ПРОЕКТ: Станет легче проводить конкурентные госзакупки и исполнять контракты
Проект Федерального закона N 1100997-7
Обзор: «Станет легче проводить конкурентные госзакупки и исполнять контракты: обзор оптимизационного проекта»
В Госдуму внесен проект поправок к Закону N 44-ФЗ. Планируется сократить количество конкурентных способов закупок, установить их особенности, определить новые случаи закупки у едпоставщика, скорректировать порядок исполнения контракта. Рассмотрим основные положения проекта.
Конкурентные способы
Такими способами будут (с. 21 проекта):
- конкурс (закрытый, электронные открытый и закрытый);
- аукцион (электронный, закрытый, закрытый электронный);
- электронный запрос котировок.
Особенности конкурентных закупок
Запрос котировок
Новшества затронут, в частности, электронный запрос котировок. Так, проводить его можно будет, если НМЦК не превышает 3 млн руб. Годовой объем закупок этим способом должен составлять не более 50% от СГОЗ (с. 23-24 проекта). В некоторых случаях эти ограничения можно не учитывать (с. 24-26).
Кроме того, при названном способе закупки необходимо требовать обеспечения заявки, если НМЦК превысит 1 млн руб. (с. 96 проекта). Сейчас такая обязанность установлена только в отношении конкурсов и аукционов.
Универсальная предквалификация участников
Если проводится любая конкурентная закупка с НМЦК от 20 млн руб., заказчик потребует от участника, чтобы тот имел успешный опыт исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ или договора по Закону N 223-ФЗ. Его цена должна быть не менее 20% НМЦК. Предмет закупки не имеет значения. Это положение действует, если не применялись доптребования к участникам закупки (спецпредквалификация) (с. 47 проекта).
Гарантии
Банковские гарантии заменят независимыми. Предоставлять их смогут, например, региональные гарантийные организации (с. 111 проекта). Такие организации или банки должны выполнять обязательства по гарантиям, даже если исключены из соответствующих перечней. Кроме того, их не освободят от ответственности за неисполнение условий выданных гарантий (с. 116 проекта).
Извещение о закупке
Основные изменения:
- извещение станет главным закупочным документом;
- для закупки открытыми конкурентными электронными способами документация не нужна. Она потребуется только при закрытых конкурентных процедурах (с. 182 проекта);
- вся информация включается в извещение в ЕИС. Перечень сведений скорректировали (с. 63-70 проекта);
- закрепят понятие этапа исполнения контракта (с. 6 проекта);
- к извещению прилагаются электронные документы (с. 70-72 проекта);
- сроки размещения извещения сократятся (с. 72 проекта). Так, объявить электронный запрос котировок нужно будет минимум за 4 рабочих дня до окончания срока подачи заявок (сейчас — 5 рабочих дней) (с. 73 проекта);
- изменить извещение о любой закупке можно будет за 1 рабочий день до окончания срока подачи заявок;
- появится общий срок для отмены открытых и закрытых электронных закупок. Сделать это можно не позднее чем за 1 рабочий день до даты окончания срока подачи заявок (с. 57 проекта). Сейчас срок зависит от способа.
Заявка на участие в закупке
Требования к заявке на участие в конкурентной закупке будут едиными. Определили исчерпывающий перечень информации и документов для заявки (с. 75-85 проекта).
Процедурные сроки
Некоторые сроки сократятся. Например, заявка на участие в электронном аукционе не делится на части (с. 139 проекта), и ее рассмотрят не позднее 2-х рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок (с. 146 проекта).
Кроме того, уменьшится срок заключения контракта по итогам электронного запроса котировок. Заказчик направит победителю контракт в течение 3-х часов с момента размещения итогового протокола. На его подписание и внесение обеспечения будет 1 рабочий день (с. 160 и 161, 166 проекта). При этом нельзя совершать некоторые действия, например, размещать протокол разногласий (с. 161 и 167 проекта).
Преференции при заключении контракта с организацией инвалидов или учреждением (предприятием) УИС
По-прежнему будут применяться перечни товаров (работ, услуг), при закупках которых предоставляются преимущества (с. 44 и 45 проекта).
При заключении контракта с указанными организациями или учреждениями (предприятиями) нужно увеличивать предложенную ими цену, цену за единицу товара (работы, услуги) на 15%, но не более чем до размера НМЦК (НЦЕ) (с. 43 и 44 проекта). Сейчас такая величина может быть менее 15% (ч. 2 ст. 28 и ч. 3 ст. 29 Закона N 44-ФЗ).
Кроме того, будет запрещено закупать в рамках одной закупки товары (работы, услуги) из перечня и товары (работы, услуги), не входящие в него (с. 44 и 45 проекта).
Закупки у едпоставщика
Таких закупок станет больше. В частности, региональные заказчики смогут закупить строительные работы у едпоставщика по решению высшего исполнительного органа госвласти субъекта РФ. Годовой объем таких закупок не должен превышать 3% средств бюджета субъекта РФ. Эту процедуру можно провести для предотвращения ЧС и аварий (с. 242 проекта).
Пересмотрели случаи, когда в контракте потребуется обосновать его цену. Перечень дополнили, в частности, закупками преподавательских услуг и услуг экскурсовода (гида) у физлиц (с. 243 проекта).
Исполнение контракта
Основные изменения:
- при исполнении контракта по итогам электронных процедур (закрытых электронных процедур) формировать и подписывать документы о приемке нужно будет в электронной форме, за исключением некоторых случаев (с. 246 проекта). Такая возможность уже сейчас реализована в ЕИС. Пока это право, а не обязанность сторон;
- корректировать условия контракта по пп. «а» — «в» п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ можно будет независимо от того, включены ли они в документацию, контракт (с. 252 проекта);
- процедура одностороннего отказа от исполнения контракта по итогам электронных, закрытых электронных процедур переводится в электронный вид (с. 257 и 265 проекта). Так, заказчику достаточно разместить свое решение в ЕИС. Оно автоматически направится исполнителю в течение часа. Сообщать ему об этом, например, по почте не надо. Поступление решения исполнителю будет надлежащим уведомлением (с. 257 и 258 проекта);
- у исполнителя контракта будет 3 дня на обжалование решения в контрольном органе (с. 260 проекта). Срок вступления в силу такого решения увеличен с 10 календарных дней до 15-ти (с. 261 проекта).
Вступление в силу
Планируется, что поправки вступят в силу поэтапно. Предусмотрены и переходные положения (с. 302, 309—318 проекта). Первые новшества должны заработать уже 1 апреля 2021 года (с. 309 проекта).
Повышенные авансы при некоторых госзакупках в 2021 году
Постановление Правительства РФ от 23.01.2021 N 39
С 27 января федеральные заказчики могут устанавливать аванс в размере до 50% включительно от суммы контракта, заключаемого в 2021 году, но не более ЛБО (абз. 3 п. 2 постановления). Аналогичная мера уже предусматривалась в 2020 году.
Речь идет о случаях с пределом аванса в 30% (абз. 2 пп. «а» и пп. «б» положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета). При этом для строительных контрактов на сумму более 600 млн руб. предел общего объема авансирования по-прежнему составит 70% (абз. 3 п. 2 постановления).
Кроме того, снова можно предусмотреть аванс в контрактах на закупки для федеральных нужд товаров и услуг с запретом на него. Такой запрет приостановлен до конца года (абз. 3 п. 2 постановления).
Аванс не более 50% также можно предусмотреть и в контрактах на строительство региональных и муниципальных объектов, если для их финансирования региону выделены субсидии из федерального бюджета. Аванс в 90% от суммы в этих случаях устанавливается при казначейском сопровождении авансовых платежей (п. 4 постановления).
Исполнение требования по гарантии не должно зависеть от даты его получения банком по Закону N 44-ФЗ
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 17.12.2020 N Ф05-20454/2020 по делу N А40-14754/20-2-77
Победителя закупки признали уклонившимся от заключения контракта. Обеспечительная гарантия не отвечала Закону N 44-ФЗ.
В нее включили условие: требование платежа по гарантии должно быть получено банком до истечения срока ее действия. После этого у заказчика нет права на выплаты.
Контролеры и суды признали такое условие незаконным:
- исполнение требования зависит от даты его получения банком, а не от отправления;
- момент получения требования по почте не связан с волеизъявлением заказчика;
- право на выплаты не должно зависеть от третьих лиц или работы электронной почты.
Суды также отклонили довод победителя о том, что заказчик знал о несоответствии гарантии, но не сообщил ему об этом для переоформления. Он проинформировал участника, составив протокол о признании последнего уклонившимся от заключения контракта.
Похожие выводы о сокращении сроков предоставления требований по гарантии делало, в частности, Владимирское УФАС, Кировское УФАС. Татарстанское УФАС хоть и признало спорное условие незаконным, но уклонившимся победителя не посчитало.
Минфин: опыт в строительной госзакупке с доптребованиями подтверждается только данными участника
Вопрос: О порядке подтверждения участником закупки соответствия дополнительным требованиям о наличии опыта выполнения соответствующих работ (услуг). (Письмо Минфина России от 03.12.2020 N 24-05-05/105842)
Участники некоторых госзакупок с доптребованиями, например строительных, должны документально подтверждать свой опыт. Для этого среди прочего представляется копия исполненного контракта (договора). Ведомство уточнило: он должен быть заключен и исполнен самим участником закупки. Документы должны подтверждать именно его опыт.
Напомним, сходной позиции придерживаются некоторые антимонопольные органы и суды. Так, ФАС в одном из решений указала: нельзя подтвердить опыт исполненным договором на субподряд. Документы должны быть выданы именно на участника закупки (см. также решение Владимирского УФАС, постановление АС Уральского округа).
Однако есть и другое мнение: законодательство о контрактной системе не обязывает участников подтверждать опыт работ только договорами генподряда (см. постановление АС Западно-Сибирского округа). АС Восточно-Сибирского округа указал: контролеры решили, что опыт не подтвержден, так как работы выполнены по договору субподряда. Но они не сопоставили вид и объем работ по нему с предметом закупки. Суд посчитал, что опыт подтвержден, а подход контролеров и заказчика формальным.
Пресса
Если документ отсутствует в вашем комплекте СПС КонсультантПлюс,
его можно заказать через сервис «Линия консультаций»
Тел.: +7(831) 418-58-74, e-mail: hotline@inform.plus