Проведен анализ законодательных изменений в сфере земли и недвижимости за III квартал 2025 года
В режиме «было/стало» проанализированы положения в том числе:
Федерального закона от 31.07.2025 N 353-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»; Федерального закона от 31.07.2025 N 315-ФЗ «О внесении изменений в статью 225 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»; Федерального закона от 31.07.2025 N 344-ФЗ «О внесении изменений в статью 4 Федерального закона «О публично-правовой компании «Роскадастр» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
Постановления Правительства РФ от 04.08.2025 N 1165 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»;
приказа Росреестра от 01.07.2025 N П/0237/25 «Об утверждении Положения о порядке формирования и работы апелляционных комиссий по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, перечня и форм документов, подготавливаемых в результате их работы, формы заявления об обжаловании решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество».
Даны разъяснения по вопросу о необходимости нотариального удостоверения соглашений по разделу, объединению, перераспределению земельных участков
Письмо Росреестра от 16.09.2025 N 14-9397-ТГ/25
Речь идет о соглашениях, указанных в пункте 3 статьи 11.4, пункте 2 статьи 11.7, пункте 2 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ с учетом требований части 1.1 статьи 42 и части 2 статьи 54 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон N 218-ФЗ).
По мнению Росреестра, указанные соглашения не должны рассматриваться как сделки по отчуждению долей в праве общей долевой собственности на исходный участок применительно к статье 218 ГК, если в результате реализации соответствующего соглашения не происходит смена собственника доли в праве общей собственности (не изменяется состав участников общей долевой собственности), а на основании данного соглашения прекращается существование исходного участка в связи с образованием из него новых участков и возникает право общей долевой собственности тех же участников общей долевой собственности (включая несовершеннолетнего) на образуемые участки, то есть не происходит отчуждение долей (переход, передача прав на них) другому лицу (другим лицам).
При этом предлагается учитывать, что в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (далее — Закон N 48-ФЗ) опекой признается форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия.
В этой связи, исходя из положений части 2 статьи 54 Закона N 218-ФЗ, учитывая определение понятия «опека», приведенное в Законе N 48-ФЗ, требование об обязательном нотариальном удостоверении сделок, связанных с распоряжением недвижимым имуществом на условиях опеки, применимо к сделкам (в частности, к соглашениям, указанным в пункте 3 статьи 11.4, пункте 2 статьи 11.7, пункте 2 статьи 39.28 ЗК), заключаемым с лицами, не достигшими 14 лет, от имени которых действуют их родители либо опекуны, если такие лица остались без попечения родителей.
Даны разъяснения о приостановлении осуществления учетно-регистрационных действий
Письмо Росреестра от 01.08.2025 N 13-7726-АБ/25
Сообщается, в частности, что согласно пунктам 21.1 и 21.2 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон N 218-ФЗ) осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если в ЕГРН отсутствуют сведения о местоположении границ земельного участка, являющегося предметом договора, на основании которого осуществляются регистрационные действия, или на котором расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства (за исключением случаев, если такое сооружение является линейным объектом), в отношении которых осуществляются учетно-регистрационные действия.
Исходя из буквального содержания указанных положений Закона N 218-ФЗ, решение о приостановлении осуществления учетно-регистрационных действий следует принимать, если:
в ЕГРН отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ земельного участка (в виде замкнутого контура);
сведения о координатах характерных точек границ, содержащиеся в ЕГРН, определены в системе координат, отличной от системы координат, в соответствии с которой осуществляется ведение ЕГРН (вне зависимости от периода времени, в котором установлено местоположение границ объекта недвижимости, поскольку наличие в ЕГРН описания местоположения границ земельного участка в системе координат, отличной от системы координат, в которой осуществляется ведение ЕГРН, не позволяет соотнести расположение такого земельного участка как с расположением здания, сооружения или объекта незавершенного строительства, описание местоположение которых определено в системе координат, в которой осуществляется ведение ЕГРН, так и с границами других земельных участков).
В случае, если в ЕГРН сведения о местоположении границ земельных участков указаны в местной системе координат, в которой осуществляется ведение ЕГРН, но не соответствуют требованиям к точности определения координат характерных точек границ земельного участка, установленным приказом Росреестра от 23.10.2020 N П/0393, либо не указаны сведения о погрешности определения координат или погрешности определения площади земельного участка, основания для приостановления учетно-регистрационных действий по пунктам 21.1, 21.2 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ отсутствуют.
Даны разъяснения по вопросу необходимости нотариального удостоверения решения общего собрания участников ООО об увеличении уставного капитала общества
Письмо Минюста России от 30.06.2025 N 12-68689/25
Сообщается, что в соответствии с положениями статьи 17 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Федеральный закон N 14-ФЗ) факт принятия решения общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью об увеличении уставного капитала и состав участников общества, присутствовавших при принятии указанного решения, факт принятия решения единственным участником общества с ограниченной ответственностью об увеличении уставного капитала должны быть подтверждены путем нотариального удостоверения.
При этом следует учитывать, что проведение заседания общего собрания участников общества и результаты голосования на заседании, результаты заочного голосования подтверждаются протоколом об итогах проведения заседания или заочного голосования для принятия решений общим собранием участников общества (пункт 1 статьи 38.2 Федерального закона N 14-ФЗ), а в случае, если общество с ограниченной ответственностью состоит из одного участника, соответствующие решения принимаются таким участником единолично и оформляются письменно (статья 39 Федерального закона N 14-ФЗ).
В силу положений статей 103.10, 103.10-1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-I, регулирующих вопросы удостоверения решения органа (единственного участника) юридического лица, нотариус выдает свидетельство об удостоверении факта принятия решения органом (единственным участником) юридического лица.
Формы свидетельств об удостоверении факта принятия решения органа (единственного участника) юридического лица утверждены приказом Минюста России от 30.09.2020 N 226 и предусматривают, в частности, описание решений, факт принятия которых подтверждается нотариусом.
Законодательство РФ не содержит указаний на необходимость нотариального удостоверения протокола об итогах проведения заседания или заочного голосования для принятия решений общим собранием участников общества об увеличении уставного капитала общества с ограниченной ответственностью или письменного решения единственного участника общества с ограниченной ответственностью по данному вопросу.
Наши фирменные материалы
Новое в КонсультантПлюс
Если документ отсутствует в вашем комплекте СПС КонсультантПлюс,
его можно заказать через сервис «Линия консультаций»
Тел.: +7(831) 261-77-72, e-mail:hotline@inform.plus