Утверждены единые рекомендации по установлению на 2020 год систем оплаты труда работников организаций бюджетной сферы
Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2020 год (утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 24.12.2019, протокол N 11)
Рекомендации учитываются Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений и разработке законов и иных нормативных правовых актов по оплате труда указанных работников указанных учреждений.
Рекомендации также учитываются трехсторонними комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений, образованными в субъектах РФ и муниципальных образованиях, при подготовке соглашений и рекомендаций по организации оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений в 2020 году.
Новый МРОТ: кому нужно увеличить зарплату, больничные и детские пособия
Федеральный закон от 27.12.2019 N 463-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда»
С 1 января 2020 года МРОТ составляет 12 130 руб. (вместо прежних 11 280 руб.). Эта величина нужна для расчета зарплаты и пособий в отдельных случаях. Какие это случаи и что делать с выплатами, «переходящими» с 2019 на 2020 год, расскажем в нашем обзоре.
Оплата труда
С 2020 года минимальная зарплата сотрудников, которые отработали месячную норму рабочего времени, должна составлять следующие суммы.
Ситуация | Минимальный размер зарплаты |
Нет регионального соглашения о минимальной зарплате на 2020 год | 12 130 руб. |
Есть региональное соглашение, но им установлена минимальная зарплата меньше 12 130 руб. | 12 130 руб. |
Есть региональное соглашение, им предусмотрена минимальная зарплата 12 130 руб. и больше, организация не отказалась участвовать в соглашении | Согласно региональному соглашению |
Есть региональное соглашение, им предусмотрена минимальная зарплата больше 12 130 руб., но организация отказалась в нем участвовать | 12 130 руб. (с обязательным последующим повышением) |
Оплата «переходящих» больничных
Если работник заболел в 2019 году, а листок нетрудоспособности закрывает в 2020 году, повышение федерального МРОТ при расчете максимального пособия нужно учесть только в двух случаях:
- на дату открытия больничного страховой стаж меньше шести месяцев. Если дни болезни пришлись на несколько месяцев, пособие для каждого месяца считается отдельно;
- на больничном стоит отметка о нарушениирежима лечения, датированная 2020 годом. Ограничение размера пособия начинается со дня такого нарушения.
Пособие за день болезни в январе 2020 года определяется так. Посчитайте пособие за полный месяц исходя из фактического среднего заработка. Если оно меньше или равно 12 130 руб., платите как обычно. Если больше 12 130 руб., то пособие за один день болезни в январе — 391,29 руб. (12 130 руб. / 31 дн.).
Пример 1
В конце декабря 2019 года работник заболел, выписался в январе. Его стаж — 4 месяца. В расчетном периоде доход составил 24 560 руб.
Фактический средний дневной заработок = 33,64 руб. (24 560 руб. / 730). Средний заработок исходя из МРОТ на дату начала болезни составил 370,85 руб. (11 280 руб. х 24 / 730). Для расчета берется вторая величина, поскольку она больше.
Пособие за полный месяц в январе = 6 897,81 руб. (370,85 руб. х 60% х 31 дн.). Это меньше МРОТ. Поэтому максимальный размер пособия не ограничен. За день болезни в январе 2020 года сотрудник должен получить 222,51 руб. (370,85 руб. х 60%).
Пример 2
В конце декабря 2019 года заболел работник со стажем 4 года. 11 января больничный лист закрывают. На нем стоит отметка о том, что 7 января режим нарушен. В расчетном периоде доход работника:
- в 2017 году — 356 230 руб.;
- в 2018 году — 360 750 руб.
Фактический средний дневной заработок = 982,16 руб. ((356 230 руб. + 360 750 руб.) / 730).
Пособие за полный месяц в январе = 18 268,18 руб. (982,16 руб. х 60% х 31 дн.). Это больше МРОТ. Значит, с 7 по 11 января размер пособия составит 391,29 руб. в день.
Оплата больничных листков, которые открыты в 2020 году
В 2020 году новый федеральный МРОТ нужно учесть в тех же случаях: стаж работника меньше шести месяцев, работник нарушил режим лечения. Максимальный размер пособия для него за один день болезни в январе 2020 года — 391,29 руб.
Новый МРОТ также нужен при определении среднего заработка для расчета пособия. Если больничный открыт в 2020 году и при этом в расчетном периоде сотрудник ничего не зарабатывал или его средний заработок за месяц меньше 12 130 руб., средний дневной заработок равен 398,79 руб. (12 130 руб. х 24 / 730). Пособие за день болезни в 2020 году = 398,79 руб. х % оплаты больничного, который зависит от стажа.
Пример
Работник со стажем 4 года принесет больничный на 13–22 января 2020 года. В расчетном периоде он получил следующий доход:
- в 2018 году — 79 260 руб.;
- в 2019 году — 89 730 руб.
Средний дневной заработок = 231,49 руб. ((79 260 руб. + 89 730 руб.) / 730). Это меньше 398,79 руб. С учетом страхового стажа в 4 года за день болезни работнику нужно заплатить 239,27 руб. (398,79 руб. х 60%), а за весь период болезни — 2 392,7 руб. (239,27 руб. х 10 дн.).
Оплата отпуска по беременности и родам
Если сотрудница ушла в отпуск по беременности и родам в 2019 году, а закончится он в 2020 году, пособие за январь 2020 года и последующие месяцы надо платить в размере нового МРОТ (12 130 руб.), если ее страховой стаж меньше шести месяцев, а средний дневной заработок по МРОТ получился меньше, чем по факту.
По отпускам, которые начинаются в 2020 году, используйте новый МРОТ при расчете пособий в следующих ситуациях:
- страховой стаж сотрудницы в начале отпуска меньше шести месяцев. Посчитайте средний дневной заработок по фактическому заработку и по МРОТ. Если по МРОТ получилось больше, считайте пособие как обычно. Если меньше — по МРОТ;
- сотрудница со стажем от шести месяцев ничего не заработала за расчетный период либо ее средний дневной заработок за расчетный период 2018–2019 годов оказался меньше398,79 руб. (12 130 руб. х 24 / 730).
Минимальное пособие за 140 дней декрета — 55 830,6 руб. (398,79 руб. х 140 дн.).
Максимальное — 322 191,78 руб. Лимит увеличился из-за роста предельной базы по ВНиМ в расчетном периоде.
Оплата отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет
Для тех, кто к началу 2020 года находится в отпуске по уходу за ребенком, пересчитывать средний заработок и, соответственно, пособие не надо. Ведь расчет идет исходя из МРОТ, который действует в день рождения ребенка.
Новый МРОТ нужен для расчета пособий при наличии следующих обстоятельств:
- начало отпуска в 2020 году;
- сотрудница за расчетный период ничего не заработала либо ее средний дневной заработок, рассчитанный по МРОТ, оказался меньше, чем фактический.
Минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за первым ребенком составляет 4 852 руб. (12 130 руб. х 40%). На пособие по уходу за вторым ребенком и последующими детьми повышение МРОТ не влияет.
Максимальный размер пособия составляет 27 984,66 руб. Лимит увеличился из-за роста предельной базы по ВНиМ в расчетном периоде. Он касается и первого ребенка, и последующих детей.
Обратите внимание: пособие по уходу за ребенком в возрасте до трех лет (50 руб.) с 2020 года отменено. Но есть два исключения. Платить все равно надо, если:
- к 1 января 2020 года пособие уже было назначено;
- ребенок родилсядо 1 января 2020 года.
Казначейство станет контролировать финансово-бюджетную сферу по обновленным правилам
Постановление Правительства РФ от 24.12.2019 N 1795 «О внесении изменений в Правила осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере»
Правительство внесло изменения в Правила осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере. Они начнут действовать уже с 3 января.
В рамках контроля Казначейство сможет назначать экспертизы, необходимые для проведения проверок, ревизий и обследований. Кроме того, оно получит постоянный доступ к государственным и муниципальным информационным системам.
При отборе контрольных мероприятий критерий, имевший ранее максимальный приоритет, исключен. Речь идет о периоде свыше трех лет с момента проведения идентичного контрольного мероприятия.
Выездная проверка (ревизия) состоит в проведении контрольных действий, в ходе которых будет определяться, в частности, фактическое соответствие совершенных операций данным бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности и первичных документов.
Бизнес освободят от конкуренции с ГУП и МУП
Федеральный закон от 27.12.2019 N 485-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральный закон «О защите конкуренции»
Опубликован закон, по которому с 8 января будет запрещено создавать унитарные предприятия или менять их вид деятельности. Исключения предусмотрены, в частности:
- для обеспечения деятельности Минобороны и Росгвардии;
- работы в сферах естественных монополий, культуры, искусства, кинематографии, обращения с радиоактивными отходами;
- обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Остальные ГУП и МУП, которые на 8 января будут работать на конкурентных товарных рынках, потребуется ликвидировать или реорганизовать до 2025 года. Если учредитель этого не сделает, ликвидацией по иску антимонопольного органа займется суд.
Минфин скорректировал порядок формирования КБК
Приказ Минфина России от 25.11.2019 N 197н «О внесении изменений в Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуру и принципы назначения, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 8 июня 2018 г. N 132н»
Ведомство внесло очередные поправки в Порядок N 132н, который применяется начиная с составления и исполнения бюджетов на 2019 год (2019 год и плановый период). Рассмотрим основные нововведения.
Классификация расходов бюджетов
Появились новые основные мероприятия и направления расходов. Например, по целевой статье 15 7 00 00000 «Подпрограмма «Управленческие кадры» отражают расходы федерального бюджета на реализацию подпрограммы по основным мероприятиям, перечень которых хотят расширить. В него включили новое основное мероприятие 15 7 06 00000 «Основное мероприятие «Профессиональное развитие федеральных государственных гражданских служащих по приоритетным направлениям профессионального развития».
Расходы федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, увязываемые с программными (непрограммными) статьями целевых статей расходов этих бюджетов, дополнены новыми направлениями расходов, в частности следующими:
- 50080″Обеспечение развития системы межведомственного электронного взаимодействия на территориях субъектов Российской Федерации»;
- 5113F»Субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности субъектов Российской Федерации и (или) софинансирование мероприятий, не относящихся к капитальным вложениям в объекты государственной (муниципальной) собственности субъектов Российской Федерации за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации»;
- 55850″Обеспечение развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры объектов общеобразовательных организаций».
Расходы федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ на осуществление публичных нормативных выплат можно отражать по новым направлениям расходов.
Тексты отдельных направлений расходов дополнены или скорректированы.
Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов
На статью 710 «Увеличение внутренних долговых обязательств» аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов можно относить операции по увеличению долговых обязательств бюджетных и автономных учреждений, а на статью 810 «Уменьшение внутренних долговых обязательств» — операции по погашению таких обязательств.
Приложения к Порядку N 132н
Приложения тоже скорректированы. Так, приложения 1 и 2 дополнены новыми КБК. Отдельные коды переименованы.
Приложение 6 к Порядку дополнено целевыми статьями. Некоторые целевые статьи переименованы или утрачивают силу.
В приложении 8 отдельные КБК изложены в новой редакции. Кроме того, некоторые КБК в него добавлены.
Как организациям бюджетной сферы, участвующим в пилотном проекте ФСС, применять КБК в 2020 году
Письмо Минфина России от 26.12.2019 N 02-05-10/102478 «О применении кодов бюджетной классификации в 2020 году страхователями — государственными (муниципальными) органами, учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами, зарегистрированными в территориальных органах Фонда социального страхования Российской Федерации, находящихся на территории субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 N 294»
Минфин выпустил письмо, в котором пояснил порядок учета страхователями расходов на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма, санаторно-курортное лечение работников-«вредников», выплату пособия на погребение и оплату дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами.
Расходы на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников-«вредников»
Приобретение за счет собственных средств товаров, работ и услуг страхователь отражает по КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» в увязке со статьями (соответствующими подстатьями) КОСГУ:
- 220″Оплата работ, услуг»;
- 267″Социальные компенсации персоналу в натуральной форме» (в части расходов на приобретение путевок на санаторно-курортное лечение работников);
- 310″Увеличение стоимости основных средств»;
- 340″Увеличение стоимости материальных запасов».
Поступление от ФСС возмещения указанных расходов следует признать по соответствующим подстатьям и элементам доходов кода вида доходов бюджетов 000 1 13 02990 00 0000 130 «Прочие доходы от компенсации затрат государства», увязанного с подстатьей 134 «Доходы от компенсации затрат» КОСГУ.
Предполагается, что в дальнейшем данные доходы будут учитываться по новой подстатье КОСГУ 139 «Доходы от возмещений затрат Фондом социального страхования Российской Федерации».
Расходы на выплату социального пособия на погребение, оплату четырех дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами
Данные социальные расходы следует отражать по КВР 119 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений», 129 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты денежного содержания и иные выплаты работникам государственных (муниципальных) органов», 149 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам государственных внебюджетных фондов», увязанным с подстатьей 213 «Начисления на выплаты по оплате труда» КОСГУ.
Возмещение в текущем финансовом году указанных расходов, произведенных в том же финансовом году, следует учесть по тем же КБК, по которым была произведена кассовая выплата, и классифицировать как ее восстановление.
Следует отметить, что в 2019 году страхователи, осуществляющие свою деятельность на территории субъектов — участников пилотного проекта, отражали расходы на предупредительные меры и социальные расходы по тем КБК, по которым были доведены ЛБО на соответствующие выплаты главными распорядителями средств соответствующего бюджета.
Суд: выявив ошибки в бухучете, УФК должно доказать их значимое влияние на достоверность отчетности
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 05.12.2019 N Ф07-11657/2019 по делу N А26-11214/2018
Казначейство провело выездную проверку учреждения. Проверяющих интересовало, как учреждение соблюдает условия предоставления и использования средств федерального бюджета. Они установили, что учреждение приобрело полисы ОСАГО (срок действия — один год) и неисключительные лицензионные права на программу. Данные затраты были списаны на расходы текущего финансового года на счет 40120.
По мнению проверяющих, расходы на страхование транспортных средств и на приобретение неисключительных лицензионных прав, предполагающих использование в течение нескольких отчетных периодов, нужно было учесть в составе расходов будущих периодов на счете 40150. В результате учреждение не отразило сальдо на 1 января следующего года. Это нарушение повлекло искажение бюджетной отчетности.
Вместе с тем апелляционный суд отметил: казначейство не указало, к каким нарушениям бюджетного законодательства привели допущенные учреждением ошибки при формировании и отражении операций на конкретных счетах бухучета.
Кассация согласилась с позицией нижестоящих судов. Казначейство не доказало, что выявленные нарушения повлияли на экономические решения учредителей учреждения либо показатели оценки исполнения учреждением условий получения бюджетных средств существенно повлияли на достоверность бухотчетности.
Минфин России проинформировал об изменениях формирования источников доходов РФ
Письмо Минфина России от 25.12.2019 N 23-06-07/101887 «О реализации норм статей 47.1 и 184.2 Бюджетного кодекса РФ»
Изменения, внесенные в Правила формирования и ведения перечня источников доходов РФ, предусматривают конкретизацию порядка и ролей участников формирования, ведения и проверки перечня источников доходов.
Однородные по основаниям возникновения источники доходов, по которым установлены одинаковые нормативы отчислений в бюджеты, в Перечне объединены в группы источников доходов.
Перечень формируется в ГИИС «Электронный бюджет» и предусматривает создание двух видов групп для источников доходов, поступающих в бюджеты субъектов РФ.
Группы, относящиеся к конкретным субъектам РФ и включающие все источники доходов, необходимо создать субъектам РФ в соответствии с рекомендациями Минфина России.
Руководство пользователя, а также ответы на часто задаваемые вопросы по формированию информации в Перечне находятся в системе «Электронный бюджет» «Меню/Техническая поддержка/Часто задаваемые вопросы/Ведение перечня источников доходов».
Заполнение госслужащими справок о доходах за отчетный 2019 год
Письмо Минтруда России от 27.12.2019 N 18-2/10/В-11200 «Методические рекомендации по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2020 году (за отчетный 2019 год)»
Представление сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера является обязанностью лица, предусмотренной антикоррупционным законодательством.
В Рекомендациях приведен перечень лиц, обязанных представлять сведения, порядок и сроки их представления. Определен круг лиц (членов семьи), в отношении которых необходимо представить сведения, а также даны рекомендации по заполнению справки.
Форма справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера утверждена Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 г. N 460.
Разъяснения по применению КОСГУ в части оплаты труда и начислений на выплаты по оплате труда
Письмо Минфина России от 27.12.2019 N 02-08-10/102939 «О направлении Руководства по применению классификации операций сектора государственного управления»
Порядок применения классификации операций сектора государственного управления утвержден приказом Минфина России от 29 ноября 2017 г. N 209н.
Классификация предусматривает разграничение выплат физическим лицам (по группам выплат 210, 260, 290) на социальные и несоциальные, а также по форме, в которой они осуществляются (денежной или натуральной).
Выплаты относят к социальным, если они связаны с болезнью, утратой заработка или другими социальными рисками.
Несоциальными выплатами являются заработная плата, выплаты компенсаций за ущерб, в том числе по решению суда, либо добровольно.
Оплата труда представляет вознаграждение в денежной или натуральной форме, подлежащее выплате лицу в рамках отношения между работодателем и наемным работником.
В данную категорию входит:
- заработная плата (211);
- несоциальные выплаты персоналу, не отнесенные к заработной плате (212, 214);
- начисления на выплаты по оплате труда (213).
Если физлицо по условиям договора обязано выполнить одну конкретную задачу, это говорит о том, что отношение между работодателем и работником не существует, а имеет место договорное отношение по оказанию услуги. Любые такие суммы отражаются как использование (оплата) работ и услуг (220).
Наши фирменные материалы
Если документ отсутствует в вашем комплекте СПС Консультант Плюс,
его можно заказать через сервис «Линия консультаций»
Тел.: 418-58-74, e-mail: hotline@inform.plus