Об отмене ЕНВД
Вопрос: С какого периода отменяется ЕНВД, что вместо ЕНВД, какие заявления нужно подать для перехода на ПСН?
Кому: бухгалтеру
Актуально по состоянию на 20.05.2020г.
Ответ:
В соответствии с п. 8 ст. 5, Федеральный закон от 29.06.2012 N 97-ФЗ с 01.01.2021 положения гл. 26.3, «Налоговый кодекс Российской Федерации не применяются. С отменой ЕНВД организации и индивидуальные предприниматели вправе перейти на упрощенную систему налогообложения (далее — УСН), а индивидуальные предприниматели — на патентную систему налогообложения (далее — ПСН) или на уплату налога на профессиональный доход.
Формы заявлений о снятии с учета в качестве плательщика ЕНВД, формы уведомлений о снятии с указанного учета, а также порядок и сроки их направления налоговыми органами при добровольном переходе на иной режим налогообложения аналогичны предусмотренным для снятия с учета в качестве плательщика ЕНВД при прекращении деятельности.
Чтобы применять ПСН, подайте заявление в налоговую (п.2 ст. 346.45 НК РФ). Форма заявления, Порядок ее заполнения и Формат представления в электронной форме утверждены Приказом ФНС России от 11.07.2017 N ММВ-7-3/544@ «Об утверждении формы заявления на получение патента, порядка ее заполнения и формата представления заявления на получение патента в электронной форме».
Также ФНС России Письмом ФНС России от 18.02.2020 N СД-4-3/2815@ направила рекомендуемую форму заявления, в которой учтены изменения порядка расчета налога на ПСН в случаях, когда патент выдается на срок менее одного календарного года. В Письме сообщается, что ИП вправе подать заявление на получение патента по одной из указанных форм.
Дополнительная информация:
Путеводитель по налогам. Практическое пособие по ЕНВД
Готовое решение: Какие специальные налоговые режимы применяют ИП (КонсультантПлюс, 2020)
Об отсутствии уведомления в ИФНС о применении УСНО
Вопрос: В 2019 году ИП встал на учет и забыл объявить, что выбрал УСНО. В течение года платил авансовые платежи по УСНО (доходы), в 2020 году сдал декларацию по УСНО, которую ИФНС приняла. После принятия декларации пришло сообщение, что ИФНС не видит уведомление о выборе системы налогообложения.
Кому: руководителю, бухгалтеру
Актуально по состоянию на 20.05.2020г.
Ответ:
Чтобы применять этот спецрежим на законных основаниях, «упрощенцы» должны подать в установленный срок соответствующее уведомление по утвержденной ФНС форме. С точки зрения закона, альтернативы этому документу нет.
О своем намерении перейти на УСНО с начала налогового периода (то есть с 1 января) или с начала деятельности налогоплательщики сообщают в ИФНС посредством подачи уведомления по форме 26.2-1, утвержденной Приказом ФНС России от 02.11.2012 N ММВ-7-3/829@ .
В уведомлении будущий плательщик «упрощенного» налога в обязательном порядке указывает объект налогообложения, с которого он намерен платить налог, – «доходы» или «доходы, уменьшенные на величину расходов» («доходы минус расходы») п.1 ст. 346.13, ст.346.14 «НК РФ (ч.2)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 24.04.2020).
При этом вновь зарегистрированные юридические лица и ИП обязаны подать в ИФНС уведомление по форме 26.2-1 в срок, установленный п. 2 ст. 346.13 НК РФ, – не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет.
В соответствии с пп. 19 п. 3 ст. 346.12 НК РФ организации и ИП, не уведомившие о переходе на УСНО в сроки, установленные п. 1 и 2 ст. 346.13 НК РФ, не вправе применять названный режим налогообложения.
Как подчеркнуто в Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22.04.2019 N Ф07-3501/2019 по делу N А26-9853/2018, в названной норме содержится императивное правило о запрете на применение специального режима в случае неуведомления о переходе на УСНО в установленные кодексом сроки.
Споры по вопросу о правомерности применения УСНО в связи с неподачей налогоплательщиками уведомления начались давно. Верховный суд обобщил судебную практику и в п. 1 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением глав 26.2 и 26.5 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018), указал следующее.
Налоговые органы обязаны своевременно осуществлять налоговый контроль и принимать меры в отношении состоящих на учете налогоплательщиков – требовать представления налоговой отчетности, блокировать операции по счетам, если отчетность не представлена (п. 2 ст. 22, пп. 1 и 5 п. 1 ст. 31, п. 2 ст. 32 НК РФ).
Поэтому если своим поведением в течение налогового периода инспекция фактически признала правомерность применения налогоплательщиком УСНО (в частности, не возражала против внесения им ежеквартальных авансовых платежей «упрощенного» налога и подачи декларации по нему), то она не вправе ссылаться на пп. 19 п. 3 ст. 346.12 НК РФ в обоснование изменения статуса налогоплательщика.
Иными словами, Верховный суд считает, что налоговый орган не вправе ссылаться на несвоевременность уведомления вновь созданным субъектом предпринимательства о выборе УСНО, если ранее фактически признал обоснованность применения специального налогового режима налогоплательщиком.
Руководствуясь обозначенной позицией Верховного суда, нижестоящие суды теперь признают незаконными действия налогового органа, выражающиеся в отказе признать за вновь созданными (зарегистрированными) налогоплательщиками право на применение УСНО с момента создания (регистрации), если в течение отчетных и налоговых периодов налоговый орган своим поведением фактически признавал правомерность применения ими УСНО.
Хотя прежде в случае неподачи налогоплательщиками уведомления по форме 26.2-1 суды нередко вставали на сторону налогового органа, указывая, что принятие налоговым органом деклараций по УСНО не может рассматриваться как подтверждение права на применение этой системы налогообложения.
Документы:
Приказ ФНС России от 02.11.2012 N ММВ-7-3/829@ «Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения»
п.1 ст. 346.13, ст.346.14 «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 24.04.2020)
Дополнительная информация:
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22.04.2019 N Ф07-3501/2019 по делу N А26-9853/2018
«Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с применением глав 26.2 и 26.5 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2019 N 09АП-1921/2019 по делу N А40-168017/18
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18.04.2019 N Ф08-1856/2019 по делу N А53-26072/2018
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 05.03.2019 N Ф10-49/2019 по делу N А14-21446/2017
Определение Верховного Суда РФ от 29.09.2017 N 309-КГ17-13365 по делу N А47-8188/2016
Определение Верховного Суда РФ от 26.10.2017 N 309-КГ17-15287 по делу N А50-29958/2016
Новые особенности оформления кассового чека
Вопрос: С какого числа надо ставить код товара на средства индивидуальной защиты в чеке в связи с последними изменениями в 54-ФЗ?
Кому: бухгалтеру
Актуально по состоянию на 20.05.2020г.
Ответ:
Для отдельных видов товаров, являющихся средствами индивидуальной защиты, в кассовом чеке установлена обязанность указывать реквизит «код товара». В нем указывается код товара, соответствующий форматам фискальных документов, обязательных к использованию, утвержденных ФНС России (пп. «б» п. 1 Постановления Правительства РФ от 21.02.2019 N 174). Перечень таких товаров и коды приведены в Приложении к Постановлению Правительства РФ от 16.04.2020 N 521.
Коды для каждой товарной позиции (в соответствии с утвержденным Перечнем) нужно указать в учетной программе или напечатать отдельно наклейки со штрихкодами и наклеить их на товар. А при продаже товара сканером считать код с наклейки.
Поскольку средства индивидуальной защиты не относятся к товарам, подлежащим обязательной маркировке, реквизит «код товара» (тег 1162) в печатной форме не отображается (прим. 21 к таб.20 Приказа ФНС России от 21.03.2017 N ММВ-7-20/229@ «Об утверждении дополнительных реквизитов фискальных документов и форматов фискальных документов, обязательных к использованию»).
Таким образом, коды товара печатать в чеке не нужно, но они обязательно включаются в электронную форму чека. Чтобы соблюсти новые требования, нужно обновить кассовое ПО. Обратитесь к специалистам, которые занимаются настройкой ККТ.
Начало действия редакции Постановления №174 — 28.04.2020.
Изменения, внесенные Постановлением Правительства РФ от 16.04.2020 N 521, вступили в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования (опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru — 20.04.2020).
Требования к указанию в реквизите «код товара» кассового чека и бланка строгой отчетности подлежат применению по истечении 3 месяцев с 28.04.2020г. только при осуществлении расчетов за товар, маркированный средствами идентификации. На СИЗ нормы п.4 Постановления №174 не распространяются, и налогоплательщики должны обеспечить выполнение установленных требований с даты вступления в силу новой редакции Постановления №174, с 28.04.2020г.
Дополнительная информация:
Готовое решение: Что должно быть в кассовом чеке (КонсультантПлюс, 2020)
Вопрос: В каких случаях в кассовом чеке (БСО) указывается код товара? (Консультация эксперта, ФНС России, 2020)
Два табеля в одной организации: допустимо ли это?
Вопрос: Допустимо ли в качестве первичного документа для оплаты труда применять, например, «Табель учета рабочего времени в выходной день» (с указанием фамилии, имена и отчества работников, таб. №, дата, кол-во отработанных часов, подпись работника кадровой службы). Достаточно ли перечисленных реквизитов, либо требуются еще?
Обязателен ли приказ руководителя для привлечения сотрудников к работе в выходной/праздничный день? Должны ли быть в нем поименованы все привлекаемые сотрудники?
Кому: кадровику, бухгалтеру
Актуально по состоянию на 20.05.2020г.
Ответ:
В качестве первичного документа по учету рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда допустимо использовать табель учета рабочего времени, в том числе при работе в выходной день.
По мнению Роструда, после вступления в силу Закона № 402-ФЗ негосударственные организации вправе использовать формы первичных учетных документов, разработанные ими самостоятельно, при этом требования к оформлению первичных документов должны соответствовать положениям законодательства о бухгалтерском учете.
Согласно ч. 4 ст. 9 Закона № 402-ФЗ руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, определяет формы первичных учетных документов с учетом обязательных реквизитов, указанных в ч. 2 ст. 9 Закона № 402-ФЗ, в том числе:
1) наименование документа;
2) дата составления документа;
3) наименование экономического субъекта, составившего документ;
4) содержание факта хозяйственной жизни;
5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события;
7) подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
Соответственно, работодатель имеет право модифицировать табель учета рабочего времени в пределах действующего законодательства по своему усмотрению.
Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится с их письменного согласия, если необходимо выполнить непредвиденные работы, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа организации или ее отдельных структурных подразделений (ч. 2 ст. 113 ТК РФ).
Некоторые категории работников должны быть ознакомлены с правом отказаться от работы в выходной и нерабочий праздничный день под подпись, даже если она связана со случаями, перечисленными в ч. 3 ст. 113 ТК РФ, нормы которой позволяют привлекать работников без их согласия. Иными словами, несмотря на положения ст. 113 ТК РФ, работодатель обязан ознакомить соответствующие категории работников с их правом отказаться от такой работы и в указанных случаях не вправе привлекать к ней тех, для кого данная работа запрещена или противопоказана по состоянию здоровья.
Следует обратить внимание, что запрашивать согласие у работника необходимо каждый раз перед его привлечением к работе в выходные и нерабочие праздничные дни. Отказ работников от данной работы не является дисциплинарным нарушением и не влечет для них никаких последствий.
Привлечение работников к работе оформляется приказом.
Унифицированной формы приказа о привлечении работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни нет. Работодатель вправе разработать ее самостоятельно. В приказе следует отразить:
- фамилии, имена и отчества всех работников, привлеченных к работе в выходной день;
- должности работников;
- дату (или даты) привлечения к работе;
- основание для привлечения сотрудников к работе в выходной день.
В графе «Основание» указываются также реквизиты документа, в соответствии с которым было получено согласие работника на такую работу. В случае привлечения работника к работе без его согласия отражается соответствующее основание (ч. 3 ст. 113 ТК РФ).
Кроме того, в приказе может быть указан вид компенсации за работу в выходной или нерабочий праздничный день (оплата или предоставление другого дня отдыха). Если способ компенсации заранее не определен, то после окончания работ издается приказ (распоряжение) либо об оплате не менее чем в двойном размере, либо о предоставлении другого дня отдыха.
Если работник, давший согласие на работу в выходной или нерабочий праздничный день, отказывается от ознакомления с приказом, то данный факт фиксируется в акте.
Документы:
«Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 24.04.2020)
Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О бухгалтерском учете»
Дополнительная информация:
Путеводитель. Выходные и праздничные дни (КонсультантПлюс, 2020) {КонсультантПлюс}
Необходимые условия для открытия торговых центров (ТЦ)
Вопрос: Когда можно будет открыть ТЦ?
Кому: руководителю
Актуально по состоянию на 20.05.2020г.
Для открытия ТЦ необходимо разрешение Губернатора, т.е. соблюдение трех условий, перечисленных в Указе Губернатора, с учетом Рекомендаций Роспотребнадзора.
Первое условие: Деятельность организации не относится к организациям, деятельность которых приостановлена, они перечислены в пунктах 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, Указа Губернатора Нижегородской области № 27 от 13.03.2020 (в редакции Указа Губернатора НО № 85 от 18.05.2020), а именно не могут работать в данный момент:
- объекты розничной торговли, за исключением аптек и аптечных пунктов, а также объектов розничной торговли в части реализации продовольственных товаров и (или) непродовольственных товаров первой необходимости;
- рестораны, кафе, столовые, буфеты, бары, закусочные и иные предприятия общественного питания, за исключением обслуживания на вынос без посещения гражданами помещений таких предприятий, а также доставки заказов; данное ограничение не распространяется на столовые, буфеты, кафе и иные предприятия питания, осуществляющие организацию питания для работников организаций, деятельность которых не приостановлена в соответствии с настоящим Указом;
- салоны красоты (в том числе парикмахерские), СПА-салоны, косметические и массажные салоны, солярии, бани, сауны, бассейны, фитнес-центры, и другие объекты физической культуры, аквапарки и иные объекты, в которых оказываются подобные услуги, предусматривающие очное присутствие гражданина;
- оказание стоматологических услуг, за исключением заболеваний и состояний, требующих оказания стоматологической помощи в экстренной или неотложной форме;
- деятельность по оказанию услуг гражданам по курению кальянов в ресторанах, барах, кафе и в иных местах;
- деятельность горнолыжных трасс, объектов массового отдыха, расположенных на курортах регионального и местного значения Нижегородской области;
- запрещается проведение на территории Нижегородской области любых массовых мероприятий (спортивных, зрелищных, деловых, публичных и иных) с очным присутствием людей, а также оказание соответствующих услуг, в том числе в парках культуры и отдыха, торгово-развлекательных центрах, на аттракционах и в иных местах массового посещения граждан.
- закрыты для посещения общественные территории и объекты (в том числе парковые комплексы, музейно-выставочные пространства, детские площадки, ночные клубы, театры, кинотеатры, детские игровые комнаты и иные развлекательные, досуговые и спортивные территории и объекты).
Приостановлено бронирование мест, прием и размещение граждан в санаторно-курортных организациях (санаториях), санаторно-оздоровительных детских лагерях круглогодичного действия, а также предоставление всех гостиничных услуг в пансионатах, гостиницах и прочих местах для временного проживания (ОКВЭД 55.1)
Второе условие: организация получила подтверждение на работу в порядке, установленном пунктом 8.2.Указа Губернатора Нижегородской области № 27 от 13.03.2020 года на портале nn-card «Карта жителя Нижегородской области».
Третье условие: касается следующих организаций:
- салонов красоты (в том числе парикмахерских),
- организаций розничной торговли непродовольственными товарами, не относящимися к товарам первой необходимости (при условии осуществления торговли без примерки),
- организаций общественного питания (за исключением столовых, буфетов, кафе и иных предприятий питания, осуществляющих организацию питания для работников организаций)
Эти организации смогут возобновить работу ПОСЛЕ ПЕРЕХОДА К ПЕРВОМУ ЭТАПУ СНЯТИЯ ОГРАНИЧЕНИЙ, введенных Указом Губернатора № 27 от 13.03.2020, переход будет осуществлен решением Главы региона, то есть Губернатором Нижегородской области.
Для перехода к первому этапу необходимо, чтобы эпидемиологическая обстановка соответствовала Методическим Рекомендациям Роспотребнадзора.
Данные организации должны будут соответствовать второму условию выше и следующим условиям:
- соблюдения ими всех требований Роспотребнадзора, в том числе, установленных п. 8.1. Указа Губернатора Нижегородской области № 27 от 13.03.2020, а также:
- оснащения зон приема посетителей (торговых площадей) и входной группы системой видеонаблюдения, отвечающей техническим требованиям, установленным министерством информационных технологий и связи Нижегородской области;
- подключения системы видеонаблюдения к системе видеоаналитики министерства информационных технологий и связи Нижегородской области (далее — Система видеоаналитики);
- обеспечения бесперебойной работы системы видеонаблюдения и передачи данных в Систему видеоаналитики.
Относительно установки видеокамер:
- должны появиться технические требования к системе видеонаблюдения организаций, регламент их подключения к Системе видеоаналитики, (еще не принято)
- должна будет обеспечена интеграция сервиса «Карта жителя Нижегородской области» (портал «nn-card.ru») с Системой видеоаналитики в части автоматического отзыва Подтверждений, выданных в порядке, установленном Указом Губернатора Нижегородской области от 13 марта 2020 г. № 27 «О введении режима повышенной готовности», при выявлении нарушений требований, установленных пунктом 8.1 данного Указа для соответствующих организаций, если такие нарушения зафиксированы Системой видеоаналитики.
- будет разработан порядок возмещения затрат салонов красоты (парикмахерских) на установку камер видеонаблюдения в размере 50% от суммы понесенных затрат, но не более 3000 рублей на одну камеру.
На первом этапе, если условия выполнены, в регионе могут быть разрешены:
- работа предприятий сферы услуг и торговли непродовольственными товарами. Последние должны соблюдать ряд требований (площадь торгового зала — не более 400 кв. м, отдельный вход с улицы, на каждого из присутствующих одновременно на объекте людей должно приходиться не менее 4 кв. м).
К требованиям относятся:
- оснащение зон приема посетителей (торговых площадей) и входной группы системой видеонаблюдения, отвечающей техническим требованиям, установленным министерством информационных технологий и связи Нижегородской области;
- подключение системы видеонаблюдения к системе видеоаналитики министерства информационных технологий и связи Нижегородской области (далее — Система видеоаналитики);
- обеспечение бесперебойной работы системы видеонаблюдения и передачи данных в Систему видеоаналитики.
На втором этапе:
- открываются объекты розничной торговли площадью зала до 800 кв. м с отдельным наружным (уличным) входом при условии ограничения одновременного присутствия посетителей (не более 1 на 4 кв. м), а также при условии закрытия примерочных зон и недопущения примерки одежды и обуви на торговых площадях; разрешается уличная торговля;
На третьем этапе:
- возобновляют работу прочие организации сферы услуг;
- организации розничной торговли работают без ограничения по площади и числу одновременно обслуживаемых посетителей, разрешается примерка одежды и обуви.
Документы:
Указ Губернатора Нижегородской области от 13.03.2020 N 27 (ред. от 18.05.2020) «О введении режима повышенной готовности»
«МР 3.1.0178-20. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. Методические рекомендации. Определение комплекса мероприятий, а также показателей, являющихся основанием для поэтапного снятия ограничительных мероприятий в условиях эпидемического распространения COVID-19″ (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 08.05.2020)
Напоминаем, что ответ носит информационный характер, ответственность за его применение компания «Информ-Плюс» не несет.
Если документ отсутствует в вашем комплекте СПС КонсультантПлюс, его можно заказать через услугу «Горячая линия» по тел.+7 (831) 418-58-74 или по электронной почте hotline@inform.plus.