ФАС частично перешла на дистанционную работу, но контроль за закупками не ослабила
Информация ФАС России от 20.03.2020
Из-за коронавируса ведомство приостановило плановые проверки до 10 апреля. Однако антимонопольщики будут по-прежнему проводить внеплановые проверки соблюдения законодательства в сфере госзакупок и гособоронзаказа.
Жалобы на нарушения Законов N 44-ФЗ и 223-ФЗ служба рассмотрит дистанционно с помощью видеосвязи или отложит рассмотрение.
Суд: за счет бюджета нельзя оплачивать НДС подрядчику по работам, освобожденным от налога
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28.02.2020 N Ф04-7903/2020 по делу N А46-3952/2019
УФК вменило в вину госоргану то, что он неправильно определил НМЦК, включив в нее НДС. Это привело к необоснованному завышению цены контракта за счет бюджетных средств трех уровней, предоставленных для проведения реставрационных работ.
По результатам внеплановой выездной проверки УФК выдало представление с указанием на выявленные бюджетные нарушения. Госорган неправомерно принял к вычету и оплатил подрядчику НДС по работам по сохранению объекта культурного наследия и строительному контролю.
Госорган полагал, что такие работы облагаются НДС, смета на реконструкцию объекта включала налог.
Суды трех инстанций с этим не согласились. Они исходили из того, что госорган как получатель бюджетных средств обязан выполнять требования нормативных актов РФ, касающихся расходования указанных средств. Заключая контракты, он должен был руководствоваться ст. 149 НК РФ. А значит, в НМЦК не нужно было включать НДС. Соответственно, смету следовало составить без НДС.
Суды отметили, что вид строительных работ, предусмотренных градостроительным законодательством (новое строительство, реконструкция, капитальный или текущий ремонт), не может изменить их целевого назначения. Они остаются реставрационными работами, а также работами по приспособлению объекта культурного наследия для использования. Именно их высокое значение для государства позволяет применять льготу по НДС, не увеличивая их стоимость на косвенный налог и, таким образом, экономя бюджетные средства.
Суды отклонили доводы госоргана о наличии положительного заключения Главгосэкспертизы относительно сметы. Они указали, что правильное определение НМЦК является обязанностью заказчика объекта.
Работы по Закону N 223-ФЗ придется оплатить и без договора
Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 11.03.2020 N 308-ЭС19-13774 по делу N А32-28627/2015
Организация отремонтировала кровлю здания и обратилась к заказчику по Закону N 223-ФЗ за оплатой. Тот отказал, посчитав, что работы были выполнены в качестве гарантийных к договору с третьим лицом, по которому организация выступала субподрядчиком. Отдельного письменного соглашения на ремонт кровли стороны не заключали, поэтому оснований для оплаты нет. Организация обратилась в суд.
Суды первых двух инстанций обязали заказчика оплатить работы, однако кассационная инстанция отменила их решения. В работах не было срочной необходимости, имелась возможность провести конкурсные процедуры для заключения договора. Требование провести торги для закупки товаров, работ и услуг — императивная норма Закона N 223-ФЗ.
Верховный суд не согласился с кассацией. По Закону N 223-ФЗ за соблюдение правил закупочной деятельности отвечает заказчик. В связи с этим неправомерно возлагать последствия, к которым привело нарушение процедуры заключения договора, на ответчика и лишать его права на оплату выполненных работ.
ПРОЕКТ: ФАС предложила существенные поправки к Закону N 223-ФЗ
Проект федерального закона
Обзор: «ФАС предложила существенные поправки к Закону N 223-ФЗ» (КонсультантПлюс, 2020)
Регулирование закупок по Закону N 223-ФЗ становится все более похожим на правила госзакупок. Антимонопольная служба подготовила проект очередных поправок, которые существенно дополнят Закон N 223-ФЗ. Расскажем об основных из них.
Как хотят изменить содержание документации
При размещении закупок придется использовать КТРУ
Функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики предмета закупки надо будет излагать в соответствии с КТРУ. Можно будет указать и дополнительные характеристики, однако их необходимость придется обосновать.
Нужно будет обосновать максимальную цену договора
В документацию необходимо будет включить обоснование НМЦД или цены единицы товара, работы или услуги для закупок с неизвестным объемом.
Будут предъявлять больше требований к участникам конкурентных закупок
В ряде случаев нужно будет установить требование к наличию опыта исполнения договоров по Закону N 223-ФЗ и госконтрактов.
Изменят правила обеспечения заявок и обеспечения исполнения договоров
Если в закупке будут предусмотрены обеспечение заявок и обеспечение исполнения договоров, в документации надо будет установить их размер, срок и порядок предоставления.
Предоставить обеспечение заявки на участие в конкурентной процедуре можно будет только в виде денег или банковской гарантии. Возможность прибегнуть к другим способам, установленным в ГК РФ, хотят исключить.
Банковские гарантии, предоставляемые в обеспечение заявок и исполнения договора, должны будут соответствовать тем же требованиям, что и гарантии по Закону N 44-ФЗ.
Уточнят требования к содержанию заявки на участие в закупке
В законе хотят закрепить перечень сведений, которые заказчик вправе запросить, в частности:
- наименование, адрес и учредительный документ — для юрлица, Ф.И.О., паспортные данные и место жительства — для ИП;
- ИНН участника закупки, а также для юрлица — ИНН учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа;
- документ, подтверждающий полномочия действовать от имени участника закупки;
- декларация о том, что участник является СМСП, если таких сведений нет в едином реестре СМСП;
- документы, подтверждающие соответствие участника дополнительным требованиям, если эта информация не является общедоступной;
- декларация о соответствии участника единым требованиям.
Иные документы и информацию требовать будет нельзя.
Будет меньше возможностей провести неконкурентную закупку
Ограничат объем неконкурентных процедур
Годовой объем неконкурентных закупок, кроме закупок у единственного поставщика, не должен будет превышать 10% совокупного годового объема закупок заказчика.
Для закупок у единственного поставщика предусмотрят закрытый перечень случаев
В проекте приведено 22 случая, когда заказчик может заключить договор с единственным поставщиком, подрядчиком или исполнителем, например:
- закупка товаров, работ или услуг в электронном магазине на сумму до 100 тыс. руб.;
- закупка товаров в электронном магазине на сумму до 300 тыс. руб.;
- закупка у монополиста или центрального депозитария;
- закупка определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных ЧС природного или техногенного характера, непреодолимой силы, для оказания экстренной медицинской помощи;
- закупка товаров, работ, услуг у учреждений и предприятий УИС по перечню, утвержденному правительством;
- оказание услуг по водо- и теплоснабжению, водоотведению, обращению с ТКО, газоснабжению (кроме услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ.
Товары можно будет закупать с помощью электронного магазина
Где будут проходить закупки
Закупки через электронный магазин будут проводить на тех же электронных площадках, что и остальные закупки по Законам N 223-ФЗ и N 44-ФЗ. Площадки смогут брать плату с победителя котировочной сессии.
Информационное взаимодействие будет проходить с помощью ЕИС. При этом участник сможет разместить предложение о товаре с использованием других информационных систем. После заключения договора оператор площадки направит информацию о нем в ЕИС для включения в специальный реестр.
Какие закупки можно будет провести
Заказчик сможет провести через электронный магазин как конкурентную, так и некоторые неконкурентные закупки.
При проведении неконкурентной закупки заказчик сможет:
- направить поставщику согласие на поставку товара, описание которого поставщик разместил в соответствии с КТРУ. Договор будет считаться заключенным с момента направления согласия. Цена договора не должна превышать 300 тыс. руб.;
- провести запрос ценовых предложений (котировочную сессию).
При проведении конкурентной закупки заказчик размещает в электронном магазине предложение о заключении договора на поставку товара и проект договора. Затем проводится котировочная сессия. Предложение должно содержать информацию о характеристиках товара, НМЦД, сроках и месте поставки товара. Характеристики товара должны в точности соответствовать КТРУ, а НМЦД не может превышать 50 млн руб.
Как будет проходить котировочная сессия
Заказчик размещает в электронном магазине предложение о заключении договора и проект договора. С этого момента начинается котировочная сессия. Она длится 6 часов в рабочее время заказчика.
В этот период любой участник закупки сможет подать ценовое предложение. Победителем признают того, кто предложит наименьшую цену.
Договор можно будет подписать только через 5 часов после окончания сессии. При этом нужно будет уложиться в 24 часа с учетом правил обжалования, предусмотренных для закупок в электронном магазине.
Уточнят правила обжалования закупок
Ограничат возможность пожаловаться на закупку
До окончания срока подачи заявок пожаловаться на закупку сможет только участник, соответствующий требованиям документации. Если он не будет им отвечать, жалобу вернут.
После окончания срока подачи заявок пожаловаться смогут только участники, подавшие заявку. Это правило действует и сейчас.
Контрольный орган будет учитывать все нарушения
Проверяющие будут принимать решение с учетом всех нарушений, выявленных при рассмотрении жалобы. Сейчас антимонопольщики рассматривают только то, на что пожаловался участник.
Для закупок через электронный магазин определят специальный порядок обжалования
Чтобы жалобу на заказчика или оператора площадки рассмотрели в порядке, предусмотренном для закупок через электронный магазин, ее нужно подать через ЕИС в течение 5 часов с момента обжалуемого действия или бездействия.
О появлении жалобы система уведомит заказчика и оператора площадки в течение 10 минут. На подготовку и направление возражения у сторон будет 3 часа.
В течение 6 часов с момента направления жалобы контрольный орган приостановит закупку, рассмотрит жалобу и разместит в ЕИС решение и предписание (при необходимости). До этого момента заключать договор нельзя.
Что еще предлагают изменить в закупках по Закону N 223-ФЗ
Участникам с хорошей репутацией хотят дать льготы на обеспечение заявки и обеспечение исполнения договора
Для участников с высоким рейтингом деловой репутации могут снизить размер обеспечения заявки и исполнения договора. Для определения рейтинга будут учитывать:
- опыт участника закупки на основании сведений из единого реестра участников закупок;
- данные ЕИС об исполнении договоров по Закону N 223-ФЗ и госконтрактов.
Хотят уточнить содержание протокола рассмотрения и оценки заявок
В протоколе предлагают указывать, в частности, информацию о допущенных и отклоненных заявках, а также причины их отклонения.
Предлагают закрепить порядок заключения и исполнения договоров
В поправках установлено, что именно должен содержать проект договора и в какие сроки заключать договор. Так, 5 дней дадут заказчику на размещение в ЕИС проекта договора, а участнику — на подписание и размещение договора или на подготовку протокола разногласий. Разместить протокол можно будет только один раз.
Поправки определяют меры по исполнению договора и обязанности сторон. Обмениваться информацией об исполнении, изменении и расторжении договора заказчик и поставщик будут через ЕИС.
Изменить существенные условия договора в процессе его исполнения можно будет только в случаях, предусмотренных Законом N 44-ФЗ.
Правительство установит дополнительные правила закупок по Закону N 223-ФЗ
В дальнейшем правительство может установить:
- доптребования к участникам закупок отдельных видов товаров, работ и услуг;
- порядок оценки заявок, окончательных предложений, в том числе предельные величины значимости каждого критерия;
- правила определения размера штрафа за ненадлежащее исполнение или неисполнение обязательств по договору;
- порядок обоснования НМЦД.
Когда заработают поправки
Не стоит ожидать изменений в ближайшее время. Поправки вступят в силу только через 180 дней после опубликования закона. Сейчас проект проходит стадию общественного обсуждения. Оно продлится до 8 апреля.
Правительство и ЦБ РФ рассказали о послаблениях для участников госзакупок в связи с коронавирусом
Стенограмма заседания Координационного совета по борьбе с коронавирусом от 16.03.2020
Информация Правительства РФ и Банка России от 17.03.2020
Поставщиков, пострадавших из-за сложившейся ситуации, освободят от штрафов за нарушения обязательств по госконтрактам. Кроме того, будут снижены требования к обеспечению контрактов с участием СМП. Эти меры обещают принять в ближайшее время.
ВС РФ разобрался, что нужно выяснить для включения исполнителя контракта по Закону N 44-ФЗ в РНП
Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 12.03.2020 N 308-ЭС19-23241 по делу N А32-47028/2018
Организация не выполнила в срок работы по муниципальному контракту. После окончания его действия заказчик неоднократно требовал исполнить обязательства по контракту. Организация попросила перенести срок. Однако и к новой дате работы не были выполнены. Отказавшись от исполнения контракта, заказчик обратился в контрольный орган для включения организации в РНП.
УФАС не разместило сведения об организации в РНП, поскольку заказчик отказался от исполнения контракта, когда он уже не действовал. Суды поддержали контрольный орган: гражданское законодательство не допускает расторжения договора, срок действия которого истек. Следовательно, решение об отказе правомерно.
Верховный суд отменил акты контрольного органа и судов. Чтобы решить, включать ли организацию в РНП, нужно проверить:
- действительно ли она не исполнила (исполнила ненадлежащим образом) обязательства по контракту;
- было ли это нарушение существенным.
Окончание срока действия контракта не освобождает стороны от ответственности за его нарушение и не может являться основанием, чтобы не включить исполнителя в РНП.
Минфин и ФАС рассказали о возможности госзакупок у единственного поставщика в связи с коронавирусом
Письмо Минфина России от 19.03.2020 N 24-06-06/21324
Разъяснения ФАС России от 19.03.2020
Ведомства сообщили, что пандемия коронавирусной инфекции является обстоятельством непреодолимой силы. Территориальные органы ФАС будут учитывать это при рассмотрении жалоб, дел об административных правонарушениях, обращений о включении в РНП, проведении проверок.
Заказчики могут заключать контракты с единственным поставщиком по п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. ФАС пояснила, что для таких закупок нужна причинно-следственная связь между объектом закупки и профилактикой, предупреждением или ликвидацией последствий распространения коронавируса.
Минфин отметил: в этом случае неважно, есть ли закупаемые товары (работы, услуги) в перечне правительства. Положение об отсутствии в перечне касается только закупок для оказания гуманитарной помощи или ликвидации последствий ЧС природного или техногенного характера. В режиме повышенной готовности в связи с распространением коронавируса заказчики могут закупать любые товары, работы и услуги, связанные с введением данного режима.
Названы госконтракты, по которым стороны могут перенести сроки без штрафных санкций
Распоряжение Правительства от 19.03.2020 N 672-р
Уведомление о подготовке проекта федерального закона
Правительство утвердило перечень контрактов с предприятиями автопрома, по которым стороны могут по взаимному согласию перенести сроки исполнения без применения штрафных санкций. В список вошло 77 контрактов.
Полагаем, что такое право в дальнейшем появится и у сторон других госконтрактов. Минфин готовит проект поправок к Закону N 44-ФЗ, которые коснутся возможности неисполнения или несвоевременного исполнения контрактов из-за последствий распространения коронавируса. В настоящее время текст законопроекта отсутствует. Согласно карточке проекта его вступление в силу запланировано на июнь 2020 года.
Если документ отсутствует в вашем комплекте СПС КонсультантПлюс,
его можно заказать через сервис «Линия консультаций»
Тел.: +7(831) 418-58-74, e-mail: hotline@inform.plus