Как учреждениям сдавать отчетность, платить налоги и больничные пособия в апреле
Готовое решение: Как оплачивается больничный лист при карантине (КонсультантПлюс, 2020)
Из-за ситуации с коронавирусом упрощен порядок составления бюджетной и бухгалтерской отчетности, ряд учреждений может получить отсрочку по подаче налоговой и статотчетности. Появились нюансы по оплате больничных пособий.
Бюджетная и бухгалтерская отчетность
При заполнении отчетности на 1 апреля учитывайте проекты изменений Инструкций N 191н и N 33н. Такие указания Минфин и Казначейство привели в совместных письмах, адресованных федеральным главным администраторам и региональным финорганам.
Дополнительно Минфин и Казначейство потребовали учесть следующие особенности.
Бюджетные и автономные учреждения. Отчетность на 1 апреля заполнять и сдавать не нужно. Это касается и тех форм, которые сейчас не упомянуты в проекте изменений (ф. 0503738-НП и ф. 0503725).
Казенные учреждения и органы. Главные администраторы и РБС не формируют на 1 апреля отчет по ф. 0503127 о бюджетных назначениях. Сведения о количестве подведомственных организаций (ф. 0503161) для них отменены совсем.
Федеральные ПБС и РБС не подают сведения об исполнении бюджета (ф. 0503164). По запросу ГРБС они предоставляют детальное описание причин, по которым показатели исполнения бюджета отклонились от плановых значений. ГРБС заполняет форму с особенностями, указанными в совместном письме.
Главные администраторы и администраторы не заполняют разделы 1 и 3 сведений (ф. 0503164).
Дополнительные формы отчетности об исполнении федерального бюджета (ф. 0503191, ф. 0503192, ф. 0503193) не подаются.
Сроки сдачи отчетности, уплаты налогов и взносов
Нерабочие дни, которые были объявлены с 30 марта по 3 апреля, продлены на период с 4 по 30 апреля.
Сроки уплаты налогов и взносов, сдачи отчетности по ним сдвигаются на ближайший рабочий день, т.е. на 6 мая. Правило о переносе сроков недавно закрепили в Налоговом кодексе. Однако следует учитывать разъяснение ФНС о том, что указанное правило не распространяется на те организации, которые продолжают работать.
Статотчетность работающие организации продолжают сдавать в обычном режиме. Этот вывод следует из разъяснения Росстата. Отменяется ли апрельская статотчетность для неработающих организаций или же только сдвигается срок ее сдачи, пока неясно. Рекомендуем уточнить этот момент в территориальном органе Росстата.
Напомним, что в связи с нерабочей неделей с 30 марта по 3 апреля Росстат изменил сдачи ряда отчетов.
Относительно переноса сроков по 4-ФСС, СЗВ-М, СЗВ-ТД из-за новых нерабочих дней, а также уплаты взносов на травматизм пока разъяснений нет. Мы оперативно сообщим, если они появятся.
Также пока не переносились сроки подачи бюджетной и бухгалтерской отчетности вышестоящему органу.
Особенности составления отчетности по страховым взносам
4-ФСС. С января в пилотный проект ФСС «Прямые выплаты» вступили организации из 10 регионов. В расчете им не надо отражать данные о назначенных пособиях.
Не забудьте подтвердить основной вид деятельности организации. Подать документы нужно не позднее 15 апреля. Сделать это можно, например, через кабинет страхователя на сайте ФСС.
РСВ. Обратите внимание на следующие моменты:
- появилась новая формарасчета. По сравнению с предыдущей, налоговики сократили ее почти на треть. Нововведений немного. Например, в разделе 1 появилась строка для указания кода типа плательщика. Как правило, там указывается «1»;
- для проверки пользуйтесь новыми контрольными соотношениями;
- если с этого года регион участвует в пилотном проекте ФСС, при заполнении расчета нужно учесть ряд особенностей;
- срок отправки, возможно, перенесут на 3 месяца.
Оплата больничных
С 1 апреля по 31 декабря пособия по нетрудоспособности нужно выплачивать с учетом следующих особенностей.
Если пособие, исчисленное по обычным правилам, в расчете за полный календарный месяц окажется меньше федерального МРОТ, пособие выплачивается исходя из МРОТ. Размер среднего дневного пособия нужно определять как МРОТ, разделенный на количество календарных дней в месяце, на который приходится больничный. Чтобы рассчитать само пособие, нужно полученную величину умножить на число календарных дней нетрудоспособности, приходящихся на конкретный месяц.
Там, где применяются районные коэффициенты, для исчисления пособия нужно брать МРОТ с учетом коэффициентов. Если сотрудник работает в режиме неполного рабочего времени, размер пособия, рассчитанного исходя из МРОТ, определяют пропорционально продолжительности рабочего времени.
Получается, по общему правилу пособие по больничному нужно считать так:
- рассчитать размер пособия по обычным правилам, как будто работник болел весь календарный месяц;
- сравнить полученный результат с МРОТ;
- если результат больше либо равен МРОТ, никаких особенностей нет;
- если он меньше МРОТ, нужно разделить МРОТ на количество дней в календарном месяце, потом данную величину умножить на число календарных дней болезни. Это и будет размер пособия, которое нужно выплатить.
Листки нетрудоспособности для лиц, прибывших из стран, где был зафиксирован коронавирус, и тех, кто с ними проживает, оплачиваются по особым правилам.
Таким сотрудникам дистанционно оформляются электронные больничные на 14 дней. Работодатель должен представить в ФСС сведения для назначения и выплаты пособия (по правилам пилотного проекта «Прямые выплаты»). На это дается два рабочих дня со дня получения запроса от ФСС или сообщения работником номера электронного больничного. Пособие работнику выплачивается напрямую из ФСС.
Росстат пояснил, как учреждениям сдавать отчетность в апреле в период нерабочих дней
Информация Росстата «Сбор статистической отчетности в период действия Указа Президента Российской Федерации N 239»
С 6 по 30 апреля учреждения, которые продолжают свою деятельность, в том числе в удаленном режиме, представляют отчеты по всем формам статистического наблюдения в общем порядке.
О том, когда нужно отчитаться неработающим учреждениям, ведомство не сообщило. За этой информацией лучше обратиться в территориальный орган Росстата. Контакты можно найти здесь.
Напомним, что по ряду форм отчетности сроки сдачи были перенесены. Например, квартальные сведения о неполной занятости и движении работников П-4 (НЗ) нужно подать не 8, а 14 апреля.
ПРОЕКТ: Правительство сможет устанавливать требования к системам оплаты труда работников учреждений
Проект федерального закона (ссылка на скачивание)
Законопроект дополняет ст. 144 ТК РФ. Правительству предоставят право утверждать требования к системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений. Оно сможет устанавливать или дифференцировать оклады, ставки зарплаты, а также вводить требования к перечням и условиям назначения компенсационных и стимулирующих выплат.
При утверждении требований будут определять, на какую сферу деятельности учреждений они распространяются и в течение какого срока условия оплаты труда нужно привести в соответствие с ними.
Как указано в пояснительной записке к проекту закона, сейчас в ряде регионов документы, регламентирующие системы оплаты труда, носят рекомендательный характер. При этом решения, касающиеся систем оплаты труда, полностью или частично принимаются на уровне учреждений. Такое делегирование приводит к существенным различиям в размерах окладов не только между регионами, но и внутри одного региона. Предложенные поправки должны нивелировать эти различия.
Минфин утвердил программу разработки ФСБУ госфинансов на 2020–2023 годы
Приказ Минфина России от 25.12.2019 N 252н «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов на 2020 — 2023 гг.»
Приказ Минфина России от 27.11.2019 N 204н «О признании утратившим силу приказа Министерства финансов Российской Федерации от 19 марта 2019 г. N 45н «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора на 2019 — 2021 гг.»
Ведомство опубликовало новую программу разработки федеральных стандартов бухучета государственных финансов. Она отличается от предыдущей. Так, программу дополнили положениями о том, что для всех типов учреждений в виде стандартов будут утверждены планы счетов, инструкции по их применению, порядки составления и представления бюджетной и бухгалтерской отчетности. Новые документы нужно будет применять с 2024 года.
Сроки разработки других федеральных стандартов останутся прежними. Напомним, в 2020 году планируют разработать пять стандартов:
- метод долевого участия;
- консолидированная бухгалтерская (финансовая) отчетность;
- сведения о показателях бухгалтерской (финансовой) отчетности по сегментам;
- биологические активы;
- государственная (муниципальная) казна.
Все они должны заработать в 2022 году. С этого же года учреждения будут применять стандарт, регулирующий подходы к формированию бухгалтерской (финансовой) отчетности сектора госуправления и информации по статистике госфинансов. Его разработают в 2021 году.
Новая программа начнет действовать 5 апреля. Предыдущая утрачивает силу.
Минфином сообщены особенности формирования и состав бюджетной отчетности учреждений
Письмо Минфина России N 02-06-07/25698, Казначейства России N 07-04-05/02-6676 от 31.03.2020 «Об особенностях составления и представления в 2020 году месячной и квартальной бюджетной отчетности, консолидированной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений на 01.04.2020 главными администраторами средств федерального бюджета»
Указано, в частности, что бухгалтерская (финансовая) отчетность бюджетных и автономных учреждений на 1 апреля 2020 года не составляется и не представляется.
В составе месячной бюджетной отчетности составление и представление отчета (ф. 0503127) осуществляется без отражения показателей в графах 4, 9 раздела 1 и раздела 3. Предусматриваются особенности составления и представления Пояснительной записки (ф. 0503160), а также приведен перечень дополнительных форм, представляемых в составе месячной бюджетной отчетности согласно Инструкции N 191н.
Обращено также внимание, что в связи с осуществлением мероприятий по нераспространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории РФ составление и представление бюджетной отчетности на 1 апреля 2020 года осуществляется с учетом приведенных рекомендаций.
Особенности составления и представления бюджетной отчетности, квартальной консолидированной бухотчетности учреждений финансовыми органами субъектов РФ и органами управления ГВБФ
Письмо Минфина России N 02-06-07/25700, Казначейства России N 07-04-05/02-6677 от 31.03.2020 «О составлении и представлении в 2020 году месячной и квартальной бюджетной отчетности, квартальной консолидированной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений финансовыми органами субъектов Российской Федерации и органами управления государственных внебюджетных фондов на 1 апреля 2020 года» (вместе с «Составлением и представлением бюджетной отчетности об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, бюджетной отчетности об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации и консолидированной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений») {КонсультантПлюс}
Указано, что консолидированная бухгалтерская (финансовая) отчетность бюджетных и автономных учреждений по состоянию на 1 апреля 2020 года финансовыми органами и органами управления ГВБФ не составляется и не представляется.
Приведен состав представляемой месячной отчетности об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, а также отчетности об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации.
Сообщается, что одновременно с месячной бюджетной отчетностью финансовыми органами субъектов РФ представляется Справочная таблица к отчету (ф. 0503387) (методические материалы по порядку заполнения справочной таблицы размещены на сайте Минфина России).
В связи с осуществлением мероприятий по нераспространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) составление и представление бюджетной отчетности на 1 апреля 2020 года осуществляется с учетом приведенной информации.
Суд не считает неэффективным расходованием бюджета оплату пеней по договору, заключенному сверх ЛБО
Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2020 N 06АП-781/2020 по делу N А04-7266/2019
По результатам проверки Казначейство посчитало, что казенное учреждение заключило договор сверх имеющихся лимитов, а также допустило неэффективное использование бюджетных средств при уплате пеней и оплате судебных расходов.
Учреждение заключило контракт на коммунальные услуги в октябре 2018 года. По нему предусматривалась ежемесячная оплата. При этом произвести оплату в полном объеме позволяли лишь лимиты 2019 года. В связи с этим учреждение полагало, что пропустит сроки оплаты по контракту в 2018 году и уплатит всю сумму в следующем году. Однако бюджетные обязательства соотносятся с лимитами того года, в котором их нужно оплатить по условиям контракта. Поэтому доводы учреждения о том, что оно действовало в рамках лимитов на 2019 год, не были приняты судом во внимание. Проверяющие верно квалифицировали нарушение.
Вместе с тем в части неэффективности расходов на оплату пеней и судебных расходов суд с Казначейством не согласился. Учреждение не могло отказаться от потребления коммунальных услуг и при недостаточности лимитов вынуждено было пропустить оплату.
Поскольку учреждение не имело возможности исполнить обязательство с меньшим объемом средств, расходы на уплату пеней и оплату судебных расходов нельзя квалифицировать как неэффективные.
Новые материалы
Если документ отсутствует в вашем комплекте СПС КонсультантПлюс,
его можно заказать через сервис «Линия консультаций»
Тел.: +7(831) 418-58-74, e-mail: hotline@inform.plus