Казначейство обновило контрольные соотношения для отчетности организаций бюджетной сферы
Контрольные соотношения к показателям бухгалтерской отчетности по состоянию на 16.01.2020
Контрольные соотношения к показателям бюджетной отчетности по состоянию на 16.01.2020
Ведомство на своем сайте разместило контрольные соотношения к показателям отчетности, скорректированные по состоянию на 16 января 2020 года. Для удобства работы все новшества внесены в документы в режиме правки. Изменения касаются, в частности:
- отчета об обязательствах (ф. 0503128, ф. 0503738);
- нового отчета о принятых обязательствах по нацпроектам (ф. 0503128-НП, ф. 0503738-НП);
- баланса (ф. 0503130, ф. 0503730);
- отчета о финрезультатах (ф. 0503121, ф. 0503721)
- сведений по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169, ф. 0503769);
- сведений об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503173, ф. 0503773);
- справки по заключению счетов учета (ф. 0503110, ф. 0503710).
Информация об исключенных формах отчетов удалена из контрольных соотношений.
Определен единый порядок проведения испытания для госслужащих федорганов исполнительной власти
Постановление Правительства РФ от 15.01.2020 N 9 «Об утверждении единой методики прохождения испытания на государственной гражданской службе Российской Федерации в федеральных органах исполнительной власти»
С 24 января федеральные органы исполнительной власти должны применять единый подход, организуя для госслужащих прохождение испытания. Условие об испытании включается в служебный контракт. Рассмотрим подробнее особенности проведения испытания и оформления его результатов.
Как проводить испытание
Кадровая служба вместе с непосредственным руководителем делают следующее:
- знакомят испытуемого с документами, регламентирующими деятельность госоргана, его структурой и функциями подразделений;
- представляют госслужащего коллективу;
- консультируют его по вопросам, связанным с исполнением должностных обязанностей;
- организуют наставничество (при необходимости).
Непосредственный руководитель испытуемого должен:
- скоординировать деятельность служащего так, чтобы по результатам исполняемых поручений можно было всесторонне оценить его знания и умения, профессиональные и личностные качества;
- регулярно проводить собеседования с испытуемым и его наставником (если есть), чтобы оценить профессиональную деятельность служащего.
Сам госслужащий в период испытания должен вести учет результатов исполнения должностных обязанностей в специальной таблице. Если в госоргане используется система автоматического учета поручений, заполнять таблицу не нужно.
Как оформить итоги проведения испытания
Непосредственный руководитель (его заместитель) не позднее чем за 14 рабочих дней до окончания срока испытания служащего должен подготовить отзыв (проект отзыва) о результатах испытания по утвержденной форме. Замечания по подготовленным служащим проектам документов (если есть) приводятся в отзыве.
К нему могут прилагаться:
- таблица (кроме случаев, когда используется система автоматического учета поручений);
- отзыв о результатах наставничества (если осуществлялось).
Не позднее следующего рабочего дня после составления отзыва необходимо под подпись ознакомить с ним госслужащего, передать копию. Испытуемый в течение двух рабочих дней после ознакомления вправе направить представителю нанимателя заявление о своем несогласии с отзывом или пояснительную записку.
Руководитель должен передать отзыв в кадровую службу не позднее чем за 10 рабочих дней до истечения срока испытания.
Если служащий выдержал испытание, в отзыв можно включить рекомендацию направить его на мероприятия по профразвитию.
Если же испытание не пройдено, в отзыве нужно указать соответствующие причины. Кадровая служба не позднее чем через три рабочих дня после получения отзыва о неудовлетворительном результате испытания направляет его вместе с приложенными документами представителю нанимателя. Последний вправе расторгнуть контракт со служащим, предупредив его об этом (с указанием причин) в письменной форме под подпись не позднее чем за три дня до истечения срока испытания.
Отказ служащего ознакомиться с отзывом и уведомлением о неудовлетворительном результате испытания или получить копию отзыва следует зафиксировать в акте об отказе.
Служащий может расторгнуть контракт по собственному желанию, предупредив представителя нанимателя не позднее чем за три дня до истечения срока испытания.
Споры с финорганами о выплатах работникам за счет бюджетных средств
Приказ Минфина России от 10.12.2019 N 218н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 28 февраля 2018 г. N 34н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Непроизведенные активы»
Учреждения часто сталкиваются с тем, что контролеры квалифицируют выплаты работникам как нарушение бюджетного законодательства. Нередко проверяющие делают выводы о нецелевом характере расходов, относимых к оплате труда. Мы отобрали решения судов за 2019 год, о которых писали в новостях.
Нецелевое и неэффективное использование средств на оплату труда
Большое количество споров касалось правомерности использования средств бюджета. Отметим следующие выводы судов:
- за счет субсидии нельзя производить доплату по должности, которой нет в штатном расписании, даже если выплата закреплена в трудовом договоре;
- доплаты уборщикам за работу с моющими и чистящими средствами, а также за «некомфортный труд» — уборку санузлов считаются неэффективным использованием средств, предоставленных на муниципальное задание;
- если на момент премирования не был разработан механизм оценки работы сотрудников, это не означает, что бюджетные средства неправомерно использованы на выплату премий;
- средства субсидии на муниципальное задание школа может использовать на выплаты учителям за непедагогические работы (организация защиты прав детей, работа с семьями опекаемых, художественно-оформительская работа и др.);
- расходы на оплату договоров ГПХ по обязанностям, которые должны выполнять штатные работники, признают неэффективным использованием субсидии, если штатная должность не вакантна. При наличии вакантной должности использование средств бюджета на оплату услуг внештатника правомерно, если в обязанности других сотрудников данная работа не входит;
- выплату премий к юбилейным датам не признают неправомерным использованием средств, если они выплачены за фактически отработанное время, зависят от личного вклада работника в деятельность учреждения, связаны с оказанием услуг (выполнением работ), включенных в госзадание. Кроме того, расходы на оплату труда не должны превышать показателей, которые установлены планом ФХД и согласованы учредителем.
В прошедшем году судам неоднократно приходилось разбираться в вопросе о том, каким работникам образовательных учреждений можно платить зарплату из средств регионального бюджета. Можно отметить такие выводы:
- средства субсидии, выделенной на госзадание из бюджета субъекта РФ, нельзя тратить на зарплату сотрудникам столовой;
- неправомерно выплачивать из средств регионального бюджета зарплату работникам, которые непосредственно не реализуют образовательный процесс (например, кладовщик, сторож, машинист котельной). Оплата их труда должна финансироваться из местного бюджета;
- труд повара на правах завпроизводством, повара, кухонного рабочего, завпроизводством столовой, заведующего столовой, рабочего по кухне, водителя автобуса не должен оплачиваться за счет субвенций региона. В то же время такие должности, как бухгалтер, уборщик служебных помещений, замдиректора по безопасности, программист, специалист по кадрам, можно финансировать за счет бюджета субъекта РФ, поскольку их функции непосредственно связаны с образовательным процессом. Кассация согласилась с указанными выводами нижестоящих судов в этой части.
Нецелевое и неэффективное использование средств на командировки
Отметим три наиболее важных вывода:
- оплату командировочных расходов в случае, когда работник заключил договор на обучение от своего имени, нельзя признать нецелевым использованием бюджетных средств, если не было спора о составе этих расходов;
- даже если сотрудник госоргана отправился в командировку без вызова вышестоящего органа, это не означает, что субвенция необоснованно потрачена на поездку. В судебном споре госорган смог доказать, что командировка была объективно необходима;
- приобретение невозвратных билетов не является неправомерным расходованием средств бюджета, если невозможность использовать авиабилет или вернуть деньги по нему не обусловлена действиями либо бездействием учреждения. Апелляционный суд установил, что невозвратный авиабилет был приобретен при отсутствии альтернативных тарифных планов. Это подтверждено справками ПАО «Аэрофлот». Кассация согласилась с выводом нижестоящего суда.
Нарушение коллективного договора
Учреждение рассчитало стимулирующие выплаты работникам с нарушением коллективного договора. Суды посчитали, что в данном случае контролеры не могут выдавать предписание за нарушение данного договора, поскольку такие нарушения не имеют отношения к бюджетному законодательству.
Еще один стандарт по бухучету для организаций бюджетной сферы отложили на год
Минфин опубликовал приказ, вносящий изменения в ФСБУ для организаций бюджетной сферы «Непроизведенные активы». Основное изменение касается срока начала применения стандарта. Его откладывают на год. Использовать новые правила учреждениям нужно будет при ведении бюджетного и бухгалтерского учета с 1 января 2021 года и составлении отчетности начиная с отчетности 2021 года.
Кроме того, закрепили правила отражения централизованной бухгалтерией объектов НПА, которые не приносят экономических выгод и не имеют полезного потенциала. Такие объекты отражаются на забалансовых счетах рабочего плана счетов централизованного бухучета, утвержденного в рамках единой учетной политики при централизации.
Приказ с изменениями вступает в силу 28 января.
Организовывать ВФА нужно по новому стандарту
Приказ Минфина России от 18.12.2019 N 237н «Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита»
С 21 января вступает в силу очередной федеральный стандарт ВФА. В нем приведены основания для организации ВФА, порядок его проведения, установлены правила передачи полномочий по осуществлению ВФА. Стандарт должны использовать должностные лица главных администраторов (администраторов) бюджетных средств.
Основания для организации ВФА
Принять решение об организации ВФА должен руководитель главного администратора (администратора) бюджетных средств. Основанием организации ВФА будет одно из следующих решений:
- создать субъект ВФА. При этом издается соответствующий приказ или распоряжение;
- самостоятельно осуществлять ВФА (упрощенный ВФА). В данном случае вносятся изменения в должностной регламент (должностную инструкцию) руководителя;
- передать полномочия по ВФА другим лицам. Для этого оформляется документ о согласовании передачи полномочий.
Создание субъекта ВФА
При образовании субъекта ВФА важно, чтобы соблюдались следующие требования:
- у субъекта ВФА должно быть достаточно ресурсов для осуществления аудита (трудовых, временных, материальных, финансовых и других, которые способны повлиять на планирование и проведение аудиторских мероприятий);
- руководитель субъекта ВФА должен подчиняться руководителю главного администратора (администратора) бюджетных средств;
- организация деятельности субъектом ВФА должна проводиться с учетом принципов ВФА, в том числе принципом функциональной независимости.
Для проведения ВФА на основании принципа функциональной независимости необходимо, чтобы должностные лица (работники) субъекта ВФА:
- имели возможность беспрепятственно проводить ВФА, в том числе подготавливать заключение по итогам аудиторских мероприятий;
- в течение текущего и отчетного финансового года не принимали участие в организации (обеспечении выполнения), выполнении бюджетных процедур или составляющих их операций (действий), которые являются объектами ВФА;
- не имели родства или свойства с субъектами бюджетных процедур, а также конфликта интересов.
Субъектом ВФА может быть как отдельное структурное подразделение главного администратора (администратора) бюджетных средств, так и уполномоченное должностное лицо главного администратора (администратора) бюджетных средств.
При реализации решения об образовании субъекта ВФА главный администратор (администратор) бюджетных средств издает ведомственный (внутренний) акт. В нем могут быть положения, определяющие особенности применения федеральных стандартов ВФА, например, при составлении и утверждении плана проведения аудиторских мероприятий.
Упрощенный ВФА
Решение об упрощенном осуществлении ВФА принимается при одновременном соблюдении следующих требований:
- отсутствует возможность создать субъект ВФА;
- нет возможности передать полномочия по осуществлению ВФА;
- руководитель главного администратора (администратора) бюджетных средств проводит операции (действия) по выполнению бюджетных процедур;
- отсутствуют подведомственные администраторы бюджетных средств;
- отсутствуют подведомственные бюджетные, автономные учреждения и ГУП (МУП).
При упрощенном осуществлении ВФА руководитель главного администратора (администратора) бюджетных средств принимает на себя и единолично отвечает за результаты выполнения бюджетных процедур. Также он самостоятельно выполняет действия, направленные на достижение целей осуществления ВФА, в частности:
- организует и осуществляет внутренний финансовый контроль;
- решает задачи ВФА, направленные на совершенствование внутреннего финансового контроля;
- решает задачи ВФА, направленные на повышение качества финансового менеджмента.
Передача полномочий по ВФА
Полномочия по осуществлению ВФА могут быть переданы в следующих случаях:
- отсутствует возможность или необходимость образования субъекта ВФА;
- нет возможности вести ВФА упрощенно;
- есть решение руководителя главного администратора (администратора) бюджетных средств о необходимости передать полномочия по осуществлению ВФА в связи с выявленными нарушениями при исполнении бюджетных полномочий, в том числе полномочий по осуществлению ВФА.
Порядок передачи полномочий подробно разобран в стандарте.
Сроки представления отчетов (ф. 0503128-НП, ф. 0503738-НП) о принятии и исполнении бюджетных обязательств в ходе реализации нацпроектов
Письмо Казначейства России от 16.01.2020 N 07-04-05/08-520 «О формировании ф. 0503128-НП и 0503738-НП за 2019 год»
Периодичность представления Отчетов (ф. 0503128-НП, ф. 0503738-НП) — ежемесячная.
Формирование данных Отчетов по состоянию на 1 января 2020 года осуществляется в подсистеме учета и отчетности ГИИС «Электронный бюджет» в составе комплекта годовой отчетности.
Срок представления сводного Отчета (ф. 0503128-НП) ГРБС — 28 января 2020 года.
В целях проведения камеральной проверки Отчетов (ф. 0503128-НП, ф. 0503738-НП) за 2019 год необходимо обеспечить их представление в ПУиО ГИИС «Электронный бюджет» в срок не позднее 5 рабочих дней, предшествующих сроку представления сводного Отчета (ф. 0503128-НП, 0503738-НП) ГРБС.
Наши фирменные материалы
Что почитать?
Если документ отсутствует в вашем комплекте СПС Консультант Плюс,
его можно заказать через сервис «Линия консультаций»
Тел.: 418-58-74, e-mail: hotline@inform.plus