ПРОЕКТ: Минфин предложил упростить процедуру госзакупок: обзор масштабного проекта поправок
Проект федерального закона
Обзор «Минфин предложил упростить процедуру госзакупок: обзор масштабного проекта поправок»
Подготовлен проект поправок к Закону N 44-ФЗ. Планируется сократить количество конкурентных способов закупок, определить новые случаи закупки у единственного поставщика, скорректировать правила направления сведений в РНП, а также изменить порядок подачи жалоб. Подробнее в нашем обзоре.
Конкурентные способы закупок
Исключаются следующие способы закупок: двухэтапные конкурсы, конкурсы с ограниченным участием, запросы предложений.
Конкурентными способами будут (стр. 11 проекта):
- конкурс (открытый и закрытый конкурсы, проводимые в электронной форме, закрытый конкурс);
- аукцион (электронный аукцион, закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме);
- запрос котировок в электронной форме.
Особенности конкурентных закупок
Новшества затронут, в частности, запрос котировок в электронной форме. Так, проводить его можно будет без ограничений по СГОЗ (стр. 14 проекта). Кроме того, при этом способе закупки необходимо будет требовать обеспечения заявки, если НМЦК превысит 1 млн руб. (стр. 67 проекта). Сейчас такая обязанность установлена только в отношении конкурсов и аукционов.
Проект снимает с заказчиков обязанность составлять документацию для проведения закупки открытыми конкурентными способами. Вся необходимая информация будет включаться в извещение о закупке, которое будет формироваться в ЕИС (стр. 37 проекта). Документацию потребуется составлять, например, при закрытом аукционе в электронной форме (стр. 150 проекта).
Преференции при заключении контракта с организацией инвалидов или учреждением (предприятием) УИС
По-прежнему будут применяться перечни товаров (работ, услуг), при закупках которых предоставляются преимущества.
При заключении контракта с организацией инвалидов или учреждением (предприятием) УИС нужно будет увеличить предложенную ими цену, цену за единицу товара (работы, услуги) на 15%, но не более чем до размера НМЦК (НЦЕ) (стр. 23, 24, 25 проекта). Сейчас такая величина может быть менее 15% (ч. 2 ст. 28 и ч. 3 ст. 29 Закона N 44-ФЗ).
Кроме того, будет запрещено закупать в рамках одной закупки товары (работы, услуги) из перечня и товары (работы, услуги), не входящие в него (стр. 24, 26 проекта).
Закупки у единственного поставщика
Таких закупок станет больше. Заключить контракт неконкурентным способом можно будет, в частности, при закупке здания по результатам торгов, проводимых в соответствии с земельным законодательством, законодательством об исполнительном производстве, о несостоятельности (банкротстве) (стр. 207 проекта).
Порядок исполнения контракта
При проведении электронных процедур (закрытых электронных процедур) формировать и подписывать документы о приемке нужно будет в электронной форме (стр. 208 проекта). Такая возможность уже сейчас реализована в ЕИС.
Порядок направления сведений в РНП
При проведении электронных процедур (закрытых электронных процедур) формировать обращение о включении сведений в РНП заказчики будут в электронной форме в ЕИС (стр. 228 проекта). В некоторых случаях сведения придется, как и раньше, направлять на бумажном носителе: например, при проведении закрытого конкурса или аукциона (стр. 229 проекта).
Перечень сведений для реестра скорректировали. Так, в него не потребуется включать информацию об основаниях и дате расторжения контракта по решению суда.
Обжалование нарушений
Порядок обжалования нарушений также предлагают изменить. В частности, планируют ввести электронную форму подачи жалобы при конкурентных и малых электронных закупках (стр. 234, 237 проекта). В некоторых случаях подавать жалобы придется по-прежнему в бумажной форме: например, при проведении закрытого конкурса или аукциона (стр. 243 проекта).
Кроме того, планируют скорректировать сведения, которые указываются в жалобе. Так, если проводится конкурентная закупка с НМЦК от 20 млн руб., заказчик будет требовать от участника, чтобы тот имел успешный опыт исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ. Его цена должна быть не менее 20% НМЦК. Предмет закупки не будет иметь значения. Потребуется установить это положение в случае, если заказчик не применял доптребований к участникам закупки (стр. 27 проекта). Если требование к опыту будет предусмотрено, при подаче жалобы понадобится указать номер реестровой записи контракта (стр. 239 проекта).
Планируется, что новшества начнут действовать с 1 января 2021 года (стр. 256 проекта). Общественное обсуждение проекта продлится до 2 марта 2020 года.
ПРОЕКТ: Для заказчиков по Закону N 223-ФЗ могут ввести штрафы за просрочку оплаты при закупке у СМСП
Проект Федерального закона N 902432-7
Правительство предлагает установить штрафы для заказчиков по Закону N 223-ФЗ при закупках у СМСП. Поправки к КоАП РФ внесены в Госдуму.
По проекту наказание грозит за нарушение срока оплаты товаров, работ, услуг по договору (его отдельному этапу). Должностные лица заплатят от 30 тыс. до 50 тыс. руб., а юрлица — от 50 тыс. до 100 тыс. руб.
Судебная практика по Закону N 44-ФЗ: обзор за 10–14 февраля
Нельзя указывать в техзадании конкретный состав средств дезинфекции
Определение Верховного Суда РФ от 23.01.2020 N 306-ЭС19-27343 по делу N А12-47043/2019
Заказчик закупал шесть дезинфицирующих средств для разных целей. В техзадании он установил требования к содержанию действующих веществ в каждом средстве.
УФАС и суды трех инстанций решили, что подобные требования избыточны. Все дезинфицирующие средства независимо от состава проходят регистрацию и сертификацию. Если средство сертифицировано, значит, оно априори отвечает своему назначению — уничтожать микробы и бактерии.
Заказчику не нужно приводить компонентный состав — требуется лишь указать область применения. В противном случае заказчик должен обосновать, почему ему нужны средства с конкретным процентным содержанием действующих веществ.
Верховный суд данное дело пересматривать отказался.
Можно требовать от участников аукциона указать количество товара
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29.11.2019 N Ф01-6133/2019 по делу N А17-1494/2019
Заказчик отклонил заявки трех участников, поскольку в них не приведено количество товара, который будет использоваться при выполнении работ.
УФАС посчитало данные действия нарушением. Количество товара не является его функциональной, технической, качественной или эксплуатационной характеристикой. Сам факт подачи заявки означает, что участник согласен поставить его в требуемом объеме.
Суды трех инстанций не согласились с антимонопольным органом и поддержали заказчика. Они указали, что заказчик вправе требовать указания такого показателя, как количество товара.
Отметим, что ФАС не в первый раз указывает на недопустимость требования приводить в заявке количество товара. Законность такого требования, скорее всего, придется отстаивать в суде.
При закупке услуг ОСАГО ответственность страховщика нужно установить по специальному закону
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 31.01.2020 N Ф02-6597/2019 по делу N А69-1339/2019 {КонсультантПлюс}
Размер ответственности нужно указать по Закону об ОСАГО, поскольку он носит специальный характер по отношению к Закону N 44-ФЗ. Мера ответственности страховщика по нему строже.
Нельзя допускать заявку, даже если производитель лекарств гарантирует, что удостоверение будет переоформлено
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 03.02.2020 N Ф10-6621/2019 по делу N А62-1659/2019
Участник аукциона на закупку лекарств включил в состав заявки недействующее регистрационное удостоверение. Вместе с ним приложил письмо производителя, в котором тот гарантировал, что предоставит удостоверение сразу после переоформления.
Суды двух инстанций посчитали действия заказчика, допустившего заявку, неправомерными: письмо производителя не может заменить регистрационное удостоверение.
С ними согласился и суд округа. Он также указал, что заказчик нарушил принцип равенства участников закупки. Другие заявки, в составе которых тоже были недействующие регистрационные удостоверения (но без письма производителя), заказчик отклонил.
Утверждены типовые условия госконтрактов на проектные и изыскательские работы
Приказ Минстроя России от 14.01.2020 N 10/пр
Типовые условия госконтрактов на проектные и (или) изыскательские работы нужно будет использовать, если одновременно соблюдены следующие условия:
- земельный участок, на котором проводятся работы, расположен на территории РФ;
- объектом закупки являются работы, отнесенные к кодам ОКПД2 71.12.12–71.1219.
Типовые условия не будут применяться при выполнении работ по сохранению объектов культурного наследия. Ограничений по НМЦК не установлено.
Приказ об утверждении типовых условий вступает в силу с 1 января 2021 года.
Напомним, руководствоваться типовыми условиями необходимо в отношении закупок, которые начинаются через 30 календарных дней после размещения условий в ЕИС.
ФАС указала, когда проводить повторную госзакупку незаконно
Решение ФАС России от 25.12.2019 по делу N 19/44/105/3599
Заказчик провел электронный аукцион. Однако его признали несостоявшимся. Заказчик объявил закупку повторно и разместил в ЕИС извещение о запросе предложений в электронной форме (далее – запрос предложений). Участник первоначальной процедуры пожаловался, что такие действия безосновательны.
Заказчик пояснил, что был вправе провести повторную закупку, поскольку единственная заявка участника электронного аукциона не соответствовала документации.
При рассмотрении жалобы выяснилось, что данная заявка была отклонена неправомерно.
Контрольный орган не нашел оснований для повторной закупки и предписал устранить нарушения.
Книги
Если документ отсутствует в вашем комплекте СПС Консультант Плюс,
его можно заказать через сервис «Линия консультаций»
Тел.: +7(831) 418-58-74, e-mail: hotline@inform.plus