Неправильно оформленная доверенность не всегда помеха к участию в процессе
Постановление Верховного Суда РФ от 24.01.2020 N 71-АД19-11
Может ли вышестоящий суд признать доверенность некорректной, если суд первой инстанции не увидел в ней огрехов? На этот вопрос ответил Верховный суд, разбирая одно из недавних административных дел.
В отношении директора организации составили протокол по КоАП РФ и направили его мировому судье. В суде интересы директора по доверенности представлял один из сотрудников.
Директора оштрафовали, сотрудник на основании той же доверенности подал жалобу. Однако принять участие в процессе он не смог: суд посчитал, что доверенность оформлена ненадлежащим образом.
Верховный суд с таким подходом не согласился. Если защитника допустили к участию в производстве по делу об административном правонарушении, он вправе участвовать в пересмотре вынесенного судьей постановления. Отказывать в этом по мотиву неправильно оформленной доверенности нельзя.
Банк блокирует операции или онлайн-обслуживание: учиться на чужих ошибках поможет практика
В рамках «антиотмывочных» норм банки вправе отказывать в проведении подозрительных операций. Никто не застрахован и от внезапной приостановки дистанционного обслуживания. Какие выводы из практики могут быть полезны клиентам, расскажем в обзоре.
Банк молча блокирует операции
Представим ситуацию, когда банк отказывает в операции или приостанавливает доступ к интернет-банкингу, но не объясняет причины отказа и не запрашивает документы, которые могли бы снять подозрения. В таких случаях в судебной практике есть примеры решений в пользу клиентов. В частности, суды:
- указывали на то, что банк не дал клиенту реабилитировать его деятельность, вызвавшую подозрение;
- обязывали возобновить доступ к интернет-банкингу;
- признавали неправомерным приостановление онлайн-операций.
Вместе с тем ссылаться в суде лишь на то, что банк блокирует обслуживание без пояснений или запросов, — очень ненадежная стратегия.
Так, в ситуации, когда банк не пояснил причины отказа от совершения операций, АС Западно-Сибирского округа отметил, что отсутствие информирования само по себе не повод признать отказ незаконным. В данном споре банк запрашивал у клиента документы, подозрительность операций была подтверждена.
АС Московского округа рассматривал дело, в котором банку удалось доказать сомнительность операций даже без запроса. Суд указал, что его направление клиенту — право кредитной организации, а не обязанность. Банк среди прочего опирался на анализ операций по счету, документы, представленные при открытии счета, информацию ЦБ РФ и сведения из программы СПАРК.
Выходит, в случае «молчаливой блокировки» клиенту лучше не доводить дело до суда, а обратиться в банк за разъяснением ее причин. Как указывал ЦБ РФ, кредитная организация в ответ должна предоставить информацию в объеме, достаточном для того, чтобы использовать ее для реабилитации.
Банк «перегибает палку»
В одном из примеров клиент ссылался на то, запрашиваемый пакет документов включает налоговую, финансовую и иную отчетность, чрезмерно большой, направлен на тотальный контроль деятельности, не привязан к конкретной операции. Суд решил, что запросы банка не выходят за пределы его полномочий.
В другом споре истец требовал признать, что банк злоупотребил правом, когда запрашивал документы в сроки, не предусмотренные законом. По одному из запросов нужно было представить документы на следующий день, по второму — до полудня следующего дня. Первая инстанция и апелляция решили, что клиент выбрал ненадлежащий способ защиты права, и отказали в иске. Кассация с этим согласилась.
Получается, не стоит надеяться оспорить объем документов или срок. Лучше как можно скорее выполнить требования банка. Если нужно дополнительное время (к примеру, чтобы заверить копии), обратитесь в банк с просьбой продлить срок.
Получив документы, банк продолжает отказывать в обслуживании
Бывает так, что клиент полностью выполняет запрос банка, но тот все равно отказывает в проведении операций или не возобновляет доступ к дистанционному обслуживанию. При этом банк не запрашивает дополнительные документы.
Конечно, важную роль играют обстоятельства конкретного дела и то, насколько представленные документы проясняют экономический смысл операций. Однако есть целый ряд случаев, в которых суды обращают внимание на отсутствие дополнительных запросов и встают на сторону клиентов.
Вместе с тем в одном из споров АС Северо-Кавказского округа сделал вывод о том, что банк не обязан направлять уточняющие запросы до полного исчерпания подозрений и проводить полный документальный аудит. В некоторых случаях банк уже в первом запросе уведомляет клиента, что он направляется однократно и дополнительных не будет.
Таким образом, в интересах клиента представить исчерпывающую документацию по первому же запросу банка. Тогда есть шанс доказать в суде, что вы сделали все от вас зависящее, и одержать победу.
ПРОЕКТ: Антимонопольный комплаенс «прошел» третье чтение
Проект Федерального закона N 789090-7
Госдума согласилась зафиксировать на уровне закона возможность компаний внедрять систему внутренних мер, которые помогают не нарушать антимонопольное законодательство. Речь идет о так называемом антимонопольном комплаенсе.
Если компания решит применять указанные меры, ей потребуется принять один или несколько локальных актов, которые в совокупности должны содержать:
- требования к оценке рисков нарушения антимонопольного законодательства;
- меры по снижению этих рисков;
- меры по контролю за применением антимонопольного комплаенса;
- порядок ознакомления работников с указанными локальными актами;
- информацию о должностном лице, ответственном за антимонопольный комплаенс.
У компании будет право:
- включить в перечисленные акты дополнительные положения;
- направить акты или их проекты в ФАС на проверку. Служба рассмотрит документы в течение 30 дней и выдаст заключение;
- не принимать свои акты, а использовать чужие. Это допустимо, если компания, например, входит в одну группу лиц с другой организацией, акты которой распространяются и на данную компанию.
Сведения о принятии (применении) актов потребуется разместить на сайте компании на русском языке.
Отметим, что государство уже сейчас поощряет внедрение в работу юрлиц антимонопольного комплаенса. Так, его применение в течение как минимум года — это одно из условий для того, чтобы понизить категорию риска при госконтроле за соблюдением антимонопольного законодательства. Речь идет о категории среднего или умеренного риска.
ПРОЕКТ: Почти всех продавцов обяжут принимать карту «Мир» — проект прошел первое чтение
Проект Федерального закона N 861571-7 «О внесении изменений в статью 16.1 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 14.12.2019)
По проекту предоставлять потребителям возможность расплачиваться картой «Мир» должны будут те, чья выручка от реализации товаров, работ, услуг за предыдущий календарный год превышает 20 млн руб. Сейчас пороговая сумма — 40 млн руб.
Снижение будет поэтапным: на 10 млн руб. с сентября текущего года и еще на столько же с января 2021 года. Вероятно, ко второму чтению сроки перенесут, поскольку проект хотели принять еще до конца 2019 года.
Кроме того, обязанность принимать карту «Мир» собираются распространить на владельцев товарных интернет-агрегаторов. Лимиты годовой выручки будут те же, что и у обычных продавцов.
ПРОЕКТ: ФАС: предустанавливать отечественный софт на смартфоны, компьютеры и ТВ будут поэтапно
Проект постановления Правительства РФ Ведомство предложило закрепить список технически сложных товаров и виды программного обеспечения (ПО), которое нужно будет на них предустанавливать. Также зафиксированы сроки выполнения этой обязанности. Проект находится на публичном обсуждении. Так, программы потребуется предустанавливать: Сроки выполнения этой обязанности будут зависеть и от вида ПО: Таким образом, например, на смартфоны с июля текущего года должны быть предустановлены только поисковые системы, браузеры, навигационные и криптографические программы. Перечень конкретных названий российского ПО опубликует ФАС на своем сайте. Также проект предусматривает порядок предустановки. Он, в частности определяет ее способы, правила взаимодействия изготовителей гаджетов с разработчиками ПО и др.
Минкомсвязь отвечает
Вопрос: Куда жаловаться на плохое качество связи? («Официальный сайт Минкомсвязи России», 2020)
Вопрос: Каким способом возможно подать документы? («Официальный сайт Минкомсвязи России», 2020)
Вопрос: Где найти информацию о доме в ГИС ЖКХ? («Официальный сайт Минкомсвязи России», 2020)
Вопрос: Как зарегистрироваться в ГИС ЖКХ гражданину? («Официальный сайт Минкомсвязи России», 2020)
Вопрос: Как зарегистрироваться в ГИС ЖКХ организациям? («Официальный сайт Минкомсвязи России», 2020)
Пресса
Обзоры
Если документ отсутствует в вашем комплекте СПС Консультант Плюс,
его можно заказать через сервис «Линия консультаций»
Тел.: +7(831) 418-58-74, e-mail: hotline@inform.plus