело возможность оплатить расходы по корректному КБК. При недостатке ЛБО по нужному коду оно могло направить распорядителю средств заявку об увеличении лимитов по одной статье бюджетной классификации за счет их уменьшения по другой статье.
Отметим, проверяющие и суды пришли к выводу, что в данном случае применяется КВР 853. Однако в порядке формирования КБК N 85н не предусмотрены критерии, которые однозначно исключают применение кода 831 для подобных выплат. Рекомендуем согласовать КБК с Минфином. Возможно, официальное разъяснение убедит контролеров не фиксировать ошибку. Кроме того, можно ссылаться на позицию Пленума ВАС.
ПРОЕКТ: Опубликован проект поправок к Инструкции N 191н
Проект Приказа Минфина России «О внесении изменений в Инструкцию о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденную приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 191н» (по состоянию на 23.11.2020) (подготовлен Минфином России, ID проекта 01/02/11-20/00110773)
Новшества надо будет применять начиная с предстоящей годовой отчетности.
Часть изменений сходна с поправками, которые Минфин планирует внести в Инструкцию N 33н. Так, в справку о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах (ф. 0503130) добавят новые счета 38, 39 и 45.
Уточнят, что в поле ОКВЭД заголовочной части баланса (ф. 0503130) отражается код основного вида деятельности. Основной деятельностью считается та, по которой за отчетный год осуществили наибольший объем расходов по оплате труда (с учетом начислений на эти выплаты).
В отчете о финрезультатах (ф. 0503121) надо будет заполнять детализирующие строки по статьям 340 и 440 КОСГУ только в отношении подстатей 347 и 447.
В таблице N 1 пояснительной записки (ф. 0503160) нужно будет указывать только те виды деятельности, которыми учреждение начало заниматься или которые прекратило вести в отчетном году. Для таблицы N 4 в инструкции предусмотрят перечень сведений из учетной политики, которые надо раскрывать в форме.
Для сведений об исполнении бюджета (ф. 0503164) предусмотрят единые коды причин неисполнения плана по расходам. Унифицированные коды также введут для использования при заполнении разд. 1 и 2 сведений о принятых и неисполненных обязательствах (ф. 0503175).
В сведения об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503173) добавят раздел о корректировках по забалансовым счетам.
Кроме того, в правила заполнения справки по консолидируемым расчетам (ф. 0503125) добавят счет 1 303 05 000, который будет использоваться при отражении остатков межбюджетных трансфертов прошлых лет. Предусмотрят составление отдельных справок в отношении некоторых расчетов по межбюджетным трансфертам прошлых лет.
Укажут, что номер счета расчетов в графе 1 разд. 1 сведений по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169) надо заполнять нулями в разрядах 24 и 25. Таким образом, в коде КОСГУ нужно будет отражать только разряд 3. Для заполнения разд. 2 формы предусмотрят единые коды причин образования задолженности.
Наши фирменные материалы
Пресса
Если документ отсутствует в вашем комплекте СПС КонсультантПлюс,
его можно заказать через сервис «Линия консультаций»
Тел.: +7(831) 418-58-74, e-mail: hotline@inform.plus