Определен порядок принятия решений о нераспространении положений пункта 15 статьи 241 БК РФ на бюджетные инвестиции
Постановление Правительства РФ от 28.06.2023 N 1058
Согласно Бюджетному кодексу указанные выше российские юрлица не вправе являться получателями предусмотренных статьями 78, 78.1, 78.3 и 78.4 БК РФ субсидий и статьей 80 БК РФ бюджетных инвестиций, если иное не предусмотрено законодательством РФ.
Решения о неприменении данных положений БК РФ принимаются совместно Министром финансов и Министром экономического развития на основании заявления и пакета документов, представленных российским юрлицом в госорганы, органы местного самоуправления или организации, являющиеся главными распорядителями бюджетных средств.
Актуализированы условия и порядок предоставления из федерального бюджета субсидий авиационным предприятиям
Постановление Правительства РФ от 29.06.2023 N 1075
Определены, в числе прочего, требования к получателям субсидии, перечень документов, представляемых ими в Росавиацию посредством системы «Электронный бюджет», порядок рассмотрения поступивших заявок, порядок расчета размера субсидии.
В приложениях приводятся формы: отчета о фактических затратах в связи с осуществлением поисково-спасательной операции; сведений из реестра полетов воздушных судов; отчета командира поисково-спасательного воздушного судна (владельца) о выполнении задания на полет.
Признается утратившим силу Постановление Правительства РФ от 28 августа 2021 г. N 1440, регулирующее аналогичные правоотношения.
Суд: если на момент оплаты учреждение действовало правомерно, расходы нельзя признать нецелевыми
Решение Арбитражного суда Архангельской области от 21.04.2023
По договору о целевом обучении учреждение перечисляло за счет субсидии ежемесячную выплату студенту. Тот прекратил обучение, но средства не вернул.
Контролеры сочли расходы нецелевыми. Субсидию предоставили на подготовку специалиста. Учреждение не достигло этого результата.
Суд не согласился с проверяющими:
— по договору учреждение обязано было платить суммы в период обучения. Значит, на момент перечисления денег оно действовало правомерно;
— после отчисления студента выплаты прекратили. Более того, к нему подали иск о взыскании потраченных средств;
— учреждение не виновато в том, что цели предоставления субсидии достичь не удалось. Это случилось из-за решения физлица.
Отметим, к аналогичному выводу в сходных ситуациях приходили Минфин и ВС РФ. В начале года мы сообщали о позиции АС Восточно-Сибирского округа, который указал: учреждение нельзя обвинять в нецелевых тратах, если их причиной стала просрочка поставщика.
Учет непроизведенных активов, впервые вовлекаемых в оборот: Минфин скорректировал Инструкцию N 157н
Приказ Минфина России от 27.04.2023 N 56н
Новшества Инструкции N 157н применяют для ресурсов недр, водных и других активов (исключение — земля). С 1 января 2025 года непроизведенные ресурсы, вовлеченные и впервые вовлекаемые в экономический или хозяйственный оборот, нужно будет учитывать по отраслевым стандартам. В них должны закрепить:
— порядок оценки будущих денежных поступлений, связанных с использованием непроизведенных активов, для формирования первоначальной стоимости объектов;
— порядок, по которому комиссия по поступлению и выбытию активов принимает решение о признании их в учете;
— даты признания и списания активов.
Непроизведенные активы, вовлеченные в оборот до 1 января 2025 года, надо учесть при формировании показателей бюджетной отчетности 2025 года операциями межотчетного периода.
Средний заработок для пособия по безработице: с 4 июля 2023 года действуют новые правила расчета
Постановление Правительства РФ от 24.06.2023 N 1026
Правительство утвердило новый порядок исчисления среднего заработка по последнему месту работы (службы). Действующие правила утратят силу (п. 3 постановления).
Для расчета среднего заработка учтут все выплаты по положению о средней зарплате, предусмотренные системой оплаты труда (п. 6 правил). Сейчас берут данные о выплатах, на которые начислены взносы на ОПС. Если в каком-то месяце нет дохода, на который начислены эти взносы, его исключают из расчетного периода.
По общему правилу средний заработок рассчитают за 3 календарных месяца, предшествующих календарному месяцу перед месяцем увольнения (п. 2 правил). Сейчас используют период из 3 месяцев до календарного квартала перед месяцем подачи заявления о содействии в поиске работы.
Если работник был на больничном и его доход оказался ниже доходов в другие периоды работы, расчетный период сдвинут с интервалом в 1 месяц. Смещение возможно в пределах 12 месяцев, предшествующих месяцу увольнения. Если нет 3 полностью отработанных месяцев в пределах года, для расчета возьмут 1 или 2 таких месяца (п. 3 правил).
КС РФ: оплату за сверхурочную работу надо считать с учетом компенсационных и стимулирующих выплат
Постановление Конституционного Суда РФ от 27.06.2023 N 35-П
Нормы ч. 1 ст. 152 ТК РФ суд признал неконституционными в той части, в которой они допускают оплату сверхурочной работы исходя лишь из тарифной ставки или оклада (должностного оклада) без компенсационных и стимулирующих выплат.
Федеральному законодателю поручено внести в ТК РФ изменения. Ему нужно предусмотреть конкретный порядок определения размера повышенной оплаты сверхурочной работы. Этот порядок должен обеспечить такую оплату в большем размере по сравнению с оплатой за аналогичную работу, выполняемую в пределах установленной длительности рабочего времени.
До внесения изменений труд привлеченного к сверхурочной работе сотрудника, зарплата которого кроме тарифной ставки или оклада (должностного оклада) включает компенсационные и стимулирующие выплаты, оплачивают так:
— время, отработанное в пределах длительности рабочего времени, — из расчета тарифной ставки или оклада (должностного оклада) с начислением всех допвыплат, предусмотренных системой оплаты труда. При этом работнику гарантируется зарплата в размере не ниже МРОТ без учета допвыплат за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных;
— время, отработанное сверхурочно, — сверх зарплаты работника за работу в пределах его длительности рабочего времени. Труд оплачивают из расчета полуторной (за первые 2 часа) либо двойной (за последующие часы) тарифной ставки или оклада (должностного оклада) с начислением всех компенсационных и стимулирующих выплат на одинарную ставку или оклад (должностной оклад).
Такие компенсационные и стимулирующие выплаты должны входить в систему оплаты труда.
Отметим, КС РФ еще в 2018 году в части оплаты труда гражданского персонала воинских частей указал, что двойная оплата за работу в выходной день включает компенсационные и стимулирующие выплаты.
В 2019 году этот же суд отмечал: труд за пределами рабочего времени (сверхурочная работа, работа в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни) надо оплачивать сверх МРОТ.
Пособие на погребение: СФР хочет обновить порядок возмещения расходов страхователя
На общественное обсуждение выставили проект порядка возмещения расходов страхователя на социальное пособие на погребение. По сравнению с действующими правилами изменения незначительные. Например, в рекомендуемых формах обоих заявлений убрали поле для кода подчиненности.
В основном порядок прежний. В частности, чтобы получить возмещение, нужно, как и сейчас, подать в фонд заявление и справку о смерти (п. 2 проекта порядка).
Напомним, страхователь выплачивает пособие на погребение в случае смерти работника или несовершеннолетнего члена семьи сотрудника.
Минфин: как быть с первичкой с персональными данными, если согласие на их обработку отозвали
Приказ Минфина России от 25.04.2023 N 54н
Субъект персональных данных, чьи данные есть в первичке, может отозвать согласие на обработку данных. В таком случае нет оснований прекращать их обработку для целей международных договоров РФ или закона при выполнении функций, полномочий и обязанностей оператора.
Ведомство учло позицию Минцифры.
Повышение МРОТ с 1 января 2024 года на 18,5%: Минтруд скоро подготовит поправки
Ведомство заявило, что в ближайшее время вынесет на общественное обсуждение проект, по которому МРОТ с 1 января 2024 года будет равен 19 242 руб. (как поручил президент).
Глава ведомства отметил, что с учетом будущего повышения за 3 года (с 2022 по 2024) МРОТ возрастет более чем в 1,5 раза — на 66,5%.
Напомним, с 1 января 2023 года МРОТ равен 16 242 руб.
Суд: НДС с аванса покупатель может восстановить только в периоде отгрузки
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 06.06.2023 N Ф04-2731/2023
При камеральной проверке декларации по НДС за I квартал налоговики установили, что общество не восстановило налог по перечисленным авансам, ранее принятый к вычету. Сделало оно это лишь в следующем налоговом периоде. Инспекция доначислила налог, пени и оштрафовала организацию.
Первая инстанция в действиях налогоплательщика нарушений не усмотрела. Апелляция и кассация решили иначе:
— основное условие для принятия продавцом к вычету налога, ранее уплаченного с аванса, — факт его зачета в счет отгрузки товаров. В этом случае соблюдается принцип «зеркальности», вытекающий из сущности косвенного налога;
— в силу этого же принципа обязанность покупателя восстанавливать НДС возникает в том периоде, в котором продавец отгрузил покупателю товары и у последнего возникло право на вычет в сумме из отгрузочного счета-фактуры.
Довод налогоплательщика о том, что он не мог идентифицировать платеж с отгрузкой по нумерации платежек, поскольку оплачивал через биржу, суды отклонили. При отражении в декларации информации о счетах-фактурах как полученных, так и выставленных, проставляют код вида операции. По этим кодам можно сопоставить счета-фактуры и суммы НДС, которые налогоплательщик принял к вычету (как по авансам, так и по отгрузке) и которые восстановил.
Сотрудник знал, что долга по зарплате нет, но работу не возобновил — суд поддержал увольнение
Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 25.05.2023 N 88-8942/2023
Специалист полагал, что ему недоплачивают, поэтому приостановил работу. Организация уведомила его, что перечислила зарплату полностью. Она также разъяснила, что нужно приступить к обязанностям, иначе за прогул может расторгнуть трудовой договор. Работу сотрудник не возобновил, и его уволили. Действия организации он оспорил.
Три инстанции сочли увольнение правомерным. Они удостоверили, что организации полностью расплачивалась с сотрудником. Оснований и уважительных причин отсутствовать на работе у него не было.
Отметим: в аналогичных ситуациях суды и ранее вставали на сторону организаций (например, 4-й КСОЮ).
ФНС взяла на вооружение практику высших судов за I квартал 2023 года
Письмо ФНС России от 31.05.2023 N БВ-4-7/6781
Служба подготовила обзор налоговых позиций КС РФ и ВС РФ. Ряд решений мы освещали в новостях, например:
— КС РФ указал, что обжалование решения (действий, бездействия) инспекции не препятствует их судебному оспариванию из-за пропуска 3-месячного срока на обращение в суд (п. 2 обзора);
— ВС РФ разрешил после перехода на ОСН уменьшить выручку на расходы, возникшие при УСН «доходы» (п. 7 обзора);
— ВС РФ подтвердил: налоговый агент подает расчет, даже если доходы от источников в РФ налогом не облагают (п. 8 обзора).
Налоговики обратили внимание и на другие выводы высших судов, среди которых такие:
— действия лиц, формально состоящие в получении необоснованного НДС из бюджета, можно классифицировать как хищение (п. 5 обзора);
— выводы о том, что отдельные помещения в нежилом здании нельзя рассматривать как офисные для исчисления налога на имущество, противоречат ст. 378.2 НК РФ (п. 9 обзора);
— нарушение правил наличных расчетов не является длящимся. Срок давности для наказания по нему — 2 месяца (п. 18 обзора).
Дисциплинарных мер за коррупционные нарушения при форс-мажоре не будет — проект прошел второе чтение
Проект Федерального закона N 1078992-7
Планируют скорректировать Закон о противодействии коррупции.
Новшества касаются ситуаций, когда из-за форс-мажора физлицо (п. 8 ст. 13 проекта):
— не выполнило обязанности по противодействию коррупции;
— не соблюдало антикоррупционные ограничения и запреты;
— нарушило требование предотвратить или урегулировать конфликт интересов.
Речь о чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельствах, которые не зависели от физлиц и которые невозможно было ни контролировать, ни преодолеть. Это, например, пожары, стихийные бедствия, массовые заболевания. Оценивать обстоятельства будет комиссия по соблюдению требований к служебному поведению госслужащих (муниципальных служащих). От ее решения зависит, освободят ли физлицо от дисциплинарной ответственности.
Чиновник должен в течение 3 рабочих дней со дня, когда ему стало известно об особых обстоятельствах, подать в комиссию уведомление, а также подтверждающие документы и информацию. Если форс-мажор мешает уложиться в срок, уведомление нужно подать не позднее 10 рабочих дней со дня его прекращения.
Устранить нарушения предстоит в течение месяца со дня, когда прекратится действие обстоятельств.
Подобные изменения внесут и в другие нормативные акты, например в законы:
— о госслужбе (ст. 10 проекта);
— муниципальной службе (ст. 12 проекта);
— службе в ОВД (ст. 17 проекта);
— прокуратуре (ст. 1 проекта);
— военной службе (ст. 6 проекта).
Планируют, что поправки вступят в силу с даты опубликования закона (ст. 31 проекта).
Наши фирменные материалы
Корреспонденция счетов
Новое в СПС КонсультантПлюс
Если документ отсутствует в вашем комплекте СПС КонсультантПлюс,
его можно заказать через сервис «Линия консультаций»
Тел.: +7(831) 418-58-74, e-mail: hotline@inform.plus