Проведен анализ законодательных изменений в сфере земли и недвижимости в I квартале 2025 года
Проанализированы положения, в том числе:
Федерального закона от 27.02.2025 N 10-ФЗ «О внесении изменений в статьи 21 и 70 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»;
постановления Правительства РФ от 29.01.2025 N 69 «Об утверждении Положения о порядке и критериях определения перечня кадастровых кварталов, на территориях которых предусматривается выполнение комплексных кадастровых работ федерального значения»;
постановления Правительства РФ от 19.02.2025 N 179 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 августа 2019 г. N 1080».
Росреестр сообщает об основных изменениях, связанных с организацией и осуществлением федерального государственного земельного контроля
Письмо Росреестра от 03.03.2025 N 11-1886-АБ/25
С 1 марта 2025 года вступили в силу изменения, предусмотренные Федеральным законом от 8 августа 2024 г. N 307-ФЗ, а также Федеральным законом от 26 декабря 2024 г. N 487-ФЗ.
В этой связи сообщается, в частности, о следующем:
определено понятие «освоение» и установлен срок начала использования земельных участков из состава земель населенных пунктов, садовых земельных участков и огородных земельных участков;
предусмотрена обязанность гражданина или юрлица, которому принадлежит здание или сооружение, расположенное на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, приобрести такой земельный участок в собственность или аренду;
введено требование об эксплуатации здания, сооружения в соответствии с целевым назначением и видом разрешенного использования земельного участка, на котором такое здание, сооружение расположено;
если для строительства и реконструкции объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения, эксплуатация таких объектов допускается после окончания их строительства, реконструкции и возникновения прав на них.
Обновлены требования к программам для ЭВМ, используемым операторами рекламных данных для учета рекламы в сети «Интернет»
Приказ Роскомнадзора от 25.03.2025 N 67
Признаются утратившими силу приказ Роскомнадзора от 11 апреля 2022 г. N 64, которым были установлены аналогичные требования, и изменяющий его акт.
Обновлены Требования к идентификатору рекламы
Приказ Роскомнадзора от 25.03.2025 N 68
Согласно документу идентификатор рекламы и (или) идентификатор социальной рекламы представляют собой уникальное цифровое обозначение, предназначенное для обеспечения прослеживаемости распространенной в сети «Интернет» рекламы и (или) социальной рекламы и учета информации о таких рекламе и (или) социальной рекламе.
Реализован Федеральный закон от 26.12.2024 N 479-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Утратившим силу признан аналогичный приказ Роскомнадзора от 30.11.2022 N 191.
Роскомнадзором актуализирован состав информации о распространенной в сети «Интернет» рекламе, доступ к которой вправе получить рекламодатель
Приказ Роскомнадзора от 31.03.2025 N 78
Документом также обновлен порядок получения доступа к указанной информации.
Признаны утратившими силу приказ Роскомнадзора от 11 апреля 2022 г. N 63 и изменяющие его акты.
Разработаны Методические указания по категорированию объектов критической информационной инфраструктуры
Документ предназначен для использования комиссиями, создаваемыми государственными органами, учреждениями, российскими юридическими лицами и/или индивидуальными предпринимателями, выполняющими функции (полномочия) или осуществляющими виды деятельности в сфере связи, которые имеют действующие лицензии на осуществление деятельности в сфере связи согласно Федеральному закону «О связи».
Методические указания детализируют и стандартизируют процедуру категорирования объектов критической информационной инфраструктуры, принадлежащих на праве собственности, аренды или на ином законном основании субъектам критической информационной инфраструктуры в сфере связи и используемых ими для осуществления видов деятельности в этой сфере, а именно возмездного оказания услуг электросвязи любому пользователю услуг связи на территории РФ на основании соответствующих лицензий.
Внесены изменения в перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении контроля в области защиты прав потребителей
Приказ Роспотребнадзора от 10.03.2025 N 171
В указанный перечень включены индикаторы, касающиеся наличия в ГИС МТ в течение календарного месяца сведений о реализации в объекте упакованной питьевой воды такой продукции, ранее выведенной из оборота или не введенной в оборот.
Кроме того, некоторые индикаторы признаны утратившими силу.
Обобщены наиболее распространенные причины, препятствующие осуществлению кадастрового учета и регистрации прав в отношении объектов недвижимости, расположенных в пределах более одного кадастрового округа, по итогам I квартала 2025 года
В документе приведены причины и основания приостановления (отказа) кадастрового учета и регистрации прав (в том числе в рамках осуществления единой учетно-регистрационной процедуры).
Росреестром даны разъяснения по некоторым вопросам подачи заявления о государственном кадастровом учете
Письмо Росреестра от 06.03.2025 N 14-2022-ТГ/25
В частности, разъяснено следующее:
с 1 сентября 2024 года представление в орган регистрации прав в целях государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав доверенности, выполненной в формате PDF и подписанной сертификатом УКЭП нотариуса, не допускается;
электронные образы документов, предусмотренные ч. 9 ст. 18 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», могут быть заверены УКЭП уполномоченного лица залогодателя или банка, поскольку орган регистрации прав самостоятельно запрашивает в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, учредительные документы юридического лица;
в случае, если стороной договора, являющегося основанием для государственной регистрации ипотеки, является физическое лицо (например, продавец/покупатель объекта недвижимости), положения ч. 1.6 ст. 18 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в части подачи заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых документов в электронном виде не подлежат применению. Заявление и документы могут быть представлены в орган регистрации прав любым способом, указанным в части 1 статьи 18 Закона N 218-ФЗ.
Даны разъяснения по вопросам уплаты государственной пошлины в случае подготовки межевого плана в виде одного документа в отношении нескольких земельных участков
Письмо Росреестра от 15.04.2025 N 13-00580/25
Сообщается, в частности, что государственная пошлина, подлежащая уплате в обозначенных в статье 43 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон N 218-ФЗ) случаях осуществления государственного кадастрового учета при уточнении границ земельных участков, взимается в отношении каждого объекта недвижимости, государственный кадастровый учет которого (в связи с его образованием или изменением сведений о нем) осуществляется на основании соответствующего заявления.
В этой связи при представлении в орган регистрации прав заявления об осуществлении государственного кадастрового учета образуемого земельного участка уплачивается государственная пошлина, установленная подпунктом 22.2 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ (в отношении каждого образуемого земельного участка), при представлении заявления об осуществлении государственного кадастрового учета в связи с изменением сведений о земельном участке (в связи с уточнением его границ в соответствии с частями 1, 2 или 2.1 статьи 43 Закона N 218-ФЗ), в том числе с целью исправления реестровой ошибки в содержащемся в ЕГРН описании местоположения границ такого земельного участка (в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 61 Закона N 218-ФЗ), подлежит уплате государственная пошлина, установленная подпунктом 22.3 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ (уплачивается в отношении каждого земельного участка, границы которого уточняются на основании такого заявления).
Вместе с тем в случае, предусмотренном частью 2 статьи 43 Закона N 218-ФЗ, изменение сведений о местоположении границ (частей границ) и площади смежных земельных участков осуществляется органом регистрации прав самостоятельно на основании имеющихся документов (документов, представленных в рамках государственного кадастрового учета в связи с уточнением местоположения границ основного земельного участка, имеющего общие части границ со смежными с ним участками или государственного кадастрового учета образуемого земельного участка, имеющего общие части границ со смежными с ним участками) без осуществления в отношении таких участков процедур государственного кадастрового учета в установленном порядке (без представления соответствующих заявлений в отношении указанных смежных земельных участков).
Таким образом, государственная пошлина за изменение органом регистрации прав в соответствии с частью 2 статьи 43 Закона N 218-ФЗ сведений о местоположении границ (частей границ) и площади смежных земельных участков не уплачивается.
Наши фирменные материалы
Новое в КонсультантПлюс
Если документ отсутствует в вашем комплекте СПС КонсультантПлюс,
его можно заказать через сервис «Линия консультаций»
Тел.: +7(831) 261-77-72, e-mail:hotline@inform.plus