С 12 мая изменился режим работы судов
Письмо Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 07.05.2020 N СД-АГ/667 «О деятельности судов и органов Судебного департамента в полном объеме с 12 мая 2020 года»
Судебный департамент при ВС РФ предложил судам с 12 мая возобновить работу в полном объеме. Суды должны соблюдать установленные на период распространения коронавируса санитарно-эпидемиологические требования, а также условия режима повышенной готовности в конкретном регионе.
Анализ информации на сайтах различных судов позволяет выделить следующие общие требования:
- чтобы попасть в здание суда, нужно быть в маске или респираторе. В судах, расположенных в Москве, включая Верховный суд, также обязательно ношение перчаток;
- у всех посетителей судов измеряют температуру, также может осуществляться обработка рук антисептиком. При наличии высокой температуры или иных признаков респираторных заболеваний вход воспрещен;
- в суды допускаются только участники процесса. При этом устанавливаются правила, позволяющие соблюсти требования социального дистанцирования. Например, зайти в суд можно не ранее чем за определенный интервал времени до начала заседания;
- как правило, сохраняется требование подавать документы только почтой или через интернет.
Есть и особые требования, устанавливаемые в конкретных судах:
- не более одного представителя от каждого участника процесса (АС Северо-Западного округа);
- подтверждение прохождения двухнедельного карантина для участников, прибывших из Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга (АС Уральского округа).
Отметим, что не везде суды начали рассматривать все дела. Так, ограничения по категориям рассматриваемых дел сохраняются до конца мая в судах общей юрисдикции Москвы.
Рекомендуем уточнить на сайте интересующего вас суда особенности его работы.
Утвержден перечень мер поддержки системообразующих организаций и правила их предоставления
Постановление Правительства РФ от 10 мая 2020 года N 651 «О мерах поддержки системообразующих организаций»
Меры поддержки предоставляются системообразующим организациям в форме:
- субсидий в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат (части затрат) в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг;
- отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам;
- государственных гарантий Российской Федерации по кредитам или облигационным займам, привлекаемым системообразующими организациями в рамках мер, направленных на решение неотложных задач по обеспечению устойчивости экономического развития.
Системообразующие организации могут претендовать на получение одной или нескольких мер поддержки при условии их соответствия совокупности следующих критериев:
- системообразующая организация не является иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля прямого и (или) косвенного участия иностранных юридических лиц в совокупности превышает 50 процентов. Такой критерий может не учитываться в случае принятия соответствующего решения Правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики;
- проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности системообразующей организации и выполнена оценка ее финансовой устойчивости (стресс-тест);
- системообразующая организация на дату подачи заявления о предоставлении мер поддержки имеет недоимку по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит, которые реструктурированы в соответствии с законодательством РФ, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах) в совокупности не превышающую 10000 рублей, а также не имеет просроченной задолженности по возврату в федеральный бюджет субсидий (бюджетных инвестиций), предоставленных в том числе в соответствии с иными нормативными правовыми актами.
Для получения мер поддержки системообразующая организация направляет заявление в отраслевой орган и Минэкономразвития России (приводится порядок заполнения заявления и перечень прилагаемых к нему документов).
Определена процедура рассмотрения заявления отраслевым органом и штабом Межведомственной комиссии, а также порядок принятия решения о предоставлении мер поддержки.
С 11 мая действуют обновленные стандарты эмиссии ценных бумаг
Положение Банка России от 19.12.2019 N 706-П «О стандартах эмиссии ценных бумаг»
Обзор: «С 11 мая начнут действовать обновленные стандарты эмиссии ценных бумаг» (КонсультантПлюс, 2020)
ЦБ РФ выпустил новое положение о стандартах эмиссии ценных бумаг. Это потребовалось в связи с тем, что с начала 2020 года начали действовать изменения, упростившие данную процедуру. Рассмотрим некоторые стандарты, которые детализируют эти поправки и устанавливают общие требования к эмиссии ценных бумаг.
Когда можно не регистрировать проспект ценных бумаг
Эмитент сможет представить в ЦБ РФ или биржу уведомление о составлении проспекта ценных бумаг (без его регистрации), если на дату подачи уведомления будут одновременно соблюдены следующие условия:
- эмитент создан не менее трех лет назад;
- в отношении него не введена процедура банкротства;
- в течение трех последних завершенных отчетных лет эмитент разместил ценные бумаги не менее трех выпусков (допвыпусков). При этом, например, регистрация каждого из них сопровождалась составлением и регистрацией проспекта ценных бумаг;
- ценные бумаги, в отношении которых составлен проспект, не являются акциями, ценными бумагами, конвертируемыми в акции, или облигациями субординированного облигационного займа;
- ЦБ РФ не направлял эмитенту в течение трех последних завершенных отчетных лет предписание устранить нарушения, связанные, в частности, с порядком или сроком раскрытия информации из проспекта ценных бумаг;
- уполномоченное лицо, подписавшее проспект ценных бумаг, в течение трех последних завершенных отчетных лет не привлекали к уголовной ответственности за внесение в проспект ценных бумаг заведомо недостоверной информации и за утверждение либо подтверждение проспекта ценных бумаг с такими сведениями.
Напомним, норма о возможности подавать указанное уведомление в Законе о рынке ценных бумаг действует с января текущего года. Однако для того, чтобы можно было ее использовать, ЦБ РФ должен был установить случаи подачи уведомления, а также его форму и требования к содержанию.
Какие новшества предусмотрены для регистрирующих организаций
Для регистраторов, бирж и центральных депозитариев заработает правило о сроках извещения ЦБ РФ о совершении ими регистрационных действий или получении уведомлений. Извещать нужно будет не позднее следующего рабочего дня с даты совершения соответствующих действий, поступления уведомлений. Сейчас в Законе о рынке ценных бумаг сроки не установлены.
Важно будет соблюдать и правила хранения документов, связанных с регистрацией выпусков (допвыпусков) ценных бумаг. Регистратору потребуется хранить, в частности, документы по каждому зарегистрированному им выпуску (допвыпуску) акций. Предусмотрены и другие правила хранения документов.
Другие изменения в работе с эмиссионными документами
ЦБ РФ установил, как в зависимости от способа размещения, например акций, составлять документ, содержащий условия этой процедуры.
Для предварительного рассмотрения документов, необходимых для госрегистрации выпуска (допвыпуска) ценных бумаг, эмитенту нужно будет их подать в ЦБ РФ в одном экземпляре. Исключений из этого правила нет.
В новых стандартах не фигурирует такой документ, как анкета эмитента. По действующим стандартам ее нужно представлять, в частности, для госрегистрации выпуска (допвыпуска) ценных бумаг. Для этой же процедуры больше не потребуется подавать, например, копию документа, подтверждающего госрегистрацию эмитента.
Установку ГЛОНАСС на автобусы и грузовики отложат на год
Постановление Правительства РФ от 28.04.2020 N 597 «О внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации»
Правила установки аппаратуры навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS на автобусы и грузовики, которые перевозят опасные грузы, не нужно будет применять до 31 мая 2021 года. Сейчас действие этих правил приостановлено до 31 мая текущего года.
Кроме того, до 30 июня 2021 года (а не до 30 июня этого года, как сейчас) отменят ограничение по перевозке групп детей на автобусах, которые выпущены больше 10 лет назад.
Такие отсрочки указаны в постановлении правительства, которое вступает в силу 8 мая. Оно поможет снизить административную нагрузку на транспортную отрасль, которая тоже пострадала от коронавируса.
Дочерним компаниям системообразующих организаций могут предоставить кредиты до 3 млрд руб.
Информация Минэкономразвития России от 07.05.2020
Минэкономразвития направило в правительство проект постановления, который обеспечит возможность кредитования дочерних компаний системообразующих организаций. Такие кредиты смогут выдавать на сумму до 3 млрд руб. с учетом общего размера кредита для всех аффилированных лиц.
Дочерним признается общество, если системообразующее предприятие в силу преобладающего участия в его уставном капитале имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом.
Проект предусматривает возможный сценарий изменения размера ключевой ставки. Так, в связи с недавним ее снижением с 6% до 5,5% фактически увеличивается и лимит в 400 млрд руб. помощи системообразующим компаниям в рамках 24 млрд руб., субсидируемых государством.
ПРОЕКТ: В Госдуму внесли проект о новых мерах поддержки экономики: обзор поправок
Проект Федерального закона N 953580-7
Для малого и среднего бизнеса предлагают увеличить срок уплаты большинства административных штрафов. Арендаторы недвижимости смогут отказаться от аренды без уплаты каких-либо платежей. Во время моратория на банкротство должники смогут получить судебную рассрочку. Правительство получит новые полномочия.
Увеличение срока уплаты административных штрафов
В 2020 году малому и среднему бизнесу планируют дать больше времени на выплату большинства административных штрафов (стр. 42—43 проекта). Максимальный срок для перечисления денег будет составлять 180 дней (сейчас по общему правилу — 60 дней) с даты, когда вступит в силу постановление о наложении штрафа или закончится отсрочка (рассрочка).
Этим послаблением смогут воспользоваться также руководители компаний и другие их работники, совершившие правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.
Новшество не коснется штрафов, в частности:
- за нарушения в области дорожного движения;
- нарушения правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
- невыполнение правил поведения при ЧС или угрозе ее возникновения;
- неуплату административного штрафа в установленный КоАП РФ срок.
Безнаказанный отказ от аренды недвижимости
Арендаторам любой недвижимости хотят дать право на отказ в одностороннем порядке от договоров аренды без уплаты каких-либо платежей, например компенсации связанных с этим убытков в виде упущенной выгоды (стр. 39—40 проекта). Для этого потребуется убедиться, что соблюдены следующие условия:
- договор заключен до того, как в 2020 году в регионе ввели режим повышенной готовности или ЧС (далее — РПГЧС);
- арендатор надлежащим образом исполнял свои обязанности до введения РПГЧС;
- ежемесячные доходы арендатора снизились более чем на 50% с момента введения РПГЧС.
Если эти условия выполнены, нужно будет направить арендодателю уведомление об отказе от договора.
Арендодателя обяжут вернуть арендатору обеспечительный платеж. Это не потребуется, только если после введения РПГЧС арендатор не исполнил (или исполнил ненадлежащим образом) обязательства, которые не связаны с выплатой арендных платежей.
Продление срока аренды публичной недвижимости
В текущем году арендодатель государственной или муниципальной недвижимости не сможет отказать добросовестному арендатору в продлении аренды на срок до одного года (стр. 38—39 проекта). Правило касается договора, заключенного на торгах до того, как в 2020 году в регионе ввели РПГЧС.
При продлении договора стороны могут согласовать новые условия аренды. Главное – чтобы они не ухудшали положение арендатора. Заключать допсоглашения будут без проведения торгов и оценки рыночной стоимости объектов аренды.
Планируется предусмотреть также отдельные положения о продлении аренды публичного земельного участка (стр. 40—42 проекта). До 1 марта 2021 года арендатор сможет потребовать увеличения срока действия договора. Период, на который можно будет его продлить, определит арендатор. Однако будет ограничение: срок не должен превышать продолжительность действия договора, согласованную сторонами до ее увеличения. Если же договор заключен больше чем на 3 года, то и продлить его можно будет максимум на 3 года. Условия продления следующие:
- договор заключен до того, как в 2020 году в регионе ввели РПГЧС;
- на дату обращения арендатора с указанным требованием срок действия договора не истек либо арендодатель не обращался в суд за расторжением договора;
- на дату обращения арендатора с указанным требованием у уполномоченного органа нет информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора неустраненных нарушениях законодательства при использовании такого участка.
Судебная рассрочка в период моратория на банкротство
Должник, в отношении которого действует мораторий на банкротство и введена (по его заявлению) процедура наблюдения или реструктуризации долгов гражданина, сможет обратиться в арбитражный суд за судебной рассрочкой (стр. 19 проекта). Для этого потребуется соблюсти ряд обозначенных в проекте условий.
Судебная рассрочка должна будет, в частности, предусматривать (стр. 20—21 проекта):
- изменение сроков исполнения просроченных на дату возбуждения дела о банкротстве обязательств;
- изменение сроков исполнения обязательств, подлежащих включению в реестр требований кредиторов, срок исполнения которых наступает в течение одного года с даты предоставления судебной рассрочки;
- исполнение указанных обязательств ежемесячно равными долями в течение одного года.
Новые полномочия правительства
Правительство сможет, например при введении РПГЧС, приостанавливать обязанности туроператора по возврату заказчикам денег за туристский продукт. При этом туроператор должен будет предоставить заказчикам равнозначный продукт (стр. 11 проекта).
Кроме того, правительство, например при введении РПГЧС, сможет определять особенности:
- доставки обязательного экземпляра документов (стр. 5 проекта);
- отмены либо переноса бронирования места в гостинице или другом средстве размещения (стр. 10 проекта);
- исполнения договоров перевозки пассажиров по Воздушному кодексу РФ, Кодексу торгового мореплавания РФ, Кодексу внутреннего водного транспорта РФ, Уставу железнодорожного транспорта РФ (стр. 16—17, 24—25 проекта).
У правительства также появятся полномочия в 2020 году независимо от каких-либо обстоятельств определять особенности (стр. 37—38 проекта):
- регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений;
- организации предоставления госуслуг;
- проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме очного и очно-заочного голосования.
В проекте зафиксированы и другие полномочия правительства.
Пресса
Если документ отсутствует в вашем комплекте СПС КонсультантПлюс,
его можно заказать через сервис «Линия консультаций»
Тел.: +7(831) 418-58-74, e-mail: hotline@inform.plus