С 1 мая в госзакупках действует новая система запретов в отношении иностранных товаров
Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 616
Заказчикам теперь проще разобраться, как и в каких случаях применять запреты. Список запрещенных товаров во многом дублирует перечни из нескольких старых актов, но есть и новшества. Они не действуют в отношении закупок, начатых до 1 мая.
Какие товары попали под запрет
Как и ранее, запреты не касаются товаров из ЕАЭС, работ или услуг исполнителей из стран этого союза.
Запреты распространяются также на продукцию, поставляемую при выполнении работ или услуг, и товары, передаваемые в аренду или лизинг.
Важно: объединять в одну закупку товары из перечня и товары, не включенные в него, допустимо, только если они приобретаются в рамках гособоронзаказа.
Для «гражданских» закупок установили единый перечень, в который вошли:
- товары легкой промышленности. Список почти такой же, как в утратившем силу постановлении N 791 в части, касавшейся федеральных нужд. Вывели из-под запрета услуги по прокату, а также не относящиеся к частям обуви изделия резиновые по коду 22.19.73;
- продукция мебельной и деревообрабатывающей промышленности. Напомним, запрет, установленный постановлением N 1072, действовал до 1 декабря 2019 года. Теперь его вернули, при этом список не изменился;
- изделия станкоинструментальной промышленности. Раньше запрет применялся только при закупках для нужд обороны и безопасности. Теперь его придется учитывать всем заказчикам. Новый список изделий имеет довольно много отличий от перечня из постановления N 239. Так, в нем появились установки генераторные электрические и вращающиеся преобразователи (код 27.11.3), некоторые виды телекоммуникационной аппаратуры (код 26.51.44);
- продукция машиностроения, в отношении которой ранее был установлен запрет в постановлении N 656. В этом случае также не обошлось без новых позиций, например в список включены краны грузоподъемные стрелкового типа (код 28.22.14.125). Обратите внимание: в отношении автомобилей и колесных транспортных средств (п. п. 73–75, 83, 109–112 нового перечня) запреты вступят в силу с 1 июля. Однако до 30 июня к этому виду продукции будет применяться постановление N 656;
- ряд других товаров, в отношении которых ранее были установлены только условия допуска, в частности шины и покрышки (код 21.11.1), бумага и картон (код 17.12).
Запрет на допуск к закупкам спортивного огнестрельного оружия, запчастей и боеприпасов к нему отменили.
При закупках для нужд обороны и безопасности запреты установлены на все иностранные товары, а также работы и услуги, выполняемые иностранными лицами. Постановление N 239 утратило силу.
Когда можно не применять запреты
Запреты не действуют, в частности при закупках:
- товара, который не производится на территории РФ. Это нужно подтвердить разрешением Минпромторга, которое можно будет получить через государственную информационную систему промышленности. При закупках для нужд обороны и безопасности товаров, не указанных в новом перечне, а также работ и услуг заказчик сам подтверждает, что в России они не производятся;
- одной единицы товара стоимостью не более 100 тыс. руб. или совокупности таких товаров на общую сумму не более 1 млн руб. (не применимо к товарам из п. п. 1 – 7, 124 и 125 нового перечня);
- продукции определенного товарного знака, чтобы обеспечить совместимость с имеющимися у заказчика товарами (не применимо к товарам из п. п. 67–71 нового перечня);
- запчастей и расходных материалов к оборудованию, указанному в п. п. 47–51 нового перечня, если необходимо соблюсти требования технической документации.
Как участники должны подтверждать происхождение товара
Подтверждением того, что продукция не подпадает под запрет, является выписка из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции. Эти правила не касаются принятой на вооружение военной техники и некоторых других товаров.
Вести оба реестра будет Минпромторг после того, как утвердит необходимые документы.
Дополнительные требования к участникам
Заказчик должен установить дополнительные требования к участникам, если речь идет о закупке товаров, указанных в п. п. 1–7, 124 и 125 нового перечня. Участники обязаны использовать материалы или полуфабрикаты из государств, входящих в ЕАЭС. Подтверждающие документы должны быть представлены на этапе исполнения контракта. Доптребование не действует, если в ЕАЭС материалы и полуфабрикаты не производят.
Правительство установило дополнительные ограничения на госзакупки иностранных товаров
Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 «Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
Кабмин определил новый перечень из 174 видов товаров и правила, которые нужно учитывать при их закупках. Изменения вступили в силу с 1 мая, однако они не затрагивают процедуры, начатые до этой даты. Расскажем, когда устанавливать ограничения, как это сделать, какие документы требовать от участников.
На какие товары ввели ограничения
В перечне есть продукция, которая требуется практически всем заказчикам. Среди самых распространенных товаров можно назвать:
- блокноты и записные книжки;
- принадлежности канцелярские из пластмассы, а также из бумаги или картона;
- средства моющие и стиральные;
- цемент.
- Есть также позиции, которые придется учесть отдельным заказчикам:
- музыкальные инструменты (22 позиции);
- спортивный инвентарь (7 позиций) и спортивное нарезное оружие (за некоторыми исключениями). Напомним, запрет на закупку такого оружия отменили;
- медицинская мебель, включая хирургическую, стоматологическую и ветеринарную. Напомним, ранее ограничения распространялись только на медицинские функциональные кровати.
Что учесть заказчику при подготовке извещения и документации
Ограничения действуют в отношении товаров, которые происходят из стран, не входящих в ЕАЭС.
Не применяйте их, если в отношении иностранных товаров установлен запрет на допуск.
Ограничения нужно устанавливать как при закупке товаров, так и при закупке работ и услуг, если в ходе их выполнения заказчику будет поставлена продукция из перечня.
Не объединяйте в одну закупку товары, включенные и не включенные в перечень. Запрещено закупать вместе музыкальные инструменты и звуковое оборудование, входящие в различные производственные группы, а также другие отдельные виды промышленных товаров.
Установите условия допуска, если товар включен в перечень Минфина.
Какие документы должен представить участник
Участник вправе рассчитывать на неприменение к нему ограничений, если товар:
- включен в реестр российской промышленной продукции;
- имеет сертификат СТ-1.
При подаче заявки участник обязан выполнить одно из условий:
- предоставить информацию о включении товара в реестр российской промышленной продукции и согласиться с условием о предоставлении на этапе исполнения контракта выписки из реестра;
- согласиться с условием о предоставлении на этапе исполнения контракта копии сертификата СТ-1.
С 11 мая можно устанавливать повышенные авансы при некоторых госзакупках
Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 630 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2019 г. N 1803 и о приостановлении действия отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»
Госзаказчики смогут устанавливать аванс в размере до 50% включительно от суммы контракта, заключаемого в 2020 году для федеральных нужд.
Речь идет о случаях, для которых сейчас предусмотрен предел в 30% (абз. 2 пп. «а» и пп. «б» Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета). При этом для строительных контрактов на сумму более 600 млн. руб. предел общего объема авансирования по-прежнему будет составлять 70%.
Кроме того, появится возможность предусмотреть аванс в контрактах на закупки для федеральных нужд товаров и услуг, по которым сейчас авансирование запрещено. Этот запрет приостановлен до конца года.
Аванс не более 50% можно будет предусмотреть и в контрактах на строительство региональных и муниципальных объектов, если для их финансирования региону выделены субсидии из федерального бюджета.
Участники госзакупок теперь могут видеть сведения из реестра банковских гарантий в ЕИС
Информационное сообщение ЕИС от 06.05.2020
С 6 мая участники закупок в личном кабинете ЕИС могут:
- отслеживать в онлайн-режиме включение банками в реестр информации о выданных им гарантиях для участия в открытых электронных процедурах;
- проверять в реестре наличие гарантий, выданных под обеспечение исполнения контракта или гарантийных обязательств.
Напомним, что госзаказчик не примет банковскую гарантию, если ее нет в реестре.
ПРОЕКТ: Унификация продолжается: в Законе N 44-ФЗ хотят закрепить единые условия допуска иностранных товаров
Проект Федерального закона N 952189-7 «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 06.05.2020)
Ранее правительство систематизировало правила применения запретов и ограничений для иностранных товаров в госзакупках. Новый законопроект предусматривает условия допуска для всех иностранных товаров, работ и услуг. Расскажем, как это будет работать.
В каких случаях участники смогут получить преимущества
Новые условия допуска будут касаться всех товаров, работ и услуг, без привязки к каким-либо перечням.
Из текста законопроекта не совсем понятно, каким именно заявкам планируют предоставлять преимущества. С учетом пояснительной записки полагаем, что ориентироваться нужно на следующие условия:
- заявки участников соответствуют требованиям документации и извещения;
- товары из ЕАЭС (работы, услуги, выполняемые лицами из ЕАЭС) составляют не менее 50% стоимости всех предложенных участником товаров, работ и услуг.
Дополнительные условия допуска правительство сможет установить для позиций, по которым нет запрета на допуск иностранных товаров.
Как предлагают применять условия допуска
Общий принцип применения условия допуска останется прежним.
При проведении аукциона контракт заключат по цене, предложенной победителем, если он соответствует перечисленным выше условиям. Если же он предложит товары не из стран ЕАЭС (выполнение работ, оказание услуг лицами не из ЕАЭС), цену контракта снизят на 15% от предложенной им цены.
При проведении конкурса, запроса котировок, запроса предложений соответствующий условиям участник получит такие преимущества:
- для рассмотрения и оценки заявок по критерию «цена контракта» предложенную им цену снизят на 15%;
- контракт при этом заключат по той цене, которую предложил победитель.
В каких случаях преимущества не будут действовать
Исключения, при которых преимущества не будут предоставлены, также сформулированы неоднозначно. На наш взгляд, условия допуска не будут применять, если:
- закупка не состоится и контракт будут заключать с ее единственным участником;
- не соблюден необходимый предел евразийских товаров (работ и услуг, выполняемых лицами из ЕАЭС) в 50% от стоимости всех предложенных в этой заявке товаров, работ и услуг;
- во всех заявках нет предложений о поставке товаров из ЕАЭС (выполнении работ, оказании услуг лицами из ЕАЭС);
- во всех заявках нет предложений о поставке иностранных товаров (выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами).
Когда ждать поправок
Законопроект внесен в Госдуму 6 мая, однако изменений не придется долго ждать. Планируется, что новые условия допуска заработают уже 1 июля 2020 года.
УФАС не стало включать в РНП поставщика, нарушившего госконтракт из-за коронавируса
Решение Ярославского УФАС России от 15.04.2020 по делу N 05-03/47П-20(76-43) Об отказе во включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков.
По условиям госконтракта организация должна была партиями поставлять товар по заявкам заказчика с 25 июня 2019 года по 29 мая 2020 года. На исполнение заявки у поставщика было 5 рабочих дней с момента ее получения.
По январской заявке заказчика организация поставила медицинские маски и шапочки, а в феврале исполнить заявку уже не смогла. В ответ на повторную заявку поставщик сообщил в письме, что в связи с опасностью эпидемии коронавируса в ближайшее время поставок медицинских масок не будет. Другие позиции организация поставила позже.
Заказчик расторгнул контракт в одностороннем порядке и направил в контрольный орган сведения для включения поставщика в РНП. В ответ на запрос УФАС организация направила письменные пояснения и переписку с поставщиками масок, которая подтверждала, что поставка масок приостановлена на неопределенный срок.
УФАС не включило поставщика в РНП по следующим причинам:
- до возникновения ситуации с коронавирусом он без нарушений выполнял условия контракта;
- даже в условиях сложившейся в стране ситуации поставщик предпринимал необходимые действия для исполнения своих обязательств, в том числе оперативно связывался с другими поставщиками;
- поставщик частично исполнил заявки, на основе которых заказчик расторгнул контракт и направил сведения для включения в РНП.
Напомним, ФАС, Минфин и МЧС признали распространение коронавируса обстоятельством непреодолимой силы.
Суды: поставщик по госконтракту обязан знать, каким ГОСТам должен соответствовать товар
Постановление АС Дальневосточного округа от 24.03.2020 по делу N А04-3478/2019
Госзаказчик не принял поставку масок дорожных знаков, так как они не соответствовали ГОСТу 32945-2014. Поставщик отказал в замене, так как товар соответствовал ГОСТу 52290-2004, указанному в спецификации к контракту, и обратился в суд.
В суде по результатам экспертизы выяснилось: два указанных ГОСТа противоречат друг другу, поэтому товар не может соответствовать требованиям обоих стандартов. Товар не соответствовал ГОСТу 32945-2014, использовать его было невозможно, поэтому суд встал на сторону заказчика.
Апелляционная инстанция отменила это решение: в контракте не было требования о соответствии товара ГОСТу 32945-2014. Заказчик некорректно описал объект закупки и не может отказаться от оплаты товара.
Но окружной суд посчитал иначе. Использовать поставленный товар невозможно, так как он не соответствует действующему обязательному стандарту, то есть не имеет потребительской ценности. По условиям контракта поставщик должен соблюдать все нормативы, обязательные для товара на дату поставки и приемки. С учетом специфики товара поставщик не мог не знать, что требования к такому товару являются обязательными и не могут допускать вариативности по соглашению сторон. Он мог направить запрос о разъяснении документации при участии в закупке и уточнить требования к товару, но не сделал этого.
Отметим, что ранее такую позицию высказывал Верховный суд.
Если документ отсутствует в вашем комплекте СПС КонсультантПлюс,
его можно заказать через сервис «Линия консультаций»
Тел.: +7(831) 418-58-74, e-mail: hotline@inform.plus