Внесены изменения в требования к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения
Постановление Правительства РФ от 18.03.2025 N 326 «
В частности, установлен порядок разработки предложений об актуализации системы мер по повышению надежности малонадежных и ненадежных систем теплоснабжения, определенных по итогам анализа и оценки надежности теплоснабжения в отношении территории соответствующего поселения, муниципального округа, городского округа, определен перечень сведений, включаемых в указанные предложения, установлен порядок представления исполнительным органом субъекта РФ итогов анализа и оценки надежности теплоснабжения на территории соответствующего поселения, муниципального округа, городского округа, уточнен порядок направления органом местного самоуправления, органом исполнительной власти городов федерального значения в уполномоченный федеральный орган проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения).
До конца 2026 года расчет пеней и штрафов за несвоевременную оплату ЖКУ будет осуществляться исходя из пониженной ключевой ставки Банка России
Постановление Правительства РФ от 18.03.2025 N 329
Правительство утвердило особенности регулирования жилищных отношений в 2025 — 2026 годах.
Согласно постановлению до 1 января 2027 года расчет пеней, штрафов, начисление процентов в случаях, в частности, несвоевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, взносов на капитальный ремонт и т.д., будет осуществляться исходя из минимального значения ключевой ставки Банка России из следующих значений: ключевой ставки, действующей по состоянию на 27 февраля 2022 г., и ключевой ставки, действующей на день фактической оплаты (на день исполнения обязательства, на день начисления процентов).
Минстроем дан ряд разъяснений по вопросам взимания с граждан платы за коммунальные услуги
Письмо Минстроя России от 17.03.2025 N 6938-ОГ/00
В частности, в письме отмечено следующее:
— частью 1 статьи 153 ЖК РФ установлена обязанность граждан и организаций своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Данная норма не предусматривает возможности возложения на собственника жилого помещения обязанности по оплате услуг, не оказанных либо оказанных без законных оснований;
— платежный документ не является офертой, поскольку содержит состав платежа за жилищно-коммунальные услуги для конкретного потребителя;
— действующим законодательством на исполнителей услуг не возлагается обязанность проставления в платежных документах на оплату жилищно-коммунальных услуг ни подписей должностных лиц, ни печати организации;
— юридическое лицо, которому в соответствии с ЖК РФ вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также его представитель вправе взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги как самостоятельно, так и с привлечением платежных агентов и банковских платежных агентов, при этом привлечение последних не является обязательным. В случае привлечения платежного агента платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов.
Разъяснены особенности применения на 2025 год дифференцированных по объемам потребления электрической энергии тарифов для населения
Письмо ФАС России от 28.02.2025 N ГМ/18229/25
Сообщается, в числе прочего, следующее:
перерасчет и последующее определение стоимости электрической энергии по диапазонам объемов потребления с учетом примененного сезонного коэффициента осуществляется в отношении оборудованных электроотопительными установками негазифицированных жилых и садовых домов, в том числе находящихся на земельных участках садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, при наличии зарегистрированного права собственности или иного предусмотренного законом права на указанные объекты;
при определении стоимости электрической энергии в отношении садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации применяют диапазоны объемов потребления, установленные для данной группы потребителей, за исключением тех жилых и (или) садовых домов, в отношении которых заключены договоры энергоснабжения между потребителем и гарантирующим поставщиком, энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией;
в целях проверки фактов газификации жилых (садовых) домов гарантирующие поставщики (энергосбытовые (энергоснабжающие) организации) могут обратиться в газораспределительные организации или органы местного самоуправления с запросом перечня жилых и садовых домов, подключенных к централизованной системе газоснабжения. Уполномоченным исполнительным органам субъектов РФ рекомендуется содействовать в предоставлении такой информации;
при выставлении счетов гарантирующими поставщиками, энергосбытовым (энергоснабжающим) организациям населению и приравненным потребителям, к объемам первого диапазона потребления электрической энергии применяется соответствующий тариф на электрическую энергию для первого диапазона. К объемам второго и третьего диапазонов потребления электрической энергии применяются соответствующие тарифы на электрическую энергию для второго и третьего диапазонов. Выставление поставщиками тарифа не соответствующего диапазона, а также применение тарифа второго и третьего диапазона ко всему объему потребления электрической энергии является нарушением действующего порядка ценообразования на розничном рынке электрической энергии и мощности.
Также отмечается, что к документам, подтверждающим отопление жилого (садового дома) с применением электроотопительной установки, могут быть отнесены, в частности:
технический паспорт жилого помещения;
проектная документация или иные документы технического учета, если в них отражен данный способ отопления;
технический паспорт на электроотопительную установку;
акт осмотра гарантирующего поставщика (энергосбытовой (энергоснабжающей) организации), с которым потребитель ведет расчеты, и (или) осмотром сетевой организации или осмотром представителя садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества (в отношении садовых участков (домов), расчеты за электрическую энергию (мощность) по которым ведутся с указанным товариществом);
иные документы, подтверждающие наличие соответствующего оборудования.
Разъяснены особенности управления многоквартирным домом, все помещения в котором принадлежат одному собственнику
Письмо Минстроя России от 03.03.2025 N 11824-ДН/04
Сообщается, в частности, следующее.
В случае если все помещения в МКД принадлежат одному собственнику, такой собственник на основании части 7 статьи 46 ЖК РФ единолично принимает решение о выборе способа управления МКД. Если в МКД более тридцати квартир, тогда выбор непосредственного управления МКД законом не допускается.
ЖК РФ не содержит запрета на создание ТСЖ лицом, которое является собственником всех помещений в МКД.
В случае если ТСЖ создано лицом, которое является собственником всех помещений в МКД, такое лицо единолично образует правление ТСЖ и является председателем правления ТСЖ, при этом указанное лицо обязано избрать ревизионную комиссию (ревизора), членом которой само это лицо являться не может. Отмечается, что ЖК РФ не содержит требования о выборе ревизионной комиссии (ревизора) ТСЖ исключительно из членов ТСЖ. Кроме того, в случае наличия у собственника всех помещений в МКД лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД созданное таким собственником ТСЖ не имеет права заключить договор управления МКД с этим собственником.
В случае выбора собственником всех помещений в МКД способа управления МКД управляющей организацией такой собственник в силу пункта 4.7 части 2 статьи 44 ЖК РФ имеет право выбрать управляющую организацию. Лицо, которое является собственником всех помещений в МКД, в случае выбора способа управления МКД управляющей организацией не имеет права выбрать в качестве управляющей организации самого себя, независимо от того, имеется ли у указанного лица лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД.
Таким образом, собственник всех помещений в МКД вправе принять единолично решение о выборе способа управления МКД, а определенное решением лицо, осуществляющее деятельность по управлению МКД, обязано размещать информацию в ГИС ЖКХ в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».
Даны разъяснения по вопросу размещения оператором связи сетей связи на объектах общего имущества в МКД
Письмо Минцифры России от 12.03.2025 N ДУ-П12-23759
Сообщается, в частности, что если размещенная в многоквартирном доме сеть связи функционально и (или) технически используется для оказания услуг связи по передаче данных и предоставлению доступа к сети «Интернет» абоненту-гражданину, являющемуся собственником помещения в многоквартирном доме или нанимателем жилого помещения в многоквартирном доме по договору социального найма и заключившему договор об оказании услуг связи, то в отношении ее размещения, эксплуатации и демонтажа действуют положения Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ «О связи» и Правил взаимодействия оператора связи и лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, при монтаже, эксплуатации и демонтаже сетей связи на объектах общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 августа 2024 г. N 1055, и решение общего собрания собственников не требуется и взимание платы за ее размещение не осуществляется.
При монтаже сети связи количество вводов в многоквартирный дом определяет оператор связи в соответствии с требованиями по проектированию сетей связи. Отсутствие возможности прокладки сети связи в существующих сооружениях не является препятствием для подготовки проекта монтажа сети связи иным способом и его согласования лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом.
В случаях, не предусмотренных вышеназванными нормами, монтаж сетей связи осуществляется в порядке, установленном общими положениями гражданского и жилищного законодательства.
Даны разъяснения по вопросу установки шлагбаума на проезде или проходе на земельном участке, находящемся непосредственно у МКД
Письмо Минстроя России от 04.03.2025 N 5620-ОГ/04
Сообщается, в частности, что для разрешения данного вопроса необходимо определить, входит ли земельный участок в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (далее — МКД) или указанный земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности публично-правового образования, на территории которого расположен МКД.
Установка шлагбаума на земельном участке, входящем в состав общего имущества в МКД, осуществляется по решению общего собрания собственников помещений в указанном МКД, при этом такое решение принято, если за него проголосовали собственники, обладающие не менее чем двумя третями голосов от общего числа голосов собственников помещений в МКД. Распоряжение земельным участком, не входящим в состав общего имущества МКД, в том числе принятие решений об установке на таком земельном участке шлагбаумов, не относится к компетенции общего собрания собственников помещений в МКД.
Отмечается, что жилищным законодательством не предусмотрена возможность определения общего имущества нескольких МКД, в том числе не допускается определение одного земельного участка, входящего в состав общего имущества двух или более МКД. Следовательно, если на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок, на котором расположены два или более МКД, такой земельный участок не входит в состав общего имущества собственников помещений в МКД и является собственностью публично-правового образования, на территории которого расположен указанный земельный участок.
Если земельный участок под одним МКД не образован, тогда земля под МКД находится в собственности соответствующего публично-правового образования. В указанном случае распоряжение земельным участком, в том числе установка шлагбаумов, предназначенных для ограничения проезда и (или) прохода на земельный участок, является правом уполномоченных органов соответствующего публично-правового образования.
Если документ отсутствует в вашем комплекте СПС КонсультантПлюс,
его можно заказать через сервис «Линия консультаций»
Тел.: +7(831) 261-77-72, e-mail:hotline@inform.plus