Самые важные новости для организаций бюджетной сферы за март
Онлайн-лента новостей от 30 марта 2020 года
Не пропустить главные события прошедшего месяца поможет наш обзор. Из него вы узнаете, в частности, о том, как изменилась форма плана ФХД, какие появились новшества при составлении бюджетной отчетности. Указанные изменения пригодятся в работе бухгалтеру.
Инструкция N 191н
Обновлена инструкция по составлению бюджетной отчетности. Уточнено, как заполнять отдельные отчеты, некоторые формы исключены. Приказ с изменениями вступил в силу 22 марта. Часть поправок применима к отчетности за 2019 год.
Форма плана ФХД
Минфин актуализировал рекомендуемую форму плана ФХД. В разделе 1 целевые субсидии и субсидии на капвложения теперь нужно отражать по статье 150 аналитической группы подвида доходов. Добавлены строки для отражения грантов, выплачиваемых некоммерческим организациям. В разделе 2 детализирована строка для выплат по договорам, заключенным до начала текущего финансового года. В отношении некоторых выплат по Закону N 44-ФЗ предусмотрена расшифровка по КБК. Новшества следует применять уже с 1 апреля.
Налог на прибыль
Уточнен один из критериев применения медорганизациями нулевой ставки по налогу на прибыль. Теперь в численности медперсонала учитываются работники со свидетельством об аккредитации либо сертификатом специалиста. Ранее принимался во внимание только сертификат. Изменения применяются к налоговой базе, исчисляемой с 1 января этого года.
Таблица увязок КВР и КОСГУ
Внесены изменения в сопоставительную таблицу КВР и КОСГУ, которую учреждения применяют с 1 января 2020 года. Добавлены новые увязки, некоторые уточнены.
С 2021 года компании должны учитывать запасы по новым правилам
Приказ Минфина России от 15.11.2019 N 180н «Об утверждении Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 5/2019 «Запасы» (вместе с «ФСБУ 5/2019…»)
Утвержден федеральный стандарт бухучета ФСБУ 5/2019 «Запасы». Он заменит ПБУ 5/01 и Методические рекомендации по бухучету МПЗ и специнструментов. Применять его нужно с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021 год. Организации вправе использовать его и ранее.
Основные отличия от действующих норм
Новый порядок учета значительно отличается от существующего. В состав запасов добавили объекты незавершенного производства и недвижимость для продажи. Запасы теперь нужно будет оценивать дважды: при признании и после него.
Изменится перечень затрат, которые необходимо включать в стоимость запасов. Таким образом, потребуется изменить систему калькулирования производственной себестоимости.
Кроме того, надо будет долгосрочно прогнозировать последствия приобретения (создания) запасов. В их себестоимость придется включать величину оценочного обязательства по демонтажу, утилизации запасов и восстановлению окружающей среды.
Нужно будет применять справедливую стоимость по МСФО, в частности, при оплате запасов неденежными средствами.
Изучить новшества лучше заранее, чтобы начать правильно их применять.
Кто и когда вправе не применять стандарт
Не будут использовать стандарт организации бюджетной сферы.
Вправе не применять его микропредприятия, которые могут вести упрощенный бухучет. Затраты в виде стоимости запасов они учтут в текущих расходах.
Можно будет не применять стандарт к запасам для управленческих нужд. В этом случае затраты на их приобретение (создание) нужно признать в расходах периода, в котором затраты понесены. Это решение следует раскрыть в бухотчетности.
Как перейти на применение стандарта
Последствия изменения учетной политики организация должна отразить ретроспективно либо перспективно. Выбранный порядок нужно раскрыть в первой бухотчетности, составленной с применением стандарта.
Что нужно относить к запасам
Запасы — это активы, потребляемые (продаваемые) в рамках обычного операционного цикла либо используемые в течение не более 12 месяцев. По сравнению с перечнем запасов из ПБУ 5/01 новый перечень значительно расширится.
В таблице показано, какие объекты нужно признавать запасами, а какие нет.
Признаются запасами | Не признаются запасами |
1) Сырье, материалы, топливо, запчасти, комплектующие изделия, покупные полуфабрикаты, предназначенные для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг;
2) инструменты, инвентарь, спецодежда, спецоснастка, тара и другие аналогичные объекты, используемые при производстве продукции, продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг. Исключение — объекты, которые являются основными средствами; 3) готовая продукция для продажи; 4) товары, приобретенные у других лиц для продажи; 5) объекты незавершенного производства; 6) недвижимость, приобретенная или созданная для продажи; 7) объекты интеллектуальной собственности, приобретенные или созданные для продажи |
1) Финансовые активы, в том числе предназначенные для продажи; 2) матценности других лиц, находящиеся у организации в связи с закупкой, хранением, транспортировкой, доработкой, переработкой, сервисным обслуживанием, продажей по агентским договорам, договорам комиссии, складского хранения, транспортной экспедиции, подряда, поставки; 3) матценности некоммерческой организации, предназначенные для безвозмездной передачи гражданам или юрлицам |
В каких случаях признавать запасы
Для признания запаса в качестве актива неважно, есть ли на него право собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления). Запасы признаются, если:
- понесенные затраты обеспечат получение в будущем экономических выгод (реализацию цели деятельности некоммерческой организации);
- определена сумма понесенных затрат.
Какие единицы учета устанавливать
Единицей учета запасов может быть номенклатурный номер, инвентарный номер, партия, однородная группа, отдельный объект или иная единица. После признания запаса можно изменить единицу учета.
Как оценивать запасы
Запасы придется оценивать и при поступлении в организацию, и после признания. В этом одно из отличий стандарта от ПБУ 5/01.
Как оценивать запасы при признании
По общему правилу запасы признают по фактической себестоимости. При этом правила учета будут разными для объектов незавершенного производства, готовой продукции и для остальных запасов.
Запасы, кроме незавершенного производства и готовой продукции
В фактическую себестоимость потребуется включать фактические затраты на приобретение (создание) запасов, приведение их в надлежащее состояние и перемещение в место потребления, продажи или использования. Перечислим эти затраты:
- суммы, уплаченные (подлежащие уплате) поставщику. В них нужно учесть все скидки, уступки, вычеты, премии и льготы. Возмещаемые налоги и сборы учитывать не следует. Предоплату нельзя считать затратами, пока поставщик (подрядчик) не предоставит запасы, не выполнит работы, не окажет услуги;
- затраты на заготовку и доставку;
- затраты на доведение запасов до надлежащего состояния (затраты на доработку, сортировку, фасовку и улучшение технических характеристик);
- стоимость демонтажа, утилизации запасов и мер по восстановлению окружающей среды;
- проценты, включаемые в стоимость инвестиционного актива (связанные с приобретением (созданием) запасов);
- иные необходимые затраты.
В себестоимость запасов не нужно включать:
- затраты, возникшие из-за чрезвычайных ситуаций;
- управленческие расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением (созданием) запасов;
- расходы на хранение запасов, если оно не является частью технологии производства или условием закупки;
- иные затраты, которые не являются необходимыми.
Особенности формирования себестоимости в отдельных случаях
Условия получения запасов | Способ формирования себестоимости запасов |
От поставщика с отсрочкой или рассрочкой платежа на период, превышающий 12 месяцев, или меньший срок, установленный организацией | По сумме, которую организация могла уплатить без отсрочки (рассрочки). Разницу между этой суммой и номинальной величиной будущего платежа нужно учитывать по правилам ПБУ 15/2008 |
От поставщика с оплатой неденежными средствами (полностью или частично) | По справедливой стоимости передаваемого имущества, имущественных прав, работ, услуг |
Безвозмездно | По справедливой стоимости |
От выбытия, в том числе частичного, внеоборотных активов или извлечения их при текущем содержании, ремонте, модернизации, реконструкции | По наименьшей из двух величин:
· стоимости, по которой организация учитывает аналогичные запасы; · суммы балансовой стоимости списываемых активов и затрат, понесенных при демонтаже и разборке объектов, извлечении запасов, приведении их в надлежащее состояние |
Справедливую стоимость запасов определяют по МСФО (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости». Если передаются активы, справедливую стоимость которых невозможно определить, себестоимость приобретаемых запасов равна их справедливой стоимости. Если ее тоже нельзя установить, себестоимостью запасов нужно считать балансовую стоимость передаваемого имущества (имущественных прав), фактические затраты на выполнение работ, оказание услуг.
Организация, которая вправе применять упрощенные способы бухучета, при оплате запасов неденежными средствами сможет определять затраты, включаемые в себестоимость запасов, по балансовой стоимости передаваемых активов (фактических затрат на работы и услуги), даже если можно определить справедливую стоимость.
Особенности оценки запасов отдельными лицами
Организации, применяющие упрощенные способы учета, смогут включать в себестоимость запасов только их цену без скидок, уступок, премий и иных поощрений, не учитывая условия отсрочки (рассрочки) платежа.
Организации розничной торговли вправе оценивать приобретенные товары по продажной стоимости с отдельным учетом наценок. Величина наценок должна регулярно пересматриваться.
Торговые организации смогут включать в расходы на продажу затраты на заготовку и доставку товаров до центральных складов.
Незавершенное производство и готовая продукция
В фактическую себестоимость таких запасов нужно будет включать:
- материальные затраты;
- затраты на оплату труда;
- отчисления на социальные нужды;
- амортизацию;
- прочие затраты.
В фактическую себестоимость войдут прямые и косвенные затраты. Разделить их организация должна будет самостоятельно. Косвенные затраты потребуется распределять между видами продукции, работ, услуг. Способ распределения нужно установить в учетной политике.
В фактическую себестоимость запасов не нужно будет включать:
- затраты, понесенные из-за ненадлежащей организации производственного процесса (сверхнормативные расходы, потери);
- затраты, возникшие в связи с чрезвычайными ситуациями;
- обесценение других активов;
- управленческие расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг;
- расходы на хранение, если оно не является частью технологии производства;
- расходы на рекламу и продвижение продукции;
- иные затраты, которые не являются необходимыми.
При массовом и серийном производстве объекты незавершенного производства и готовую продукцию допускается оценивать:
- в сумме прямых затрат без учета косвенных;
- в сумме плановых (нормативных) затрат. Их потребуется регулярно пересматривать. Разница между фактической себестоимостью и плановыми (нормативными) затратами будет уменьшать (увеличивать) сумму расходов в отчетном периоде, в котором выявлена разница.
При единичном производстве продукции незавершенное производство потребуется отражать в размере фактических затрат.
Как оценивать запасы после признания
Запасы необходимо будет оценивать на отчетную дату по наименьшей из двух величин:
- по фактической себестоимости;
- чистой стоимости продажи.
Чистой стоимостью продажи запасов будет признаваться предполагаемая их цена за вычетом предполагаемых затрат на производство, подготовку к продаже и продажу запасов.
За чистую стоимость продажи запасов, отличных от готовой продукции, товаров, будет приниматься величина, равная приходящейся на запасы доле предполагаемой цены, по которой организация может продать готовую продукцию, работы, услуги, в производстве которых используются запасы. Если определить эту величину затруднительно, за чистую стоимость продажи таких запасов допустимо принять цену, по которой можно приобрести аналогичные запасы по состоянию на отчетную дату.
Если фактическая себестоимость запасов будет больше чистой стоимости их продажи, это будет считаться обесценением запасов. Такое возможно, если они морально устареют, потеряют первоначальные качества, снизится рыночная стоимость запасов, сузятся рынки сбыта.
Создание резерва
При обесценении запасов организация должна будет создать резерв. Его размер будет равен сумме превышения фактической себестоимости запасов над чистой стоимостью их продажи. Балансовой стоимостью запасов будет их фактическая себестоимость за вычетом резерва. Если чистая стоимость продажи запасов, по которым признано обесценение, будет продолжать снижаться, их балансовая стоимость будет уменьшаться до чистой стоимости продажи путем увеличения резерва. Если чистая стоимость продажи повысится, балансовая стоимость увеличится до чистой стоимости продажи путем восстановления ранее созданного резерва (но не выше их фактической себестоимости).
Величина обесценения запасов будет признаваться расходом периода, в котором создан (увеличен) резерв. Величина восстановления резерва будет уменьшать сумму расходов, признанных в этом же периоде.
Организация, которая вправе применять упрощенные способы ведения учета, сможет оценивать запасы на отчетную дату по себестоимости.
Организации розничной торговли, оценивающие приобретенные товары по продажной стоимости с отдельным учетом наценок, стоимость товаров будут отражать в балансе без наценок. Разница между указанной стоимостью товаров и их фактической себестоимостью будет уменьшать (увеличивать) сумму расходов в отчетном периоде, в котором выявлена разница.
Когда и как списывать запасы
ПБУ 5/01 не регулирует вопрос о том, в каких случаях списывать запасы. По новым правилам это нужно будет делать одновременно с признанием выручки от продажи либо при выбытии в ситуациях, отличных от продажи. Кроме того, запасы необходимо будет списать, если организация не ожидает поступления экономических выгод от их дальнейшего использования или продажи. Некоммерческая организация спишет их, если не сможет использовать их в целях своей деятельности.
Балансовая стоимость списываемых запасов будет признаваться расходом периода, в котором:
- признана выручка от продажи запасов;
- произошло иное выбытие (списание).
Расходы на списание запасов при продаже нужно будет учитывать отдельно от расходов на списание в иных случаях.
При отпуске запасов в производство, отгрузке готовой продукции, товаров покупателю, при списании себестоимость запасов будет рассчитываться, как и сейчас, одним из следующих способов:
- по себестоимости каждой единицы;
- средней себестоимости;
- себестоимости единиц, первых по времени поступления (способ ФИФО).
Для расчета себестоимости запасов, имеющих сходные свойства и характер использования, потребуется последовательно применять один и тот же способ расчета.
Себестоимость запасов, которые не могут заменять друг друга, а также запасов, учитываемых в специальном порядке (драгоценные металлы, драгоценные камни и т.п.), будет рассчитываться по каждой единице учета запасов.
Какую информацию раскрыть в отчетности
Минимальный перечень информации, которую потребуется показывать в отчетности, шире, чем имеющийся в ПБУ 5/01. В то же время сейчас в отчетность разрешено включать и иную информацию, не указанную в перечне.
В отчетности нужно будет отражать:
- балансовую стоимость запасов на начало и конец отчетного периода;
- сверку остатков запасов в разрезе фактической себестоимости и обесценения на начало и конец отчетного периода и движения запасов за этот период;
- причины, из-за которых увеличилась чистая стоимость продажи запасов (если восстановлен ранее созданный резерв);
- балансовую стоимость запасов, по которым имущественные права организации ограничены;
- способы расчета себестоимости запасов;
- последствия изменения этих способов (по сравнению с предыдущим отчетным периодом);
- авансы, предоплату, задатки, уплаченные организацией в связи с приобретением, созданием, переработкой запасов.
Всю информацию нужно будет раскрыть в разрезе видов запасов.
ПРОЕКТ: Из-за коронавируса Минфин планирует уменьшить состав отчетности учреждений за I квартал
Проект приказа Минфина России
Проект приказа Минфина России
Поскольку в стране принимаются комплексные меры по охране здоровья населения и нераспространению коронавирусной инфекции (COVID-19), финансовое ведомство разработало проекты изменений в Инструкции N 191н и N 33н. Планируется уменьшить количество форм отчетности, упростить порядок заполнения некоторых из них.
Новшества коснутся лишь отчетности на 1 апреля 2020 года. Общественное обсуждение проектов приказов завершается 8 апреля.
Что изменится для казенных учреждений
При составлении и представлении бюджетной отчетности по состоянию на 1 апреля 2020 года нужно будет учесть следующее:
- отчет о бюджетных обязательствах по нацпроектам (ф. 0503128-НП) составлять и сдавать не нужно;
- пояснительную записку (ф. 0503160) в текстовой части надо составить, если необходимо пояснить отдельные показатели бюджетной отчетности;
- отчет об исполнении бюджета (ф. 0503127) следует формировать в соответствии с п. п. 63–65 Инструкции N 191н (как месячный отчет);
- сведения об исполнении бюджета (ф. 0503164) нужно составлять по группе граф «Причины отклонений от планового процента»;
- сведения об остатках денежных средств на счетах ПБС (ф. 0503178) надо составлять по разделу 1 «Счета в кредитных организациях» по бюджетной деятельности.
Какие формы не надо сдавать бюджетным и автономным учреждениям
В составе квартальной отчетности на 1 апреля 2020 года не нужно будет формировать и представлять:
- отчет об исполнении учреждением плана ФХД (ф. 0503737);
- пояснительную записку к балансу учреждения (ф. 0503760);
- сведения об остатках денежных средств учреждения (ф. 0503779);
- сведения об исполнении судебных решений по денежным обязательствам учреждения (ф. 0503295).
Суд не увидел нарушений в том, что учреждение возместило работникам стоимость питания в поезде
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2020 N 13АП-837/2020 по делу N А56-95484/2019
Орган финконтроля посчитал, что учреждение неправомерно возместило командированным сотрудникам стоимость питания в вагоне-бистро скоростного поезда «Сапсан». Суды двух инстанций с ним не согласились.
Закон не запрещает отправлять сотрудника в командировку на скоростном поезде «Сапсан», в том числе в каком-либо из его вагонов. Покупая билет, работник может не знать, что определенная сумма оплаты предназначена только на питание.
Учреждение применяет порядок возмещения командировочных расходов, по которому проезд в командировку оплачивается в размере фактических затрат согласно проездным документам. В то же время размер компенсации не должен превышать стоимость проезда в купейном вагоне скорого фирменного поезда. Проверяющие этого не учли. Доказательства того, что расходы превысили данный лимит, в суд не представлены.
Названный порядок предусматривает также возможность оплатить за счет экономии средств и с согласия работодателя дополнительные затраты в командировке. В данной ситуации работодатель эту оплату согласовал. Поэтому возмещение будет признаваться правомерным, даже если проверяющие докажут превышение лимита.
Ранее АС Дальневосточного округа признал правомерным возмещение питания в поезде чиновникам.
ПРОЕКТ: Правительство предложило изменить Закон о госслужбе, чтобы расширить эксперименты по ее развитию
Проект Федерального закона N 928746-7
Реализовать эксперименты по применению новых подходов к организации госслужбы можно будет не только в рамках программ развития федеральной госслужбы и госслужбы субъектов РФ, но и в соответствии с основными направлениями ее развития, утверждаемыми президентом и региональными властями.
Проводить эксперимент станет возможным как в одном, так и в нескольких госорганах.
На период проведения эксперимента, но не более чем на один год, условия служебных контрактов госслужащих — участников эксперимента могут быть изменены. Понижать чиновника в должности или уменьшать размер его денежного содержания на этот срок нельзя.
Как указано в пояснительной записке, принятие законопроекта позволит создать правовые основы и организационные условия для внедрения новых кадровых технологий, которые помогут повысить эффективность деятельности госорганов и профессиональной служебной деятельности госслужащих.
Ошибка в учете не говорит о нецелевом использовании средств, если деньги потрачены по назначению
Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2020 N 18АП-19180/2019 по делу N А47-15311/2018
Учреждение было привлечено к ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ за нецелевое использование средств. Суд пришел к выводу, что средства федбюджета фактически были использованы учреждением по предусмотренному бюджетной сметой целевому назначению.
По результатам выездной проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждения УФК установило факт нецелевого использования средств, предусмотренных в федбюджете на капремонт.
По мнению проверяющих, работы по своему составу, содержанию, влиянию на технические характеристики здания относятся к категории реконструкции. Их следовало проводить по КВР 414. Более того, учреждение увеличило срок полезного использования объекта и отразило в учете увеличение его балансовой стоимости.
Суд установил, что учреждению были направлены бюджетные ассигнования по КВР 243 на капремонт кровли здания. Учреждение подготовило закупочную документацию, к которой прилагался локально-сметный расчет. Пакет документов был согласован вышестоящей организацией.
Кроме того, суд отметил, что на казначейство при постановке бюджетного обязательства на учет возложена обязанность сверки КБК, предмета контракта и видов работ, предусмотренных технической документацией. Казначейство выполнило эти действия, согласовав постановку на учет бюджетного обязательства.
Акт по форме КС-2 содержал информацию, идентичную отраженной в локально-сметном расчете и техническом задании. Оплата по контракту произведена согласно поступившей первичной документации.
Суд в действиях учреждения не усмотрел нарушений. Деньги, выделенные на оплату работ по контракту, были израсходованы на оплату конкретных работ, определенных его условиями, техническим заданием, эскизом.
Прозрачные процедуры согласования и контроля, размещение всей необходимой документации о закупке в ЕИС подтверждали отсутствие умысла в действиях учреждения.
Уточнен порядок формирования КБК в отношении доходов от административных штрафов, введены новые направления расходов, связанных с социальными выплатами
Приказ Минфина России от 10.03.2020 N 37н «О внесении изменений в Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуру и принципы назначения, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 июня 2019 г. N 85н»
Внесенными дополнениями предусматривается порядок указания кода главного администратора доходов бюджета в отношении поступлений от уплаты административных штрафов, постановления о наложении которых вынесены мировыми судьями.
Помимо этого, Указание дополнено новыми КБК в отношении ряда неналоговых доходов бюджетов с учетом административно-территориального деления.
Также внесенными изменениями предусматриваются новые направления расходов, в том числе на оказание содействия в подготовке проведения общероссийского голосования, осуществления единовременной выплаты ветеранам в связи с 75 годовщиной Победы, а также ряда выплат семьям с детьми, обеспечения бесплатным горячим питанием в начальных школах, создание дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях и пр.
Утверждена программа разработки ФСБУ государственных финансов на 2020 — 2023 гг.
Приказ Минфина России от 25.12.2019 N 252н «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов на 2020 — 2023 гг.»
Программа содержит перечень наименований проектов ФСБУ, сроки представления проектов на экспертизу, предполагаемые даты вступления их в силу и перечень ответственных исполнителей.
Наши новые фирменные материалы
Статьи
Если документ отсутствует в вашем комплекте СПС КонсультантПлюс,
его можно заказать через сервис «Линия консультаций»
Тел.: +7(831) 418-58-74, e-mail: hotline@inform.plus