С 22 июня юрлиц начнут наказывать за разглашение сведений с ограниченным доступом
Федеральный закон от 11.06.2021 N 206-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
На юрлиц распространили ответственность за разглашение сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом. Изменения касаются тех, кто получил информацию в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей. Закон вступит в силу 22 июня.
За такое нарушение юрлиц оштрафуют на сумму от 100 тыс. до 200 тыс. руб. Сейчас наказывают только граждан и должностных лиц. Для них штрафы увеличили в 10 раз. Граждане заплатят от 5 тыс. до 10 тыс. руб., должностных лиц ждет штраф от 40 тыс. до 50 тыс. руб. или дисквалификация до 3 лет (сейчас она не предусмотрена).
Аналогичную ответственность ввели за незаконное получение информации с ограниченным доступом, если нет признаков уголовного деяния. Исключением стали нарушения, ответственность за которые уже предусмотрена другими статьями КоАП РФ (например, за незаконное получение кредитного отчета).
Президент подписал «закон-спутник» реформы контроля и надзора
Федеральный закон от 11.06.2021 N 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»
Опубликовали масштабный закон для запуска с 1 июля новых правил контроля и надзора. Решили поправить более 100 законов. Среди них ЗК РФ, ГрК РФ, Закон о защите прав потребителей, Закон о пожарной безопасности, Закон о персональных данных.
Изменения позволят привести правила многих законов в соответствие с положениями реформы. В частности, четко изложат предмет контроля и надзора, удалят дублирующие и лишние нормы. Для некоторых видов контроля и надзора определят особенности проведения профилактических и контрольно-надзорных мероприятий.
Применение Закона о защите прав юрлиц и ИП ограничат. Так, с 1 июля 2021 года по 31 декабря 2024 года включительно согласно этому документу компании и ИП продолжат уведомлять о запуске отдельных видов бизнеса, а инспекторы — осуществлять 15 видов госконтроля и надзора. Среди них федеральный госконтроль в сфере миграции и госконтроль за соблюдением антимонопольного законодательства.
Кроме того, с 1 марта 2022 года упростят работу с лицензиями. Например, если выявят, что соискатель отвечает требованиям только в части работ и услуг, лицензию по его просьбе все равно выдадут. Она будет распространяться лишь на данные работы и услуги по одному или нескольким местам деятельности. Подробнее об этих и других новшествах в сфере лицензирования расскажем в обзоре.
В «законе-спутнике» есть и другие положения.
С 1 марта 2022 года получать лицензии и работать с ними станет проще
Федеральный закон от 11.06.2021 N 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»
В «законе-спутнике» реформы контроля и надзора есть множество поправок к Закону о лицензировании. В основном они должны упростить действующие правила. Наиболее важные новшества вступят в силу 1 марта 2022 года.
Подробно разобраться во всех изменениях поможет наш обзор «С 1 марта 2022 года получать лицензии и работать с ними станет проще»
ПРОЕКТ: Поправки о бесплатном доступе к социально значимым ресурсам прошли Госдуму
Проект Федерального закона N 1087071-7
По проекту с 1 декабря оказывать гражданам услуги связи для использования российских социально значимых ресурсов нужно бесплатно. Их перечень утвердят отдельно. Исполнять обязанность не потребуют, если оператор связи предоставляет услуги через спутниковые сети (пп. «в» п. 4 ст. 1 и ч. 3 ст. 2 проекта). Поправки приняли в третьем чтении.
Напомним, эту инициативу уже реализуют в рамках эксперимента по доступному интернету. Мероприятие касается 371 ресурса. Среди них сайт КонсультантПлюс, отечественные соцсети, сервисы поиска и электронной почты, 2 мессенджера, сайты госорганов, некоторых банков, интернет-магазинов.
В проекте есть и другие поправки к Закону о связи.
Ужесточили ответственность по КоАП РФ за нарушение антиколлекторского законодательства
Федеральный закон от 11.06.2021 N 205-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
С 22 июня кредитные организации станут наказывать по ч. 1 ст. 14.57 КоАП РФ за незаконные действия по возврату просроченной задолженности. Речь о банках-кредиторах и их представителях. Сейчас на них эта норма не распространяется.
Увеличили и размер штрафов. Должностные лица заплатят от 20 тыс. до 200 тыс. руб. (сейчас — от 10 тыс. до 100 тыс. руб.). Для юрлиц предусмотрели от 50 тыс. до 500 тыс. руб. (сейчас — от 20 тыс. до 200 тыс. руб.).
Кроме того, отменили специальные составы (например, для МФО, ломбардов) с меньшими штрафами за нарушения при возврате долгов. Их накажут по общей норме.
С подачи КС РФ уточнили правила о сроке административного наказания
Федеральный закон от 11.06.2021 N 201-ФЗ «О внесении изменений в статьи 4.6 и 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»
Если оплатить штраф до вступления в силу постановления о его назначении, то годичный срок, в течение которого лицо считается наказанным, должны исчислять со дня уплаты штрафа. Закон с такой поправкой начнет действовать 22 июня. Она нужна, чтобы закрепить вывод КС РФ.
Ранее срок отсчитывали с даты вступления в силу постановления независимо от момента оплаты штрафа. Изменение важно для случаев, когда принимают решение о наказании за повторное нарушение, например, ПДД.
Кроме того, установили: до вступления в силу постановления можно оплатить штрафы, перечисленные в ч. ч. 1 — 1.4 ст. 32.2 КоАП РФ.
Обновлен порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости
Приказ Росреестра от 01.06.2021 N П/0241 «Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки»
Установлены:
- порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости;
- форма специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки;
- состав сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требования к ее заполнению, а также требования к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме;
- порядок изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки.
В частности, порядок ведения ЕГРН устанавливает, в том числе:
- структуру реестра объектов недвижимости и объем вносимых в него сведений;
- структуру реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества и объем вносимых в него сведений;
- правила внесения сведений в кадастр недвижимости, реестр прав на недвижимость, реестр границ.
Ведение ЕГРН осуществляется в электронной форме с использованием ФГИС ЕГРН.
Настоящий Приказ вступает в силу с момента признания утратившим силу аналогичного Приказа Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу.
Росреестр: подписан закон, позволяющий реализовать «дачную амнистию» в границах приаэродромной территории
Информация Росреестра «Президент подписал закон, позволяющий регистрировать бытовую недвижимость на приаэродромных территориях»
В настоящее время строительство любого объекта вблизи аэродрома осуществляется при наличии санитарно-эпидемиологического заключения и согласования Росавиации. Если объекты построены без указанных согласований, то они фактически признаются самовольными и их могут снести.
Вместе с тем, такие объекты с учетом их параметров, в целом не создают угрозу безопасности воздушных полетов.
Информацию о том, установлена приаэродромная территория или нет, а также дату принятия решения о ее установлении, граждане могут уточнить в Росавиации.
Кроме того, в Росреестре можно получить выписку об объекте недвижимости, которая покажет, расположен ли земельный участок в границах приаэродромной территории.
Также с такими сведениями можно ознакомиться, запросив выписку из ИСОГД у органа местного самоуправления.
В случае если приаэродромная территория уже установлена, использовать такие земельные участки и расположенные на них объекты можно только с учетом установленных ограничений. Соответствующие сведения подлежат внесению в ЕГРН.
В соответствии с законом снос таких объектов не допускается, если они были построены до установления приаэродромной территории.
СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Взыскание долгов за счет средств в банке: Верховный суд обобщил практику
Обзор судебной практики разрешения судами споров, связанных с принудительным исполнением требований исполнительных документов банками и иными кредитными организациями (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.06.2021)
Какие документы должен представить взыскатель? Как исчисляются сроки при предъявлении исполнительного листа? В каких случаях банк может отказать во взыскании долга? Ответы на эти и другие вопросы в новом обзоре ВС РФ.
Верховным Судом РФ подготовлен пятый в 2021 году обзор практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека
Обзор практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека N 5 (2021) (подготовлен Верховным Судом РФ)
Обзор включает в себя практику Европейского Суда по правам человека в сфере:
- административно-правовых отношений (в частности, вопросы обеспечения права лица на свободу и личную неприкосновенность в ходе осуществления процедуры депортации (выдворения);
- уголовно-процессуальных отношений (защита права лица не подвергаться пыткам, жестокому и унижающему человеческое достоинство обращению в аспекте непроведения эффективного расследования).
Отмечается, что в целях эффективной защиты прав и свобод человека судам необходимо при рассмотрении административных, гражданских дел, дел по разрешению экономических споров, уголовных и иных дел учитывать правовые позиции, сформулированные межгосударственными органами по защите прав и свобод человека.
Наши фирменные материалы
Если документ отсутствует в вашем комплекте СПС КонсультантПлюс,
его можно заказать через сервис «Линия консультаций»
Тел.: +7(831) 418-58-74, e-mail: hotline@inform.plus