Как изменится административная ответственность за нарушения в закупках по законам N 44-ФЗ и N 223-ФЗ
Проект «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
Проект Федерального закона «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Процессуального кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»
Обзор: «Как изменится административная ответственность за нарушения в закупках по законам N 44-ФЗ и N 223-ФЗ» (КонсультантПлюс, 2020)
В проекте КоАП нормы о правонарушениях в закупках по законам N 44-ФЗ и N 223-ФЗ выделили в отдельную главу. Часть правонарушений обобщили, из-за чего снизились штрафы за ряд деяний, которые сейчас выделены в специальный состав. Для некоторых нарушений предусмотрели возможность заменить штраф предупреждением.
Административная ответственность за нарушения в госзаказе
Чем будут грозить неверный выбор способа закупки и нарушения в согласовании закупки
Здесь обошлось без радикальных перемен. Часть 1 ст. 28.1 проекта нового КоАП объединила все случаи неправильного выбора способа закупки. При этом вместо конкретной суммы штрафа предусмотрели диапазон: в новой редакции он составит от 30 тыс. до 50 тыс. руб.
Та же ответственность наступит в случае проведения закупки у единственного поставщика без согласования, если оно было необходимо, или в ситуации, когда закупку согласовали с нарушениями.
Как будут штрафовать за нарушение сроков и порядка размещения и направления сведений в госзакупках
Если нарушить срок размещения или направления информации и документов, предусмотренный Законом N 44-ФЗ, должностных лиц смогут оштрафовать на сумму от 5 тыс. до 15 тыс. руб., юрлиц — от 30 тыс. до 50 тыс. руб. Для должностных лиц предусмотрят возможность обойтись предупреждением. Аналогичным образом накажут за размещение или направление сведений в случаях, когда по Закону N 44-ФЗ этого делать было не нужно.
За нарушение порядка размещения или направления сведений, предусмотренных Законом N 44-ФЗ, должностным лицам придется заплатить штраф на сумму от 10 тыс. до 20 тыс. руб., а юрлицам — от 30 тыс. до 50 тыс. руб. Такие же санкции установят за неразмещение (ненаправление) нужных данных.
Размер штрафа за перечисленные нарушения будет зависеть не от способа закупки и продолжительности просрочки (как сейчас), а от того, повлияло ли нарушение на срок подачи заявок или срок отмены определения поставщика. Если сократится срок подачи заявок или нарушится срок отмены закупки, штраф для должностных лиц будет выше: 30 тыс. руб.
Как накажут за ошибки в формировании документов о закупке
Должностных лиц смогут оштрафовать на сумму от 3 тыс. до 10 тыс. руб. за следующие нарушения:
- положения в документах о закупке, нарушающие Закон N 44-ФЗ, или отсутствие нужных положений;
- несоблюдение порядка формирования таких документов;
- нарушение сроков их формирования;
- несоблюдение требований к содержанию этих документов.
За эти нарушения по проекту предусмотрено и альтернативное наказание — предупреждение.
Ответственность будет строже, если в результате перечисленных действий неправомерно отклонили заявку или ее было невозможно подать, а также если победителя закупки определили с нарушениями. В таком случае штраф составит 1% от НМЦК, но не менее 10 тыс. руб. и не более 50 тыс. руб.
Полагаем, что в понятие «документы о закупке» в проекте нового КоАП входит не только документация о закупке, но и другие документы, предусмотренные Законом N 44-ФЗ, например план-график, протоколы комиссий. Специальные нормы, устанавливающие ответственность за формирование этих документов с нарушениями, в проекте отсутствуют.
Как члены комиссии ответят за нарушения
Ответственность членов комиссии за решения, принятые с нарушением Закона N 44-ФЗ, а также за несоблюдение порядка вскрытия конвертов с заявками, сделают одинаковой для всех видов закупок. Она составит 1% от НМЦК, но не менее 5 тыс. и не более 30 тыс. руб. Нарушителю смогут вынести предупреждение вместо назначения штрафа.
Как изменится ответственность за нарушение порядка и сроков возврата денежных средств
Планируют обобщить составы таких нарушений и убрать зависимость степени ответственности от продолжительности просрочки.
За нарушение правил возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки или исполнения контракта, должностное лицо предлагают штрафовать на сумму от 5 тыс. до 15 тыс. руб.
Какие положения останутся прежними
Не планируют менять ответственность за следующие нарушения:
- закупка у СМП и СОНКО в недостаточном объеме;
- ненаправление или несвоевременное направление сведений для включения в РНП или реестры контрактов, а также направление недостоверных сведений;
- нарушение порядка заключения контракта;
- нарушения порядка и срока оплаты по контракту.
Административная ответственность за нарушения в закупках по Закону N 223-ФЗ
Какие появятся новые поводы для штрафов
Проект нового КоАП предусматривает больше составов правонарушений для закупок по Закону N 223-ФЗ. В основном они сравнимы с аналогичными по госзакупкам.
Так, должностных лиц собираются штрафовать за следующие нарушения:
- недостаточный объем закупок у СМСП;
- ненаправление или несвоевременное направление сведений для включения в реестр договоров, а также предоставление недостоверных сведений;
- нарушение сроков и порядка заключения договора;
- отказ от заключения договора с нарушением требований Закона N 223-ФЗ;
- нарушение срока и порядка оплаты по договору, в т.ч. неисполнение обязанности по авансированию.
Как изменятся действующие положения
Штрафовать предлагают за любой неверный выбор способа закупки, а не только за непроведение электронной процедуры, если она была предусмотрена Законом N 223-ФЗ.
В отношении размещения или направления сведений нарушением признают любое несоблюдение установленного порядка, а не только неразмещение (ненаправление) и нарушение сроков. В эту категорию отнесли и нарушение сроков размещения изменений, которые вносятся в положения о закупках. Таким образом, штраф для должностного лица за подобное нарушение будет меньше: от 2 тыс. до 5 тыс. руб.
Кроме того, разработчики предусмотрели более строгое наказание для случаев, когда из-за перечисленных ошибок сократится срок подачи заявок или будет нарушен срок отмены закупки. В этом случае штраф для должностного лица составит 30 тыс. руб.
Когда ждать изменений
В проекте вводного закона указано, что вступление в силу нового КоАП запланировано на 1 января 2021 года. Публичное обсуждение проекта продлится до 27 февраля.
УФАС разъяснило, когда в госконтракте можно указать не такие характеристики товара, как в заявке
Решение Кировского УФАС России от 25.09.2019 N 043/06/83.12-551/2019
Победитель электронного аукциона на поставку картриджей для принтера пожаловался на то, что проект контракта, направленный ему для подписания, содержал данные о товаре, которые не соответствовали заявке.
Заказчик пояснил, что он закупал оригинальные расходные материалы и требовал от участников согласия на поставку продукции определенного товарного знака.
Заявитель выполнил это требование, однако дополнительно привел свои характеристики товара. Несмотря на это, его признали победителем. В направленном проекте контракта были указаны данные из техзадания. Победитель с условиями не согласился и в протоколе разногласий указал сведения из заявки. Заказчик документ не принял.
Контрольный орган поддержал заказчика. Победителя правомерно допустили к закупке, поскольку он дал согласие на поставку товара. Кроме того, позднее он подписал контракт на условиях заказчика.
Жалоба признана необоснованной.
Нельзя увеличить срок получения банковской гарантии, разместив протокол разногласий к госконтракту
Определение Верховного Суда РФ от 20.01.2020 N 307-ЭС19-25951 по делу N А56-60081/2018
Победитель электронного аукциона не успел получить банковскую гарантию. В срок, установленный для подписания контракта, он разместил на электронной площадке протокол разногласий. В нем он уведомил заказчика, что направил документ, чтобы получить дополнительное время для согласования гарантии.
Победителя признали уклонившимся от заключения контракта.
Контрольный орган поддержал заказчика. Суды с ним согласились: в протоколе не указаны положения контракта, которые не соответствуют извещению и документации о закупке. Документ размещен, чтобы продлить срок согласования банковской гарантии. Необоснованные и не предусмотренные Законом N 44-ФЗ разногласия означают отказ победителя от заключения контракта на установленных условиях.
Верховный суд не стал пересматривать дело.
Утверждены порядок определения НМЦК и методика составления смет для «строительных» госзакупок
Приказ Минстроя России от 23.12.2019 N 841/пр
С 15 февраля будет действовать порядок определения НМЦК для госзакупок в сфере градостроительной деятельности, а также методика составления смет «строительных» контрактов. Рассмотрим основные моменты.
- Порядок определения НМЦК
В каких случаях будет применяться порядок
Его будут использовать при определении НМЦК (начальной цены единицы) и цены контракта с единственным поставщиком для закупок:
- проектных и (или) изыскательских работ;
- работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объектов капстроительства;
- работ по строительству некапитальных строений (сооружений);
- работ по сохранению объектов культурного наследия;
- услуг технического заказчика.
Следует учитывать, что объекты, в отношении которых будут выполняться работы, должны быть расположены на территории РФ.
Порядок не будет действовать, если предметом контракта являются работы:
- по территориальному планированию;
- проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капстроительства одновременно.
Кроме того, он не будет применяться к закупкам, извещения (приглашения) о которых размещены (направлены) до 15 февраля 2020 года.
Какие особенности будут учитывать при расчете
Особенности определения цены зависят от объекта закупки. Например, при одновременном приобретении нескольких видов подрядных проектных и (или) изыскательских работ нужно детализировать НМЦК по каждому виду.
При закупке работ, в частности, по строительству объектов капстроительства в расчет цены можно будет включить резерв средств на непредвиденные расходы. Он не должен превышать размер, предусмотренный сметной документацией по объекту.
Как нужно будет оформить расчет НМЦК
Результат расчета нужно будет оформить в виде протокола. В порядке приведены рекомендуемые формы расчета НМЦК, а также названного протокола.
- Методика составления смет «строительных» контрактов
В каких случаях будет применяться методика
Ею необходимо будет руководствоваться при заключении (изменении) контракта на строительство, реконструкцию объектов капстроительства.
По соглашению сторон контракта воспользоваться методикой можно и в иных случаях. Они перечислены в п. 2 методики и в п. 3 приказа. Например, это будет возможно при закупке работ по строительству некапитальных строений (сооружений).
Как будут формировать смету контракта
Смету контракта будут формировать на основании ее проекта, подробное содержание которого определено в разделе 6 порядка. Среди прочего должны быть определены виды работ и их стоимость.
При конкурентном способе закупки для каждого конструктивного решения и вида работ потребуется указать цены из проекта сметы, уменьшенные пропорционально снижению НМЦК участником закупки, с которым заключается контракт.
Рекомендуемый образец сметы контракта приведен в приложении N 1 к методике.
Когда и как будут корректировать смету
Предусмотрены случаи, когда смету придется скорректировать. Так, это будет необходимо, если в проектную документацию включат новые виды работ. Перерасчет в данном случае будет производиться по формуле, указанной в методике.
На какие ошибки госзаказчиков за последнее время обратила внимание ФАС
Обзор административной практики в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд (январь 2020 года)» (Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)
Обзор: «На какие ошибки госзаказчиков за последнее время обратила внимание ФАС» (КонсультантПлюс, 2020)
Среди распространенных ошибок, которые совершали заказчики в декабре 2019 года, антимонопольная служба выделила нарушения в части составления техзадания и документации. Расскажем о самых интересных случаях.
Требования к товару ограничили конкуренцию
Заказчик привел в техзадании конкретные стандарты и поддерживаемые алгоритмы сжатия аудио для закупаемого оборудования. Участник обратился в контрольный орган, так как установленные показатели соответствовали оборудованию только одного производителя.
Заказчик пояснил: такие характеристики оборудования необходимы для подключения к защищенной сети передачи данных, то есть связаны с его потребностью.
Контрольный орган выяснил, что отсутствие установленных параметров сжатия не повлечет невозможности совместить закупаемое оборудование с тем, что уже имеется. Заказчик не смог доказать обратное.
Не соблюдены правила нацрежима
Заказчик объявил закупку на поставку оборудования для проведения видео-конференц-связи. В объект закупки также входило программное обеспечение. В документации нужно было учесть правила применения запретов и ограничения допуска иностранных товаров, однако заказчик этого не сделал.
Во-первых, он не установил в документации запрет на допуск иностранного ПО и не разместил в ЕИС обоснование, почему его невозможно соблюсти. Во-вторых, в информационной карте он указал, что к закупке применяются ограничения и условия допуска, но не потребовал от участника документов, подтверждающих соответствие данному требованию.
Контрольный орган признал это нарушением.
Не установлено обеспечение гарантийных обязательств
Заказчик привел в проекте контракта гарантийные обязательства, однако не предусмотрел их обеспечения. Контрольный орган признал это административным нарушением.
Отметим, заказчики часто допускают подобную ошибку при составлении документации. Больше практики контрольных органов в части обеспечения гарантийных обязательств вы найдете в нашем обзоре.
Инструкция по заполнению заявок составлена с нарушениями
Участник закупки не понял из инструкции, какие характеристики товаров нужно указать в первой части заявки, и пожаловался в контрольный орган.
Заказчик определил, что должен указать участник, если значение параметра товара сопровождается словами «от» и «до», «от» или «до». Однако он не разъяснил в инструкции, что означает ряд обозначений, которые использовал в описании объекта закупки (например, слова «не уже» и символы «x», «/», «:», «-» «+»).
ФАС признала это административным правонарушением.
Если документ отсутствует в вашем комплекте СПС Консультант Плюс,
его можно заказать через сервис «Линия консультаций»
Тел.: 418-58-74, e-mail: hotline@inform.plus