Ужесточили ответственность по КоАП РФ за нарушение антиколлекторского законодательства
Федеральный закон от 11.06.2021 N 205-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
С 22 июня кредитные организации станут наказывать по ч. 1 ст. 14.57 КоАП РФ за незаконные действия по возврату просроченной задолженности. Речь о банках-кредиторах и их представителях. Сейчас на них эта норма не распространяется.
Увеличили и размер штрафов. Должностные лица заплатят от 20 тыс. до 200 тыс. руб. (сейчас — от 10 тыс. до 100 тыс. руб.). Для юрлиц предусмотрели от 50 тыс. до 500 тыс. руб. (сейчас — от 20 тыс. до 200 тыс. руб.).
Кроме того, отменили специальные составы (например, для МФО, ломбардов) с меньшими штрафами за нарушения при возврате долгов. Их накажут по общей норме.
Банк России повысил ключевую ставку
Информационное сообщение Банка России от 11.06.2021 «Банк России принял решение повысить ключевую ставку на 50 б.п., до 5,50% годовых»
Показатель увеличили на 0,5 процентного пункта. С 15 июня ставка — 5,5%. Решающим фактором стала высокая инфляция. В мае цены выросли на 6% в годовом выражении. Это значительно выше цели ЦБ РФ в 4%.
На инфляцию повлиял эффект низкой базы мая прошлого года из-за коронавируса. Кроме того, усилились факторы внешнеэкономической конъюнктуры, например, рост цен на товары на мировых рынках, включая на черные и цветные металлы. Майское укрепление рубля еще не отразилось на потребительских ценах.
При оценке деловой активности в июне Минэкономразвития отметило: ВВП продолжил восстановление. Например, по сравнению с апрелем 2020 года прирост составил 10,7%. При этом отставание от допандемийного уровня уменьшилось — менее 1%.
По мнению аналитиков, изменение ключевой ставки не окажет негативного эффекта на темпы роста экономики. Но он может стать более устойчивым.
Решение ЦБ РФ, скорее всего, вызовет повышение ставок по депозитам. Возможно, увеличатся ставки и по кредитам. В ожидании этого на кредиты сформируется ускоренный спрос.
Центробанк вернется к вопросу о ключевой ставке 23 июля. Если сегодняшнее решение не поможет снизить инфляцию, то на следующем заседании также можно ожидать повышения ключевой ставки вплоть до 6%.
Напомним, регулятор прогнозирует уровень инфляции в 2021 году на уровне 5,4 — 5,8%, а средний показатель ключевой ставки при таких значениях может достичь 5,8% в этом году и 6,3% в следующем.
Кредитным организациям рекомендовано размещать на своем сайте информацию для нотариусов в целях оперативной проверки выданных доверенностей
Информационное письмо Банка России от 03.06.2021 N ИН-03-31/37 «О размещении на сайте в сети «Интернет» информации для нотариусов»
Рекомендации Банка России направлены на предотвращение случаев внесения нотариусами в реестр уведомлений о залоге имущества информации, содержащейся в уведомлениях, направленных от имени кредитных организаций неуполномоченными лицами с использованием поддельных доверенностей.
В этих целях кредитным организациям рекомендовано на своем официальном сайте указывать отдельный адрес электронной почты, посредством которого нотариус может направить кредитной организации скан-образ представленной доверенности и оперативно получить от нее подтверждение либо опровержение факта выдачи указанной доверенности.
Банк России утвердил новый порядок расчета размера обязательных резервов кредитных организаций
Положение Банка России от 11.01.2021 N 753-П «Об обязательных резервах кредитных организаций»
Положение «Об обязательных резервах кредитных организаций» разработано в том числе в целях снижения регуляторной нагрузки на кредитные организации.
В целях обеспечения соответствия размера обязательных резервов, фактически депонированных в Банке России, рассчитанному размеру обязательных резервов, подлежащих депонированию, уполномоченным подразделением Банка России ежемесячно осуществляется регулирование размера обязательных резервов.
При проведении регулирования размера обязательных резервов уполномоченным подразделением Банка России осуществляется расчет размера обязательных резервов за календарный месяц и поверка выполнения кредитной организацией обязанности по усреднению обязательных резервов
При проведении регулирования размера обязательных резервов также осуществляется перевод денежных средств в обязательные резервы или возврат Банком России средств обязательных резервов на корреспондентский счет кредитной организации (перерасчет по обязательным резервам, депонированным на счете по учету обязательных резервов) — 1 раз в год, а также при изменении характера деятельности кредитной организации или в случаях, установленных пунктами 1.9, 3.8, 4.1, 5.12 и 6.5 Положения (регулирование размера обязательных резервов с перерасчетом), в иных случаях регулирование размера обязательных резервов осуществляется без перерасчета по обязательным резервам, депонированным на счете по учету обязательных резервов.
В случае проведения внеочередного регулирования размера обязательных резервов Совет директоров Банка России устанавливает период его проведения, дату, начиная с которой устанавливаются норматив обязательных резервов и (или) коэффициент усреднения, отчетный период, период усреднения, проведение (непроведение) перерасчета по обязательным резервам, депонированным на счете по учету обязательных резервов.
Положение вступает в силу с 1 октября 2021 года.
Со дня вступления в силу нового Положения признается утратившими силу Положение Банка России от 1 декабря 2015 года N 507-П «Об обязательных резервах кредитных организаций», а также Указания Банка России, вносящие в него изменения.
Банк России обновил требования к раскрытию банками и операторами финансовых платформ информации, связанной с совершением действий по размещению сведений о клиентах — физлицах в единой системе идентификации и аутентификации
Указание Банка России от 19.04.2021 N 5780-У «О требованиях к раскрытию банками, операторами финансовых платформ информации, связанной с совершением действий, предусмотренных пунктом 5.6 статьи 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
Раскрывать информацию, связанную с совершением действий, предусмотренных пунктом 5.6 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ (Закон N 115-ФЗ), путем ее размещения на своем официальном сайте должны:
- банк с универсальной лицензией, соответствующий критериям, установленным абзацами вторым — четвертым пункта 5.7 статьи 7 Закона N 115-ФЗ,
- банк с базовой лицензией, соответствующий критериям, установленным абзацами вторым — четвертым пункта 5.7 статьи 7 Закона N 115-ФЗ, включенный в перечень банков, предусмотренный абзацем восьмым пункта 5.7 статьи 7 Закона N 115-ФЗ;
- оператор финансовой платформы, соответствующий критериям, установленным абзацами шестым и седьмым пункта 5.7 статьи 7 Закона N 115-ФЗ, и осуществляющий размещение и обновление сведений, указанных в пункте 5.6 статьи 7 Закона N 115-ФЗ.
Установлен перечень сведений, которые должна содержать раскрываемая информация.
В случае если в раскрываемой информации произошли изменения, банк с универсальной лицензией, банк с базовой лицензией, оператор финансовой платформы обязаны обновить информацию на официальном сайте в срок не позднее рабочего дня после дня наступления изменений.
Признается утратившим силу Указание Банка России от 22 июня 2018 года N 4836-У, содержавшее аналогичные требования.
Уточнен срок, в течение которого кредитные организации при предоставлении кредитов вправе использовать методики (внутренние модели) оценки платежеспособности заемщиков
Указание Банка России от 20.04.2021 N 5781-У «О внесении изменения в пункт 3.7 приложения 1 к Указанию Банка России от 31 августа 2018 года N 4892-У «О видах активов, характеристиках видов активов, к которым устанавливаются надбавки к коэффициентам риска, и методике применения к указанным видам активов надбавок в целях расчета кредитными организациями нормативов достаточности капитала»
Срок, в течение которого кредитные организации при предоставлении кредитов (займов) до 50 тысяч рублей или кредитов (займов) на цели приобретения автотранспортного средства, по которым исполнение обязательств заемщика обеспечено залогом приобретаемого автотранспортного средства, вправе использовать методики (внутренние модели) оценки платежеспособности заемщиков, установлен до 31 декабря 2021 года (включительно).
Указание вступает в силу с 1 октября 2021 года и действует по 31 декабря 2021 года включительно.
Взыскание долгов за счет средств в банке: Верховный суд обобщил практику
Обзор судебной практики разрешения судами споров, связанных с принудительным исполнением требований исполнительных документов банками и иными кредитными организациями (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.06.2021)
Какие документы должен представить взыскатель? Как исчисляются сроки при предъявлении исполнительного листа? В каких случаях банк может отказать во взыскании долга? Ответы на эти и другие вопросы в новом обзоре ВС РФ.
С 1 октября 2021 года обновляются формы отчетности профучастников рынка ценных бумаг, организаторов торговли и клиринговых организаций
Указание Банка России от 13.01.2021 N 5709-У «Об объеме, формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг, организаторов торговли и клиринговых организаций, а также другой информации»
Указание устанавливает объем, формы, сроки и порядок составления и представления в Банк России отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг, организаторов торговли и клиринговых организаций, а также другой информации в соответствии с приложениями 1 и 2 к Указанию.
Требования Указания не распространяются на профессиональных участников и клиринговые организации, которые являются кредитными организациями.
Указание вступает в силу с 1 октября 2021 года.
Со дня вступления настоящего Указания признается утратившим силу Указание Банка России от 4 апреля 2019 года N 5117-У, которым были утверждены аналогичные формы отчетности.
Банк России разъяснил, что относится к мерам господдержки в целях применения надбавок к коэффициентам риска
Информационное письмо Банка России от 16.06.2021 N ИН-05-35/40 «О применении абзаца пятого пункта 4 Указания Банка России от 31 августа 2018 года N 4892-У «О видах активов, характеристиках видов активов, к которым устанавливаются надбавки к коэффициентам риска, и методике применения к указанным видам активов надбавок в целях расчета кредитными организациями нормативов достаточности капитала»
В соответствии с абзацем пятым пункта 4 Указания Банка России N 4892-У кредитные требования и требования по получению начисленных (накопленных) процентов по ипотечным кредитам (займам) не включают требования по кредитам (займам), в отношении которых реализованы меры господдержки, в случае если показатель долговой нагрузки заемщика по такому кредиту (займу) не превышает 60 процентов.
В целях применения указанной нормы к мерам государственной поддержки рекомендовано относить меры, реализуемые в соответствии со следующими постановлениями Правительства РФ: от 30 декабря 2017 года N 1711; от 7 сентября 2019 года N 1170; от 30 ноября 2019 года N 1567; от 7 декабря 2019 года N 1609.
В случае реализации мер поддержки в соответствии с иными постановлениями Правительства РФ, рекомендуется применять размер надбавки к коэффициентам риска по данным активам в соответствии с пунктом 9 Указания Банка России N 4892-У.
ПРОЕКТ: Госдума приняла закон, направленный на усиление защиты прав и интересов заемщиков по договору потребительского кредита (займа)
Проект Федерального закона N 942236-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)» (текст закона, направляемого в Совет Федерации)
Законом предусматривается, в частности, следующее:
- в договоре потребительского кредита (займа) не может содержаться условие, предусматривающее наличие на банковском счете, который используется для осуществления операций, связанных с исполнением обязательств по договору, неснижаемого остатка денежных средств и (или) суммы, достаточной для погашения очередного платежа, предусмотренного договором потребительского кредита (займа) (графиком платежей по договору потребительского кредита (займа), в день, не являющийся днем совершения очередного платежа;
- на ипотечные кредиты, не связанные с предпринимательской деятельностью, распространено ограничение полной стоимости потребительского кредита (займа), предусмотренное частью 11 статьи 6 Закона;
- устанавливаются условия предоставления заемщику за отдельную плату дополнительных услуг. В частности, согласно общему правилу такие условия должны предусматривать право заемщика отказаться от услуги в течение 14 календарных дней со дня выражения заемщиком согласия на ее оказание, а также право заемщика требовать от кредитора или лица, оказывающего такую услугу, возврата уплаченных денежных средств, за вычетом стоимости фактически оказанной услуги. Предусматриваются условия и порядок возврата уплаченных заемщиком денежных средств.
Банк России обращает внимание на недопустимость установления комиссионного вознаграждения за прием и пересчет монеты Банка России
Информационное письмо Банка России от 10.06.2021 N ИН-06-59/38 «О приеме кредитными организациями монеты Банка России»
Прием монеты Банка России по нарицательной стоимости является обязанностью банка и не требует какого-либо встречного предоставления со стороны клиента.
Кроме того, пересчет монеты Банка России для зачисления на банковские счета и осуществления перевода денежных средств не создает для клиента банка какого-либо отдельного имущественного блага или иного полезного эффекта и не рассматривается как отдельная самостоятельная услуга, в связи с совершением которой клиент банка обязан нести дополнительные затраты.
С 1 января 2022 года Банк России получит право прекращать административные дела об инсайде при условии заключения соглашения и уплаты денежных сумм в бюджет
Федеральный закон от 11.06.2021 N 161-ФЗ «О внесении изменений в статью 76.3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и Федеральный закон «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
В случае возбуждения дела об административном правонарушении, административная ответственность за которое установлена статьями 15.21 и 15.30 КоАП РФ, лицо, в отношении которого ведется производство по делу, до момента вынесения постановления по его ходатайству может заключить с Банком России соглашение, которое должно содержать определенные условия.
Так, в частности, лицо, с которым Банком России заключено соглашение, обязано уплатить в бюджет РФ денежную сумму в размере не менее пяти тысяч рублей, если соглашение заключается с физическим лицом, не менее тридцати тысяч рублей, если соглашение заключается с должностным лицом, не менее семисот тысяч рублей, если соглашение заключается с юридическим лицом, а также принять иные меры, предусмотренные соглашением, в том числе направленные на устранение последствий, возникших в результате осуществления деятельности, операций и (или) действий, послуживших основанием для возбуждения производства по делу.
При этом заключение соглашения не означает признания лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, своей вины.
Решение о заключении соглашения с Банком России, об условиях указанного соглашения, предусмотренных законодательством РФ и нормативными актами Банка России, решение об отказе в его заключении, а также решение о признании соглашения исполненным либо неисполненным принимает Комитет финансового надзора Банка России.
Устранена несогласованность правового регулирования использования клиентом — физическим лицом, в отношении которого проведена упрощенная идентификация, неперсонифицированного электронного средства платежа для перевода электронных денежных средств физическим лицам
Федеральный закон от 11.06.2021 N 187-ФЗ «О внесении изменения в статью 10 Федерального закона «О национальной платежной системе»
Часть 5.1 статьи 10 Федерального закона «О национальной платежной системе» в обновленной редакции предусматривает возможность использования клиентом — физическим лицом неперсонифицированного электронного средства платежа для перевода электронных денежных средств как в пользу юридических лиц и ИП, так и в пользу физических лиц.
Актуализирована методика оценки экономического положения центрального контрагента
Указание Банка России от 02.04.2021 N 5769-У «О внесении изменений в Указание Банка России от 29 октября 2018 года N 4952-У «О методике оценки экономического положения центрального контрагента»
Изменениями, внесенными в методику, уточнены характеристики классификационных групп центрального контрагента.
В частности, скорректированы и дополнены основания для отнесения центрального контрагента к 3 классификационной группе. В числе новых оснований:
- в деятельности центрального контрагента Банком России в отчетном периоде зафиксировано использование собственных средств в размере, превышающем средства выделенного капитала, для покрытия убытков, связанных с дефолтом участника клиринга;
- центральный контрагент в отчетном периоде имел на своем балансе обязательства перед участниками клиринга, не исполненные в срок, превышающий пять рабочих дней со дня наступления срока исполнения обязательств, или обязательства по уплате обязательных платежей, в том числе перед Банком России, не исполненные в срок, превышающий три рабочих дня со дня наступления срока исполнения обязательств.
Отдельные уточнения коснулись оценки качества активов центрального контрагента.
Указание вступает в силу с 1 апреля 2022 года.
Актуализирован порядок проведения осмотра предмета залога, принятого кредитной организацией в качестве обеспечения по ссуде
Указание Банка России от 26.04.2021 N 5785-У «О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 20 декабря 2016 года N 176-И «О порядке и случаях проведения уполномоченными представителями (служащими) Банка России осмотра предмета залога, принятого кредитной организацией в качестве обеспечения по ссуде, и (или) ознакомления с деятельностью заемщика кредитной организации и (или) залогодателя»
Согласно внесенному уточнению осмотр предмета залога и (или) ознакомление с деятельностью заемщика (залогодателя) в порядке и случаях, установленных настоящей Инструкцией, могут осуществляться в ходе проверок кредитных организаций, проводимых в порядке, установленном Банком России в соответствии с частью четвертой статьи 73 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) (ранее — с учетом норм Инструкции Банка России от 5 декабря 2013 года N 147-И (утратила силу)).
Конкретизирован перечень должностных лиц Банка России, уполномоченных на подписание поручения на осмотр предмета залога и (или) ознакомление с деятельностью заемщика (залогодателя).
Так, поручение на осмотр (ознакомление) подписывается одним из следующих должностных лиц Банка России:
- Председателем Банка России, первым заместителем Председателя Банка России и заместителем Председателя Банка России, непосредственно координирующими и контролирующими работу структурных подразделений Банка России, осуществляющих функции банковского регулирования и банковского надзора;
- руководителем (заместителем руководителя) структурного подразделения Банка России;
- руководителем (заместителем руководителя) территориального учреждения Банка России;
- генеральным инспектором (заместителем генерального инспектора) Главной инспекции Банка России;
- руководителем структурного подразделения территориального учреждения Банка России.
Поручение на осмотр размещается Банком России в личном кабинете кредитной организации.
В случае принятия должностным лицом Банка России решения о его составлении на бумажном носителе, поручение на осмотр (ознакомление) (дополнение к поручению на осмотр (ознакомление) предъявляется и вручается руководителем или членом группы осмотра (ознакомления) ответственному работнику кредитной организации, либо уполномоченному лицу заемщика (залогодателя) (в случае проведения осмотра (ознакомления) в отсутствие ответственного работника кредитной организации).
Определены условия осуществления банками действий по размещению сведений о клиентах — физлицах в единой системе идентификации и аутентификации
Указание Банка России от 28.04.2021 N 5787-У «Об условиях осуществления банками действий, предусмотренных пунктом 5.6 статьи 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
Установлено требование, согласно которому совершение банками с универсальной лицензией действий, предусмотренных пунктом 5.6 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ (Закон о ПОД/ФТ), должно быть обеспечено более чем в 80 процентах структурных подразделений, обслуживающих физлиц, из числа расположенных в населенных пунктах с численностью населения 1000 и более человек, но не менее чем в одном структурном подразделении в каждом населенном пункте с численностью населения 1000 и более человек, за исключением установленных случаев.
Банк с базовой лицензией, соответствующий установленным критериям и включенный в перечень, в случае принятия решения об осуществлении им действий, предусмотренных пунктом 5.6 статьи 7 Закона о ПОД/ФТ, должен обеспечить совершение указанных действий не менее чем в одном структурном подразделении, обслуживающем физических лиц, в каждом субъекте РФ, в котором имеются такие структурные подразделения.
Указанием также определены случаи, в которых банки самостоятельно определяет возможность осуществления действий, предусмотренных пунктом 5.6 статьи 7 закона о ПОД/ФТ.
Установлен порядок предоставления сведений о среднемесячных платежах субъекта кредитной истории
Указание Банка России от 11.01.2021 N 5704-У «О порядке и форме предоставления сведений о среднемесячных платежах субъекта кредитной истории, о порядке и форме запроса и предоставления квалифицированным бюро кредитных историй сведений, необходимых для подготовки сведений о среднемесячных платежах субъекта кредитной истории, а также о порядке предоставления данных, необходимых для формирования и предоставления пользователям кредитных историй сведений о среднемесячных платежах субъекта кредитной истории» (вместе с «Информацией о действиях при обработке электронных документов»)
Сведения о среднемесячных платежах субъекта кредитной истории предоставляются квалифицированным бюро кредитных историй при обращении пользователя с запросом в виде электронного документа.
По выбору пользователя кредитной истории запрос направляется:
- во все квалифицированные бюро путем обращения в одно из них за получением Сведений отдельно от кредитного отчета (квалифицированное бюро — контрагент);
- во все квалифицированные бюро за получением Сведений отдельно от кредитного отчета или в составе кредитного отчета.
Указание определены также:
- форма предоставления сведений о среднемесячных платежах субъекта кредитной истории, в том числе порядок предоставления бюро кредитных историй в квалифицированные бюро кредитных историй данных, необходимых для формирования и предоставления пользователям кредитных историй сведений о среднемесячных платежах субъекта кредитной истории;
- порядок и форма запроса квалифицированным бюро кредитных историй сведений, необходимых для подготовки сведений о среднемесячных платежах субъекта кредитной истории, в другом квалифицированном бюро кредитных историй;
- порядок и форма предоставления квалифицированным бюро кредитных историй в другое квалифицированное бюро кредитных историй сведений, необходимых для подготовки сведений о среднемесячных платежах субъекта кредитной истории.
Наши фирменные материалы
Если документ отсутствует в вашем комплекте СПС КонсультантПлюс,
его можно заказать через сервис «Линия консультаций»
Тел.: +7(831) 418-58-74, e-mail: hotline@inform.plus