С 1 января 2021 года устанавливается порядок создания и ведения Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении
Приказ Минприроды России от 30.07.2020 N 510 «Об утверждении состава и структуры документированной информации о состоянии окружающей среды и ее загрязнении, порядка ее комплектования, учета, хранения и использования, а также порядка создания и ведения Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении»
Зарегистрировано в Минюсте России 07.12.2020 N 61314.
Единый государственный фонд данных представляет собой постоянно пополняемую совокупность документированной информации, получаемой в результате деятельности Росгидромета, других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, физических и юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (метеорологии, климатологии, агрометеорологии, гидрологии, океанологии, гелиогеофизики), мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды.
Организацию работ по ведению Единого государственного фонда данных осуществляет Росгидромет.
Также утверждены состав и структура документированной информации о состоянии окружающей среды и ее загрязнении.
Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 года и действует до 1 января 2027 года.
С 1 января 2021 г. вводятся единые требования к мерам санитарной безопасности в лесах
Постановление Правительства РФ от 09.12.2020 N 2047 «Об утверждении Правил санитарной безопасности в лесах»
Меры санитарной безопасности в лесах включают в себя:
- лесозащитное районирование;
- государственный лесопатологический мониторинг и проведение лесопатологических обследований;
- предупреждение распространения вредных организмов;
- иные меры, включая рубку аварийных деревьев, профилактические беседы с населением, проведение открытых уроков в школах, размещение информационных и агитационных материалов.
Правилами устанавливаются, в числе прочего, порядок лесозащитного районирования, порядок осуществления государственного лесопатологического мониторинга, порядок проведения лесопатологических обследований, правила осуществления мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов, порядок проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах.
В лесах не допускается:
- загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса, установленное законодательством об охране окружающей среды;
- ухудшение санитарного и лесопатологического состояния лесных насаждений;
- невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных физическим или юридическим лицам в пользование в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации;
- уничтожение либо повреждение мелиоративных систем и дорог, расположенных в лесах;
- уничтожение либо повреждение лесохозяйственных знаков, феромонных ловушек и иных средств защиты леса.
Запрещается, в том числе, ухудшение санитарного и лесопатологического состояния лесов, заболачивание прилегающих лесных насаждений в результате перекрытия естественных водотоков, подтопление окружающих лесных насаждений, использование химических препаратов выше третьего класса опасности для охраны и защиты лесов методами авиационного, наземного опрыскивания и аэрозольной обработкой, в том числе в научных целях, разведение и использование растений, животных и других организмов, несвойственных естественным экологическим системам, а также созданных искусственным путем, без разработки эффективных мер по предотвращению их неконтролируемого размножения.
В приложениях приведены:
- шкала категорий санитарного состояния деревьев;
- расчет средневзвешенной категории санитарного состояния лесных насаждений;
- сроки запрета хранения (оставления) в лесу неокоренной (незащищенной) заготовленной древесины по лесным районам.
Настоящее Постановление действует с 1 января 2021 г. по 1 января 2027 г.
С 1 января 2021 г. устанавливаются правила использования лесов для выращивания посадочного материала лесных растений
Приказ Минприроды России от 22.07.2020 N 469 «Об утверждении Правил использования лесов для выращивания посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев)»
Зарегистрировано в Минюсте России 07.12.2020 N 61305.
Выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев) представляет собой предпринимательскую деятельность, осуществляемую в целях воспроизводства лесов и лесоразведения.
Для выращивания посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев) лесные участки государственным учреждениям, муниципальным учреждениям предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование, другим лицам — в аренду.
Определены права и обязанности лиц, осуществляющих использование лесов для выращивания посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев), а также требования к использованию лесов для выращивания посадочного материала.
Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 года и действует до 1 января 2027 г.
С 1 января 2021 г. вводятся типовые договоры аренды лесных участков
Приказ Минприроды России от 30.07.2020 N 542 «Об утверждении типовых договоров аренды лесных участков»
Зарегистрировано в Минюсте России 07.12.2020 N 61320.
Приведены, в частности, следующие типовые договоры:
- аренды лесного участка для заготовки древесины;
- аренды лесного участка для заготовки живицы;
- аренды лесного участка для заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов;
- аренды лесного участка для заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений;
- аренды лесного участка для выполнения изыскательских работ;
Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027
С 1 января 2021 г. устанавливаются правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности
Приказ Минприроды России от 09.11.2020 N 908 «Об утверждении Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности»
Зарегистрировано в Минюсте России 07.12.2020 N 61307.
Для осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим лицам — в аренду.
На лесных участках, предоставленных для осуществления рекреационной деятельности, подлежат сохранению природные ландшафты, объекты животного мира, растительного мира, водные объекты. Использование лесов для осуществления рекреационной деятельности осуществляется способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.
Правилами определяются права и обязанности лиц, использующих леса для осуществления рекреационной деятельности.
Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.
С 1 января 2021 года устанавливаются нормативы численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях и нормативы их допустимого изъятия
Приказ Минприроды России от 25.11.2020 N 965 «Об утверждении нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативов численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях»
Зарегистрировано в Минюсте России 11.12.2020 N 61393.
Приводятся нормативы допустимого изъятия охотничьих ресурсов, в отношении которых утверждается лимит добычи охотничьих ресурсов, охотничьих ресурсов, добыча которых осуществляется без утверждения лимита добычи охотничьих ресурсов, а также показатели максимальной, минимальной и хозяйственно-целесообразной численности охотничьих ресурсов.
Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 года и действует по 31 декабря 2026 года.
Методики расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для конкретных технологических производств и организаций
Письмо Минприроды России от 02.12.2020 N 12-50/15454-ОГ «О методиках расчета выбросов»
Приказом Минприроды России от 31.07.2018 N 341 утвержден Порядок формирования и ведения перечня методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее — Перечень методик расчета выбросов).
В соответствии с пунктом 15 Правил разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих), веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее — Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.05.2016 N 422, применение методики расчета допускается после ее включения в Перечень методик расчета выбросов.
Согласно пункту 2 Правил, методики расчета разрабатываются юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, и включают алгоритм расчета выбросов и формулы расчета величин выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников.
Минприроды России не наделено полномочиями по разработке специализированных методик расчета для конкретных технологических производств и организаций.
В этой связи, необходимые методики расчета могут быть разработаны хозяйствующим субъектом самостоятельно или с привлечением научных организаций с последующим включением в Перечень методик расчета выбросов.
Внесены изменения в некоторые приказы Минприроды России, регулирующие порядок осуществления экологического контроля
Приказ Минприроды России от 23.06.2020 N 383 «О внесении изменений в приказы Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14 июня 2018 г. N 261, от 11 октября 2018 г. N 509, от 11 октября 2018 г. N 510»
Зарегистрировано в Минюсте России 02.12.2020 N 61225.
Речь идет о следующих приказах:
- от 14.06.2018 N 261 «Об утверждении формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля»;
- от 11 октября 2018 г. N 509 «Об утверждении формы декларации о воздействии на окружающую среду и порядка ее заполнения, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью»;
- от 11 октября 2018 г. N 510 «Об утверждении формы заявки на получение комплексного экологического разрешения и формы комплексного экологического разрешения».
Изменения носят юридико-технический характер (в частности, в целях приведения нормативной правовой базы Минприроды России в соответствие с законодательством РФ в новой редакции излагаются отдельные таблицы и положения).
С 1 января 2021 года вступают в силу новые Правила использования лесов для ведения сельского хозяйства
Приказ Минприроды России от 02.07.2020 N 408 «Об утверждении Правил использования лесов для ведения сельского хозяйства и Перечня случаев использования лесов для ведения сельского хозяйства без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута»
Зарегистрировано в Минюсте России 30.11.2020 N 61167.
Правила распространяются на граждан, юридических лиц, использующих леса для ведения сельского хозяйства с предоставлением или без предоставления лесных участков, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута.
Закреплены права и обязанности граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов для ведения сельского хозяйства, и требования к использованию лесов для ведения сельского хозяйства.
С указанной даты также вступит в силу Перечень случаев использования лесов для ведения сельского хозяйства без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута.
Аналогичный Приказ Минприроды России от 21.06.2017 N 314 утрачивает силу с 1 января 2021 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 28.07.2020 N 1132.
Настоящий Приказ действует до 1 января 2027 года.
С 1 января 2021 г. вводятся правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов
Приказ Минприроды России от 10.07.2020 N 434 «Об утверждении Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и Перечня случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута»
Зарегистрировано в Минюсте России 27.11.2020 N 61129.
Правила распространяются на граждан, юридических лиц, использующих леса для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов с предоставлением или без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута.
При использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, для размещения объектов, связанных со строительством, реконструкцией, эксплуатацией линейных объектов, должны использоваться нелесные земли, а при отсутствии таких земель — земли, предназначенные для лесовосстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины и другие), а также площади, на которых произрастают низкополнотные и наименее ценные лесные насаждения.
В целях размещения объектов, связанных со строительством или реконструкцией линейных объектов, в лесах, расположенных на землях, не относящихся к землям лесного фонда, используются в первую очередь земли, на которых не расположены лесные насаждения.
Осуществление строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов должно исключать развитие водной и ветровой эрозии земель на лесных участках, на которых размещаются линейные объекты и их охранные зоны.
Использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, в целях строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии с проектом освоения лесов и после подачи лесной декларации. Использование лесов, расположенных на землях иных категорий, в целях строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, осуществляется в соответствии с целевым назначением таких земель.
В приложении приведены случаи использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесных участков, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута.
Приказ вступает в силу с 1 января 2021 года и действует до 1 января 2027 года.
Разъяснен порядок актуализации сведений об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду
Информация Росприроднадзора «Росприроднадзор информирует»
Сообщается, в частности, что в настоящее время установлен закрытый перечень оснований для актуализации сведений об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, а также не предусмотрена актуализация таких сведений для всех объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, используемых одним лицом, в случае отнесения хотя бы одного из таких объектов к федеральному государственному экологическому надзору.
Также разъясняется, что в случае если в отношении объекта осуществляется федеральный государственный экологический надзор, декларация о воздействии на окружающую среду и отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля направляются в территориальный орган Росприроднадзора.
С 1 января 2021 г. вступает в силу новый порядок учета древесины
Постановление Правительства РФ от 23.11.2020 N 1898 «Об утверждении Правил учета древесины»
Утвержденные Правила устанавливают порядок учета древесины, полученной при использовании лесов и при осуществлении мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, до ее вывоза из леса.
Учет древесины осуществляется:
- юридическими лицами, гражданами, использующими леса, осуществляющими мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов;
- органами государственной власти, органами местного самоуправления, уполномоченными в соответствии со статьями 81 — 84 Лесного кодекса РФ на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан, — в отношении древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд.
Учет древесины включает:
- определение объема древесины;
- определение видового (породного) и сортиментного состава древесины;
- фиксацию результатов определения объема древесины и видового (породного) и сортиментного состава древесины.
Постановление действует до 1 января 2027 г.
Аналогичное Постановление Правительства РФ от 26.12.2014 N 1525 утрачивает силу с 1 января 2021 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 28.07.2020 N 1132.
С 1 января 2021 года вступают в силу формы типовых договоров безвозмездного пользования лесными участками
Приказ Минприроды России от 10.07.2020 N 435 «Об утверждении типовых договоров безвозмездного пользования лесными участками»
Зарегистрировано в Минюсте России 23.11.2020 N 61060
Утверждены следующие формы типовых договоров безвозмездного пользования лесным участком:
- для ведения сельского хозяйства;
- для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов;
- для осуществления религиозной деятельности.
Типовой договор безвозмездного пользования лесным участком, в том числе предусматривающий осуществление мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для каждого вида использования лесов.
Приказ действует до 1 января 2027 года.
С 1 января 2021 г. устанавливаются требования к лесоразведению
Приказ Минприроды России от 30.07.2020 N 541 «Об утверждении Правил лесоразведения, состава проекта лесоразведения, порядка его разработки»
Зарегистрировано в Минюсте России 25.11.2020 N 61095.
Лесоразведение осуществляется на землях лесного фонда и землях иных категорий (землях сельскохозяйственного назначения, землях населенных пунктов, землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землях для обеспечения космической деятельности, землях обороны, безопасности и землях иного специального назначения, землях особо охраняемых территорий и объектов, землях водного фонда, землях запаса), на которых ранее не произрастали леса, в целях предотвращения эрозии почв и других связанных с повышением потенциала лесов целях.
Лесоразведение осуществляется:
- лицами, осуществляющими рубку лесных насаждений при использовании лесов;
- лицами, осуществляющими строительство зданий, строений, сооружений в границах лесопарковых зеленых поясов либо ходатайствующими об изменении их границ, в том числе в целях перевода земель лесного фонда, включенных в состав лесопарковых зеленых поясов, в земли иных категорий;
- правообладателями земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения, земель населенных пунктов, земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, земель особо охраняемых территорий и объектов, земель водного фонда, земель запаса, в рамках осуществления работ в целях охраны таких земель;
- органами государственной власти, органами местного самоуправления в рамках осуществления мероприятий по лесоразведению.
Работы по лесоразведению осуществляются путем создания искусственных лесных насаждений: посадки сеянцев, саженцев, в том числе с закрытой корневой системой, черенков или посева семян лесных растений.
Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.
С 1 января 2021 г. вступают в силу Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях населенных пунктов
Приказ Минприроды России от 05.08.2020 N 564 «Об утверждении Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях населенных пунктов»
Зарегистрировано в Минюсте России 25.11.2020 N 61090.
Установление таких особенностей предусмотрено Федеральным законом от 27.12.2018 N 538-ФЗ.
В частности, в лесах, расположенных на землях населенных пунктов, запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и выполняемыми ими полезными функциями.
В защитных лесах, расположенных на землях населенных пунктов, запрещается использование токсичных химических препаратов.
В целях предупреждения пожаров в лесах, расположенных на землях населенных пунктов, осуществляются проведение выборочных санитарных рубок, уборка неликвидной древесины (древесины, утратившей потребительские свойства из-за повреждений гнилью, стволовыми вредителями, а также в результате пожаров и других неблагоприятных воздействий), проведение пропаганды в населенных пунктах, общественном транспорте, местах выполнения работ и массового отдыха людей по соблюдению правил пожарной безопасности в лесах.
Приказ действует до 1 января 2027 г.
ПРОЕКТ: Предлагается уточнить порядок раздельного накопления твердых коммунальных отходов
Проект Постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
Предусматривается, что в случае, если субъектом РФ установлен порядок раздельного накопления твердых коммунальных отходов, смешение твердых коммунальных отходов, накопление которых осуществляется раздельно, при транспортировании твердых коммунальных отходов не допускается.
При осуществлении раздельного накопления твердых коммунальных отходов используются контейнеры, пакеты и другие емкости с различной цветовой индикацией.
Также проектом в Правилах обращения с твердыми коммунальными отходами закрепляются понятия «антивандальный контейнер» и «пункт приема вторичных материальных ресурсов».
Устанавливается, что в населенных местах рекомендуется создавать не менее одного стационарного пункта приема вторичных материальных ресурсов на каждые 2,5 тыс. жителей. Предусматриваются требования к оборудованию стационарных пунктов приема вторичных материальных ресурсов.
Минприроды России по согласованию с Минстроем России должны быть утверждены методические рекомендации по ведению реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и примерная форма реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Внесены уточнения в порядок рассмотрения заявок на получение комплексных экологических разрешений
Постановление Правительства РФ от 12.11.2020 N 1818 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 143»
В частности, установлено, что обмен документами и информацией в рамках рассмотрения заявки на получение разрешения, а также заявок на переоформление, пересмотр разрешений и внесения в них изменений осуществляется с использованием государственной информационной системы промышленности, созданной в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25 июля 2015 г. N 757.
Органы исполнительной власти рассматривают заявку на получение разрешения и прилагаемые к ней материалы и направляют позиции по ним с использованием информационной системы в территориальный орган Росприроднадзора:
- Минприроды России — в части соблюдения требований законодательства РФ об особо охраняемых природных территориях в случае размещения объекта в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения или охранных зон указанных особо охраняемых природных территорий;
- Минпромторг России — в части соответствия технологических процессов, оборудования, технических способов и методов, применяемых на объекте, наилучшим доступным технологиям;
- территориальный орган Роспотребнадзора — в части соответствия нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), а также их расчетов при наличии таких веществ в выбросах, сбросах загрязняющих веществ санитарно-эпидемиологическим требованиям в соответствии со статьями 18 и 20 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
- территориальный орган Росводресурсов — в части непревышения нормативов допустимых сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в сбросах загрязняющих веществ над установленными нормативами допустимого воздействия на водные объекты при их наличии для соответствующих веществ на основании статистических сведений об использовании воды в Российской Федерации;
- Росрыболовство или его территориальный орган — в части соответствия нормативов допустимых сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), а также их расчетов при наличии таких веществ в сбросах загрязняющих веществ требованиям законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов;
- органы исполнительной власти субъектов РФ, на территориях которых расположен объект, — в части соблюдения требований законодательства РФ об особо охраняемых природных территориях в случае размещения объекта в границах особо охраняемых природных территорий регионального значения или охранных зон указанных особо охраняемых природных территорий, требований нормативных правовых актов субъекта РФ в области охраны окружающей среды и переданных полномочий в соответствии с законодательством РФ.
Наши фирменные материалы
Если документ отсутствует в вашем комплекте СПС КонсультантПлюс,
его можно заказать через сервис «Линия консультаций»
Тел.: +7(831) 418-58-74, e-mail: hotline@inform.plus