ПРОЕКТ: Оптимизационные поправки к Закону N 44-ФЗ прошли третье чтение
Проект Федерального закона N 1100997-7
Количество конкурентных процедур сократится до 3-х: конкурс, аукцион, запрос котировок (с. 18–19 проекта). Последний заказчики смогут проводить, если НМЦК не превышает 3 млн руб. Годовой объем закупок этим способом должен составлять не более 20% от СГОЗ вместо 50%, как предлагали ранее. Для заказчиков, у которых прошлогодний СГОЗ был меньше 500 млн руб., объем закупок таким способом составит 100 млн руб. (с. 21 проекта).
Извещение станет главным закупочным документом (с. 59 проекта). Документация нужна лишь для закрытых конкурентных процедур (с. 161 проекта).
Предусмотрели дополнительные механизмы деофшоризации. Так, участником закупки по-прежнему не может стать офшорная компания. В проекте уточнили, что претендент на контракт не должен также иметь такой компании, в частности в составе участников (членов) корпоративного юрлица или учредителей унитарного юрлица (с. 43–44 проекта).
Банковские гарантии заменят независимыми. По проекту стало больше организаций-гарантов. В их перечень вошел Европейский банк развития (с. 104 проекта). Заказчик примет его гарантии, если участник закупки:
- юрлицо с регистрацией на территории ЕАЭС (кроме РФ);
- физлицо — гражданин государства ЕАЭС (кроме РФ).
Поправки вступят в силу поэтапно. Предусмотрены и переходные положения. Основные новшества должны заработать уже 1 января (с. 300 проекта).
Урегулированы вопросы предоставления выписки из реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, при осуществлении госзакупок
Постановление Правительства РФ от 17.06.2021 N 919 «О вопросах предоставления выписки из реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
Установлен порядок предоставления выписки из реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, до 1 января 2022 г.
Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе использовать с соблюдением требований законодательства о государственной тайне выписку с отметкой Федерального казначейства в качестве документа, подтверждающего соответствие участника закупки дополнительным требованиям, предусмотренным Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99, вместо документов (копии исполненного контракта (договора), копии акта (актов) выполненных работ, копии (копий) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров)), предусмотренных приложениями N 1 и 2 к указанному Постановлению.
Кроме того, поправки, вступающие в силу с 1 января 2022 года, внесены в Правила ведения реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1084, а также в Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 N 99.
ПРОЕКТ: С 1 января увеличат долю госзакупок у СМП и СОНКО и сократят сроки оплаты по всем контрактам
Проект Федерального закона N 1111347-7
Депутаты в третьем чтении приняли проект об увеличении обязательной доли закупок у СМП и СОНКО. С 1 января она составит не менее 25% совокупного годового объема закупок вместо 15%, как сейчас.
С этой же даты сократят сроки оплаты по контрактам. Если закупка объявлена с 1 января по 31 декабря 2022 года включительно, срок составит:
- не более 10 рабочих дней — при закупке у СМП и СОНКО;
- не более 15 рабочих дней — при других закупках.
С 1 января 2023 года предельные сроки такие:
- не более 7 рабочих дней — при закупке у СМП и СОНКО;
- не более 10 рабочих дней — при остальных закупках.
Срок по-прежнему отсчитывается с даты подписания заказчиком документа о приемке.
Минпромторг указал, как достичь минимальную долю закупок российских товаров по Закону N 223-ФЗ
Письмо Минпромторга России от 28.05.2021 N 43917/12 «О реализации Постановления Правительства РФ от 03.12.2020 N 2013»
С начала года действует постановление о минимальной доле закупок российских товаров.
Ведомство указало, что для ее достижения заказчик устанавливает приоритет отечественной продукции над иностранной при проведении конкурса, аукциона и иных процедур, в том числе закупок у едпоставщика.
Чтобы признать товар российским, в рамках квотирования в документацию надо включать требование представить в заявках информацию:
- о нахождении товара в реестре российской промпродукции;
- реестре евразийской промпродукции;
- едином реестре российской радиоэлектронной продукции.
Поскольку при закупках по Закону N 223-ФЗ заказчики руководствуются среди прочего положением о закупке, в нем надо предусмотреть условие о приоритете.
Напомним, с 1 октября данные о закупках квотируемой продукции включают в ежемесячный отчет.
Разъяснили, при каких обстоятельствах можно изменить долгосрочный строительный госконтракт
Письмо Минфина России N 24-06-06/45785, Минстроя России N 24044-АЛ/09, ФАС России N ПИ/47490/21 от 10.06.2021 «О позиции Минфина России, Минстроя России и ФАС России по вопросу о возможности изменения цены и срока исполнения государственного контракта»
По Закону N 44-ФЗ заказчики вправе менять срок и (или) цену долгосрочного строительного контракта в случае непредвиденных обстоятельств, из-за которых его нельзя исполнить. Для этого надо соблюсти ряд условий:
- контракт с ценой 100 млн руб. и выше заключен на срок не меньше 1 года;
- есть решение правительства, высшего исполнительного органа госвласти региона или местной администрации;
- планируемые изменения условий контракта не увеличивают срок его исполнения и (или) цену более чем на 30%.
Минфин, Минстрой и ФАС разъяснили, что так можно корректировать контракт, в частности, при изменении цены строительных ресурсов.
ВС РФ: нельзя расторгнуть госконтракт, если при его исполнении поставщика включили в РНП
Определение Верховного Суда РФ от 03.06.2021 N 310-ЭС21-7923 по делу N А14-17053/2019
Заказчик провел закупку с требованием к участникам об отсутствии сведений о них в РНП. Контракт с победителем заключили в мае. При его исполнении выяснилось, что в июле сведения о победителе включили в реестр.
Заказчик отказался от контракта на основании п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Победитель с этим не согласился. Суды его поддержали:
- в Законе N 44-ФЗ и ГК РФ нет основания для расторжения контракта, если при его исполнении поставщика включили в РНП. Это право не установлено и в самом контракте;
- при рассмотрении заявок и заключении контракта победитель соответствовал требованию об отсутствии сведений о нем в РНП.
ВС РФ не стал пересматривать дело.
Отметим, не все суды разделяют такое мнение, например АС Московского округа.
Наши фирменные материалы
Если документ отсутствует в вашем комплекте СПС КонсультантПлюс,
его можно заказать через сервис «Линия консультаций»
Тел.: +7(831) 418-58-74, e-mail: hotline@inform.plus