Суды: опыт исполнения госконтрактов как критерий оценки заявок ограничивает конкуренцию
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.02.2021 N Ф07-16299/2020 по делу N А05-5797/2020
Участник закупки обратился в суд с требованием признать недействительными открытый конкурс и госконтракт. Основной довод такой: одним из критериев оценки заявок был опыт исполнения аналогичных работ только в рамках госконтрактов.
Требования истца были удовлетворены. Суды согласились, что заказчик ограничил критерий «квалификация участника закупки». В преимущественном положении оказались субъекты, которые ранее выполняли работы для госнужд. Отметим, в административной и судебной практике встречается другой подход.
Так, Приморское УФАС установило: требование о наличии опыта работ по исполнению госконтрактов не ограничивает количество участников закупки. Оно позволяет выбрать наиболее квалифицированного и опытного исполнителя.
АС Дальневосточного округа подчеркивал, что требование о наличии опыта исполнения госконтрактов не препятствует участию в конкурсе и не создает преимуществ. Участники без опыта могут конкурировать с другими за счет цены. ВС РФ отказал в пересмотре этого дела.
Заключение с едпоставщиком нескольких госконтрактов с однородным предметом (судебная практика)
Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 26.02.2021 N 02АП-492/2021 по делу N А31-12102/2020
Готовое решение: Как провести закупки малого объема по Закону N 44-ФЗ
Прокурор обратился в суд с требованием признать недействительными два договора с единственным подрядчиком на однородные работы. Стороны заключили их на основании п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ с интервалом в 1 месяц. Истец считал, что закупка искусственно раздроблена для обхода конкурентных процедур.
Суды в иске отказали, отметив, что Закон N 44-ФЗ не ограничивает количество закупок у едпоставщика в отношении однородных товаров, работ или услуг. Лимиты установлены только на годовой объем и цену отдельного контракта.
Напомним, аналогичную позицию занимает ФАС. Однако в судебной практике встречается и другой подход: искусственное дробление закупки противоречит Закону N 44-ФЗ. Такой вывод содержится в Определении ВС РФ, постановлениях АС Волго-Вятского округа, АС Поволжского округа, АС Северо-Кавказского округа, АС Уральского округа, АС Центрального округа, Семнадцатого ААС.
Отметим, что в каждом случае суды исследовали обстоятельства и причины дробления закупки, взаимоотношения заказчика и поставщика, наличие возможности провести закупку конкурентным способом.
ПРОЕКТ: Закупки у учреждений УИС без конкурентных процедур
Проект Постановления Правительства РФ
Планируют дополнить перечень товаров, работ и услуг, которые можно приобрести у предприятия или учреждения УИС как у единственного поставщика. В частности, появятся такие позиции:
- 12.12.160 – смеси песчано-гравийные;
- 20.10 – здания жилые;
- 2 – услуги по чистке и уборке.
Некоторые позиции исключат. Так, в перечне не будет бижутерии в части фурнитуры форменной одежды (код 32.13.10.110). При этом взамен введут другие коды, например 25.99.25 (пряжки и другие изделия из недрагоценных металлов для одежды) и 32.99.23 (кнопки, пуговицы, застежки-молнии).
Обратите внимание: многие виды ТРУ отмечены звездочкой. Закупить их у едпоставщика смогут только организации и органы УИС.
ПРОЕКТ: Заказчики по Закону N 223-ФЗ должны обосновать НМЦД
Проект Федерального закона N 1046332-7
В положение о закупке нужно включить порядок определения и обоснования НМЦД, цены договора с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), цены единицы ТРУ (п. 1 ст. 1 проекта). Поправки приняли в третьем чтении.
Кроме того, в положении нужно указать, как определяются формула цены для расчета сумм, которые заказчик уплатит поставщику при исполнении договора, и максимальное значение цены договора.
У заказчиков будет 90 дней со дня вступления поправок в силу на то, чтобы изменить положение о закупке. Закупки, которые начаты до размещения обновленного положения, но в пределах указанного срока, завершат по старым правилам (ст. 2 проекта).
Определение цены контракта по гособоронзаказу с едпоставщиком на поставку продукции
Постановление Правительства РФ от 16.03.2021 N 390 «О внесении изменений в Положение о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу»
Цена контракта по гособоронзаказу с единственным поставщиком на поставку продукции по цене, подлежащей регистрации, может определяться на основании ранее зарегистрированной цены на такую продукцию.
Соответствующее дополнение внесено в Положение о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденное постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2017 г. N 1465.
Государственный заказчик принимает решение о заключении государственного контракта на поставку продукции по ранее зарегистрированной цене в случае соблюдения установленных условий, предусмотренных пунктом 130 данного Положения.
В 2021 году заключение контракта по гособоронзаказу с едпоставщиком может осуществляться по ориентировочной цене, без регистрации в ФАС
Распоряжение Правительства РФ от 15.03.2021 N 614-р «О заключении в 2021 году государственного контракта по государственному оборонному заказу с единственным поставщиком на поставку продукции»
Согласно распоряжению Правительства РФ в 2021 году заключение государственного контракта по государственному оборонному заказу с единственным поставщиком на поставку продукции по цене, подлежащей регистрации, по решению государственного заказчика может осуществляться по ориентировочной (уточняемой) цене, не превышающей показатели государственного оборонного заказа, без регистрации в ФАС России в соответствии с разделом VII Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2017 г. N 1465.
Актуализированы акты по вопросам осуществления закупок организациями, в сфере обращения с ТКО
Постановление Правительства РФ от 15.03.2021 N 383 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, являющимися организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, а также уточнения требований к банкам, в которых участниками закупок открываются специальные счета для целей обеспечения заявок на участие в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
В целях приведения в соответствие с Федеральным законом от 22.12.2020 N 452-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» поправками из Постановления Правительства РФ от 29.06.2018 N 748 «О требованиях к банкам (включая требования к их финансовой устойчивости), в которых участниками закупок открываются специальные счета, на которые вносятся денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок на участие в закупках товаров, работ, услуг, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» исключается указание на часть 14 статьи 3.4 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», которая признается утратившей силу Федеральным законом N 452-ФЗ.
Кроме того, в Постановлении Правительства РФ от 29.10.2015 N 1169, в Положении о размещении в единой информационной системе информации об объеме выручки отдельных видов юридических лиц и требованиях к такой информации, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 11.06.2013 N 494, слова «обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов», «утилизация (захоронение) твердых бытовых отходов» соответственно, заменены словами «обращение с твердыми коммунальными отходами».
Наши фирменные материалы
Если документ отсутствует в вашем комплекте СПС КонсультантПлюс,
его можно заказать через сервис «Линия консультаций»
Тел.: +7(831) 418-58-74, e-mail: hotline@inform.plus