Бюджетная и бухгалтерская отчетность за 2020 год: важные разъяснения Минфина и Казначейства
Письмо Минфина России N 02-04-04/110850, Казначейства России N 07-04-05/02-26291 от 17.12.2020
В преддверии годовой отчетности ведомства обычно информируют учреждения о том, на что стоит обратить внимание. Рассмотрим особенности, которые нужно учесть в этот раз.
Бюджетная отчетность
В сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169) показатели расчетов надо отражать без указания в 24 – 26 разрядах номера счета соответствующей подстатьи КОСГУ (увеличение прочей дебиторской задолженности, увеличение прочей кредиторской задолженности). Такие же рекомендации были даны к квартальной отчетности.
Показатели счета 1 401 40 000 в сведениях по ф. 0503169 за 2020 год не надо детализировать по счету 1 401 49 000.
Федеральным учреждениям в сведениях по ф. 0503191 не надо заполнять графу 6 разд. 1. Ее скоро исключат. Показатели из нее переносятся в графу 7.
Бухгалтерская отчетность бюджетных и автономных учреждений
Уточнено, что гранты на предотвращение последствий от распространения коронавирусной инфекции, которые получены не от учредителя, нужно учитывать по КФО 2. Выплаты за счет этих средств также осуществляются по КФО 2.
Если средства госзадания по решению органов государственного (муниципального) контроля должны быть перечислены в доход бюджета, то эту операцию нужно отражать по КВР 853 и подстатье 241 КОСГУ.
Обратите внимание, изменится форма сведений 0503766. Минфин с Казначейством отметили нюансы ее заполнения.
ПРОЕКТ: Разработаны новые электронные формы первички и регистров
Проект приказа Минфина России
Минфин подготовил проект приказа, который заменит действующий Приказ N 52н. Применяемые сейчас формы и порядок их заполнения не изменятся.
Введут новые электронные формы первички и регистров. Они станут обязательными только для органов и учреждений, которые передали полномочия по ведению бюджетного учета согласно решению высшего исполнительного органа власти или местной администрации. Учреждения, передавшие ведение учета централизованной бухгалтерии по иным основаниям, и все прочие учреждения смогут использовать такие формы по своему усмотрению. Решение нужно закрепить в учетной политике.
Добавят следующие формы электронной первички:
- 0504433 — акт о консервации (расконсервации) объекта основных средств;
- 0504434 — акт приема-передачи объектов, полученных в личное пользование;
- 0504435 — акт об утилизации нефинансовых активов;
- 0504437 — решение о списании задолженности, невостребованной кредиторами, с учета по счету N_____;
- 0504439 — решение о проведении инвентаризации;
- 0504440 — решение комиссии по поступлению и выбытию нефинансовых активов о прекращении признания активом объекта нефинансового актива;
- 0504441 — решение комиссии по поступлению и выбытию активов о принятии к учету нефинансовых активов;
- 0504442 — решение комиссии по поступлению и выбытию активов об оценке стоимости имущества, отчуждаемого не в пользу организаций бюджетной сферы;
- 0504446 — решение о восстановлении кредиторской задолженности;
- 0504836 — акт о результатах инвентаризации наличных денежных средств.
Перечень электронных регистров пополнится такими формами:
- 0504211 — карточка капитальных вложений;
- 0504212 — журнал операций по забалансовому счету;
- 0504213 — карточка учета права пользования активом.
Разработаны и специальные электронные формы для администраторов доходов бюджета:
- 0504431 — ведомость группового начисления доходов;
- 0504432 — извещение о начисленных доходах;
- 0504436 — решение о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет;
- 0504445 — решение о признании (восстановлении) сомнительной задолженности по платежам в бюджет;
- 0504837 — ведомость начисления доходов;
- 0504838 — ведомость выпадающих доходов.
Предполагается, что новшества нужно будет применять уже с 2021 года. Общественное обсуждение проекта завершится 28 декабря.
Минфин разъяснил, как применять стандарт бухучета госфинансов по выплатам персоналу
Письмо Минфина России от 30.11.2020 N 02-06-07/104576
Ведомство выпустило методические рекомендации по применению федерального стандарта бухучета госфинансов «Выплаты персоналу». В них обобщены правила учета выплат персоналу, в том числе за счет резервов предстоящих расходов. Так, на примере казенных учреждений приведены проводки по начислению зарплаты, суточных при командировке, резервов по отпускам и пенсионным выплатам. Корреспонденции включают операции по счетам санкционирования расходов. Проводки не изменились.
Методику расчета резерва на оплату отпусков учреждение по-прежнему определяет в учетной политике. Минфин предложил 3 варианта расчета:
- по каждому работнику и его среднедневному заработку;
- учреждению в целом и средней зарплате по всем сотрудникам;
- группам персонала и средней зарплате по каждой из них.
Чтобы рассчитать резерв, нужно умножить количество неиспользованных дней отпуска на среднедневной заработок. Отдельно рассчитывают сумму страховых взносов.
По стандарту резервы надо переоценивать не реже чем раз в год. В учетной политике можно предусмотреть ежемесячную или ежеквартальную переоценку. Проводки для отражения результата переоценки и выбытия сумм резерва остались прежними.
Напомним, с нового года стандарт «Выплаты персоналу» обязателен к применению. Подробнее о документе можно узнать в нашем материале.
Опубликованы приказы с изменениями в инструкциях N 174н и N 183н
Приказ Минфина России от 30.10.2020 N 253н
Приказ Минфина России от 30.10.2020 N 256н
Скорректированы планы счетов и инструкции по их применению для бюджетных и автономных учреждений. Поправки вступят в силу 21 декабря.
Некоторые новые правила нужно начать применять еще до составления отчетности за 2020 год, другие — с 2021 года. Мы подробно разбирали новшества на стадии регистрации документа в Минюсте. К примеру, восстанавливать на балансе ОС и матзапасы надо с использованием счета 0 401 10 172. Резерв под снижение стоимости товаров, готовой и биологической продукции следует начислять проводкой по дебету счета 0 401 20 274 и кредиту счетов 0 114 87 440, 0 114 88 440.
Дополнительно об основных изменениях расскажем в ближайшее время. Следите за лентой новостей.
Обновление Инструкции N 33н: поправки уже на регистрации в Минюсте
Приказ Минфина России от 30.11.2020 N 292н
Основные коррективы затронут отчеты в составе пояснительной записки, например сведения по форме 0503766, таблицы N 1 и N 4. Небольшие изменения внесут в порядок заполнения баланса и отчета о финрезультатах. Большинство новшеств будет применяться начиная с предстоящей годовой отчетности.
Какие поправки нужно будет применять начиная с отчетности за 2020 год
Пояснительная записка (ф. 0503760)
Изменят таблицу N 1 и порядок ее заполнения. Нужно будет указывать только виды деятельности, которыми учреждение начало заниматься или которые прекратило вести в отчетном году. Форма по-прежнему годовая.
Скорректируют правила и для таблицы N 4. В инструкцию включат перечень сведений из учетной политики, которые надо раскрывать в этой форме.
Обновят форму 0503766. Ее новое наименование — «Сведения об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности». Как и раньше, форму надо будет составлять по КФО 5 и 6.
В форме предусмотрят три раздела: доходы, расходы и источники финансирования дефицита средств учреждения. В разделе по расходам нужно будет отдельно отражать показатели, по которым исполнение годовых плановых назначений составило менее:
- 45% — на 1 июля;
- 70% — на 1 октября;
- 95% — на 1 января.
Предусмотрят единые коды причин неисполнения плана. Дополнительные критерии отражения информации в отчете сможет установить учредитель или финорган.
Подавать форму 0503766 нужно будет ежеквартально. Исключение: ее не потребуется сдавать в составе отчетности на 1 апреля.
Уточнят правила заполнения сведений о кредиторской задолженности (ф. 0503769) по счету 304 06. Данные по нему на конец года предполагается отражать в сумме незавершенных расчетов после проведения заключительных оборотов. Дебетовый остаток по счету в гр. 2, 9 и 12 приводится со знаком «минус».
В сведениях об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503773) добавят раздел о корректировках по забалансовым счетам.
Для заполнения разд. 1 и 2 сведений о принятых и неисполненных обязательствах (ф. 0503775) предусмотрят единые для всех учреждений коды причин неисполнения.
Баланс (ф. 0503730)
В справку о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах добавят новые счета 38, 39 и 45.
Уточнят, что в поле ОКВЭД заголовочной части баланса отражается код основного вида деятельности учреждения. Основной деятельностью считается та, на которую за отчетный период приходится наибольший объем расходов по зарплате (с учетом страховых взносов).
Отчет о финрезультатах (ф. 0503721)
Детализирующие строки по статьям 340 и 440 КОСГУ надо будет заполнять только в отношении подстатей 347 и 447.
Какие изменения нужно будет учитывать начиная с отчетности 2021 года
Отчет об обязательствах учреждения (ф. 0503738)
В графе 5 не нужно будет указывать суммы обязательств, принимаемых на основании извещений о закупке у единственного поставщика. Отметим: по Закону N 44-ФЗ при таких закупках извещения не формируются с середины прошлого года. В отношении подобных закупок по Закону N 223-ФЗ из инструкций к планам счетов недавно исключили требование об использовании счета 0 502 07 000.
Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503769)
Укажут, что номер счета расчетов в графе 1 разд. 1 надо заполнять нулями в разрядах 24 и 25. В коде КОСГУ нужно будет отражать только разряд 3.
Сведения о принятых и неисполненных обязательствах (ф. 0503775)
В правилах отражения в разд. 4 принимаемых обязательств предусмотрят такие же корректировки, как для отчета (ф. 0503738).
Предупреждение вместо штрафа
Федеральный закон от 08.12.2020 N 410-ФЗ
Учреждение получит предупреждение вместо штрафа, если административное нарушение совершено впервые.
Более мягкую меру ответственности за административные нарушения ввели для любых некоммерческих организаций, а также их работников. Смягчать им наказание теперь будут и в тех случаях, когда предупреждение не предусмотрено в особенной части КоАП РФ в качестве меры ответственности за допущенное нарушение. Этот же подход будут применять по региональным административным штрафам.
Новшества распространяются на нарушения, которые выявили в ходе госконтроля, госнадзора или муниципального контроля. Поправки заработают с 19 декабря.
Напомним, административный штраф заменяют на предупреждение только в том случае, если нарушение совершено впервые и соблюдены все следующие условия:
- отсутствуют вред или угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства;
- нет угрозы ЧС природного и техногенного характера;
- не нанесен имущественный ущерб.
Учитывайте, что в КоАП РФ предусмотрены случаи, когда замена штрафа на предупреждение невозможна.
Наши фирменные материалы
С вынужденным приостановлением деятельности в 2020 году столкнулись многие организации. Вызвано это ограничительными мерами в связи с борьбой с коронавирусной инфекцией. Приостановить свою деятельность работодатели могут и по собственному решению. И наконец, приостановление деятельности организации является одним из административных наказаний. Налагается оно в качестве крайней меры и только за определенные правонарушения. За какие нарушения, на какой срок и в каком порядке применяется административное приостановление деятельности — расскажем в статье.
Штатное расписание — один из обязательных для каждой организации документов, которым устанавливаются не только структура предприятия, количество работников, но и оклады и надбавки. Утверждают штатные расписания руководители организаций. Но, поскольку расходование бюджетных средств в государственных учреждениях контролирует работодатель, логично, что штатное расписание должно проходить согласование с учредителем. На законодательном уровне такое согласование не предусмотрено, но устанавливается другими документами. Обязан ли руководитель бюджетного учреждения согласовывать штатное расписание с учредителем и каков порядок согласования? Попробуем разобраться.
Для продвижения своих услуг государственные и муниципальные учреждения обычно используют ограниченный набор инструментов — в том числе из-за отсутствия маркетингового бюджета. Да и выбор склоняется в пользу более консервативных способов продвижения по сравнению с теми, что применяют коммерческие организации. Расскажем об основных (как традиционных, так и современных) инструментах, которые хорошо зарекомендовали себя с точки зрения эффективности и которыми могут воспользоваться учреждения.
Если документ отсутствует в вашем комплекте СПС КонсультантПлюс,
его можно заказать через сервис «Линия консультаций»
Тел.: +7(831) 418-58-74, e-mail: hotline@inform.plus