Закреплен статус электронных перевозочных документов и порядок их применения
Федеральный закон от 02.07.2021 N 336-ФЗ «О внесении изменений в статью 31 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федеральный закон «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»
К электронным перевозочным документам относятся электронная транспортная накладная, электронный заказ-наряд, электронная сопроводительная ведомость.
Информационная система электронных перевозочных документов представляет собой информационную систему, обеспечивающую обмен электронными перевозочными документами и сведениями, содержащимися в них, между участниками информационного взаимодействия, а также направление операторами информационных систем электронных перевозочных документов таких документов и сведений, содержащихся в них, в государственную информационную систему электронных перевозочных документов.
Участниками информационного взаимодействия являются грузоотправитель, перевозчик, грузополучатель, фрахтователь, фрахтовщик, которые заключили с оператором информационной системы электронных перевозочных документов соглашение об электронном документообороте перевозочных документов.
Обмен электронными перевозочными документами и сведениями, содержащимися в них, между участниками информационного взаимодействия, а также направление таких документов и сведений, содержащихся в них, в государственную информационную систему электронных перевозочных документов осуществляется посредством использования информационных систем электронных перевозочных документов. Порядок обмена такими документами и сведениями, содержащимися в них, и порядок направления таких документов и сведений, содержащихся в них, устанавливаются Правительством РФ.
Технические требования к информационным системам электронных перевозочных документов устанавливаются Правительством РФ.
Порядок доступа органов государственной власти РФ и операторов информационных систем электронных перевозочных документов к информации, содержащейся в государственной информационной системе электронных перевозочных документов, устанавливается Правительством РФ.
Перечень видов информации, представляемой в государственную информационную систему электронных перевозочных документов, условия, порядок, сроки и форматы представления такой информации определяются Правительством РФ.
Законом регламентируется перечень требований, которым должен соответствовать оператор информационной системы электронных перевозочных документов, и перечень возлагаемых на него обязанностей.
Предусматривается, что формирование электронных перевозочных документов, обмен такими документами и сведениями, содержащимися в них, между участниками информационного взаимодействия и передача таких документов и сведений, содержащихся в них, в государственную информационную систему электронных перевозочных документов посредством использования информационных систем электронных перевозочных документов, операторы которых не включены в реестр операторов информационных систем электронных перевозочных документов, не допускаются.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, обеспечивает доступность реестра операторов информационных систем электронных перевозочных документов для ознакомления с ним неопределенному кругу лиц посредством размещения указанного реестра на своем официальном сайте в сети «Интернет».
Кроме того, Законом определено, что движение по автомобильным дорогам транспортных средств органов федеральной службы безопасности, а также специальных транспортных средств, оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов и используемых для осуществления деятельности пожарной охраны, аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований в целях оперативного реагирования, предупреждения чрезвычайных ситуаций и для ликвидации их последствий, осуществляется без специальных разрешений, и организуется в порядке, установленном Правительством РФ.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.
С 1 июля 2021 г. вступило в силу новое Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности
Постановление Правительства РФ от 29.06.2021 N 1051 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»
Контроль (надзор) осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта.
Объекты контроля (надзора) относятся к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям: чрезвычайно высокий риск; высокий риск; средний риск; низкий риск.
Контроль (надзор) осуществляется посредством проведения следующих мероприятий: инспекционный визит; рейдовый осмотр; документарная проверка; выездная проверка.
Срок проведения выездной проверки устанавливается в следующих пределах: в отношении малого предприятия — 50 часов; в отношении микропредприятия — 15 часов; в отношении иных контролируемых лиц — 10 рабочих дней.
Признано утратившим силу аналогичное Постановление Правительства РФ от 04.10.2013 N 880.
Утверждено положение о порядке организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения
Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1101 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области безопасности дорожного движения и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»
Предметом федерального надзора в области безопасности дорожного движения являются:
- соблюдение обязательных требований в области безопасности дорожного движения:
- к содержанию дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов и линий городского наземного электрического транспорта, влияющих на безопасность дорожного движения;
- к проведению строительных работ (за исключением требований, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного строительного надзора), ремонтных и иных работ, осуществлению деятельности, оказывающих влияние на безопасность дорожного движения;
- к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения и иных элементов обустройства автомобильных дорог;
- к конструкции и техническому состоянию находящихся в эксплуатации транспортных средств, прицепов к ним и предметов их дополнительного оборудования, а также к изменению конструкции зарегистрированных в установленном порядке автомототранспортных средств и прицепов к ним;
- к перевозкам пассажиров и грузов, эксплуатации транспортных средств (за исключением обязательных требований, соблюдение которых отнесено к предмету федерального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве, регионального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве, муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве и не связано с совершением дорожно-транспортного происшествия, повлекшего причинение вреда жизни и (или) здоровью человека);
- соблюдение операторами технического осмотра обязательных требований к проведению технического осмотра транспортных средств, установленных правилами проведения технического осмотра транспортных средств;
- соблюдение специализированными организациями, участвующими в государственной регистрации транспортных средств, обязательных требований к таким организациям, установленных Федеральным законом «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и порядком государственной регистрации транспортных средств;
- соблюдение изготовителями государственных регистрационных знаков транспортных средств обязательных требований к изготовлению государственных регистрационных знаков транспортных средств, установленных Федеральным законом «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», порядком изготовления государственных регистрационных знаков транспортных средств и правилами учета, хранения и выдачи государственных регистрационных знаков транспортных средств;
- соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов.
Положением установлены, в числе прочего, уполномоченные органы и должностные лица, уполномоченные на осуществление федерального надзора, порядок отнесения объектов федерального надзора к определенной категории риска, порядок проведения плановых контрольных надзорных мероприятий в отношении объектов федерального надзора в зависимости от присвоенной категории риска, виды профилактических мероприятий.
В приложениях приведены:
- перечень технических регламентов и документов по стандартизации, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного контроля (надзора);
- критерии отнесения объектов федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения к категории риска причинения вреда (ущерба).
Вступило в силу Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве
Постановление Правительства РФ от 29.06.2021 N 1043 «О федеральном государственном контроле (надзоре) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве» (вместе с «Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве»)
Предметом надзора является соблюдение, в том числе: лицензионных требований к деятельности по перевозке пассажиров и иных лиц автобусами; обязательных требований к перевозкам опасных и скоропортящихся грузов; обязательных требований к осуществлению проезда по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, движения тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств (весового и габаритного контроля) и др.
Надзор осуществляется Ространснадзором и территориальными органами этой Службы.
Объекты надзора относятся к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба): высокий риск; значительный риск; средний риск; низкий риск.
С учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения контролируемыми лицами требований объекты надзора относятся к группам тяжести «А», «Б», «В», «Г».
Надзор осуществляется посредством проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий: контрольная закупка; выборочный контроль; инспекционный визит; рейдовый осмотр; документарная проверка; выездная проверка; выездное обследование.
Выездная проверка проводится в срок, не превышающий 10 календарных дней.
Признаны утратившими силу отдельные акты Правительства РФ (их положения), регулирующие аналогичные правоотношения.
С 1 марта 2022 г. вступают в силу новые требования к парковкам автотранспорта для коммерческих перевозок и перевозок для собственных нужд
Приказ Минтранса России от 16.03.2021 N 84 «Об утверждении Требований к парковкам (парковочным местам) для обеспечения стоянки транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющим перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями) на праве собственности или ином законном основании, в границах городских поселений, городских округов, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по возвращении из рейса и окончании смены водителя»
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями), обязаны, в том числе, обеспечивать стоянку транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, в границах городских поселений, муниципальных округов, городских округов, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по возвращении из рейса и окончании смены водителя на парковках (парковочных местах), соответствующих установленным требованиям.
В частности, такие парковки (парковочные места) должны быть:
- освещены в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктами 7.5.1.15 и 7.5.1.16 «СП 52.13330.2016 Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95*», в случае их размещения вне здания или сооружения в темное время суток;
- обозначены и оборудованы техническими средствами организации дорожного движения в соответствии с проектами организации дорожного движения.
Приказ действует до 1 сентября 2027 г.
Закреплен порядок установления международных маршрутов регулярных перевозок и допуска российских и иностранных перевозчиков к их осуществлению
Федеральный закон от 02.07.2021 N 337-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 6 Федерального закона «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» и Федеральный закон «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Международный маршрут регулярных перевозок осуществляется в границах Российской Федерации и в границах одного или нескольких иностранных государств.
Согласование установления или изменения международного маршрута регулярных перевозок осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти:
- по предложению российского перевозчика, имеющего намерение осуществлять или осуществляющего регулярные перевозки по такому маршруту;
- по предложению компетентного органа иностранного государства, в котором зарегистрирован иностранный перевозчик, имеющий намерение осуществлять или осуществляющий регулярные перевозки по такому маршруту.
Намерения российских и (или) иностранных перевозчиков совместно осуществлять регулярные перевозки по международному маршруту регулярных перевозок подтверждаются соглашением (иным документом), заключенным в произвольной письменной форме.
Согласование установления или изменения международного маршрута регулярных перевозок, в отношении которого предлагается преимущественная (более пятидесяти процентов от общего числа рейсов) перевозка одним или несколькими иностранными перевозчиками, допускается при условии, что по результатам подбора российского перевозчика не выявлены российские перевозчики, имеющие намерение суммарно осуществлять не менее пятидесяти процентов от общего числа рейсов по такому маршруту.
В случае, если устанавливаемый или изменяемый международный маршрут регулярных перевозок предусматривает посадку и высадку пассажиров на промежуточных остановочных пунктах, расположенных на территории Российской Федерации, согласование установления или изменения такого маршрута допускается при условии, что в состав перевозчиков, осуществляющих регулярные перевозки по такому маршруту, включены один или несколько российских перевозчиков, для которых расписанием предусмотрено выполнение в совокупности рейсов в количестве не менее равной доли каждого из государств, перевозчики которых указаны в расписании.
Законом определены, в числе прочего, перечни документов, прилагаемых к заявлению об установлении международного маршрута регулярных перевозок, перечни документов, прилагаемых к заявлению об изменении международного маршрута регулярных перевозок, порядок рассмотрения заявления об установлении или изменении международного маршрута регулярных перевозок, основания для отказа в согласовании или изменении международного маршрута регулярных перевозок.
Установление международного маршрута регулярных перевозок согласовывается на срок до пяти лет.
Тарифы на перевозку пассажиров и провоз багажа по международным маршрутам регулярных перевозок устанавливаются перевозчиками, которым выданы карты международного маршрута регулярных перевозок. Карты международного маршрута регулярных перевозок оформляются для каждого перевозчика.
Количество карт международного маршрута регулярных перевозок, выдаваемое российскому перевозчику, определяется исходя из максимального количества транспортных средств каждого класса, предусмотренного в отношении данного маршрута реестром международных маршрутов регулярных перевозок, и резервного количества транспортных средств каждого класса, которое допускается использовать при необходимости замены транспортных средств в процессе регулярных перевозок.
Государственный контроль за осуществлением регулярных пассажирских международных автомобильных перевозок по территории Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения», если иное не установлено иными федеральными законами.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.
Наши фирменные материалы
Если документ отсутствует в вашем комплекте СПС КонсультантПлюс,
его можно заказать через сервис «Линия консультаций»
Тел.: +7(831) 418-58-74, e-mail: hotline@inform.plus