Долгосрочные договоры отражайте по новому стандарту
Приказ Минфина России от 29.06.2018 N 145н (ред. от 16.12.2019) «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Долгосрочные договоры»
Письмо Минфина России от 28.10.2019 N 02-06-07/84752 «О Методических рекомендациях по применению СГС «Долгосрочные договоры» (вместе с «Методическими рекомендациями по применению федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Долгосрочные договоры»)
С 2020 года учреждения, которые оказывают услуги или выполняют работы по договорам, должны применять новый стандарт. В нем установлена обязанность начислять доходы в момент заключения длительных договоров. Введены особые правила учета для учреждений-стройподрядчиков.
На какие договоры распространяется стандарт
Применяйте стандарт при отражении договоров подряда и возмездного оказания услуг, срок действия которых превышает один год. Их признают долгосрочными.
Стандарт можно применять к договорам, не относящимся к долгосрочным, если период исполнения приходится на разные календарные годы. Какие из них вы будете учитывать по стандарту, определите в учетной политике. Например, это могут быть договоры на значительные суммы, которые вам нужно отразить в текущей отчетности для обеспечения полноты информации в ней.
Не учитывайте по стандарту договоры, в которых цена установлена за единицу услуги (работы) и не указано общее количество таких единиц. В данном случае нельзя заранее оценить сумму доходов. Она определяется только по итогам периода, зафиксированного в договоре.
Не используйте стандарт при отражении безвозмездно оказанных услуг и выполненных работ, в том числе по госзаданию (муниципальному заданию).
Как отражать долгосрочные договоры, за исключением договоров стройподряда
Доходы начисляйте по счету 0 401 40 131 при подписании договора. Можно сделать это немного позднее, главное успейте до конца календарного месяца, следующего за месяцем подписания договора.
Проводку отражайте на всю сумму, указанную в договоре. Вторым счетом в двойной записи выбирайте счет 0 205 31 56Х.
Ежемесячно в течение срока действия договора переносите доходы равными частями со счета 0 401 40 131 на счет 0 401 10 131.
Если учреждение оказывает услуги (выполняет работы) неравномерно, вы вправе предусмотреть в учетной политике другой порядок определения части дохода, ежемесячно переносимой на счет 0 401 10 131. Например, можно рассчитывать ее исходя из объема оказанных услуг (выполненных работ), который документально подтвердит на конец месяца подразделение, ответственное за исполнение договора.
Одновременно с отражением доходов по счету 0 401 10 131 начисляйте НДС по счету 0 303 04 731 (если услуги и работы облагаются этим налогом).
Учтите, что дата отражения дебиторской задолженности по счету 0 205 31 56Х может не совпасть с моментом возникновения права требовать от плательщика оплату по договору. А дата признания кредиторской задолженности по счету 0 303 04 731 не всегда совпадает с моментом определения налоговой базы. При таких отклонениях остатки по счетам расчетов не соответствуют реально возникшим в отношениях с контрагентами требованиям и обязательствам.
Чтобы контролировать состояние расчетов с контрагентами, рекомендуем ввести по счетам 0 205 31 000 и 0 303 04 000 собственную аналитику в отношении предстоящих требований и обязательств. Когда требования и обязательства возникнут, переводите суммы по счетам на аналитику, предусмотренную для наступивших расчетов.
Как учитывать договоры стройподряда
Доходы начисляйте по счету 0 401 10 138 не реже чем на конец каждого квартала. Их величину определяйте в сумме по договору, исчисленной пропорционально выполненным работам или осуществленным расходам из сводного сметного расчета. Объем выполненных работ рассчитывает подразделение, ответственное за исполнение договора.
В корреспонденции со счетом доходов признавайте дебиторскую задолженность по счету 0 205 38 56Х.
По мере завершения этапов работ (работ) уравнивайте величину доходов, определенную расчетным путем, с суммами, указанными в актах выполненных работ или других первичных документах. Необходимые операции отражайте в учете так:
- излишки списывайтесо счета 0 401 10 138 проводкой, обратной той, которой начисляли данные доходы;
- остатки дебиторской задолженности к предъявлению по счету 0 205 38 56Х переводитена счет 0 205 31 56Х;
- недостающие суммы доначисляйтепо счету 0 401 10 138 в корреспонденции со счетом 0 205 31 56Х.
НДС начисляйте и корректируйте по счету 0 303 04 000 одновременно с операциями по доходам.
В себестоимость включайте расходы по сводному сметному расчету, связанные с объемом работ, который выполнен в отчетном периоде. Затраты сверх сводного сметного расчета отражайте по счету 0 401 20 2ХХ «Расходы текущего финансового года». Суммы, истраченные в связи с предстоящими работами, учитывайте по счету 0 401 50 2ХХ «Расходы будущих периодов».
Доходы, себестоимость и расходы сверх сводного сметного расчета дополнительно отражайте на забалансовом счете 45 с соответствующей аналитикой.
До внесения изменений в инструкции к планам счетов недостающие счета — 0 205 38 000 и 45 — предусмотрите в учетной политике.
Как начать вести учет по новым правилам
Во входящих остатках на 1 января 2020 года отразите прошлогодние договоры, которые продолжают действовать в текущем году и на которые распространяется действие стандарта.
Суммы учтите в следующих размерах:
- доходы по счету 0 401 10 131 — в объеме услуг, оказанных по договору на конец 2019 года;
- доходы будущих периодов по счету 0 401 40 131 — в объеме услуг, которые предстоит оказать на начало 2020 года до окончания срока договора;
- дебиторскую задолженность по счету 0 205 31 56Х — в объеме доходов, начисленных по счетам 0 401 10 131 и 0 401 40 131 согласно первым двум пунктам;
- НДС по счету 0 303 04 731 — в той величине, которая соответствует доходам, начисленным по счету 0 401 10 131 (по услугам, облагаемым этим налогом).
Объем оказанных услуг оцените тем же способом, который будете применять в течение 2020 года при определении величины дохода текущего периода.
В аналогичном порядке отразите суммы входящих остатков в отношении работ, за исключением выполняемых по договору стройподряда. По последнему входящие остатки по доходам учтите по счету 0 401 10 138, а по дебиторской задолженности — по счету 0 205 38 56Х. Положенные суммы начислите также по забалансовому счету 45.
В расчет не включайте доходы, которые вы уже отразили в учете до начала 2020 года. К ним относятся суммы, начисленные:
- по абонементам;
- по выполненным этапамработ (услуг);
- по договорам, в которых указаны этапы исполнения, но невозможно определить дату передачи результата выполненных работ (оказанных услуг).
Проводки по изменению входящих остатков отразите в межотчетном периоде в корреспонденции со счетом 0 401 30 000. Остатки по счету 0 401 10 13Х спишите на счет 0 401 30 000.
Сведения о судимости у лица, поступающего на муниципальную службу, не являются безусловно необходимыми для принятия данного лица
Постановление Конституционного Суда РФ от 13.02.2020 N 8-П «По делу о проверке конституционности пунктов 1 и 2 статьи 5 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки Н.Г. Малышевой»
Конституционный Суд РФ признал пункт 2 статьи 5 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» не противоречащим Конституции РФ в той мере, в какой содержащийся в нем принцип единства ограничений и обязательств при прохождении муниципальной службы и государственной гражданской службы по своему конституционно-правовому смыслу в системной связи с иными положениями этого Федерального закона не предполагает расторжения трудового договора за несоблюдение предусмотренных законом ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой, с муниципальным служащим, не указавшим при поступлении на муниципальную службу в анкете установленной формы сведения о судимости.
Конституционный Суд РФ, в частности, указал, что установленное пунктом 2 статьи 5 названного Федерального закона N 25-ФЗ единство ограничений и обязательств при прохождении муниципальной службы и государственной гражданской службы само по себе не предполагает их полного тождества, а значит, и автоматического распространения на муниципальных служащих такого связанного с государственной гражданской службой ограничения, как наличие у гражданина неснятой или непогашенной судимости, сведения о наличии либо отсутствии у лица, поступающего на муниципальную службу, судимости как таковые не могут повлиять на оценку соответствия его квалификационным требованиям, предусмотренным законом для замещения должностей муниципальной службы, а равно не являются безусловно необходимыми для выявления обстоятельств, препятствующих принятию данного лица на муниципальную службу.
Суды не нашли нарушений в том, что учреждение оплатило допработы за счет экономии денег по контракту
Определение Верховного Суда РФ от 05.02.2020 N 308-ЭС19-27013 по делу N А01-2679/2018
Учреждение обратилось в суд с заявлением о признании недействительным предписания казначейства. В нем было указано на нарушения бюджетного законодательства. Суды трех инстанций удовлетворили требования учреждения. ВС РФ отказался пересматривать дело.
Казначейство посчитало, что учреждение допустило нарушения при исполнении контракта. Оно оплатило допработы, не предусмотренные контрактом и аукционной документацией. Материалы, указанные в проектно-сметной документации, были заменены другими. Кроме того, без изменений в контракте были продлены сроки работ, не велась претензионная работа, не было контроля за тем, предоставил ли подрядчик обеспечение в связи с изменением сроков.
Суды установили, что при исполнении контракта образовалась экономия, которая была направлена на допработы. Они потребовались для комплексного завершения производственных объектов в соответствии с проектно-сметной документацией. Объем работ изменен в допустимых пределах. Техническая документация скорректирована для того, чтобы стороны не изменили, а лишь уточнили условия контракта. Корректировка была согласована с проектной организацией.
Кроме того, на основании новых технических решений стороны составили и подписали локальные сметные расчеты. Замена материалов была обоснована технической документацией, прошла госэкспертизу.
Что касается претензионной работы, суды нашли, что подрядчик добросовестно исполнял условия контракта. Он действительно не предоставил новых гарантий либо иного обеспечения. Вместе с тем по условиям контракта работы выполнялись поэтапно, по окончании каждого этапа стороны подписывали акты приема-передачи работ, производилась частичная оплата.
Суды сделали вывод: расходы учреждения на оплату работ без допсоглашения были направлены на их закупку для госнужд, создание и увеличение за счет бюджета стоимости госимущества, а также на исполнение обязательств по контракту в пределах ЛБО.
Наши фирменные материалы
Обзор: «Долгосрочные договоры отражайте по новому стандарту» (КонсультантПлюс, 2020)
Архив. Архив форм бюджетной отчетности для казенных учреждений (КонсультантПлюс)
Архив. Архив отчетности и форм по страховым взносам для учреждений (КонсультантПлюс)
Архив. Архив форм документов по лицевым счетам учреждений (КонсультантПлюс)
Архив. Архив отчетности и форм по НДФЛ для учреждения (КонсультантПлюс)
Архив. Архив форм бухгалтерской отчетности бюджетных (автономных) учреждений (КонсультантПлюс)
Архив. Архив образцов учетной политики учреждения (КонсультантПлюс)
Архив. Архив форм статистической отчетности учреждений (КонсультантПлюс)
Интересные статьи и книги
Если документ отсутствует в вашем комплекте СПС Консультант Плюс,
его можно заказать через сервис «Линия консультаций»
Тел.: +7(831) 418-58-74, e-mail: hotline@inform.plus